Правильный ответ на загадку
"Каменные тумбы" дали
Ptisa_Lucy,
Алопис,
Babushka-starushka,
Алхимик_58,
Brombenzol,
Николай Муравский,
Приятелка и
Наталия Ермилова на лире, а также
sams-lena и
delivron в жж, и в ВК -
Мария Шишкина.
Я - как петербургская каменная тумба
Анна Ахматова
Оговорим сразу тот момент, что речь шла именно о КАМЕННЫХ тумбах ВОЗЛЕ домов, потому что встречались ещё чугунные тумбы и кроме того тумбы одно время ставились вдоль тротуаров, но загадка касалась именно каменных возле домов. Поэтому ответ "для защиты углов подворотен" считается достаточным для правильного ответа.
Более развёрнутый ответ: каменные тумбы назывались колёсоотбойными. Они предназначались для защиты углов зданий от ударов осей колёс экипажей и телег. Колёсоотбойные тумбы вкапывались возле подворотен с обеих сторон арки: 2 со стороны улицы и 2 со двора. Обычно они были гранитные, простой формы, но встречались и чугунные. В отдельных случаях в такие тумбы были вмонтированы кольца, через которые продевали цепи - для перегораживания проезда.
Также колёсоотбойные тумбы ставились на улицах вдоль тротуаров для того, чтобы обозначить границу мостовой и защитить прохожих от проезжающих экипажей, а по некоторым (непроверенным) сведениям и для защиты дорожного покрытия.
Несколько читателей высказали версию, что эти тумбы служили также для привязывания лошадей. Причём трое из них ссылались на один и тот же весьма сомнительный, имхо, источник в сети, автор которого и сам не был уверен в том, что говорил. По-любому эта версия выглядит очень сомнительной, поскольку
1. к такой тумбе, если в неё не вмонтировано кольцо, нельзя надёжно привязать не только лошадь, но даже и болонку. Ни один велосипедист никогда не предпримет попытку привязать к такой тумбе свой велосипед. Она просто не приспособлена для привязывания.
2. тумбы стояли возле подворотен, и если бы даже к ним можно было привязать лошадь, то экипаж или телега неминуемо загораживали бы проход со двора. А предки едва ли приняли бы к повседневному использованию столь непрактичное решение.
3. на всякий случай я не поленилась и для очистки совести нашла материал о том, как следует привязывать лошадей. Это целая наука, потому что есл лошадь привязана не по правилам, она может травмироваться сама и навредить окружающим. В любом случае, любая коновязь устраивается так, что холка лошади и то, к чему её привязывают, должны находиться на одном уровне.
4. ну, и никаких других источников, подтверждающих эту версию, я не нашла. Если кто обнаружит, скидывайте в комменты.
Кстати, предположение насчёт того, что лошадей привязывали к тумбам, хоть и ошибочное, но даёт возможность подумать о том, каким образом привязывали в городских условиях лошадей, когда кучер должен был на какое-то время отлучиться. Я этого не знаю, во всяком случае, насчёт Питера. Про Одессу читала интересны версии. Если кто заинтересуется и разыщет ответ, тоже скидывайте в комменты.
Ну, и до кучи (вперемешку гранитные и чугунные, старые и новодел):