Школьный альбом - 7... |
Майя Новоженина (Негина)
Продолжение. Начало находится здесь: 1. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391095272/
2. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391165841//
3. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391218711//
4. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391275067//
5. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391370551//
6. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391414235//
Вернёмся к годам плодотворной жизни посёлка. За годы нашей учебы было много замечательных учителей, не все сохранились в памяти в силу давности лет или непродолжительной их работы. Некоторые имена все-таки назову: Ирина Ивановна Черемисина (Устюгова), историк, наш классный руководитель; Владимир Никитович Дашков, потрясающий математик и физик; Ольга Семёновна Овчинникова - руссовед; Галина Александровна (фамилию забыла) - преподаватель англ. языка и др. Не стремлюсь перечислять всех запомнившихся, чтобы не обидеть ненароком кого-то. Скажу одно, в девятом и десятом классах у нас закрепились самые лучшие, авторитетные педагоги по всем предметам. Они вкладывали в наши головы и души не только учебные материалы, но и много говорили о жизни вообще, о литературе, музыке, искусстве. При отсутствии теперешнего телевидения (да и обычные газеты были не в каждом доме), мы знали, что происходит в стране, в мире, нас приучали пользоваться и регулярно посещать библиотеку в Доме культуры , где всегда были свежие газеты и журналы. По заданию учителей в выходные дни мы с интересом слушали познавательные передачи по радио, концерты МАСТЕРОВ ИСКУССТВ, радиоспектакли в исполнении знаменитых артистов. Потом устраивали бурные диспуты или писали сочинения. В будние дни по вечерам мы читали хорошие книги, благо библиотека была очень богатая, (комбинат купил целиком из национализированного имущества каких-то русских князей и подарил Дому Культуры). Может быть поэтому, когда пришла пора выбирать профессию, мы твёрдо знали, чего хотим. У нас всё ещё было впереди. Не смотря на весьма скромные доходы родителей, мы мечтали о будущем, о непременном получении дальнейшего образования. Мы были по-своему счастливы. И благодаря учителям, мы были готовы к самостоятельной жизни за пределами семьи и школы, умели «видеть» что такое хорошо, а что такое плохо. Абсолютное большинство из нас закончили высшие и средне технические учебные заведения и стали отличными специалистами в избранных профессиях, получили заслуженный рост в карьере, отмечены государственными наградами и почётными званиями.
С огромной благодарностью вспоминаю преподавателя математики и физики – Владимира Никитовича Дашкова. Долгое время в школе не было постоянного математика, случайные педагоги надолго не задерживались, страдали наши знания. До восьмого класса по математике и физике я была весьма посредственной ученицей. Случайные преподаватели этого предмета обычно пренебрежительно относились к таким ученикам, особенно девочкам, «мол, очередная посредственность, чего от неё добьёшься» и равнодушно ставили очередную, в лучшем случае тройку. Такие проблемы были не только у меня, мы просто мирились со своей «тупостью» и старались всячески избегать контактов с преподавателем. Удалось отвертеться на тройку, и, как мышь, поскорее прячешься за спины товарищей. В девятом классе у нас появился новый педагог, выпускник ВУЗа. Это был молодой преподаватель Владимир Никитович Дашков. Посмотрел он на наши «способности», ужаснулся и за короткое время прошёл с нами все главные азы алгебры, геометрии и тригонометрии за все предыдущие классы и ввёл в текущие темы. Для меня это стало открытием. «Мёртвые» зоны исчезли, всё легко стало решаться и пониматься. В десятом классе для меня уже не решаемых задач почти не было. В трудных «заковыристых» задачах я с интересом, с каким-то фанатизмом долго ломала голову, ложилась спать, а задача продолжала кружиться в голове, мешая заснуть. Иногда просыпалась утром с готовым решением заковыристой задачи. Эти свои достижения я с благодарностью отношу к педагогическому таланту Владимира Никитовича. Это он, зная свои предметы в совершенстве, сумел дать нам главное быстро и доходчиво. Кто хотел, тот воспользовался его педагогическим подарком. Не знаю, был ли это какой-то новаторский метод педагога или просто его личное мастерство. Благодаря ему, я вдруг полюбила его предметы.
Второй немаловажный для меня этап учёбы в школе или скорее профессиональный талант другого учителя разбудил дремавшие во мне способности. С седьмого класса у нас появились уроки черчения. Ранее это было просто рисование, а теперь вдруг – техническое черчение, для меня слишком занудное, требующее терпения, аккуратности и трудолюбия. Я страшно не любила сам процесс создания чертежей, особенно тушью. Скучно, долго и трудоёмко, никакой мысли в голове. И тут появился новый преподаватель, Михаил Григорьевич (кажется Тимченко). Просто вычерчивать квадратики, кружочки, винтики, гаечки ему, видимо, как и мне, было скучновато и он стал давать нам, чаще в неурочное время, элементы «Начертательной геометрии». Выглядело это каким-то свободным моделированием: с одним карандашиком, листочком бумаги и маленькой линеечкой в руках, ты включаешься в процесс колдования над геометрической фигурой, в результате которой можешь вычислять какие-то нужные тебе параметры. ( Точнее она именуется методикой построения сложных сечений взаимно пересечённых пространственных фигур в нескольких проекциях). Это элементы начертательной геометрии, как выяснилось позже - ВУЗовский предмет, в школах обычно не преподавался. Михаил Григорьевич так азартно демонстрировал технику построения и удивлял меня. Мне было интересно, как это после определённых манипуляций начинают вырисовываться чёткие контуры сечения. Простым взглядом его не выделишь и не уяснишь. А тут – по определённым правилам «поколдуешь» линиями в трёх проекциях. И – вот оно, это сечение с чётким контуром и размерами! Я заинтересовалась. Дома я строила по его заданию всякие хитроумные задачки и радовалась, когда получалось. При неудачах он терпеливо объяснял, поправлял и тоже радовался вместе со мной. Пусть это мелочь и вроде бы не стоит внимания. Но для меня лично это было маленькое открытие и стимул пошевелить мозгами, развить в себе пространственное мышление, очень понадобившееся мне позже, при изучении в институте систем подземной разработки рудных полезных ископаемых, где очень важно владеть пространственным мышлением. Там всё скрыто под землёй: и само рудное тело, и подземные выработки, позволяющие удобно подобраться к нему для производства выемки полезного ископаемого с наибольшей полнотой и с соблюдением всех норм и правил безопасности и сохранения устойчивости массива. При проектировании всё это надо было предположить и «увидеть» мысленно, запроектировать горные выработки в наиболее рациональном месте. Владение пространственным мышлением и методикой такого черчения позволяло сделать это правильно. А потом ещё он научил меня методике ГРАФИЧЕСКОГО вычисления ТОЧНЫХ объёмов перемещаемых пород в массиве. Например, на склоне горы надо методом направленного взрыва переместить определённый объём пород да при этом не нарушить целостность создаваемого уступа. Для этого, графически определяешь перемещаемый объём пород и, затем уже, с учётом физико-механических свойств их, вычисляешь место расположения и количество скважинных зарядов. Если всё правильно рассчитал, взрыв пройдёт аккуратно, уступ образуется идеальным и сброшенные породы «лягут» куда надо. Спасибо Михаилу Григорьевичу, он, не ведая сам ни о каком горном деле, помог мне, как будущему горному инженеру, научиться методами начертательной геометрии управлять технологическими процессами в горном деле. Это большая заслуга школьного педагога. Я безмерно благодарна школьному учителю за такие уникальные познания, пригодившиеся в моей будущей профессии. Где они сейчас - Владимир Никитович и Михаил Григорьевич? Как сложилась их дальнейшая судьба и карьера? Не удалось найти.
Когда с пятого класса началось предметное преподавание, у нас появилась учительница по географии, которая и стала нашим первым классным руководителем. Это была - Зинаида Максимовна Дубодел (Сотникова). Она пришла в наш класс в 1947 году после окончания пединститута такая молоденькая, улыбчивая, с огромными сияющими глазами, а мы, неуклюжие «гадкие утята» смотрели на неё с восхищением. Она, преподавая географию, много рассказывала о путешествиях, диковинных уголках земного шара. Много возилась с нами по внеклассной работе. Более 50 лет проработала Зинаида Максимовна в Хинганской школе, сколько сотен выпускников состоялось под её руководством? Но нас, своих самых первых учеников, она помнила поимённо и любила как «первое своё дитя», гордилась нами, что все получили образование, нашли своё твёрдое место в жизни, стали хорошими специалистами, семьянинами. Осталась в Хинганске навсегда. Грустила, что все разъехались и редко бывали в родной школе. Зинаида Максимовна только с сентября 2000 года ушла на заслуженный отдых. Скучала по школе, по всем своим ученикам и очень радовалась, когда получала весточку от кого-то из них. Из всех прежних учителей, она единственная, кто проработал в нашей школе почти с основания её. Мы поддерживали с ней связь в переписке и по телефону, были «в курсе» событий в посёлке и школе. Сын Зинаиды Максимовны , Вячеслав Иванович Сотников закончил Ленинградскую лётную академию, живёт и работает в г. Ростов-на-Дону. Есть внуки Серёжа и Наташа. Сын регулярно навещал маму в Хинганске, делал ремонт в её квартире, чинил бытовые приборы. Раньше она регулярно выезжала к сыну и жила у него по 4-5 месяцев. Но постоянно жить там не могла, жара летом за +40° С, здоровье не позволяет. Последние годы состояние её здоровья сильно изменилось, переезды куда-либо ей противопоказаны. Сын перевозил её на временное проживание у родственников в Райчихинске, но пришлось вернуть в Хинганск. По настоянию врачей и по её желанию устроил маму жить в Хинганский Дом Ветеранов, где она в хороших условиях, в общении с бывшими коллегами , подругами и закончила свой жизненный путь чуть больше года назад. Сын прилетал на похороны.
Эстафету от Зинаиды Максимовны в девятом классе приняла наш последний, выпускной, классный руководитель - Ирина Ивановна Черемисина (Устюгова) . Преподавала историю. Сама ещё совсем молодая, но на полном серьёзе готовила нас к взрослой жизни, журила за ленцу, за расхлябанность и несерьёзность, учила дружить и уважать товарищей, правильно оценивать свои силы. Авторитет и уважение она приобрела самый высокий. Мы страшно переживали, если Ирине Ивановне не нравился свершённый нами поступок. А в затруднительной ситуации мы бежали к ней за советом. После НАШЕГО выпуска что-то сломалось у наших преподавателей-предметников, многие ушли из школы, школа как бы опустела. Уехала насовсем и Ирина Ивановна. В одном из «прощальных» писем Ирины Ивановны Нине Бутиной она написала: «Через год после вашего выпуска почти все преподаватели-предметники , отработав положенные 3 года по «Направлению», ушли из школы, поразъехались поближе к родным домам. Иду на урок и думаю, вот сейчас увижу ваши развесёлые «рожицы». Но их нет. Очень все скучали по вашему классу». На 25-летие мы встречались в Хинганске в июле 1978 г. Приезжала и Ирина Ивановна. Встреча получилась замечательная (об этом чуть ниже). Планировали последующие «Встречи». Но изменилась финансово-экономическая обстановка в стране, разъезжать на далёкие расстояния стало накладно и физически тяжело. К 50-летию выпуска (2003 год) вместо реальной встречи в Хинганске мы «заочно» выпустили «Школьный Альбом» с текстом и собранными фотографиями, разослали всем живущим ныне, в том числе и Ирине Ивановне. Она очень тяжело болела на тот момент, была «прикована» к постели. Прочитав альбом, она встрепенулась, заново воспряла духом, превозмогая боль, сумела сесть самостоятельно и продолжила читать и перечитывать Альбом, с любовью и заинтересованно разглядывала фотографии разных лет нашей жизни. Мысленно она вновь и вновь возвращалась в самые лучшие годы начала своей педагогической работы, помнила поимённо своих первенцев, разглядывала каждое наше фото, гладила рукой любимые лица, шептала что-то и снова читала и читала информацию о каждом, смаковала рассказанные в Альбоме эпизоды о наших школьных проделках. И всё время шептала: «Родные мои, вы помните меня! Какое счастье!» Об этом рассказывала мне её дочь, ухаживавшая за ней. Ирина Ивановна писала мне восторженные письма. Наплевав на «болячки», выбралась из постели. Справившись поскорей с обязательными текущими делами, вновь брала в руки альбом, читала и перечитывала и с нетерпением ждала моих ответных писем. На склоне лет у нас с ней разразилась бурная переписка на несколько лет, вплоть до последних месяцев её жизни , когда она получила тяжёлую травму бедра и тяжело, неизлечимо заболела. От её имени мне иногда стала писать её дочь. Умерла Ирина Ивановна ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА, В ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЕБНОГО ГОДА - самого важного праздника её учительской жизни. Свою благодарность классному руководителю мы выразили в наших прощальных письмах, объединив их в печальный трактат «Памяти Ирины Ивановны Черемисиной -классного руководителя 10-го класса 53-го года выпуска Хинганской средней школы». СВЕТЛАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ!
P.S. С момента создания Альбома по случаю 50-летия выпуска нашего класса прошло 10 лет. Нового альбома к 60-летию мы не делали, так как больших изменений в жизнях выпускников -пенсионеров не происходило, а выставлять «напоказ» наши ещё более постаревшие лица не захотелось. Однако, поступают вопросы от хинганцев тех лет о судьбах учеников нашего класса. Чтобы не пересказывать для каждого отдельные эпизоды из нашей дальнейшей жизни, решила создать вот этот комбинированный текст по «мотивам» того школьного Юбилейного Альбома 2003 года с дополнениями и изменениями за прошедшее десятилетие.
Продолжение следует...
Рубрики: | Былое Хинганск - Шерханск |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |