Аристарх Лентулов: солнечный художник |
Пейзаж с красным домом
Аристарх Лентулов (1882 г.р.) вошел в историю мировой и русской культуры своими яркими, солнечными, звонкими, лубочно-ярморочными картинами, совершившими революционный переворот в русской живописи, поставив в центр цвет, свет, форму и звук.
Юбилейная выставка, организованная в Москве в 2012 году к 130-летию художника, собрала невероятное количество посетителей, как и выставка 2014, на которой были представлены его картины из частных коллекций с такими шедеврами как «Распятие» и «Снятие с Креста».
Диптих "Снятие с Креста"
Это было совсем как тогда, в 1910, когда союз художников с вызывающим названием «Бубновый валет» организовал первую выставку своих работ. Героями-основателями союза были молодые, дерзкие, эпатажные и бесстрашные бунтари Лентулов, Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Фальк, Машков и другие.
Это был вызов, издевательство и насмешка над вкусами благопристойной буржуазной публики, порыв свежего воздуха, ворвавшийся в пыльную, затхлую, застоявшуюся атмосферу академического искусства. Новаторство, отказ от авторитетов, эпатаж, энтузиазм, тяга к цвету и свету, к народной традиции, молодой задор и горячность произвели такой фурор, что народ валил на выставку толпами.
В результате она собрала такую выручку, какая не снилась «Миру искусства», обществу художников-модернистов во главе с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа. Последний еще за год до выставки «Бубнового валета» писал:
«Лентулов - прекрасный красочный дар. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу».
Собор Василия Блаженного
Спустя два года Александр Бенуа произносит окончательный вердикт: «Эти «страшилы» через несколько лет станут классиками», а Сергей Дягилев пригласит Ларионова и Гончарову за границу участвовать в оформлении своих «Русских сезонов». Пророчество сбылось: бубновый валет превратился в козырной туз.
Лентулов среди «бубновцев» был самым ярким экспериментатором, объявлял себя и своих друзей бунтовщиками; сравнивая с французскими художниками, победно провозглашал: «Наш авангард будет покруче!» Свои портреты неимоверных размеров, на которые смотреть слабонервным не рекомендовалось, не стеснялся подписывать «Аристарх Лентулов – великий русский живописец».
Писал этот бунтовщик с шумом и грохотом, с хохотом и весельем, вызывая у зрителя катарсис ярким цветом и светом. Его так и прозвали - солнечным художником, русским Ярило, а любимым сюжетом Лентулова было солнце над крышей. Откуда такая страсть?
Автопортрет
«Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету» (А.Лентулов)
Сын сельского священника, Аристарх или Рисичка, как звали его домашние и близкие друзья, провел детство в пензенской деревне, напитавшись сочной зеленью травы, ярким солнечным светом, прозрачным чистым воздухом и народными традициями, выплеснувшимися так звонко на его холсты.
Потом были духовное училище и семинария, где он учился с семи до шестнадцати лет. Единственно доступное ему образование он получил как бы по наследству, как сын священника. Это был главный аргумент в пользу училища: какое-никакое - все-таки образование.
Пейзаж с красной башней
Мальчику было всего два годика, когда умер отец, а кроме него в семье было еще трое детей, семья жила очень бедно. Потом умер старший брат, мать решила перебраться к своим родственникам в Пензу: так легче было прокормить семью.
Но юноша вовсе не собирался становиться священником, да и по своему темпераменту, дерзости, своенравию он вовсе не подходил для церковного служения, но любовь, привитая в духовных заведениях к молитве, песнопению, музыке, иконам и церкви осталась. Поэтому у Аристарха Васильевича, как ни у одного другого русского художника, так много картин с монастырями, храмами и соборами:
Небозвон
Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Страстной монастырь, Крестный ход, собор Василия Блаженного, колокольня Ивана Великого, Новоиерусалимский храм, Красная церковь, Розовая церковь, церковь в Алупке, церковь в Кисловодске, церковь Новодевичьего монастыря, церкви у красного моста, архиерейский домик, у Иверской и так далее. Список можно длить и длить. И самые известные его картины
«Небозвон", "Колокольня «Иван Великий»», «Собор Василия Блаженного», «Москва», «Нижний Новгород» в своей основе тоже имеют храм.
Писал Лентулов церкви всегда: когда только начинал, когда был на пике славы и когда рушились одна за другой большие соборы и маленькие деревенские церквушки. Все их он пытался сохранить хотя бы на картинах. Во внешнем облике самого художника тоже сохранилась до конца жизни семинарско-бурсачья закваска, особенно заметная на последнем автопортрете, написанном за три года до смерти, в 1940-м.
Автопортрет, 1940
И очень любил музыку. Обладая прекрасным слухом и голосом, поставленным еще в духовной семинарии, он часто пел вместе с Ф.Шаляпиным целые арии, а когда писал свои картины, всегда напевал что-нибудь себе под нос. В доме стоял рояль и художник просил жену играть, пока он работает. Частенько и сам садился за инструмент.
В художники юноша пошел, а точнее, сбежал, когда в городе открылось художественное училище. Здесь преподавали корифеи русской живописи, такие, как Клодт и Коровин, но в преподавании они придерживались строго академического подхода. Через два года восемнадцатилетний юноша взбрыкнул и вместе с несколькими другими студентами взбунтовался и решил продолжить образование в Киеве.
Тверской бульвар, 1917
Его приняли сразу на третий курс и еще пять лет он осваивал азы рисования, параллельно подрабатывая халтурой. И здесь он не удержался, разругавшись с преподавателями. Но из Киева художник привез любовь к Филиппу Малявину и Михаилу Врубелю. Вернувшись домой, Лентулов начал выставляться и молодого художника заметили.
Тогда он решил рискнуть и поступать в Петербуржскую Академию художеств. Но и здесь, прямо на экзамене, он снова надерзил преподавателю. С надеждами на поступление пришлось расстаться, но строптивого юношу с его очень необычной манерой рисования заметил Д.Кордовский, помощник Репина, и пригласил к себе в студию.
Петербургский период был самым значимым с точки зрения становления Аристарха Васильевича художником. Лентулов знакомится с авангардистами и футуристами: братьями Бурлюками, Владимиром Маяковским, Ларионовым, Гончаровой, Фальком, Филоновым и другими, изучает мастеров живописи в Эрмитаже, участвует в разных выставках и эпатажных акциях, а главное - с невероятной быстротой схватывает разные художественные стили.
Автопортрет. 1910
С 1908 года Аристарх Лентулов начинает отсчет своего бурного десятилетия, сделавшее его классиком русского авангарда. В 1908 год он пишет этапную работу «Автопортрет в красном», которой завершился поиск своего стиля. В этот же год он женится на Марии Рукиной, ставшей его музой и моделью.
Ему двадцать шесть, художник полон энтузиазма и планов, он нашел свои любимые цвета, ставшие своеобразной визитной карточкой: красно-коричневый и ярко-зеленый, присутствующие почти во всех его ранних работах.
В это время художник активно примеряет на себя французскую живопись и проходит увлечение импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом, футуризмом, кубофутуризмом. В 1908 году появляется явно не-лентуловская «Купальня», написанная в духе импрессионизма, а в 1909 - «Купальщицы» с явным отсылом к Сезанну.
Купальщицы. 1909
"Купальщицы" Лентулова - это гимн природе, счастью и любви, в которых у него тогда не было недостатка. Моделью для всех трех купальщиц была его любимая жена Мария. Но в 1910 году у художника появляются две картины, которые не были похожи на предыдущие. Это «Распятие» и диптих «Снятие с Креста».
«Распятие» никак не вписывалось в мажорный мир солнечного Лентулова, оно страшит, потому что наполнено ужасом происходящего. Картину запретили и сняли с первой выставки «Бубнового валета». Чтобы понять ужас, исходящий от «Распятия», следует помнить о семинаристском прошлом художника. "Рапятие" - выражение личного восприятия художником трагедии, произошедшей две тысячи лет назад.
Но в диптихе «Снятие с Креста» уже нет этого ужаса, особенно во второй части, отделенной от первой простой чертой. Во второй части диптиха Спаситель уже Воскресший, в белых одеждах, но лика Его не видно. Аристарх Васильевич не рискнул изобразить его, что для человека глубоко верующего вполне естественно.
Распятие. 1910
В 1910 Аристарх Лентулов переехал в Москву и вся дальнейшая его жизнь была связана с этим городом. Увлечение Сезанном и кубизмом привело Лентулова в Париж, где художник учится в знаменитой Академии Ла Палетт.
В Париже он увидел Пикассо и Брака, Сезанна и Гогена, но кубистические сдвиги отдельных частей предметов, сильно повлиявшие на его стиль, были, в конечном итоге, лишь формой выражения пластичности предметов.
Главными же в картинах того периода стали декоративность, музыкальность и цветоносность образов. После возвращения из Парижа Лентулов увлечется футуристической идеей совмещения цветов и их гармонизацией, наиболее ярко выраженной в картине «Война 1812».
Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года
Постепенно картины Аристарха Лентулова насыщались яркими красками, становились все более экспрессивными, вбирали в себя весь арсенал стилей, которыми с молниеносной быстротой осваивал художник. Так сформировался уникальный синтетический лентуловский стиль.
В 1913 появляется знаменитое красочное панно «Собор Василия Блаженного», в котором не сразу узнаешь тот, что на Красной площади. У Аристарха Лентулова он развернут своими яркими куполами и красками на одной плоскости со всеми его архитектурными элементами: закомарами, куполами, наличниками, окнами, узорами, звездами со всей цветовой щедростью палитры.
Собор в духе кубизма разъят на отдельные грани, каждая из которых играет своей краской. Все это великолепие кажется сплошным нагромождением, но художник хочет показать храм как чудо, замысловатое и торжественное одновременно. И это площадное чудо - и есть символ России.
Собор Василия Блаженного. 1913
Здесь есть все: народная театрализация, лубок, ярмарочная зрелищность, музыкальность. В таком же стиле написано и другое грандиозное панно «Москва» (1913). Такую Москву, по его словам, он увидел с самой высокой точки - с колокольни Ивана Великого. Тогда она предстала ему как результат многовековой истории государства Российского во всей красе и многообразии.
Через два года (1915) Аристарх Лентулов выставляет новое декоративное панно «Звон», тоже с колокольней Ивана Великого. В нем многие совершенно точно увидели полифонию пасхальных малиновых звонов. Звуковые волны в виде полукружий растекаются по всему полотну, отражаясь от центра – звонаря на колокольне.
Звуковые волны задают динамику, экспрессию, цветовую гармонию. Двоящиеся силуэты колокольни и купола храма вибрируют в такт колокольному звону, создавая впечатление, что на них играют как на струнах гитары. Несмотря на кубофутуристические сдвиги, здесь все узнаваемо: и купола, и арки, и проемы.
Звон (Колокольня Ивана Великого. 1915
И все это уходит в глубину русской иконописной традиции с ее обратной перспективой, плоскостным изображением, устремленностью от земли к небу, цветовой палитрой Красной Пасхи, невесомостью форм и монументальностью. Это еще одно подтверждение тому, что весь русский авангард вышел из русской иконы.
Красный цвет – это еще и предвестник трагических событий, которые разыграются всего через два года. Художник – это предвестник, улавливающий волны грядущего на подсознательном уровне. Аристарх Лентулов был одним из таких художников, который почувствовал надвигающуюся катастрофу.
Особенно нужно сказать о его портретах. Нельзя назвать художника блестящим портретистом, но он выработал свою формулу: писать не того, кто перед тобой, а впечатление, которое человек производит. Таковы все его портреты: С.Лобачева (1913), М.П. Лентуловой с розами (1913), жены и дочери (1915), Н.Сведонской (1915), неизвестной в голубом (1916), актрис О.Гзовской (1918) и А.Хохловой (1919), И.Малютина (1918), А.Таирова (1919-1920), Н. Соловьева и многих других.
М.П.Лентулова с розами. 1913
Портреты Аристарх Лентулов писал и после революции, писал блестяще, но со временем в них становилось все меньше кубизма и сдвигов, появился реализм и натурализм, постепенно уходили яркие звонкие цвета и глуше становилась палитра. В тридцатые годы художник и вовсе отказался от своего раннего стиля.
Несколько слов о пейзаже, которые Аристарх Васильевич любил писать, особенно городские. Это и широкий Нижний Новгород, и созерцательный Гурзуф, и совершенно необычный Сергиев Посад с уходящей в небо Троице-Сергиевой Лаврой, и, конечно, Москва.
Все творчество Аристарха Лентулова, вплоть до тридцатого года, было стремлением преодолеть ограниченность изображения на холсте, наполнить его звуком, движением, ярким светом, увести читателя за грань не только холста, но и этого мира, туда, где нет смерти.
Пейзаж. 1913
Революцию семнадцатого года Аристарх Лентулов принял с радостью, считая ее революцией бунтарей. Когда многие его друзья-художники оказались за границей, он еще какое-то время держался: на своем прежнем авторитете, на желании служить новому государству. За него был сам Луначарский и художника не трогали.
Свой потенциал он теперь все больше реализует в театре, где оформляет спектакли. В общей сложности Лентулов оформил двадцать постановок. Кроме того, он много преподает и участвовал в исполнении государственного заказа по оформлению столиц к годовщинам революции.
Аристарх Лентулов начал много ездить по стране и писать индустриальные пейзажи: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината», многие их которых канули в Лету. Но все они получались серыми и безрадостными, даже если на лицах рабочих была улыбка. Из картин ушел цвет, эксперимент и солнце, превратившее в фон, на котором разыгрывалась трагедия страны.
Строители комбината. 1931
В чем-то Лентулов повторил судьбу поэтессы Марии Шкапской. В начале тридцатых художник перебрался на 101 километр, в поселок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушел в пески.
Последняя прижизненная персональная выставка Аристарха Васильевича прошла в 1933 году. На ней он выставил все свои ранние работы. Наркомпрос, принимавший выставку, ни одну из них не снял. Тогда художник записал в своем дневнике: «Я выдержал экзамен". Это была одна из последних дневниковых записей гениального Аристарха Лентулова…
Солнце над крышами. 1928
Рубрики: | Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |