-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталья-Рождество

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2010
Записей: 668
Комментариев: 131
Написано: 815


Русские города Крыма или Таврическая губерния России

Пятница, 14 Января 2011 г. 13:15 + в цитатник

 

Наталья Рождество
Русские дворцы южного берега Крыма
Цикл: История русского Крыма.
 
 
 
После присоединения Крыма к России, в 1783 году, русская знать начинает строить на южном берегу Крыма прекрасные виллы и дворцы, окружая их роскошными парками. Особенно широкий размах приняло строительство после прокладки Российской Империей южнобережного шоссе в 1824 – 1835 г.г.
 
Так начался Серебряный век этого полуострова. Золотой век русские историки относили к античному периоду, дошедшему до наших дней только в виде величественных развалин древних построек. Первые раскопки на полуострове начали русские археологические общества, создавшие затем и публичные музеи «для любителей старины». Русское дореволюционное название Крыма звучало, либо Таврия (античное название, возвращенное полуострову, благодаря раскопкам), либо Новороссия (Новая Россия), так как именно русские дали новый расцвет этому полуострову, построив многочисленные города, порты, разбив сады, проведя дороги, привнося культуру и образование.
 
 
Ч.1. 1. Ливадийский дворец императоров Романовых в Крыму
 

Илл.: Императорская резиденция Романовых в Ливадии (Крым).
 
В 1910 - 1911 гг. на территории имения Романовых в Крыму был достроен  замечательный памятник русской архитектуры - Ливадийский дворец. Автором проекта является русский архитектор Николай Петрович Краснов.
 
Летняя резиденция императора была задумана и исполнена как единый архитектурный комплекс, включающий в себя, кроме главной постройки дворца, евитский корпус, дворец министра двора, графа Фредерикса, и дворцовой церкви.
 
Белокаменное здание летнего дворца из инкерманского камня было построено русскими зодчими в эклектическом стиле и объединило в себе: итальянский стиль эпохи Возрождения, элементы западной готики, зодчество Византии и арабского Востока, навеянных сказками, так любимых русской знатью.
 
Дворцовый парк в Ливадии считается крупнейшим и одним из лучших на Южном берегу Таврии. Своеобразие и привлекательность придают ему групповые посадки деревьев и кустарников, плавно переходящие в лесопарк и естественный лес.
 
В этом дворце, после скоротечной болезни, почил Император Александр III, отец последнего русского Императора Николая II. Старая хроника, снятая на фоне Ливадийского дворца, донесла до нас и последние счастливые годы Святого Семейства. Четыре дочери последнего Императора Российской Империи и цесаревич Алексей очень любили этой райских уголок Новоросии.
 
Ч.1.1. Дворцы «Дюльбер» и «Кичкине» Великого князя Петра Николаевича Романова
 
Одна из первых построек в Таврии, выполненная в мавританском стиле – дворец «Дюльбер», построенный в 1895 – 1897 гг., во время правления Императора Александра III.
 
"Дюльбер", что в переводе значит «прекрасный», был построен в Кореизе для великого князя Петра Николаевича, по проекту русского архитектора Краснова. Дворец представляет собой асимметричное двух- или четырехэтажное здание, насчитывающее более ста помещений. Разной высоты башни увенчаны зубчатыми парапетами и серебристыми куполами. Белоснежные стены украшают резные каменные вставки и мозаичные композиции.
 
В мавританском стиле был сооружён и дворец «Кичкине» (1909 – 1911 гг.), ныне это турбаза с одноимённым названием. Автором этого русского проекта был архитектор Тарасов.
 
Ч.2. Массандровский дворец Императора Александра III.
 
Еще один замечательный пример русского зодчества в Крыму - Массандровский дворец, более позднее название - дворец Императора Александра III. В Массандре, примыкающей прямо к Ялте, в 1881 году и была начата постройка дворца (вблизи церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи).
 
Первоначально он строился по заказу князя С.М. Воронцова — наследника генерал-губернатора Новороссии, знаменитого М.С. Воронцова.
 
Заказчик выбрал для строительства местность, изобилующую живописными скалами, гротами и источниками. Дворец, в стиле времен Людовика XIII, проектировал французский архитектор Бушар.
 

Илл.: Массандровский дворец в Алупке.
 

Илл.: Причудливые украшения Массандровского дворца.
 
Потомок знаменитого русского рода Воронцовых, князь С.М. Воронцов так и не увидел свой заказ, - он умер спустя год. Позже имение Воронцовых, с недостроенным дворцом, было куплено для императора Александра III. Строительство к тому времени уже было завершено, но и Императору не удалось пожить во дворце.
 
В этом дворце нет огромных залов для приемов, больших апартаментов или парадных зданий, - лёгкий и изящный, с миниатюрными комнатами, низкими потолками и уютными каминами Массандровский дворец - идеальное место для отдыха.
 
Парк дворца, площадью 6 гектаров, и сама композиция Массандровского дворца создают уникальный дворцово-парковый ансамбль, теперь являющийся филиалом Алупкинского дворцово-паркового заповедника.
 
В 1990 году дворец был передан музейному объединению "Дворцы и парки южного берега Крыма", для восстановления в нем интерьеров времен Александра III.
 
Массандровский дворец был открыт для посещения туристов одним из самых последних в Крыму, т.к. долгое время оставался госдачей секретарей КПСС.
 
Ч.3. Таврический дворец графа Воронцова в Крыму.
 
В 1828 - 1848 гг. в Алупке был возведён роскошный дворец графа М.С.Воронцова, генерал-губернатора Новороссии и наместника Бессарабии, владельца богатейших имений России.
 
Первоначальный проект дворца создавал Одесский архитектор Ф.Боффо, но в 1831 году заказчик приостановил работы и распорядился дожидаться нового проекта. Его выполнил известный английский архитектор Эдуард Блор, гармонично вписавший дворцовое здание в окружающую природную среду, причем сделал это, только руководствуясь пейзажными рисунками Алупки и, видимо, устными пояснениями заказчика. Любопытно, что, пятьдесят лет спустя, второй дворец Воронцовых (Массандровский дворец на южном берегу Крыма) также строился по двум проектам.
 
Строительство Таврического дворца Воронцова, напоминающего средневековый рыцарский замок, было завершено в 1848 году. Поскольку архитектор Эдуард Блор, был виднейшим представителем романтической школы в английской архитектуре, то композиция Воронцовского дворца напоминает замок Вальтера Скотта в Абботсфорде (Шотландия), спроектированного Блором. Этот же архитектор был и одним из создателей Букингемского королевского дворца в Лондоне.
 
Архитектурный стиль дворца – это поздняя английская готика, сочетающаяся с элементами восточного зодчества. Всё это великолепие, созданное талантом архитекторов и руками крепостных, обошлось заказчику недёшево – 9 миллионов рублей серебром. Основной строительный материал – местный серо-зелёный диабаз, хорошо гармонирующий с окружающей природой. В те времена говорили, что дешевле было построить дворец из серебра, чем из диабаза. Дело в том, что используемый материал, очень плотный (плотнее гранита) и поэтому сложен в обработке.
 

Илл.: Панорамный план Воронцовского дворца.
 

Илл.: Внутренний двор западной части Воронцовского дворца.
 
Задний фасад дворца и его западная часть — романтическая архитектурная вариация на тему «стиля Тюдоров», XVI — начала XVII вв. Архитекторы называют его «неоготическим». При взгляде со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые загородные замки английских аристократов. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных балюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж для сюжета почти любой исторической эпохи.
 

Илл.: Львиная терраса, портал и лестница Воронцовского дворца.
 
Перед фасадом Воронцовского дворца создана «Львиная терраса», от которой маршами спускается монументальная лестница с тремя парами львов из белого каррарского мрамора, работы итальянского скульптора и его учеников. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы, с гробницы папы Климента XII в Риме.
 

Илл.: Интерьер Вороновского дворца.
 
Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них выполнены из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. Убранство парадных комнат дополняет мебель: из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. В готическом стиле сделаны камины из полированного диабаза. Столовую украшают четыре панно Гюбера Робера, французского художника 18-го века. На русских заводах были изготовлены изделия из хрусталя, фарфора, малахита, бронзовые канделябры, вазы. Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.
 
 

 
Илл.: Зимний сад Воронцовского дворца.
 
 
Зимний сад — характерная принадлежность парадных европейских дворцов XIX века. Великолепна голубая гостиная с лепными украшениями. В зимнем саду, в голубой гостиной, а также на террасах портала южного фасада собраны скульптурные изображения семьи Воронцовых и его близких, копии скульптур античных богов и философов.
 

Илл.: Открытые террасы Воронцовского дворца и сад.
 

 
Илл.: Вид из дворца на гору Ай-Петри.
 
 
Одновременно с дворцом создавался и Алупкинский парк – выдающееся произведение садово-паркового зодчества. Руководил работами Карл Кебах. Прелесть парка заключается в гармоничном сочетании дикой природы, культурных посадок и архитектуры самого дворца. Умело использованный рельеф местности, многочисленные дорожки, фонтаны, пруды, террасы и скульптура придают дворцово-парковому ансамблю необычайную красоту и романтичность.
 
Великолепный дворцовый парк в Алупке, заложенный талантливыми садовниками отцом и сыном Кебахами, в основном сохранил свой первоначальный облик. Алупкинский парк считается красивейшим парком Южного берега Крыма. Здесь собрано более двухсот видов экзотических и декоративных растений со всех концов света. По замыслу создателей, деревья в парке высаживались таким образом, чтобы с полян всегда была видна гора Ай-Петри.
 
В Ливадийском и Воронцовском дворцах снимался известный фильм "Собака на сене, по пьесе Лопе де Вега, с Тереховой и Боярским в главных ролях. Те, кто посмотрел этот фильм, надолго запомнят роскошные экстерьеры и пленэры «Русского Средиземноморья».
 
Новороссийская губерния.
 
Новороссийский край включал в то время огромное пространство Северного Причерноморья между рекой Прут на западе и Доном на востоке. Входил в него и Крым. Административным центром края с 1805 г. была Одесса. Но граф Воронцов, придававший Крыму важное значение, решил именно здесь построить представительский дворец Российской Империи.
 
Граф ВОРОНЦОВ
 

 
Илл.: Заказчик и владелец знаменитого дворца.
 
 
Михаил Семенович Воронцов (1782—1856 гг.) — потомок старого русского дворянского рода, давшего России ряд крупных государственных деятелей и дипломатов. М.С.Воронцов был сыном русского посла в Англии и с детства воспитывался в лучших традициях русской и английской культуры. Согласно традициям русского дворянства, он с рождения был записан в полк, а в 4-ре года уже «произведен» в прапорщики.
 
С 19 лет Воронцов уже воюет за Россию с турками, шведами, французами, он был тяжело ранен под Бородином и был победителем Наполеона в сражении под Красным. В 1815—1818 гг. граф Воронцов командовал русским корпусом во Франции, участвуя в знаменитых «Русских походах». Благодаря русским, во Франции XIX в. на какое-то время (до очередной кровавой революции) была восстановлена монархия.
 
Значительный след о себе М.С.Воронцов оставил в Новороссии, которой управлял с 1823 г. по 1844 г. При нем выросли Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, были проведены дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму, тонкорунное овцеводство, было учреждено пароходство по Черному морю. За участие в кавказских походах граф Воронцов был возведен в 1845 г. в княжеское достоинство. М.С.Воронцов славился острым умом, образованностью, либерализмом.
 
В ГПИБ России можно найти многочисленные документы, как о княжеском роде Воронцовых, так и о русской истории Крыма. Например…
--- --
Документы Государственного архива Автономной республики Крым о жизни и деятельности М.С.Вороноцова. – С.3-11 // Россия и Крым в судьбе Воронцовых. Материалы II-х Крымских Воронцовских чтений, Алупка, 18-19 октября 1999 / Крымский центр гуманитарных исследований. – Симферополь: Крым. архив, 2000. – 116, 2 с. ; 20см. – Прилож. к журналу «Вопросы русской литературы». – ГПИБ России. Фонд КХ: Н 58 /279.
Там же:
*В изгнании. (С публикацией писем Императрицы Марии Федоровны к Е.А.Воронцовой-Дашковой (1918-1919гг.)).
*Николай II и Воронцова-Дашкова. (Есть материалы о болезни и смерти Императора Александра III). - с.82-99.
--- ---
 
 
Ч.4. «Ласточкино гнездо» по проекту В.О.Шервуда.
 

Илл.: Замок «Ласточкино гнездо».
 
Своеобразной эмблемой Южного побережья русского Крыма стало «Ласточкино гнездо». Миниатюрный замок, возведённый в 1912 году по проекту архитектора В.О.Шервуда, внешне напоминающий средневековый, возвышается на отвесной скале мыса Ай-Тодор. Это постройка русского архитектора выдержала сильнейшее землетрясение 1927 году.
 
Вид со смотровой площадки «Ласточкиного гнезда» просто потрясающий, как на море, так и на скалистое побережье Крыма.
 
Ч.5. Русские археологические исследования античного периода истории Крыма и Керчи.
 
 
С глубокой древности морские пути связывали побережье Черного моря со Средиземноморьем, где в конце II - начале I тысячелетия до н.э. возникла античная цивилизация Греции.
 
От берегов Эллады отважные мореходы отправлялись на поиски новых земель. Там, где сейчас расположены крупные морские порты, промышленные и курортные центры Крыма, русские города  - Евпатория, Севастополь, Феодосия и Керчь, в VI - V вв. до н.э. античные греки основали города: Керкинитиду, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, а вблизи него - Мирмекий, Тиритаку, Нимфей, Киммерик и другие.
 
Каждый из древних городов был центром сельскохозяйственного района, где выращивали пшеницу, культивировали виноград, разводили скот. В городах находились храмы, общественные и административные здания, рынки, мастерские ремесленников.
 
Удобное географическое положение и благодатный климат способствовало развитию торговли. Купцы вывозили в Средиземноморье рабов и продукты сельского хозяйства, закупленные у местных племен - скифов, меотов, синдов.  В обмен, из городов Балканского полуострова и Малой Азии, привозили оливковое масло, вино, предметы искусства и ремесел.
 
ХЕРСОНЕС – СЕВАСТОПОЛЬ.
 
Херсонес (название более позднего русского города - Севастополь) был основан в 421 г. до н.э., на берегу бухты, которую сейчас называют Карантинной. Позднее город значительно расширил владения. В период расцвета ему подчинялись Керкинитида, Прекрасная гавань (на месте современного поселка Черноморского) и другие поселения северо-западного Крыма.
 
Херсонесское государство было рабовладельческой демократической республикой. Высшим органом власти являлись Народное собрание и Совет, решавшие все вопросы внешней и внутренней политики. Руководящая роль в управлении принадлежала крупнейшим рабовладельцам, имена которых донесли херсонесские надписи на монетах.
 
Археологические раскопки, начатые русскими еще в 1827 году, показали, что город был хорошо укреплен. Остатки оборонительных сооружений - массивные башни, крепости, части каменных стен - сохранились также на всей территории государства. Это говорит о постоянной военной опасности, которой подвергались жители.
 
Об их патриотизме рассказывает знаменитая Херсонесская присяга. Ее текст был высечен в конце IV - начале III вв. до н.э. на мраморной плите, найденной при раскопках города: «...Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими... Я никогда не предам Херсонеса...». Херсонесцы клялись, что не предадут врагам ни города, ни его владений, будут охранять демократический строй, не разгласят государственной тайны. В XIX в. подобную присягу на верность «Вере, Царю и Отечеству» давали защитники Севастополя.
 
Как подтвердили археологические исследования, город имел геометрически правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом. Их мостили мелким камнем. Вдоль улиц проходили каменные водостоки.
 
На площадях возвышались храмы. Общественные здания и дома богатых граждан украшали колоннадами и мозаичными полами.
 
От античных построек до наших дней дошли лишь основания стен и подвальные помещения. Особенно интересны монетный двор, бани, руины театра, существовавшего с III в. до н. э. по IV в. н. э. От него частично сохранились только лестничные проходы и каменные скамьи для зрителей. Судя по их размерам, театр вмещал до 3 тысяч зрителей.
 
Около городских стен располагался район ремесленников. Там археологи обнаружили остатки керамического производства: печи для обжига глиняной посуды, штампы для орнаментов, формы для изготовления терракотовых рельефов. Процветали в Херсонесе и другие ремесла - металлообрабатывающее, ювелирное, ткацкое.
 
ПАНТИКАПЕЙ – КЕРЧЬ.
 
Крупнейшим античным государством Причерноморья было так называемое Боспорское царство. Оно образовалось в результате объединения первоначально независимых греческих городов, таких, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и других, расположенных по берегам Боспора Киммерийского - современного Керченского пролива.
 
Столицей государства стал Пантикапей. С 438 г. до н.э. более трехсот лет им правила династия Спартокидов. В конце V - начале IV вв. до н.э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а также земли, населенные другими племенами. В I в. до н.э. Боспор захватил большую часть территории Крыма, подчинил себе Херсонес.
 
Раскопки на горе Митридат, проводившиеся в Керчи с конца XIX в., позволили восстановить размеры и план Пантикапея. На вершине находился акрополь - центральное укрепление города с мощными оборонительными стенами и башнями. Внутри него размещались важнейшие храмы и общественные здания. Вниз по склонам террасами спускались кварталы из одно- или двухэтажных каменных строений. Весь город и его окрестности были опоясаны многочисленными линиями укреплений. Глубокая и удобная гавань надежно укрывала торговые и военные суда. Найденные обломки мраморных статуй, куски расписной штукатурки и архитектурные детали позволяют говорить о богатом убранстве площадей и зданий города, о мастерстве древних архитекторов и строителей.
 
На месте Мирмекия и Тиритаки, недалеко от Керчи, кроме городских стен, жилых домов и святилищ, археологи открыли несколько виноделен и ванны для засолки рыбы. В Нимфее, близ современного поселка Героевки, - храмы Деметры, Афродиты и Кабиров; в Илурате, около современной деревни Ивановки, - боспорское военное поселение первых веков н.э., охранявшее подступы к столице.
 
Рядом с каждым античным городом находился его некрополь - город мертвых. Обычно хоронили в простых земляных могилах, иногда выложенных черепицей или каменными плитами. Богатых и знатных помещали в деревянные или каменные саркофаги. Для их погребения сооружали склепы, сложенные из камней или вырубленные в скалах. Стены склепов и саркофагов украшали росписью, рельефами, инкрустацией. На них наносили орнаменты, изображали мифологические сюжеты, сцены реальной жизни. Вместе с умершим вкладывали принадлежавшие ему вещи: украшения, посуду, оружие, сосуды с благовониями, терракотовые статуэтки и другие предметы. В одном из пантикапейских погребений III в. н.э., возможно, боспорского царя Рискупорида, была найдена уникальная золотая маска, воспроизводившая черты лица умершего.
 
Исследователей давно заинтересовали большие курганы, расположенные в окрестностях Керчи. В них обнаружили захоронения боспорских царей и знати с выдающимися произведениями греческого искусства: золотыми и серебряными украшениями, изделиями из бронзы и стекла, расписными и фигурными вазами.
Шедевром мирового искусства по праву считают золотые височные подвески IV в. до н.э. из кургана Куль-Оба. Они выполнены в виде дисков, к которым прикреплены многочисленные плетеные перекрещивающиеся цепочки, соединенные пластинками и розетками. На диске диаметром 7 см - рельеф головы Афины в шлеме с хорошо различимыми фигурками грифонов, совы и змеи. Тончайшие филигранные пластинки, розетки, а также окружность диска покрыты зернью и голубой эмалью.
 
Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, а также других.
 
Сейчас на территории Херсонеса в Севастополе и на горе Митридат в Керчи организованы заповедники. Ежегодно тысячи людей приезжают туда, чтобы пройти по улицам и площадям древних городов, познакомиться с величайшими памятниками культуры, лучше узнать далекое прошлое России.
 
--- ---
Справка:
 
Херсонес Таврический – (на греч. яз. Chersonessos), древний город в черте г.Севастополь, был основан в 422-421гг. до н.э. В Средние века город имел название: Херсон, Корсунь и просуществовал до 15 века на территории Древней Руси. Позднее был захвачен азиатскими племенами. После присоединения Крыма к России в  1783 г. район получил новое развитие. Русские археологические общества первыми открыли античный Херсонес, а места археологических раскопок и музеи, посвященные древнему Херсонесу, стали открыты для туристов.
 
В ГПИБ России есть дореволюционные (и другие интересные) издания, посвященные Херсонесу. Интересно, что один полуостров назван «Ираклийским полуостровом».
 
--- ---
Аркас, Захарий. Описание Ираклийского полуострова и древностей его. История Херсониса. Описал Захарий Аркас. – Николаев: тип. М.В.Рюмина, 1879. – 4, 29 с., илл.; 10 л. илл., портр., план. ; 24 см.
--- ---
Развалины храмов [Херсонеса] /Д.В.Айнаков. – М., 1905. – VIII, 143, 2 с., илл., план. ; 3 л. план. – (Памятники христианского Херсонеса).
--- ---
Алтари со змеями из Херсонеса Таврического. – с.30-36 // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. – М., 1974.
--- --
Основатель Херсонесского музея / И.А.Антонова. – Крымский архив, №3/1997. – с.57-67.
--- ---
Археологические памятники Боспора и Херсонеса. – М.-Л., 1941. – 276 с. с илл. и карт.; 6 л. карт. ; 30 см.
--- ---

 

Рубрики:  История России

Аноним   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 07:39 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Knigoljubka   обратиться по имени Четверг, 08 Октября 2015 г. 14:20 (ссылка)
Спасибо за интересный пост. Читала на одном дыхании, сочетая приятное с полезным - вышла на него по запросу в Яндексе "Царские резиденции". Помогаю готовиться племяшке в восьмом классе к познавательной игре на эту тему. Еще раз - СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 09 Октября 2015 г. 12:50ссылка
Knigoljubka, как вы понимаете, я лишь скомпоновала сведения, т.ч. "спасибо" не только мне. Помнится, сведения были взяты на сайте русского историка из Крыма, еще до "Крымской весны". Крым тесно связан с моими детскими воспоминаниями, и теперь я счастлива, что он вернулся в систему Русской Цивилизации, Святой Руси. Как, впрочем, вернется и все остальное, вплоть до Польши и Финляндии, хотя и на новом уровне взаимоотношений. Ведь Россию ждет вся планета, в качестве Спасителя человеческой цивилизации.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку