-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134464


«Евгений Онегин»: роман, опера, фильм. Что странного в Ольге?

Понедельник, 06 Июля 2015 г. 06:20 + в цитатник

  

 (312x32, 6Kb

«Лизавета Андреевна молчала и добродушна улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?» Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина», – из письма Петра Ильича к брату.

 (312x32, 6Kb

Лизавета Андреевна Лавровская (1845 – 1919) – певица-контральто, с которой Чайковский поделился муками творчества: нет сюжета для оперы.

Елизавета Лавровская , Портрет работы художника В.Боброва

Добавить что-то к тому, что написано о «Евгении Онегине» – практически невозможно. История двух молодых людей (а потом уже – и не совсем молодых), история двух девушек-сестер... Обе истории обозначены в романе штрихами, выхваченными яркими событиями: знакомство, дружба (если ее можно так назвать), дуэль, смерть поэта, замужество Ольги, замужество Татьяны, безответное чувство Онегина...

 

Кто они были, герои романа? Юноши по 18 лет каждому. Онегин вырос в России, там же получил образование (по крайней мере, заграница в его биографии не обозначена). Модник, ловелас, обольститель – заметим, успешный и многоопытный:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!

Его главная черта в этот период – безразличие к людям. И злость:

Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

Да, и лицемерие:

Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья...

В восемнадцать лет он уже пресытился столичной жизнью (можно себе представить, насколько она была бурной и бесцельной!) и, получив наследство, уезжает в деревню. По случаю, он соседствует с Владимиром Ленским, который тоже наследует имение, и ему тоже восемнадцать лет. Но он приехал из-за границы, из Геттингена. Что он там изучал – неясно, а вернулся оттуда мечтателем, поэтом:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Бесхитростный простак – так можно его охарактеризовать:

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника...

И в то же время он изображал из себя человека, познавшего всё:

Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья...

Естественно, что молодой, красивый, богатый стал желанным гостем в домах, где были невесты:

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть...

Итак, два молодых человека сошлись от скуки, от скуки ездят в гости друг к другу, о чем-то говорят (естественно, о семейной и не семейной жизни тоже). И если Онегин уже остыл в своих чувствах, то у Ленского – наоборот, любовь расцвела во всю мощь (хотя, как было сказано, он вовсе не стремился жениться):

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.

Кто предмет его мечтаний? Ольга Ларина, соседка, с которой вместе они росли:

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы...

Совершенно неясно, в каком возрасте они расстались. Возможно, разлука длилась год или два. Ленский, видимо, не закончил курс, вернулся в Россию, чтобы наследовать имение. Он, вернувшись, влюбился. А что делает влюбленный поэт? Пишет стихи. Какой он ее видел?

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...

Онегин узнает о пристрастии Ленского к соседке и напрашивается поехать к ней вместе.

Друзья в гостях – и тут появляется Татьяна. Пушкин не придал ей никаких осязаемых черт. Но Ольгу в этой сцене он описывает с позиции Онегина:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне...
(речь идет о «Мадонне с куропатками» работы Ван Дейка, Эрмитаж).

На балу Онегин танцует с Ольгой, Ольга обещает ему еще танец, Ленский взбешен, он уходит с намерением стреляться. А что произошло? Практически ничего: предмет его поклонения выказал не Бог весть какие знаки внимания другому. И этого другого надо проучить, ему надо показать, что честь поэта задета и требует отмщения. Итак, дуэль, убийственный выстрел.

Светлана Немоляева в роли Ольги , кадр из фильма «Евгений Онегин», 1958 год

Онегин расстроен, Ольга тоже, но через недолгое время она вышла замуж – и тем утешилась.

Онегин и Татьяна встречаются через сколько-то лет: Татьяна замужем, Евгений – неженат. Его попытка сблизиться с ней провалилась: «О, жалкий жребий мой!»

Вот вчерне общая картина. По роману было написано либретто оперы «Евгений Онегин», музыка Петра Ильича Чайковского изумительна! Но в опере есть небольшая, можно сказать, микроскопическая особенность – ария Ольги.

Автор текста арии – либреттист, у Пушкина таких строчек в романе нет, Ольга бессловесна, если не считать ее вопросов к Ленскому: «Зачем вечор так рано скрылись?» и «Что с вами?» Видимо, нужно было хоть как-то обозначить и Ольгу, и ее отношения с Татьяной – они бегают по пшеничному полю, а Ольга поет свою арию:

Я неспособна к грусти томной,
Я не люблю мечтать в тиши
Иль на балконе ночью темной
Вздыхать, вздыхать, вздыхать
Из глубины души.
Зачем вздыхать, когда счастливо
Мои дни юные текут.
Я беззаботна и шаловлива,
Меня ребенком все зовут.

Две последние строчки поются в нижнем регистре, на пределе возможностей контральто, да еще и с замедлением – явное противоречие с игривостью.

Почему Чайковский дал Ольге такую музыкальную характеристику? Либреттист и композитор создали такой характер, который совершенно не соответствует мироощущению Ленского. И это понял Онегин, который сказал об Ольге: «кругла, красна лицом она как эта глупая луна на этом глупом небосводе», чем нанес Ленскому первую рану (кстати, Ольгу в фильме играет Светлана Немоляева, в то время круглолицая и довольно упитанная).

Одна из версий: композитор заранее определил, что Ольга – это Лавровская, и дал ей арию по ее возможностям. Неизвестно, пела ли Лавровская в «Евгении Онегине». Скорее всего, она отказалась – слишком маленькая партия, эпизод.

Вторая версия: либреттист и композитор специально «выдали» Ольге такую музыкальную характеристику, чтобы у слушателей не было иллюзий по поводу ее отношения к Ленскому – «беззаботна и шаловлива».

Может быть, обе версии верны. Уточнить не у кого.



 Борис Рохленко

Рубрики:  Интересно
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 30 пользователям

Светлана_Крымская   обратиться по имени Понедельник, 06 Июля 2015 г. 10:50 (ссылка)
Дима, мне кажется, что сравнивать тексты оперных арий с гениальным романом вообще наивно, чтобы не сказать неумно! Это совсем разные жанры и опера Чайковского также гениальна, как и пушкинский роман, только именно в оперном жанре. К тому же либретто Модеста отнюдь не безупречно.Конечно, партия Ольги, была бы естественне для колоратурного сопрано, но тут чайковский, мне кажется, сделал просто подарок Лавровской, в благодарность за подсказанный сюжет. Что же касается оперных текстов... то меня больше бы раздражало начало "Письма Татьяны", если бы оно не было столь гениально по музыкальному образу. Ну разве могла бы в реальности деревенская мечтательная девочка написать "Я пью волшебный яд желаний! Меня преследуют мечты. Везде везде передо мной мой искуситель роковой..."Это же авторские, пушкинские слова, которому в то время было далеко не 18 и он был весьма искушённым мужчиной в любовных делах...Просто, мне кажется, Ольга Чайковского вообще интересовала мало, он и оперу-то хотел назвать Татьяна Ларина, а не Евгений Онегин, так что тут нет ничего удивительного. Я оперу впервые смотрела в театре лет в 12-13, была очарована сразу и навсегда и единственное, что меня тогда удивило, так это откуда взялись "львы": "Слыхали львы за рощей глас ночной..." Это уже много позже, когда я с вокалистками многократно разучивала "Письмо" обратила внимание на нелепость текста.
Ответить С цитатой В цитатник
Акеция   обратиться по имени Понедельник, 06 Июля 2015 г. 21:17 (ссылка)
Какая нелепость? "Слыхали ль вы за рощей глас ночной?"
Ответить С цитатой В цитатник
Ядвига32   обратиться по имени Среда, 08 Июля 2015 г. 06:23 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Благодарю ! Каждый постановщик импровизирует с текстом автора и тут не приходится удивляться !
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку