Цитата сообщения Майя_Пешкова
Амьенский собор – один из самых ценных образцов готической архитектуры в Европе. Этот великолепный храм располагается на видном месте во французском городе Амьен, в районе, который известен как 'цветная долина Франции'.
Северный фасад
Амьен находится на севере, почти на полпути между Парижем/Paris и Бельгией/Belgium; на реке Сомме/Somme, в 55 км к юго-востоку от Ла-Манша/La Manche.
Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая, или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Южный фасад
История храма началась в XIII веке, когда в Амьен вернулись крестоносцы, разграбившие Константинополь и забравшие с собой одну из византийских реликвий, а именно череп Иоанна Крестителя. К святыне сразу же проложили тропу паломники, и торговый город Амьен, сам того не ожидая, сделался важным культурным и религиозным центром средневековой Франции.
Западный фасад
Амьенский собор был воздвигнут в честь Святой Марии/Holy Mary. Он также известен под названием Собор Амьенской Богоматери/Cathédrale Notre-Dame d'Amiens, но большинство людей предпочитают называть его просто Амьенским собором. Это самый большой собор в Европе и один из крупнейших готических храмов во всем мире.
Размеры: длина снаружи 145 м, длина изнутри 133,5 м, ширина нефа 14,6 м, ширина бокового нефа 8,65 м, длина трансепта 70 м, высота свода 42,3 м, высота шпица 112,7 м, площадь 7 700 м². Внутренний объём 200 000 м³
Как часто бывало в истории, собор, дошедший до наших дней, был не первым каменным сооружением, стоявшим на его месте. Предшествовавший ему храм, а он был уже третьим по счёту, сгорел в 1218 г.
Возведение нового собора началось в 1220 г. Работами руководил автор проекта Робер де Люзарш. Затем его дело продолжили преемники - Тома и Рено де Кормон. Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году.
Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. — башни фасада. Только в 1528 г. был установлен шпиц, возвышающийся над собором. Верхушка шпица находится на высоте 112,7 м над землей.
После разграбления Константинополя в собор поступила лицевая часть главы святого Иоанна Предтечи.
В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон.
В соборе получили развитие принципы построения плана и решения внутреннего пространства, заложенные в Шартрском и Реймском соборах. В Амьенском соборе трансепт ещё больше сдвинут к западу (средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта).
Значительная высота и ширина боковых нефов способствуют устранению впечатления «коридорности».
Пространство собора воспринимается как единое и моделированное по схеме: от трёхнефной базиликальной входной части – к трёхнефному трансепту, плавно перерастающему в пятинефный хор.
В хоре боковые нефы, имеющие одинаковую высоту, формируют зальную структуру, окружающую высокий (42,5 м) центральный неф. Сочетание основного базиликального разреза с локальными зальными частями создаёт сложную, богатую планами взаимосвязь пространств, воспринимаемую при движении как увлекательный архитектурный спектакль.
Залитый светом интерьер Амьенского собора поражает не только размерами, но и тонкостью и красотой прорисовки отдельных архитектурных фрагментов и деталей.
Впервые в готике здесь использован звёздчатый нервюрный свод в средокрестии, который акцентирует геометрический центр собора.
Необычайно ясны и красивы пропорции основных вертикальных членений: на две равные части – декоративный карниз под трифорием, который проходит на половине высоты собора, на три равные части – столбы до пят арок, зона между этими пятами и окнами, опоры между окнами. На три равные части делится также верхняя зона центрального нефа (сквозные трифории, нижняя часть окон до капителей колонок, верхняя часть окон с розами).
Интерьеры Амьенского собора, как и его фасады, богаты скульптурным декором – алтарная преграда, статуи у столбов на консолях, деревянная скульптура XVI в.в хоре
Южная башня была построена около 1366, а строительство северной башни завершилось примерно в 1401. Даже по сегодняшним меркам величественная готическая архитектура храма остаётся непревзойдённой.
Вместе с соборами в Шартре и Реймсе Амьенский собор образует так называемую Святую Троицу французских церквей, которые, по результатам голосования, были названы 'Высокой готикой' и 'Классикой' 13-го века.
Victor-Jules Génisson - Interior da Catedral de Amiens
Архитектурный план храма в Амьене похож на другие средневековые готические соборы, в том числе на Нотр-Дам в Париже/Notre-Dame, Paris.
Сегодня у посетителей есть уникальная возможность подняться на западную башню на крыше Амьенского собора и насладиться захватывающим видом на французские города. Центральный вход в церкви в Амьене известен под названием Врата страшного суда/Beau-Dieu Portal.
Стены собора украшены религиозными сценами, изображающими воскресение мёртвых людей, спасённых и проклятых Богом; апокалиптического Сына человеческого с двумя мечами, выходящими из его рта, и тому подобным. Врата с правой стороны западного фасада посвящены Деве Марии, которая является покровительницей Амьенского собора. Врата с левой стороны западного фасада посвящены Святому Фирмину/St. Firmin, первому епископу Амьена.
Наряду с Рождеством, с 1 декабря по 1 января, собор освещается невероятно красивыми огнями в рамках проведения светового шоу. Вечером обстановку дополняют магические тени, играющий свет и музыка. Световая программа обычно длится 45 минут; за это время освещаются скульптуры, одна за другой, на западном фасаде собора.
Собор обильно украшен всевозможными скульптурами и барельефами, химерами, гаргульями, скульптурными медальонами-календарями с изображениями знаков Зодиака, колоннами и статуями.
Один портал Страшного Суда можно разглядывать несколько часов — настолько филигранной была работа скульптура, детально воссоздавшего сцены из Откровения Иоанна Богослова. Заслуживает внимания и портал Девы Марии, святого Фирмина и другие произведения искусства.
Источники:
Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга первая.
— Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств.
Всеобщая история интерьера /Соловьёв Н.К., Майстровская М.Т.
Турчин В.С.,Дажина В.Д. – М. : Эксмо, 2013. – 784 с.