-Цитатник

Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! - (1)

Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п...

Деревенчук Владимир - украинский художник - (2)

Деревенчук Владимир - украинский художник Художник Деревенчук Владимир (Derevenchuk Vladimir) ...

Распакованный скрап-набор "Ви - (0)

Распакованный скрап-набор "Винтажная шкатулка" Распакованный скрап-набор "Винтажная шкату...

Русский костюм, часть 4. - (0)

Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос...

Учим деток рисовать. - (0)

Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1.  2.  3.  4.&nbs...

 -Метки

100 великих украинцев 1787г.крым. екатерина вторая.путешествие в крым 18 век ****маккензи crimea hand made natalie ukraine автобусные туры по европе автобусные туры по европе. автобусные туры по европе.англия автобусные туры по европе.германия автобусные туры по европе.италия автобусные туры по европе.франция английский . английский язык тексты для чтения анимэ бесплатный английский для детей блога ботанический рисунок... бразильский карнавал веселые картинки викторианская англия галантный век 18 век германия гостям севастополя.памятники севастополя. дневника италия как научиться как научиться рисовать как научиться рисовать в 3-4 года как научиться рисовать* уроки рисования как продвинуть сайт самостоятельно крым. лионтур. экскурсии лион-тур моей сестре о простой жизни обычаи нравы быт обычаи нравы быт*русский костюм*сарафан оформление оформление сайта памятники севастополя памятники севастополя.экскурсии. фирма «лион-тур» памятники севстополя скачать книгу схемы украинский костюм украинский язык культура украины франция экскурсии крым лионтур экскурсии крым лионтур- экскурсии по крыму

 -Рубрики

 -Музыка

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Жду окончания закачки

      Показать все (1)

       -Всегда под рукой

      Быстрый переход по страницам блога:

      50 49 48 47 46 45 44

       -Фотоальбом

      Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 03.07.2009
      Записей: 8491
      Комментариев: 1566
      Написано: 10735


      Михаил Кузмин.Люблю, сказал я ...

      Понедельник, 13 Сентября 2010 г. 17:37 + в цитатник
      Цитата сообщения Shuurey Михаил Кузмин.Люблю, сказал я не любя...

      * * *
      "Люблю", сказал я не любя -
      Вдруг прилетел Амур крылатый
      И, руку взявши, как вожатый,
      Меня повлек вослед тебя.

      С прозревших глаз сметая сон
      Любви минувшей и забытой,
      На светлый луг, росой омытый,
      Меня нежданно вывел он.

      Чудесен утренний обман:
      Я вижу странно, прозревая,
      Как алость нежно-заревая
      Румянит смутно зыбкий стан;

      Я вижу чуть открытый рот,
      Я вижу краску щек стыдливых
      И взгляд очей еще сонливых
      И шеи тонкой поворот.

      Ручей журчит мне новый сон,
      Я жадно пью струи живые -
      И снова я люблю впервые,
      Навеки снова я влюблен!
      Апрель 1907


      * * *
      Бывают мгновенья,
      когда не требуешь последних ласк,
      а радостно сидеть,
      обнявшись крепко,
      крепко прижавшись друг к другу.
      И тогда все равно,
      что будет,
      что исполнится,
      что не удастся.
      Сердце
      (не дрянное, прямое, родное мужское сердце)
      близко бьется,
      так успокоительно,
      так надежно,
      как тиканье часов в темноте,
      и говорит:
      "все хорошо,
      все спокойно,
      все стоит на своем месте".
      Твои руки и грудь
      нежны, оттого что молоды,
      но сильны и надежны;
      твои глаза
      доверчивы, правдивы,
      не обманчивы,
      и я знаю,
      что мои и твои поцелуи —
      одинаковы,
      неприторны,
      достойны друг друга,
      зачем же тогда целовать?
      Сидеть, как потерпевшим кораблекрушение,
      как сиротам,
      как верным друзьям,
      единственным,
      у которых нет никого, кроме них
      в целом мире;
      сидеть,
      обнявшись крепко,
      крепко прижавшись друг к другу!..
      сердце
      близко бьется
      успокоительно,
      как часы в темноте,
      а голос
      густой и нежный,
      как голос старшего брата,
      шепчет:
      "успокойтесь:
      все хорошо,
      спокойно,
      надежно,
      когда вы вместе".
      <1913>
      * * *
      В раскосый блеск зеркал забросив сети,
      Склонился я к заре зеленоватой,
      Слежу узор едва заметной зыби,—
      Лунатик золотеющих озер!
      Как кровь сочится под целебной ватой,
      Яснеет отрок на гранитной глыбе,
      И мглой истомною в медвяном лете
      Пророчески подернут сизый взор.

      Живи, Недвижный! затрепещут веки,
      К ладоням нежным жадно припадаю,
      Томление любви неутолимой
      Небесный спутник мой да утолит.
      Не вспоминаю я и не гадаю,—
      Полет мгновений, легкий и любимый,
      Вдруг останавливаешь ты навеки
      Роскошеством юнеющих ланит.
      Апрель 1922
      ***
      ЛЮБВИ УТЕХИ
      К рассказу С. Ауслендера
      "Вечер у г-на де Севираж"

      Plaisir d'amour ne dure qu'un moment.
      Chagrin d'amour dure toute la vie.*

      Любви утехи длятся миг единый,
      Любви страданья длятся долгий век.
      Как счастлив был я с милою Надиной,
      Как жадно пил я кубок томных нег!

      Но ах! недолго той любови нежной
      Мы собирали сладкие плоды:
      Поток времен, несытый и мятежный,
      Смыл на песке любимые следы.

      На том лужке, где вместе мы резвились,
      Коса скосила мягкую траву;
      Венки любви, увы! они развились,
      Надины я не вижу наяву.

      Но долго после в томном жаре нег
      Других красавиц звал в бреду Надиной.
      Любви страданья длятся долгий век,
      Любви утехи длятся миг единый.

      * Наслаждение любви длится лишь мгновенье,
      Тоска любви длится всю жизнь (фр.).
      Ноябрь 1906
      * * *
      О, быть покинутым - какое счастье!
      Какой безмерный в прошлом виден свет
      Так после лета - зимнее ненастье:
      Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

      Сухой цветок, любовных писем связка,
      Улыбка глаз, счастливых встречи две,-
      Пускай теперь в пути темно и вязко,
      Но ты весной бродил по мураве.

      Ах, есть другой урок для сладострастья,
      Иной есть путь - пустынен и широк.
      О, быть покинутым - такое счастье!
      Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
      Сентябрь 1907
      * * *
      Стеклянно сердце и стеклянна грудь —
      Звенят от каждого прикосновенья,
      Но, строгий сторож, осторожен будь,
      Подземная да не проступит муть
      За это блещущее огражденье.

      Сплетенье жил, теченье тайных вен,
      Движение частиц, любовь и сила,
      Прилив, отлив, таинственный обмен,—
      Весь жалостный состав — благословен:
      В нем наша суть ласкала и любила.

      О звездах, облаке, траве, о вас
      Гадаю из поющего колодца,
      Но в сладостно-непоправимый час
      К стеклу прихлынет сердце,— и алмаз
      Пронзительным сияньем разольется.
      1922

      * * *
      У всех одинаково бьется,
      Но разно у всех живет,
      Сердце, сердце, придется
      Вести тебе с небом счет.
      Что значит: "сердечные муки"?
      Что значит: "любви восторг"?
      Звуки, звуки, звуки
      Из воздуха воздух исторг.
      Какой же гений налепит
      На слово точный ярлык?
      Только слух наш в слове "трепет"
      Какой-то трепет ловить привык.
      Любовь сама вырастает,
      Как дитя, как милый цветок,
      И часто забывает
      Про маленький, мутный исток.
      Не следил ее перемены -
      И вдруг... о, боже мой,
      Совсем другие стены,
      Когда я пришел домой!
      Где бег коня без уздечки?
      Капризных бровей залом?
      Как от милой, детской печки,
      Веет родным теплом.
      Широки и спокойны струи,
      Как судоходный Дунай!
      Про те, про те поцелуи
      Лучше не вспоминай.
      Я солнце предпочитаю
      Зайчику мерклых зеркал,
      Как Саул, я нашел и знаю
      Царство, что не искал!
      Спокойно ль? Ну да, спокойно.
      Тепло ли? Ну да, тепло.
      Мудрое сердце достойно,
      Верное сердце светло.
      Зачем же я весь холодею,
      Когда Вас увижу вдруг,
      И то, что выразить смею,-
      Лишь рожденный воздухом звук?
      1917

      * * *
      Косые соответствия
      В пространство бросить
      Зеркальных сфер,—
      Безумные параболы,
      Звеня, взвивают
      Побег стеблей.

      Зодиакальным племенем
      Поля пылают,
      Кипит эфир,
      Но все пересечения
      Чертеж выводят
      Недвижных букв
      Имени твоего!
      <1921-1922>

      * * *
      Утраченного чародейства
      Веселым ветрам не вернуть!
      А хочется Адмиралтейству
      Пронзить лазоревую муть.
      Притворно Невской перспективы
      Зовет широкий коридор,
      Но кажется жестоко лживым
      Былого счастия обзор.
      Я знаю, будет все, как было,
      Как в старину, как прошлый год;
      Кому семнадцать лет пробило,
      Тому осьмнадцатый пойдет.
      Настанет лето, будет душно,
      Летает детское серсо,
      Но механично и бездушно
      Природы косной колесо.
      За ивовым гоняйся пухом,
      Глядись, хоть день, в речную тишь,
      Но вольным и влюбленным духом
      Свои мечты не оживишь.
      Все схемы — скаредны и тощи,
      Освободимся ль от оков,
      Окостенеем ли, как мощи,
      На удивление веков?
      И вскроют, словно весть о чуде,
      Нетленной жизни нашей клеть,
      Сказав: «Как странно жили люди:
      Могли любить, мечтать и петь
      * * *
      Как люблю я, вечные боги,
      прекрасный мир!
      Как люблю я солнце, тростники
      и блеск зеленоватого моря
      сквозь тонкие ветви акаций!
      Как люблю я книги (моих друзей),
      тишину одинокого жилища
      и вид из окна
      на дальние дынные огороды!
      Как люблю пестроту толпы на площади,
      крики, пенье и солнце,
      веселый смех мальчиков, играющих в мяч!
      Возвращенье домой
      после веселых прогулок,
      поздно вечером,
      при первых звездах,
      мимо уже освещенных гостиниц
      с уже далеким другом!
      Как люблю я, вечные боги,
      светлую печаль,
      любовь до завтра,
      смерть без сожаленья о жизни,
      где все мило,
      которую люблю я, клянусь Дионисом,
      всею силою сердца
      и милой плоти!
      1918
      * * *
      Сладко умереть
      на поле битвы
      при свисте стрел и копий,
      когда звучит труба
      и солнце светит,
      в полдень,
      умирая для славы отчизны
      и слыша вокруг:
      «Прощай, герой!»
      Сладко умереть
      маститым старцем
      в том же доме,
      на той же кровати,
      где родились и умерли деды,
      окруженным детьми,
      ставшими уже мужами,
      и слыша вокруг:
      «Прощай, отец!»
      Но еще слаще,
      еще мудрее,
      истративши все именье,
      продавши последнюю мельницу
      для той,
      которую завтра забыл бы,
      вернувшись
      после веселой прогулки
      в уже проданный дом,
      поужинать
      и, прочитав рассказ Апулея
      в сто первый раз,
      в теплой душистой ванне,
      не слыша никаких прощаний,
      открыть себе жилы;
      и чтоб в длинное окно у потолка
      пахло левкоями,
      светила заря,
      и вдалеке были слышны флейты.
      1918
      * * *
      Кому есть выбор, выбирает;
      Кто в путь собрался,- пусть идет;
      Следи за картой, кто играет,
      Лети скорей, кому - полет.
      Ах, выбор вольный иль невольный
      Всегда отрадней трех дорог!
      Путь без тревоги, путь безбольный -
      Тот путь, куда ведет нас рок.
      Зачем пленяться дерзкой сшибкой?
      Ты - мирный путник, не боец.
      Ошибку думаешь ошибкой
      Поправить ты, смешной слепец?
      Всё, что прошло, как груз ненужный,
      Оставь у входа навсегда.
      Иди без дум росой жемчужной,
      Пока горит твоя звезда.
      Летают низко голубята,
      Орел на солнце взор вперил.
      Всё, что случается, то свято;
      Кого полюбишь, тот и мил.
      Ноябрь 1907
      * *
      Зачем луна, поднявшись, розовеет,
      И ветер веет, теплой неги полн.
      И челн не чует змеиной зыби волн,
      Когда мой дух все о тебе говеет?

      Когда не вижу я твоих очей,
      Любви ночей воспоминанья жгут —
      Лежу — и тут ревниво стерегут
      Очарованья милых мелочей.

      И мирный вид реки в изгибах дальних
      И редкие огни неспящих окн,
      И блеск изломов облачных волокн
      Не сгонят мыслей, нежных и печальных.

      Других садов тенистые аллеи —
      И блеск неверный утренней зари...
      Огнем последним светят фонари...
      И милой резвости любовные затеи...

      Душа летит к покинутым забавам,
      В отравах легких крепкая есть нить,
      И аромата роз не заглушить
      Простым и кротким сельским, летним травам.
      ***
      ФОРЕЛЬ РАЗБИВАЕТ ЛЕД"
      ПЕРВЫЙ УДАР

      Стояли холода, и шел "Тристан"
      В оркестре пело раненое море,
      Зеленый край за паром голубым,
      Остановившееся дико сердце.
      Никто не видел, как в театр вошла
      И оказалась уж сидящей в ложе
      Красавица, как полотно Брюллова.
      Такие женщины живут в романах,
      Встречаются они и на экране...
      За них свершают кражи, преступленья,
      Подкарауливают их кареты
      И отравляются на чердаках.
      Теперь она внимательно и скромно
      Следила за смертельною любовью,
      Не поправляя алого платочка,
      Что сполз у ней с жемчужного плеча,
      Не замечая, что за ней упорно
      Следят в театре многие бинокли...
      Я не был с ней знаком, но все смотрел
      На полумрак пустой, казалось, ложи...
      Я был на спиритическом сеансе,
      Хоть не люблю спиритов, и казался
      Мне жалким медиум - забитый чех.
      В широкое окно лился свободно
      Голубоватый леденящий свет.
      Луна как будто с севера светила:
      Исландия, Гренландия и Тулэ,
      Зеленый край за паром голубым...
      И вот я помню: тело мне сковала
      Какая-то дремота перед взрывом,
      И ожидание, и отвращенье,
      Последний стыд и полное блаженство...
      А легкий стук внутри не прерывался,
      Как будто рыба бьет хвостом о лед...
      Я встал, шатаясь, как слепой лунатик
      Дошел до двери... Вдруг она открылась.
      Из аванложи вышел человек
      Лет двадцати, с зелеными глазами;
      Меня он принял будто за другого,
      Пожал мне руку и сказал: "Покурим!"
      Как сильно рыба двинула хвостом!
      Безволие - преддверье высшей воли!
      Последний стыд и полное блаженство!
      Зеленый край за паром голубым!

      ВТОРОЙ УДАР

      Кони бьются, храпят в испуге,
      Синей лентой обвиты дуги,
      Волки, снег, бубенцы, пальба!
      Что до страшной, как ночь, расплаты?
      Разве дрогнут твои Карпаты?
      В старом роге застынет мед?

      Полость треплется, диво-птица;
      Визг полозьев - "гайда, Марица!"
      Стоп... бежит с фонарем гайдук...
      Вот какое твое домовье:
      Свет мадонны у изголовья
      И подкова хранит порог,

      Галереи, сугроб на крыше,
      За шпалерой скребутся мыши,
      Чепраки, кружева, ковры!
      Тяжело от парадных спален!
      А в камин целый лес навален,
      Словно ладан шипит смола...

      "Отчего ж твои губы желты?
      Сам не знаешь, на что пошел ты?
      Тут о шутках, дружок, забудь!
      Не богемских лесов вампиром -
      Смертным братом пред целым миром
      Ты назвался, так будь же брат!

      А законы у нас в остроге,
      Ах, привольны они и строги:
      Кровь за кровь, за любовь любовь.
      Мы берем и даем по чести,
      Нам не надо кровавой мести:
      От зарока развяжет Бог,

      Сам себя осуждает Каин..."
      Побледнел молодой хозяин,
      Резанул по ладони вкось...
      Тихо капает кровь в стаканы:
      Знак обмена и знак охраны...
      На конюшню ведут коней...

      ПЯТЫЙ УДАР

      Мы этот май проводим как в деревне:
      Спустили шторы, сняли пиджаки,
      В переднюю бильярд перетащили
      И половину дня стучим киями
      От завтрака до чая. Ранний ужин,
      Вставанье на заре, купанье, лень...
      Раз вы уехали, казалось нужным
      Мне жить, как подобает жить в разлуке:
      Немного скучно и гигиенично.
      Я даже не особенно ждал писем
      И вздрогнул, увидавши штемпель: "Гринок".
      - Мы этот май проводим как в бреду,
      Безумствует шиповник, море сине,
      И Эллинор прекрасней, чем всегда!
      Прости, мой друг, но если бы ты видел,
      Как поутру она в цветник выходит
      В голубовато-серой амазонке,-
      Ты понял бы, что страсть - сильнее воли,-
      Так вот она - зеленая страна! -
      Кто выдумал, что мирные пейзажи
      Не могут быть ареной катастроф?

      ДЕСЯТЫЙ УДАР

      Чередованье милых развлечений
      Бывает иногда скучнее службы.
      Прийти на помощь может только случай,
      Но случая не приманишь, как Жучку
      Храм случая - игорные дома.
      Описывать азарт спаленных глаз,
      Губ пересохших, помертвелых лбов
      Не стану я. Под выкрики крупье
      Просиживал я ночи напролет.
      Казалось мне, сижу я под водою.
      Зеленое сукно напоминало
      Зеленый край за паром голубым...
      Но я искал ведь не воспоминаний,
      Которых тщательно я избегал,
      А дожидался случая. Однажды
      Ко мне подходит некий человек
      В больших очках и говорит: - Как видно,
      Вы вовсе не игрок, скорей любитель,
      Или, верней, искатель ощущений.
      Но в сущности здесь - страшная тоска:
      Однообразно и неинтересно.
      Теперь еще не поздно. Может быть,
      Вы не откажетесь пройтись со мною
      И осмотреть собранье небольшое
      Диковинок? Изъездил всю Европу
      Я с юных лет; в Египте даже был.
      Образовался маленький музей,-
      Меж хлама есть занятные вещицы,
      И я, как всякий коллекционер,
      Ценю внимание; без разделенья,
      Как все другие, эта страсть - мертва.-
      Я быстро согласился, хоть, по правде
      Сказать, не нравился мне этот человечек:
      Казался он назойливым и глупым.
      Но было только без четверти час,
      И я решительно не знал, что делать.
      Конечно, если разбирать как случай -
      Убого было это приключенье!
      Мы шли квартала три: подъезд обычный,
      Обычная мещанская квартирка,
      Обычные подделки скарабеев,
      Мушкеты, сломанные телескопы,
      Подъеденные молью парики
      Да заводные куклы без ключей.
      Мне на мозги садилась паутина,
      Подташнивало, голова кружилась,
      И я уж собирался уходить...
      Хозяин чуть замялся и сказал:
      - Вам, кажется, не нравится? Конечно,
      Для знатока далеко не товар.
      Есть у меня еще одна забава,
      Но не вполне закончена она,
      Я все ищу вторую половину.
      На днях, надеюсь, дело будет в шляпе.
      Быть может, взглянете? - Близнец!
      "Близнец?!"
      - Близнец. "И одиночка?" - Одиночка.
      Вошли в каморку мы: посередине
      Стоял аквариум, покрытый сверху
      Стеклом голубоватым, словно лед
      В воде форель вилась меланхолично
      И мелодично билась о стекло.
      - Она пробьет его, не сомневайтесь.
      "Ну, где же ваш близнец?" - Сейчас, терпенье -
      Он отворил в стене, с ужимкой, шкап
      И отскочил за дверцу. Там, на стуле,
      На коленкоровом зеленом фоне
      Оборванное спало существо
      (Как молния мелькнуло - "Калигари!"):
      Сквозь кожу зелень явственно сквозила,
      Кривились губы горько и преступно,
      Ко лбу прилипли русые колечки,
      И билась вена на сухом виске.
      Я с ожиданием и отвращеньем
      Смотрел, смотрел, не отрывая глаз...
      А рыба бьет тихонько о стекло...
      И легкий треск и синий звон слилися...
      Американское пальто и галстук...
      И кепка цветом нежной rose champagne.
      Схватился за сердце и дико вскрикнул...
      - Ах, Боже мой, да вы уже знакомы?
      И даже... может быть... не верю счастью!..
      "Открой, открой зеленые глаза!
      Мне все равно, каким тебя послала
      Ко мне назад зеленая страна!
      Я - смертный брат твой. Помнишь там, в Карпатах?
      Шекспир еще тобою не дочитан
      И радугой расходятся слова.
      Последний стыд и полное блаженство!.."
      А рыба бьет, и бьет, и бьет, и бьет.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      А знаете? Ведь я хотел сначала
      Двенадцать месяцев изобразить
      И каждому придумать назначенье
      В кругу занятий легких и влюбленных.
      А вот что получилось! Видно, я
      И не влюблен, да и отяжелел.
      Толпой нахлынули воспоминанья,
      Отрывки ш прочитанных романов,
      Покойники смешалися с живыми,
      И так все перепуталось, что я
      И сам не рад, что все это затеял.
      Двенадцать месяцев я сохранил
      И приблизительную дал погоду,-
      И то не плохо. И потом я верю,
      Что лед разбить возможно для форели,
      Когда она упорна. Вот и все.
      * * *
      Глаз змеи, змеи извивы,
      Пестрых тканей переливы,
      Небывалость знойных поз...
      То бесстыдны, то стыдливы,
      Поцелуев все отливы,
      Сладкий запах белых роз...

      Замиранье, обниманье,
      Рук змеистых завиванье
      И искусный трепет ног...
      И искусное лобзанье,
      Легкость близкого свиданья
      И прощанье чрез порог.
      ***
      МУЗЫКА
      Тебя я обнимаю,—
      И радуга к реке,
      И облака пылают
      На Божеской руке.
      Смеешься,— дождь на солнце,
      Росится резеда,
      Ресницею лукавит
      Лиловая звезда.
      Расколотой кометой
      Фиглярит Фигаро.
      Таинственно и внятно
      Моцартово Таро.
      Летейское блаженство
      В тромбонах сладко спит,
      Скрипичным перелеском
      Звенит смолистый скит.
      Какие бросит тени
      В пространство милый взгляд?
      Не знаешь? и не надо
      Смотреть, мой друг, назад.
      Чье сердце засияло
      На синем, синем Si?
      Задумчиво внимает
      Небывший Дебюсси.
      Май 1922
      * * *
      Сижу, читая я сказки и были,
      Смотрю в старых книжках умерших портреты,
      Говорят в старых книжках умерших портреты:
      «Тебя забыли, тебя забыли»...

      — Ну, что же делать, что меня забыли,
      Что тут поможет, старые портреты?—
      И спрашивал, что поможет, старые портреты,
      Угрозы ли, клятва ль, мольбы ли?

      «Забудешь и ты целованные плечи,
      Будь, как мы, старым влюбленным портретом:
      Ты можешь быть хорошим влюбленным портретом
      С томным взглядом, без всякой речи».

      — Я умираю от любви безмерной!
      Разве вы не видите, милые портреты?—
      «Мы видим, мы видим»,— молвили портреты,
      «Что ты — любовник верный, верный и примерный?

      Так читал я, сидя, сказки и были,
      Смотря в старых книжках умерших портреты.
      И не жалко мне было, что шептали портреты:
      «Тебя забыли, тебя забыли».

      ***

      Михаи́л Алексе́евич Кузми́н (1872—1936) — русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор.


      Биография
      Родился 6 (18) октября 1872 в Ярославле в семье дворянина Алексея Алексеевича Кузмина (1812—1886), мать была внучкой французского актёра Офрена. Вырос в Петербурге, окончил консерваторию (ученик Н. А. Римского-Корсакова), выступал как композитор и пианист (впоследствии — как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои слова). Большое влияние на него оказала юношеская дружба и переписка с Г. В. Чичериным и путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу (долгое время Кузмин увлекался русским старообрядчеством). Жил в Петербурге, поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Эстетика мирискусников оказала влияние на его литературное творчество.

      Дебютировал в 1905 в полулюбительском «Зелёном сборнике стихов и прозы», после чего творчество Кузмина вызвало интерес В. Я. Брюсова, который привлёк его к сотрудничеству в символистском журнале «Весы» и убедил его заниматься прежде всего литературным, а не музыкальным творчеством. В 1906, в необычно для Серебряного века позднем возрасте 34 лет, выступил в «Весах» с первыми заметными стихотворной (цикл «Александрийские песни») и прозаической (философски-публицистический роман «Крылья») публикациями. В 1907 появились его следующие прозаические вещи («Приключения Эме Лебёфа», «Картонный домик»), а в 1908 году вышла его первая книга стихов «Сети», куда вошли также «Александрийские песни». Дебюту Кузмина сопутствовал громкий успех и сочувствие со стороны критиков-модернистов, в то же время роман «Крылья» вызвал скандал из-за первого в русской литературе нейтрального описания гомосексуальных чувств и отношений (впрочем, вполне целомудренного). Кузмин продолжал писать прозу до конца 1910-х годов, но его остальные романы, повести и рассказы, в основном искусно стилизованные под позднеантичную прозу или XVIII век, привлекли меньшее внимание критики, чем «Крылья».

      В 1905 году Кузмин вступил в Союз Русского Народа.

      Для стихов Кузмина характерен ряд постоянных образов (эллинистическая Александрия, французский XVIII век, русская религиозность), виртуозное владение формой (одним из первых разрабатывал свободный стих), особое внимание к детали. Ряд черт его творчества сближал Кузмина с акмеистами, которые во многом вдохновлялись его программной статьёй «О прекрасной ясности», 1910; сам Кузмин, впрочем, к акмеистам не примыкал и относился ко многим из них иронически.

      Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал (впрочем, негромко), что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. Некоторые свои стихи он клал на музыку собственного сочинения и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс «Дитя и роза» — несколько раз переиздававшийся нотным издательством «Эвтерпа». Этот романс прочно вошёл в репертуар военного Петрограда и исполнялся многими артистами до конца 30-х годов.

      Послереволюционное творчество Кузмина (последний сборник — «Форель разбивает лёд», 1929) отличается усложнённостью образов, исчезновением прежней «лёгкости» и «манерности», отсылками к гностицизму, западноевропейскому экспрессионизму (в том числе и в кино).

      Кузмин умер в Ленинграде 1 марта 1936. Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы «Римские чудеса» (сохранились две опубликованные главы), «Пропавшая Вероника», известно очень мало стихотворений последних 7 лет жизни.

      Кузмин — автор сборника критических статей «Условности» и обширного «Дневника», известного уже современникам, но систематически начавшего издаваться лишь недавно. В 1920—1930-е годы Кузмин, как и многие писатели в советский период, зарабатывал на жизнь многочисленными переводами: среди наиболее заметных работ — «Метаморфозы» Апулея (перевод стал классическим), сонеты Петрарки, восемь пьес Шекспира, новеллы Мериме, стихи Гёте и Анри де Ренье; не всё опубликовано, в том числе полный перевод «Дон Жуана» Байрона. Перевод (возможно, полный) сонетов Шекспира утрачен в годы войны.


      Произведения

      «Осеннія озера», вторая книга стихов, обложка С. Судейкина, книгоиздательство «Скорпион», Москва, 1912.
      «Форель разбивает лед», стихи 1925—1928; Обложка В. М. Ходасевич. Издательство Писателей в Ленинграде, 1929.

      Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
      1902—1904 — доходный дом — 9-я линия, 28;
      1910—1912 — квартира В. И. Иванова («Башня») в доходном доме И. И. Дернова — Таврическая улица, 35;
      1912—1913 — доходный дом акционерного общества «Строитель» — Рыночная улица, 16;
      1914 год — квартира Е. А. Нагродской в доходном доме — Морская улица, 46;
      1914—1915 — доходный дом — Спасская улица, 11;
      1915 — 01.03.1936 года — доходный дом — Спасская улица, 17, кв. 9 (впоследствии, после революции, улица Рылеева). Кузмин скончался в Мариинской больнице на Литейном проспекте (в то время — больница им. Куйбышева на просп. Володарского), 56. Похоронен на Волковом кладбище.

      Книги об М. А. Кузмине
      Михаил Кузмин и русская культура XX века. Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г. Сост. и ред. Г. А. Морева. Л., 1990.
      Богомолов Н. А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995.
      Богомолов Н. А., Малмстад Джон Э. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М., 1996, 1998; СПб., 2007.
      Malmstad John E., Bogomolov Nikolay. Mikhail Kuzmin. A Life in Art. Cambridge, Massachusetts, London, England: Harvard University Press, 1999.
      Панова Л. Г. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. М., 2006, http://ruthenia.ru/document/538953.html .
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%9C.

      [url]http://www.litera.ru/stixiya/authors/kuzmin.html
      [/url]

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку