Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902)-Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в украинском городке Новобелгороде (ныне - Печенеги) в семье военного врача драгунского полка. Отец и мать, поляки по происхождению, хотя и жили долгое время в России, заботились о том, чтобы сын хорошо знал и понимал польскую историю и культуру. Возможно, именно сплав культур Польши, России и Украины и помог вырасти самобытному таланту Генриха.
Пастушок, играющий на свирели
Детство и юность будущего живописца прошли в Харькове. Громадное влияние на его художественное становление оказал преподаватель рисования местной гимназии украинский живописец Дмитрий Безперчий, учившийся в свое время у Карла Брюллова. Даже окончив гимназию, Генрих еще несколько лет продолжал брать у него частные уроки.
Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е
К профессиональной живописи Семирадский пришел не сразу. После гимназии, по совету отца, он окончил Харьковский университет и защитил в 1864 году кандидатскую диссертацию «Об инстинктах насекомых». Но работать по специальности не стал, а отправился в Петербург, где поступил вольнослушателем в Академию художеств. Учился Генрих блестяще. Уже в мае 1865 года получил в академии свою первую серебряную медаль. А в 1866 году Совет академии принял решение о зачислении его в число штатных учеников.
Грешница
Игра в кости
Учась в академии, Генрих «собрал» все возможные награды для учеников. А за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» в 1870 году получил большую золотую медаль, дававшую право на 6-летнюю стипендионную поездку для совершенствования мастерства за границу.
Первоначально Генрих обосновался в Мюнхене, где в 1872 году написал свою первую большую картину «Римская оргия блестящих времен цезаризма».
Опасный урок
Рим произвел на художника неизгладимое впечатление буйством красок, встречающимися на каждом шагу свидетельствами далеких эпох, разнообразием и яркостью типажей. Генрих полюбил этот город на всю жизнь, которую и решил провести в нем.
Отдых
ему присвоили звание академика, а кузина Мария Прушиньская согласилась выйти за него замуж.
Известность художника росла стремительно. Его картины с сюжетами из римской истории и мифологии пользовались большой популярностью. Итогом же пенсионерской поездки стала громадная картина «Светочи христианства», передающая трагическую историю гонений на последователей новой религии при римском императоре Нероне.
Похороны знатного руса
Росло не только международное признание, но и мастерство живописца. Он стал одним из первых российских художников, наполнивших свои работы живой игрой света. В его картинах «Танец среди мечей» и «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», которые сегодня украшают лучшие музеи России, яркое полуденное солнце и игра света и тени создают неповторимое впечатление, помогая лучше понять замысел мастера.
Рим. Деревня
Взялся Семирадский и за осмысление библейской истории. Признанным шедевром стала его работа «Христос у Марфы и Марии». Сюжет картины внешне прост: на тенистой веранде сидит Христос, у ног которого расположилась юная Мария, внимающая Учителю. Но за этой простотой скрыт глубокий философский смысл, который художнику удалось мастерски передать.
Светочи христианства (Факелы Нерона)
Им было выполнено четыре композиции из жизни святого князя Александра Невского и три композиции из жизни Христа: «Тайная вечеря», «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим». К сожалению, сами росписи погибли вместе с храмом в 1931 году, но эскизы к ним можно увидеть в Русском музее. Работал мастер и в других соборах: Исаакиевском в Петербурге, католическом в Варшаве, протестантском в Кракове.
Сцена из римской жизни
К сожалению, художник не успел многого из того, что было задумано. Генрих Ипполитович Семирадский скончался от рака в 1902 году и был похоронен на варшавском кладбище Повонзки. Через год его останки были перенесены в краковский костел «На Скалке», где традиционно хоронили знаменитых поляков.
Танец среди мечей
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
У водоёма
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине
Христианская Дирцея в цирке Нерона
Христос и самарянка
Христос у Марфы и Марии
Наяды. 1880-е
Оргия времен Тиберия на острове Капри.
По примеру богов. 1879
Римская оргия блестящих времен цезаризма
Песня рабыни. 1884
Римский пейзаж
Итальянский дворик
Блудный сын
Девушки на террасе у бюста Гомера. 1890-е
Две фигуры у статуи сфинкса
Баловник
В лавке гробовщика. 1860-е
У храма. (Идиллия)
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу
Святое семейство
Эскиз плафона (панно)
Александр Невский принимает папских легатов
Античная сцена. (Девушка с цветком)
Беседа
Вдохновение Гомера
Водонос в античном ландшафте
Восточный пейзаж
Голова девушки (этюд)
Греческий торговец (Дорога к святыне)
Жанна д’Арк
Женский портрет. 1866
Женщина или ваза
Занавес Львовской оперы. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила
Исаврийские пираты, продающие свою добычу. 1889
Красота и Любовь (Амур и Психея). 1894
Лежащая натурщица отдыхает. 1881
Маленький Орфей
Мальчик из Сабин Хилс. 1889
Нимфа. 1869
Ночное отплытие с острова
Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е
Ночь в Помпеях. 1879
Орфей в подземном царстве. Конец 80-х
Отдых патриция. 1881
Отъезд Катерины Корнаро, королевы Кипра. 1878
Портрет Александра Станкевича. 1892
Портрет Казимира Мордашевича
Портрет Кобиеты Жимьянка
Портрет графини Тышкевич. 1889
Портрет матери художника. 1887
Портрет отца художника. 1887
Праздник Вакха. 1890
Преследователи христиан у входа в катакомбы. 1874
Приносящие комфорт и помощь. 1885
Проект занавес театра в Кракове. 1894
Сельская идиллия. 1886
Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875
Сцена у колодца. 1890
Талисман. 1881
Танцовщица на канате. 1898
Тени волос. Последняя четверть XIX века
У колодца. 1899
Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла. 1887
Тайная вечеря