Школьный альбом - 2... |
Майя Новоженина (Негина)
Продолжение. Начало находится здесь: 1. http://www.liveinternet.ru/users/807341/post391095272/
На момент создания школы самыми многочисленными были начальные классы. Мой четвёртый класс, кстати, тоже являлся «выпускным» в начальной школе. По окончанию его проводились выпускные экзамены по четырём предметам. Ученики в нашем четвёртом классе – очень разные по возрасту ( от 11 до 16 лет!! лет. Были и более старшие, но их направляли в вечернюю школу). Много было переростков, вполне «образованных» в житейском смысле слова, но почти неграмотных в прямом смысле. Они шли в школу, чтобы «подучиться чуть-чуть» и получить свой ПЕРВЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ - «СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОКОНЧАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ». Иначе признают «неграмотным» и будут проблемы с устройством на работу. Иногда в четвёртый класс записывали великовозрастных учеников вообще никогда не учившихся в школе. Они совсем не умели писать да и читали с великим трудом по слогам. Большинство из них очень хотели поскорее стать «грамотными» очень старательно учились, не стеснялись просить дополнительной помощи и у учителей, и у одноклассников. Забавно было видеть «картинку», когда почти взрослый парень сидит на корточках где-нибудь в углу коридора и по слогам читает вслух детскую книжку, а перед ним - малявка-одноклассница, копируя учительницу, терпеливо поправляет его или подсказывает что-то. У меня был такой подопечный Тимофей (или Тихон, имя запамятовала). Ему пошёл уже 17-й год, в семье он старший. До войны в школу не ходил, жили в глухом лесу, отец был лесником, держали большое хозяйство. У матери трое малышей на руках. Когда отца забрали на фронт, лесной пожар уничтожил их дом и всё хозяйство. Всю войну скитались с матерью по «белу свету», задержались лишь здесь, на руднике, где была перспектива найти хорошую постоянную работу и получить хоть какое-то жильё. У Тимофея были «золотые руки», он умел делать всё, мастерски владел столярным делом. После гибели отца он, будучи ещё не совершеннолетним, мастерил мебель для жителей, зарабатывал средства для семьи. В школу ходить было некогда. Его в качестве исключения по предельному возрасту приняли в дневную школу сразу в 4-й класс. Забегая вперёд, скажу, что Тимофей ЗА ГОД блестяще освоил программу начальной школы и с гордостью получил- таки «Свидетельство» об окончании начальной школы. Он очень гордился своим первым документом об образовании. Но на этом он не успокоился, поступил в профтехучилище, блестяще закончил его и стал уникальным мастером столярного и плотницкого дела. Далее, пути его затерялись. Спустя много лет, будучи в зрелом возрасте, я неожиданно встретила его в Хабаровске на краевой партконференции в качестве ДИРЕКТОРА какой-то мебельной фабрики! Вот так сложилась судьба одного из многочисленных успешных учеников открывшейся в те далёкие трудные годы Микояновской (Хинганской) средней школы. За все годы работы Хинганской школы из её недр вышло очень много будущих выдающихся людей-специалистов: военоначальников, гражданских и военных лётчиков , инженеров, учёных, геологов и горняков, педагогов и писателей, журналистов и художников, уникальных специалистов горного и обогатительного дела, металлообработки и др. Вот такой сильной была наша Хинганская школа. Но вернёмся к начальному периоду создания нашей школы.
Вновь созданная, практически на пустом месте, школа заработала активно. Трудности ощущались в организации питания учеников, точнее сказать –в отсутствии какого-либо общественного питания в школе. Первые и вторые классы что-то из еды получали, а остальным – не полагалось. Многие ученики из малообеспеченных семей приходили в школу голодными и очень плохо одетыми, но занятия не пропускали, т.к. ещё и надеялись, что в школе можно попить вволю горячего чаю и даже угоститься кусочком чего-нибудь. В самую первую особо холодную и голодную зиму кто-то принёс в школу пару мешков соевого жмыха: это такие спрессованные брусочки отходов сои, образующиеся при производстве растительного соевого масла на маслозаводе в Приморском крае. Соя в них освобождена от растительного мусора и кожуры стручков, считается чистыми отходами «масляного производства», отправляется частично на корм скоту, а в большей степени используется в кондитерском производстве. В сыром виде жмых был противен на вкус и вызывал большие проблемы в работе желудков. Но слегка обжаренный в печи, жмых становился очень вкусным, питательным, издавал аромат и вкус кондитерских изделий. Для нас это было невероятное лакомство. Съев по паре кусочков с дополнительным кипятком, все быстро насыщались. Тогда, в первый год образования школы, все радовались, что существует такой вкусный «жмых» для всех. Все трудности и неудобства воспринимались как должные, даже ненавистные «удобства» в общественном туалете на лютом морозе не огорчали нас. Мы ходили в школу весёлые, находили во дворе что-нибудь для подвижных игр (лапта, подкидная доска, гоняли мячик, «классики, «веревочка», чехарда и др.) и по первому звонку радостно бежали в класс. Учились в две смены, учеников было сначала мало, но быстро прибывали. Сидели вначале по 1-2 человека за партой, потом и по 3 человека. Открыли 3-ю смену. Ещё в школе работало ВЕЧЕРНЕЕ отделение средней школы, очень популярное и весьма востребованное среди молодых рабочих рудника. Часто не было электричества, учебный процесс в 3-ю смену освещали керосиновыми лампами и с удовольствием топили огромные печи прямо в классе.
В школе становилось всё теснее. Весной нас вызвала завуч школы Ася Михайловна и объяснила, что меня с Люсей Солдатовой (Альберт) и Лорой Антифоровой посылают в качестве «делегации» к директору комбината Александрову с прошением о строительстве новой школы. Выбор на нас пал потому, что у нас были хоть и скромненькие, но всё-таки приличные школьные формы (коричневые «самошитые» платья с чёрным фартуком и белыми воротничками). Люся и Лора были из третьего класса, но покрупнее. Я- четвероклассница, но габаритами выглядела не более второклассницы. Разучили с нами стихотворное приветствие с просьбой, отрепетировали кто и когда говорит свою часть, повязали нам огромные белые банты и отправили с письмом в конвертике. Пошли мы одни. Кабинет директора был в единственном новом каменном одноэтажном доме, где было и их жильё, и управление. Мы, спотыкаясь, вошли и чинно уселись на диване. Начинать должна была Люся, у которой был громкий и басистый голос. Но она стушевалась, заблестели слёзы, потёк нос. Лора тоже испуганно молчала. Нарастала непредусмотренная «визитом» пауза. Мне, более старшей и привычной к общественным выступлениям стало понятно, что «зреет провал», надо успеть сказать порученную учителями «просьбу», иначе заругают. И я вышла на середину кабинета, писклявым голосом наизусть громко прочитала весь стих и за себя, и за девочек, решительно, как научили учителя, шагнула к столу, но споткнувшись о ковёр, пытаясь не упасть, машинально, с размаху шлёпнула конверт на стол директору и тихонько заплакала от боли и своей неуклюжести. Александров смущённо заулыбался, взял конверт, стал читать, позвал главного снабженца Кручинецкого и что-то ему прошептал. Пока тот куда-то ходил, Александров расспрашивал нас о школе, об успеваемости, о трудностях. Мы разговорились, даже пожаловались директору, что «Конечно, мы все бы были отличниками, но как напишешь «хорошо», если подталкивают под локоть и кляксы ставят в твою тетрадку». Александров согласился, что это не дело, когда ставят чужие кляксы в твою тетрадку. Тут вошёл Кручинецкий и принёс большой свёрток («кулёк») с чем-то. Александров вложил в него написанную им бумагу, а нам дал по горсти шоколадных конфет из этого кулька. Мы чинно, не забыв с блаженством съесть по дороге презентованную горсточку конфет, донесли пакет до завуча и хором заявили: «Новая школа у нас скоро будет! Сказал директор!» В ожидании новой школы продолжали учиться в очень стеснённых условиях. Ученики всё прибывали. Большинство детей проживали в очень плохих бытовых условиях, плохо одетые в зимние холода со скудным питанием они часто болели, но продолжали ходить в школу. По этой причине зимой 47-48 учебного года в школе, затем и во всём посёлке разразилась ЭПИДЕМИЯ ТИФА, самое страшное и опасное происшествие как для населения, так и для авторитета всей медицинской службы посёлка ( не распознали своевременно диагноз и разнесли инфекцию по всему посёлку). А началось это со школьников, предположительно с нашего 5-го класса.
Продолжение следует…
Рубрики: | Былое Хинганск - Шерханск |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |