-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

Скумбрия под шубой(вариант Селёдки под шубой) - (0)

Скумбрия под шубой( необычный вариант Селёдки под шубой)   Скумбрия под шубой( необыч...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12547
Комментариев: 64716
Написано: 139949


«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Суббота, 10 Июня 2017 г. 05:35 + в цитатник
Bo4kaMeda


Rembrandt van Rijn
Saskia as Flora 1634
Oil on canvas, 125 x 101 cm (transferred to new canvas)
The Hermitage, St. Petersburg

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов.


Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.


Алтарь Барди, Мадонна на троне, Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист. Деталь: Мария и младенец Христос
Сандро Боттичелли
180 × 185 см

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.


Ян ван Эйк
Благовещение

Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан (Альбрехт Дюрер «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»).


Праздник четок (Праздник розовых венков)
Альбрехт Дюрер 1506
162 × 194.5 см


Ирис — белый символизирует чистоту, синий — материнскую скорбь.



Дева с младенцем и четырьмя ангелами
Герард Давид

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема (1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом» (Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.


Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп
Ян Давидс де Хем
85 × 103 см

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема — «Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.


Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем, не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.


Портрет купца Георга Гиссе
Ганс Гольбейн Младший 1532
85 × 96 см




Мужской портрет
Ян ван Эйк




Мадонна с гвоздикой
Леонардо да Винчи 1478
67 × 42 см




Мужчина с розовой гвоздикой
Андреа Соларио




Портрет Помпеюса Окко
Дирк Якобс
54 × 66 см




Автопортрет
Отто Дикс

Интересно, что в случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. Например, чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом. Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху» (стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.


Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)
Альбрехт Дюрер 1493
56 × 44 см

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему «Месяцы» или «Времена года». Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре «Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных придворных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.


«Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов

Но что нам «скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит «Автопортрет с подсолнухом» Антониса ван Дейка! Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу (произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.


Автопортрет с подсолнухом
Антонис ван Дейк 1632
73 × 60 см


«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина


Вообще, появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.


Цветочный натюрморт в китайской вазе
Мария Сибилла Мериан


«Чудесный гость далекого Ирана»


«Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.


«Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота (1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов (только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Якоба де Гейна, Руланта Саверея, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах.


Ваза с цветами
Ян Давидс де Хем




Цветы
Ян Давидс де Хем




Цветочная композиция
Ян Давидс де Хем




Натюрморт
Ян Давидс де Хем




Корзина с цветами
Ян Брейгель Младший XVII век
68.3 × 47 см




Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры XVI век
123.2 х 94 д.,м.
Частное собрание




Флора в цветах
Ян Брейгель Младший
64 × 44 см




*кликабельно
Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Слух




*кликабельно
Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Зрение

И, конечно, рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные «письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность, подозрительность, и обман. Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение.

Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время, желание, порок, разврат, потерю невинности. А вот тюльпаны, памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания, торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.


Святое семейство под пальмой (Мадонна под пальмой)
Рафаэль Санти 1506
101.5 × 101.5 см

Одуванчик, из символа младенца Христа (на тондо Рафаэля изображен слева у края плаща Иосифа) трансформировался в трогательное напоминание о детстве, тоске по прошлому.

* * *

Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.


Бедная Лиза
Орест Адамович Кипренский
39 × 45 см

Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета «Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).


Орест Адамович Кипренский
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной 1823




Орест Адамович Кипренский
Цыганка с веткой мирта

А на портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.


Портрет танцовщицы Телешовой
Орест Адамович Кипренский
55 × 64 см



«Где весело, туда лети, из лучших роз богине Флоре венок сплети…»
Рубен Дарио


Цветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.



Ира
Тамара Лемпицка




Женщины
Тамара Лемпицка




Арлетт Букар с аронниками 1911
Тамара Лемпицка
91.5 х 55.5 х.,м.
Частное собрание




Каллы
Тамара Лемпицка


Тамара де Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. В картинах Джорджии О’Киф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Киф манифестацией «вечной женственности».



Розовый душистый горошек
Джорджия О'Киф 1940-е
101.6 × 76.3 см




Канна красная с оранжевым
Джорджия О'Киф 1922
50.8 × 40.6 см




Орхидеи
Джорджия О'Киф 1941
70.2 × 55.2 см




Красная канна
Джорджия О'Киф 1919
32.5 × 24.1 см




Дурман (Белый цветок №1)
Джорджия О'Киф 1932
121.9 × 101.6 см


У древних италийцев с приходом весны над миром властвовала юная богиня распускающихся цветов — Флора. Ренессанс воскресил наследие античности, и цветы окружили жизнерадостных Венеру и Флору. Богини участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну, обоняние или зрение, землю или огонь (Ян Брейгель Старший. «Обоняние»).


Весна (Примавера)
Сандро Боттичелли 1485
314 × 203 см



«Ладонь твоя росой окроплена, Раскрылся пальцев розовый бутон»
Данте Габриэль Россетти .



К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке — запертую энергию, примулы — символ юности, нарциссы — отражение мыслей.


Девушка со скрипкой
Данте Габриэль Россетти

Фиалки — символ скромности и верности. Так, на портрете своей жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун вкладывает в руки своей возлюбленной, разрушенной алкоголизмом, букет из увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда она лежит в постели разбитая лихорадкой, она выглядит прекрасной и молодой, как когда-то».


Портрет жены художника
Форд Мэдокс Браун 1872

Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля Россетти «Леди Лилит» (1867). Идею картины раскрывает сонет «Телесная прелесть»: «Спокон веков она мужей влекла, Улавливая души и тела В силки страстей, как в наши времена. Ей любы мак и томных роз цветы; Кого, Лилит, не зачаруешь ты, Твой поцелуй и сонных грез настой». Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.


Леди Лилит
Данте Габриэль Россетти 1873
96.5 × 85.1 см

Значение первоцвета изменяется в зависимости от окраски, но в картине Эдвина Лонгсден Лонга «Дочери нашей империи. Англия: первоцвета» (1887) желтый задуман как символ молодости и любви.


Серия Дочери Нашей империи
Эдвин Лонгсден Лонг 1887

Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.


Офелия
Джон Эверетт Милле 1852
111.8 × 76.2 см

И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.

Автор: Елена Настюк

artchive.ru

.
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 20 раз
Понравилось: 36 пользователям

соня_лифинская   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 05:47 (ссылка)
Спасибо Танечка.Доброе утро
Ответить С цитатой В цитатник
lora-46   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 07:15 (ссылка)
С благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Antiberlioz   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 09:18 (ссылка)
Благодарю! Картинка
Ответить С цитатой В цитатник
PEREMILA   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 09:49 (ссылка)
Спасибо за красоту.
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 13:35 (ссылка)
Потрясающе красивый пост!
Ответить С цитатой В цитатник
willynat   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 13:38 (ссылка)
Bo4kaMeda, прекрасная подборка! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Morskaja_-_Marishka   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 14:39 (ссылка)
СПАСИБО, ТАНЕЧКА! ХОРОШИХ ВЫХОДНЫХ!
Ответить С цитатой В цитатник
truskovalent   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 15:16 (ссылка)
Благодарю за пост. Цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
сандро_пятый   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 16:12 (ссылка)
Спасибо, Танечка!
_ПРЕКРАСНЫЙ_ПОСТ] (300x300, 327Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Суббота, 10 Июня 2017 г. 17:23 (ссылка)
весьма и весьма информативный пост) -

нащщёт всех этих цветочков-лепесточков -

очень интересно)..


обнимаю медовую)..
Ответить С цитатой В цитатник
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Воскресенье, 11 Июня 2017 г. 10:44 (ссылка)
Благодарю и желаю солнечного, летнего денечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Энери_Валеро   обратиться по имени Воскресенье, 11 Июня 2017 г. 16:42 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку