-неизвестно

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эвглен

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.03.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 24421


Школьный альбом - 7...

Среда, 25 Мая 2016 г. 15:24 + в цитатник

                                    Майя Новоженина (Негина)

Продолжение. Начало находится здесь: 1. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391095272/

2. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391165841//

3.  http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391218711//

4.  http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391275067//

5.  http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391370551//

6.  http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391414235//

О наших учителях

           Вернёмся к годам  плодотворной  жизни  посёлка.   За годы нашей  учебы было много замечательных  учителей, не все сохранились в памяти в силу давности лет или непродолжительной их работы. Некоторые имена  все-таки назову: Ирина Ивановна  Черемисина (Устюгова), историк, наш классный руководитель;  Владимир Никитович Дашков, потрясающий  математик и физик; Ольга Семёновна  Овчинникова -  руссовед; Галина Александровна (фамилию забыла) -  преподаватель англ. языка  и др. Не стремлюсь  перечислять всех запомнившихся, чтобы не обидеть ненароком кого-то. Скажу одно, в  девятом и десятом классах у нас  закрепились  самые лучшие,  авторитетные  педагоги по всем предметам. Они вкладывали в наши головы и души не только учебные материалы, но и много говорили о жизни вообще, о литературе, музыке, искусстве. При отсутствии теперешнего  телевидения  (да и обычные газеты были не в каждом доме), мы знали, что происходит в стране, в мире, нас приучали пользоваться и регулярно посещать библиотеку в Доме культуры , где всегда были свежие газеты и журналы. По заданию учителей  в  выходные дни  мы с интересом  слушали познавательные передачи  по радио,   концерты МАСТЕРОВ   ИСКУССТВ,   радиоспектакли   в исполнении знаменитых артистов.  Потом  устраивали бурные диспуты или писали  сочинения.   В будние дни  по вечерам  мы  читали  хорошие книги, благо библиотека была очень богатая,  (комбинат  купил целиком из национализированного имущества каких-то русских князей  и подарил Дому Культуры).  Может быть  поэтому, когда пришла пора выбирать профессию, мы твёрдо знали, чего хотим. У нас всё ещё было впереди.  Не смотря на весьма скромные доходы родителей, мы мечтали о будущем, о непременном получении дальнейшего образования. Мы были по-своему счастливы. И благодаря учителям, мы были готовы к самостоятельной жизни за пределами семьи и школы,  умели «видеть»  что такое хорошо, а что такое плохо. Абсолютное большинство из нас  закончили высшие и средне технические учебные заведения  и стали отличными специалистами в избранных профессиях,  получили заслуженный рост в карьере, отмечены государственными наградами и почётными званиями.      

    С огромной благодарностью вспоминаю  преподавателя математики и физики – Владимира Никитовича Дашкова.   Долгое время в школе не было постоянного математика, случайные педагоги надолго не задерживались, страдали наши знания.  До восьмого класса по математике и физике я была весьма  посредственной ученицей.  Случайные преподаватели этого предмета обычно пренебрежительно относились к таким  ученикам, особенно девочкам,  «мол,  очередная  посредственность,  чего от неё добьёшься» и равнодушно ставили очередную, в лучшем случае тройку. Такие проблемы были не только у меня, мы просто мирились со своей  «тупостью» и старались всячески избегать контактов с преподавателем. Удалось  отвертеться  на  тройку, и, как мышь,  поскорее прячешься за спины товарищей. В девятом классе у нас появился новый  педагог, выпускник  ВУЗа.  Это был молодой преподаватель Владимир Никитович Дашков. Посмотрел он на наши «способности», ужаснулся  и за короткое время прошёл с нами все главные  азы алгебры, геометрии  и тригонометрии  за все предыдущие классы и ввёл в текущие темы.      Для меня это стало открытием. «Мёртвые» зоны исчезли, всё легко стало решаться и пониматься. В десятом классе для меня уже не решаемых задач почти не было. В трудных «заковыристых» задачах я с интересом, с каким-то фанатизмом долго ломала голову, ложилась спать, а задача продолжала кружиться в голове, мешая заснуть. Иногда просыпалась утром с готовым решением заковыристой  задачи.  Эти свои достижения  я с благодарностью отношу к педагогическому таланту Владимира Никитовича. Это он, зная свои предметы в совершенстве, сумел дать нам главное быстро и доходчиво.  Кто хотел, тот воспользовался  его педагогическим  подарком.  Не знаю, был ли это какой-то новаторский метод педагога или просто его личное мастерство.  Благодаря  ему,  я  вдруг  полюбила его предметы.  

     Второй немаловажный для меня этап учёбы в школе или скорее профессиональный талант  другого учителя разбудил дремавшие во мне способности.  С седьмого класса  у нас появились уроки черчения.  Ранее это было просто рисование,  а  теперь вдруг  – техническое черчение, для меня слишком  занудное, требующее терпения, аккуратности и трудолюбия. Я страшно не любила сам процесс создания чертежей, особенно тушью.  Скучно,  долго и трудоёмко, никакой мысли в голове. И тут появился новый преподаватель,  Михаил Григорьевич (кажется Тимченко). Просто вычерчивать квадратики, кружочки, винтики, гаечки ему, видимо, как и мне, было  скучновато и он стал давать нам, чаще в неурочное время, элементы «Начертательной геометрии».             Выглядело это каким-то свободным моделированием:  с одним карандашиком,  листочком бумаги и  маленькой линеечкой  в руках, ты включаешься в процесс   колдования над геометрической фигурой, в результате которой можешь вычислять какие-то нужные тебе параметры.  (  Точнее она  именуется методикой  построения сложных сечений взаимно пересечённых пространственных фигур в нескольких проекциях). Это элементы начертательной геометрии, как выяснилось позже -  ВУЗовский предмет,  в школах обычно не преподавался.  Михаил Григорьевич  так азартно демонстрировал технику построения и удивлял меня. Мне было интересно, как это после определённых манипуляций начинают вырисовываться  чёткие  контуры сечения.  Простым взглядом его не выделишь  и не уяснишь.  А тут – по определённым  правилам  «поколдуешь»   линиями  в трёх проекциях.  И – вот оно, это сечение  с чётким контуром и размерами!   Я заинтересовалась.  Дома я строила по его заданию всякие хитроумные задачки и радовалась, когда получалось. При неудачах он терпеливо объяснял, поправлял и тоже радовался вместе со мной. Пусть это мелочь и вроде бы не стоит внимания. Но для меня лично это было маленькое открытие и стимул пошевелить мозгами,  развить в себе  пространственное мышление,  очень понадобившееся мне  позже,  при изучении в институте систем подземной разработки рудных  полезных  ископаемых,  где очень  важно  владеть  пространственным  мышлением. Там всё скрыто под  землёй:  и само  рудное тело, и подземные выработки, позволяющие удобно подобраться  к нему для производства  выемки  полезного ископаемого с наибольшей полнотой и  с соблюдением  всех  норм и правил безопасности и сохранения  устойчивости массива. При проектировании всё это  надо было  предположить  и  «увидеть» мысленно, запроектировать  горные выработки в наиболее рациональном месте.  Владение пространственным мышлением  и методикой такого черчения позволяло сделать это правильно.  А потом ещё он научил меня  методике  ГРАФИЧЕСКОГО  вычисления  ТОЧНЫХ  объёмов  перемещаемых пород в массиве.   Например,  на склоне  горы надо методом направленного взрыва переместить определённый объём пород  да при этом не нарушить целостность  создаваемого уступа.  Для этого, графически определяешь перемещаемый объём пород  и,   затем  уже,  с учётом  физико-механических свойств  их,  вычисляешь  место расположения  и количество скважинных зарядов.  Если всё правильно рассчитал, взрыв пройдёт аккуратно, уступ  образуется идеальным  и сброшенные породы  «лягут»  куда надо.  Спасибо  Михаилу Григорьевичу, он,  не ведая сам ни о каком горном деле,  помог  мне,  как будущему горному инженеру,  научиться  методами  начертательной геометрии  управлять  технологическими процессами в горном деле.   Это большая заслуга школьного педагога.  Я безмерно благодарна  школьному учителю за такие уникальные познания, пригодившиеся в моей будущей  профессии.       Где они сейчас - Владимир Никитович и Михаил Григорьевич? Как сложилась их дальнейшая судьба и карьера? Не удалось найти.

     Когда с  пятого  класса  началось предметное преподавание,  у нас  появилась  учительница по географии,  которая и стала нашим первым  классным  руководителем.  Это была -   Зинаида Максимовна  Дубодел (Сотникова). Она пришла в наш класс в 1947 году после окончания пединститута такая молоденькая, улыбчивая, с огромными сияющими глазами, а мы,  неуклюжие «гадкие утята» смотрели на неё с восхищением. Она, преподавая географию,  много рассказывала о путешествиях, диковинных уголках земного шара. Много возилась с нами по внеклассной работе.  Более 50 лет проработала Зинаида Максимовна в Хинганской школе, сколько сотен выпускников состоялось под её руководством? Но нас,  своих самых первых учеников,  она помнила поимённо  и  любила  как «первое своё дитя», гордилась  нами, что все получили образование, нашли своё твёрдое место в жизни, стали хорошими специалистами, семьянинами. Осталась в Хинганске  навсегда. Грустила,  что все разъехались и редко бывали в родной школе.      Зинаида Максимовна  только с сентября 2000 года ушла на заслуженный отдых. Скучала  по школе, по всем своим ученикам и очень радовалась, когда получала  весточку от кого-то из них. Из всех прежних учителей, она единственная, кто проработал в нашей школе почти с основания её. Мы поддерживали с ней  связь в переписке и по телефону, были  «в курсе»  событий  в посёлке и школе.      Сын Зинаиды Максимовны , Вячеслав Иванович Сотников закончил Ленинградскую лётную академию, живёт и работает в г. Ростов-на-Дону. Есть внуки Серёжа и Наташа. Сын регулярно навещал  маму в Хинганске,  делал  ремонт в её квартире,  чинил  бытовые приборы. Раньше она регулярно выезжала к сыну и жила  у него  по 4-5 месяцев. Но постоянно жить там не могла, жара летом за +40° С,  здоровье не позволяет.   Последние годы состояние её здоровья сильно изменилось, переезды куда-либо ей противопоказаны. Сын  перевозил её на временное проживание у родственников в Райчихинске,  но пришлось вернуть в Хинганск.  По  настоянию врачей и по  её желанию  устроил  маму  жить в Хинганский Дом Ветеранов, где она в хороших условиях,  в общении  с бывшими коллегами , подругами  и закончила свой жизненный путь  чуть больше года назад. Сын прилетал на похороны.

       Эстафету от Зинаиды Максимовны в девятом классе приняла наш последний,  выпускной, классный руководитель - Ирина Ивановна Черемисина (Устюгова) .  Преподавала историю. Сама ещё совсем молодая, но на полном серьёзе  готовила нас к взрослой жизни,   журила  за ленцу, за  расхлябанность  и несерьёзность, учила дружить и уважать товарищей, правильно оценивать свои силы. Авторитет  и уважение она приобрела   самый высокий.  Мы страшно переживали, если Ирине Ивановне не нравился свершённый нами поступок.  А в  затруднительной ситуации мы бежали к ней за советом.  После  НАШЕГО  выпуска  что-то сломалось  у наших преподавателей-предметников, многие ушли из школы, школа как бы опустела.   Уехала  насовсем и Ирина Ивановна. В одном из  «прощальных»  писем  Ирины Ивановны  Нине Бутиной  она написала: «Через год после вашего выпуска почти все преподаватели-предметники , отработав положенные 3 года по «Направлению»,  ушли из школы, поразъехались поближе к родным домам.  Иду на урок и думаю,  вот сейчас увижу ваши развесёлые  «рожицы». Но их нет. Очень все скучали по вашему классу».   На 25-летие мы встречались в Хинганске в июле 1978 г.  Приезжала и Ирина Ивановна.  Встреча получилась замечательная (об этом чуть ниже).  Планировали последующие  «Встречи».  Но изменилась финансово-экономическая обстановка в стране, разъезжать на далёкие расстояния стало накладно и физически тяжело.   К 50-летию  выпуска (2003 год)  вместо реальной встречи в Хинганске  мы  «заочно» выпустили  «Школьный Альбом»  с  текстом  и собранными фотографиями, разослали всем  живущим ныне, в том числе и  Ирине Ивановне. Она очень тяжело  болела на тот момент, была  «прикована» к постели.    Прочитав альбом, она встрепенулась,  заново воспряла  духом,  превозмогая боль,  сумела сесть  самостоятельно  и продолжила читать и перечитывать Альбом, с любовью и заинтересованно  разглядывала фотографии разных лет нашей жизни.   Мысленно она вновь и вновь  возвращалась в самые лучшие  годы начала своей педагогической работы, помнила поимённо своих первенцев, разглядывала каждое наше  фото, гладила рукой любимые лица,  шептала что-то и снова читала и читала  информацию о каждом, смаковала рассказанные в Альбоме  эпизоды о наших школьных  проделках.  И всё время шептала: «Родные мои, вы помните меня! Какое счастье!» Об этом рассказывала мне её дочь, ухаживавшая за ней.  Ирина Ивановна  писала мне восторженные письма.   Наплевав   на  «болячки», выбралась  из постели.   Справившись  поскорей  с обязательными текущими делами,  вновь брала в руки альбом, читала и перечитывала   и  с нетерпением ждала моих ответных писем.  На склоне лет  у нас  с ней разразилась бурная переписка  на несколько лет,  вплоть до последних месяцев  её жизни , когда она получила тяжёлую травму бедра и тяжело, неизлечимо заболела. От её имени мне  иногда  стала писать  её дочь.  Умерла Ирина Ивановна    ПЕРВОГО  СЕНТЯБРЯ   2007 ГОДА, В ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЕБНОГО  ГОДА   -  самого важного праздника её учительской жизни.  Свою благодарность  классному  руководителю  мы выразили в наших  прощальных письмах, объединив их в печальный трактат  «Памяти Ирины Ивановны Черемисиной  -классного  руководителя  10-го  класса  53-го года выпуска  Хинганской  средней школы».    СВЕТЛАЯ  ЕЙ ПАМЯТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ!

      P.S.   С момента  создания  Альбома по случаю 50-летия выпуска нашего класса   прошло 10 лет. Нового  альбома к 60-летию мы не делали, так как  больших изменений в жизнях выпускников -пенсионеров не происходило,   а выставлять  «напоказ» наши ещё более постаревшие лица не захотелось.  Однако,  поступают вопросы от  хинганцев  тех лет  о  судьбах  учеников нашего класса.  Чтобы не пересказывать для каждого отдельные эпизоды из  нашей  дальнейшей  жизни,  решила создать вот этот  комбинированный  текст  по «мотивам»  того  школьного Юбилейного Альбома  2003 года  с  дополнениями и изменениями  за прошедшее десятилетие. 

                                                     Продолжение следует...

Рубрики:  Былое
Хинганск - Шерханск
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку