-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ovenca

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 64356


В душе еще столько нежности, чувства... З.Е.Серебрякова (1885-1967)

Среда, 25 Января 2012 г. 03:39 + в цитатник

 

Не скажу, что мне всегда нравится портретная живопись, но от портретов, сделанных волшебной кистью Зинаиды Серебряковой, просто не могу оторвать глаз. Лица на них красивые, значительные, одухотворенные, с явно выраженным интеллектом... И не важно, автопортрет это, портреты детей, именитых людей или простых крестьянок. А еще какая-то пластическая прелесть во всем, в каждом мазке и штрихе, в цвете и силуэте! Впрочем, судите сами...

А если есть время, можете почитать выдержки из замечательного очерка Бориса Рыбакова "В душе еще столько нежности, чувства..." об очень непростой жизни художницы. Мне было интересно...

А.Грибоедов - Вальс ми минор

Автопортрет(Зимнее утро). 1909 (600x700, 97Kb)
"За туалетом". Автопортрет. 1909г.

Петербург. 1910 год. На выставке Союза русских художников — сенсация. Картина «За туалетом» — автопортрет почти никому не известной молодой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. С удивлением рассматривает это полотно признанный глава «Мира искусства» Александр Николаевич Бенуа.

«Автопортрет Серебряковой несомненно самая приятная, самая радостная вещь... Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное...»

Блестящий театральный художник, живописец, художественный критик и историк искусства, Александр Бенуа приходился молодой художнице родным дядей. Однако, если и есть в его оценках что-то от «родственных пристрастий», то разве что удивление перед тем, чего прежде дядя Шура в своей замкнутой и тихой племяннице не замечал.

Девушка со свечой. Автопортрет. 1911 (557x700, 57Kb)
"Девушка со свечой". Автопортрет. 1911г.

Когда, овдовев, старшая сестра привезла из Нескучного, имения мужа, в родительский дом в Петербург шестерых детей, в том числе и двухлетнюю Зиночку, Шуре Бенуа было 16 лет. Так что племянницу знал он с ее младенчества. Однако росла она, по его словам, вдали от его кабинета, хотя с ее старшими братьями, более близкими ему по возрасту, он дружил. Росла Зина болезненным и нелюдимым ребенком, вся в своего отца, знаменитого скульптора Евгения Лансере, в 39 лет сгоревшего от чахотки. Ее старшие братья и сестры все сплошь были веселые, милые, жизнерадостные, все в мать — «розовую Катю», так звали Екатерину Николаевну Лансере, в девичестве Бенуа, в родительском доме.

По совету угрюмого, настойчивого Валентина Серова «За туалетом» и еще две картины были немедленно приобретены в Третьяковскую галерею.

На небосклоне российского искусства зажглась новая, тихим светом мерцающая звезда.

Автопортрет в белой кофточке. 1922 (542x700, 52Kb)
Автопортрет в белой кофточке. 1922г.

Родилась Зиночка Лансере во вьюжный день 28 ноября 1884 года в Нескучном, в белом господском доме. Отца своего, Евгения Александровича, не помнила. Многие-многие годы спустя читала о нем в воспоминаниях дяди Шуры (Александра Бенуа).

Наездником Евгений Александрович был великолепным. Любовь к лошадям оборачивалась изумительными скульптурными композициями этих животных. В истории российского искусства Евгений Лансере остался одним из лучших скульпторов-анималистов.

От отца — талант и трудолюбие. Но только ли от него. Дед Зины по матери, Николай Леонтьевич Бенуа - академик, председатель Петербургского общества архитекторов, один из создателей знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. Ее прадедушка Альберт Кавос построил Мариинский театр в Петербурге и Большой в Москве. Дядья — сыновья Николая Леонтьевича, тоже все чрезвычайно талантливы: Леонтий Николаевич — замечательный архитектор, Альберт Николаевич — известный художник-акварелист, знаменитейший Александр Николаевич — великолепный художник и театральный декоратор, да и сестра их, Екатерина Николаевна, Зинина мама, в молодости посещала Академию художеств, и ее акварели были чудо как хороши.

Вот в такой семье довелось Зине Лансере родиться...

NA_KUHNE_PORTRET_KATI_110_ (510x700, 70Kb)
"На кухне". Портрет Кати. 1923г.

Творческая атмосфера дома Бенуа, артистизм быта и бытия, позднее, мягкой утонченностью перельется в картины молодой художницы.

Рисовать Зина начала очень рано, впрочем, как и все в семье Бенуа — Лансере: «Дети у нас рождаются с карандашом в руке», — говаривал дядя Шура. Маленькая, худенькая девочка, этакий заморыш с больными глазами и слабыми легкими, а работает истово, как взрослая, особенно летом, когда приезжает в милое Нескучное.

«Дорогая мамуля, как здесь чудно, как хорошо. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый, все луга усеяны цветами. По вечерам мы ходим в конец сада слушать соловьев...»

Нескучное — ее земля обетованная. Оно подсказало темы лучших картин, напитало солнцем ее палитру, Нескучное подарило любовь, огромную, чудесную, единственную на всю жизнь...

Княгиня Ирина Юсупова. 1925 (530x700, 55Kb)
Княгиня Ирина Юсупова. 1925г.

С Борей Серебряковым были они двоюродными. Жил Боря на другом берегу реки Муромки на «хуторе», в имении его матери, тоже Зинаиды, тоже Серебряковой, которая была родной сестрой Евгения Лансере. Так что, знали они друг друга с детства, взрослели вместе. В юности нелюдимая тихая Зиночка обернулась очаровательной барышней, хрупкой, невыразимо изящной, с чудесным цветом лица, пышной косой и темными лучистыми глазами. Борис влюбился в нее смертельно. Она ответила взаимностью. Несколько лет они хранили свои чувства в великой тайне, которая для окружающих, так уж водится, секрета не составляла.

Они обвенчались в 1905 году, 9-го сентября в церкви в Нескучном, дав добрым пастырям взятку в триста рублей, дабы избежать заморочек и разрешительных циркуляров — ведь были двоюродными...

И, забегая вперед, скажу: были они невероятно, ошеломительно счастливы всю свою совместную супружескую жизнь. Хотя совместной ее можно назвать с большой натяжкой: Борис — инженер путей сообщения по полгода пропадал в командировках, прокладывая новые железные дороги. А Зина вынашивала и рожала детей, сходила с ума от беспокойства за мужа и писала картины. Тот знаменитый автопортрет был ею написан в пору такого вот ожидания.

Кормилица с ребенком. 1912 (541x700, 70Kb)
Кормилица с ребенком. 1912г.

Детей у них было четверо, два мальчика и две девочки — все красивые, все талантливые. Женя родился в 1906-м, Саша — в 1907-м, Тата — в 1911-м, Катя, или по-семейному Кот, — в 1913-м. Трое старших позировали маме для одной из ее самых пленительных картин «За обедом». Помните? Просто накрытый стол. За ним трое детей, один уткнулся мордашкой в стакан с компотом, двое других — мальчик и изумительно хорошенькая девочка — смотрят прямо на зрителя со спокойным любопытством счастливых детей, любимых всеми домашними.

За завтраком. 1914 (700x576, 69Kb)
За обедом. 1914г.

Мамиными и Бориными заботами Зина не знала нужды. Но зато она и «отрабатывала».

Тайное тайных ее обаяния: она наблюдала жизнь, затем пропускала через себя, колдовски опускала в живую воду своего таланта и высветленную, очищенную, ясную, спокойную выносила на свет. Всю ту свежесть, все то неприкрытое счастье, когда и самая дрянная вещь становится драгоценной и изумительной.

В начале 1917 года тридцатитрехлетнюю Зинаиду Евгеньевну Серебрякову на заседании членов Академии художеств представляют к званию академика живописи.

Портрет А.А.Ахматовой. 1922 (568x700, 51Kb)
Портрет А.А.Ахматовой. 1922г.

В стране революция. В Нескучном Зинаида Евгеньевна работает над «Белением холста». По имениям идут грабежи и разбои. Но не это самое страшное — нет известий от уехавшего в командировку Бориса. «Ни строчки от Бори, это так страшно, что я совсем с ума схожу. Главное, это то, что я не знаю, ехать ли мне самой в Оренбург, там ли еще Боря. Ехать, конечно, страшно. Но если не получу ответа на две телеграммы, то поеду», — пишет она старшему брату Николаю.

Из Оренбурга муж вернулся, перевез семью из Нескучного в Харьков, поселил их наспех и опять уехал в поисках работы. Помните белый господский дом имения Лансере? Сейчас в Харькове: кровати, два стола, стулья, печка-буржуйка. И все.

Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922 (487x700, 49Kb)
Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922г.

От Бориса нет известий больше года. Но жить надо, ведь четверо детей. За копейки Зинаида Евгеньевна рисует для местного археологического музея красочные таблицы. 

Они живут впроголодь, с наслаждением пьют морковный чай. Екатерина Николаевна спокойно и мудро разучивает с детьми «У лукоморья дуб зеленый», и внуки дарят ей рисунки с ученым котом и с рыжей золотой цепью. Ежемесячная зарплата Зинаиды Евгеньевны — 5400 рублей. Фунт масла стоил столько же. Наступала нищета. 

И вдруг известие: Борис в Москве, Борис изводится без семьи. Оставив детей на бабушку, Зинаида Евгеньевна тотчас уехала к мужу. Целый месяц они были вместе. И это был самый счастливый праздник в их жизни, всего-то месяц. Борис выхлопотал себе отпуск, три дня, да и те ушли на дорогу. Он никак не хотел расставаться с детьми. Но уехал, что же делать.

Портрет Б.А.Серебрякова. 1913 (580x700, 238Kb)
Портрет мужа Б.А.Серебрякова. 1913г.

А от Белгорода плюнул на все, и вернулся в воинском эшелоне. Тут-то и подстерег его брюшной тиф. Ровно на 12-й день он заболевает, но беседует, шутит. Агония продолжалась пять минут, паралич сердца... «Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки», — пишет родным Екатерина Николаевна.

Вот тогда и кончилось счастье: свет погас. Она стала вдовой в 36 лет, как и ее мать. Обе, похоронив мужей, оставались верными им до гроба. Удивительное совпадение: и Борис Серебряков, и Евгений Лансере прожили по 39 лет.

Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1922 (513x700, 53Kb)
Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1922г.

«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, и я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы... Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства...».

Для Зинаиды Евгеньевны счастье было фундаментом: этого нет — ничего нет. Ну, ремесло, мастерство есть, но как этого ничтожно мало. Всего считанные разы она пробьется к прежнему совершенству, да и то «по памяти», а так — обломки, пепелище, крушение. Это не значит, что она рассталась с карандашом и кистью. Она надрывалась на работе всю свою оставшуюся долгую жизнь. Но работа шла как-то машинально.

Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха. 192 (481x700, 49Kb)
Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха. 1922г.

А теперь прочь из Харькова, прочь. Общими усилиями всех родственников, они отбывают на север. В Петрограде Зинаида Евгеньевна поступает на службу в мастерскую наглядных пособий. Но на скудное жалование содержать семью невозможно. Она подрабатывает заказами. Заказы все жалкие, случайные. Хотя рисует Зинаида Евгеньевна в ту пору очень много, своих детей, друзей, родственников, юных балерин из Мариинки.

Кроме безденежья мучает страх: арестован по делу профессора Таганцева дядя — архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Шестидесятипятилетний старик шесть мучительных месяцев проводит в тюрьме. Взятый по этому же делу поэт Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, расстрелян.

Князь Феликс Юсупов. 1925 (530x700, 251Kb)
Князь Феликс Юсупов. 1925г.

Идет 1924 год. Зинаида Евгеньевна с ужасом убеждается, что в новой Советской России не может прокормить свою многочисленную семью. Что делать? Выход один. Попытаться уехать во Францию, где обосновался уже дядя Шура Бенуа, заработать побольше денег для безбедного существования семьи.

В России она оставляет 74-летнюю мать, сына Женю 18 лет, сына Сашу 17 лет, дочь Тату, 12 лет, дочь Катю, 11 лет.

«Мама считала, что уезжает на время, — вспоминала потом Тата, — но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью...».

Верно: Зинаида Евгеньевна и Татьяна Борисовна встретятся через тридцать шесть лет.

Портрет графини Росарио Зубовой. 1939 (541x700, 49Kb)
Портрет графини Росарио Зубовой. 1939г.

Она работала как каторжная, выцарапывая деньги для детей. Ее душевное состояние сфокусировано в одной из фраз ее письма детям: «вечером убийственно тоскую». А зарабатывать деньги живописью все труднее и труднее. Европа упивалась новыми формами. Пришедший не откуда-нибудь, а из России авангард из нелепости превратился в экстравагантность, из экстравагантности в прихоть очень богатых людей. Смени Зинаида Евгеньевна манеру, начни писать «модно» и, вероятно, получила бы она богатых заказчиков, но при ее преклонении перед натурой, перед красотой человеческого тела — это было немыслимо.

Одна единственная радость: с помощью дяди Шуры, вырвала, выцарапала к себе двоих детей Шуру и Катю, отныне и навсегда они вместе.

Портрет сына Александра. 1925 (570x700, 315Kb)
Портрет сына Александра. 1925г.

В ней не было ни капли русской крови: французской больше всего, итальянская, немного немецкой, чуть испанской. Удивительное дело: здесь во Франции она чувствовала себя до конца, дотла русской художницей, держалась замкнуто, не подружилась ни с одним французом-художником.

Она не умела «делать деньги». Раздаривала картины, в обмен на обещание устроить выставку отдавала даром портреты, нечистоплотные люди обманывали ее как хотели.

Тата с овощами. 1923 (557x700, 71Kb)
Тата с овощами. 1923г.

Большую часть своей жизни до отъезда из России Зинаида Евгеньевна провела рядом с матерью. Екатерина Николаевна была ее другом, ее ангелом-хранителем. В детстве выцарапывала дочь из многочисленных болезней, в отрочестве напитывала ее душу культурой Франции и Италии, в зрелые годы дочери, как могла, оберегала ее талант, мытарствовала вместе с нею в годы гражданской войны и, напоследок, благословила в Париж, взвалив на себя, старуху, непомерный груз ответственности за четверых внуков.

Необычайно резко и горько — Александр Николаевич Бенуа: «Напрасно Зина предпринимала из Парижа всякие меры, чтобы вывести сюда свою мать и двух оставшихся с нею детей. Советская власть, по совершенно необъяснимым причинам, отказывала ей в этом. Спрашивается, какие соображения, какие опасения могли ее заставить насильно держать безобидную, никогда ни в чем политическом не участвовавшую восьмидесятилетнюю старуху? Смерть, наконец, избавила бедную Катеньку от дальнейшего мучительства, и надо думать, что, освободившись от рая, уготовленного русским людям фанатиками-утопистами, она теперь отдыхает в подлинном раю, который она вполне заслужила».

Екатерина Николаевна скончалась 3 марта 1933 года.

Портрет Е.Н.Лансере. Мама. 1912 (545x700, 44Kb)
Портрет матери Е.Н.Лансере. 1912г.

Как они жили? Шура уходит в 6.30 утра и возвращается в восемь вечера, он работает над кинематографическими декорациями. Катюша — вся в деда — лепит маленькие восковые фигурки и виртуозно раскрашивает их. Зинаида Евгеньевна пишет и пишет бесконечные заказные портреты. А потом — стирка, затем рынок, уборка. Что еще? 

Удовольствия? Не по карману. В кино бывают раз в два месяца, в театрах того реже. Но на выставках — обязательно. Без выставок нельзя: Зинаида Евгеньевна плотью своей художник. 

Собственных выставок она не устраивает много лет: очень дорого. Жизнь ее трудна и достойна. Еще до начала второй мировой войны, она пишет изумительную «Спящую натурщицу», словно перепутались годы и она в божественной славе творит что-то чудное, «серебряковское», в самой роскоши, в самой пленительности...

Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923 (498x700, 47Kb)
Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923г.

После войны из России во Францию собирается 48-летняя Татьяна Борисовна Серебрякова. Невероятная встреча, будто блаженный сон.

«Мама никогда не любила сниматься, и я не представляла себе, как она теперь выглядит, и была обрадована, увидев, что она до странности мало изменилась. Та же челка, тот же черный бантик сзади, и кофта с юбкой, и синий халат, и руки, от которых шел какой-то знакомый с детства запах масляных красок».

Тата приехала с поручением: организовать выставку Зинаиды Евгеньевны в Москве. Выставка, как это у нас водится, готовилась пять лет.

Портрет Мариэтты Франгопуло. 1922 (533x700, 99Kb)
Портрет Мариэтты Франгопуло. 1922г.

Зинаида Евгеньевна сама набивает подрамники и осторожно прикладывает к ним картины. Достает пастели, пролежавшие в папках никому не нужными 32 года, — и все-таки не верит происходящему. Уже отосланы ящики с картинами в Россию, уже готова и афиша к выставке, ее сделал внук, Иван Николаев, сын Татьяны Борисовны — она все еще не верит и на всякий случай извиняется: «Я очень боюсь, что не оправдаю ожидающих чего-нибудь большого от “художницы Серебряковой”, ничего интересного из Франции не приславшей. Ну, что ж поделать!».

Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910 (605x700, 63Kb)
Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910г.

Через год, после того как Зинаиде Евгеньевне исполнилось 80 лет, в Москве открылась ее персональная выставка. День, второй — тихо, глухо. А потом такой грандиозный обвал, такое сплошное восклицание, такие толпы у входа на выставку, такие восторженные отклики в прессе, что даже такой робкий, самокритичный человек, как Зинаида Евгеньевна, мог быть уверен в полном, безусловном успехе. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. 

Государственный Русский музей приобрел 21 ее произведение. У нее отхлынуло от души — картины вернулись на родину. 

Ее последние годы окружены ясным светом добра, далекой славы и бедности. 

Умерла Зинаида Евгеньевна Серебрякова 19 сентября 1967 года.

Сандра Лорис-Меликова. 1925 (521x700, 49Kb)
Сандра Лорис-Меликова. 1925г.

Иветт Шовире. 1962 (526x700, 55Kb)
Иветт Шовире. 1962г.

Портет архитектора А.Я.Белобородова. 1925 (521x700, 287Kb)
Портет архитектора А.Я.Белобородова. 1925г.

Портрет дамы с собачкой. И.Велан. 1926 (512x700, 65Kb)
Портрет дамы с собачкой. И.Велан. 1926г.

Катя на террасе. 1930 (700x633, 74Kb)
Коллиур. Катя на террасе. 1930г.


 

Рубрики:  Искусство/Живопись
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 7 пользователям

Лариса_Веренеева   обратиться по имени очень-очень))))))) Среда, 25 Января 2012 г. 03:56 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Января 2012 г. 08:58ссылка
Благодарю, Лариса! Пусть день подарит вам нежность!
shnay   обратиться по имени Среда, 25 Января 2012 г. 12:16 (ссылка)
Спасибо, дорогая, за прекрасный пост. С удовольствием забираю в коллекцию.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Января 2012 г. 17:33ссылка
Благодарю, Наташенька, за теплый отзыв и цитирование. Я очень рада, что тебе тоже нравится Серебрякова. ЧУдная художница!
Annakraj   обратиться по имени Среда, 25 Января 2012 г. 13:09 (ссылка)
Спасибо, Людочка, за прекрасный пост!!!Всегда нравились картины Серебряковой...не повезло ей с эпохой...
38467995_9347552c960e (444x90, 16Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Января 2012 г. 17:37ссылка
Это точно, Аннушка, не повезло... Я ее тоже обожаю, вот и решила сделать пост со своими любимыми картинами, хотя она часто мелькает на Лиру. Спасибо тебе, милая, за внимание, за цитирование. Уютного тебе вечера и солнечного настроения, Анечка!
IRIS   обратиться по имени Среда, 25 Января 2012 г. 15:50 (ссылка)
Лица на ее портретах удивительные! Такой чистотой и простотой от них веет!
Мне "Иветт Шовире" особенно у нее нравится!
Спасибо, Людочка, за нежную красоту, да еще и за рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Января 2012 г. 17:39ссылка
На радость, Ирочка! Спасибо тебе за внимание, милая! Пусть вечер будет нежным и радостным!
Trimtim   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 10:43 (ссылка)
Спасибо огромное!
Ах, женщины непризнанные, непонятые, скромные и такие великолепные...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 29 Июня 2014 г. 03:19ссылка
Вы правы, портреты у нее изумительны, особенно женские. Благодарю!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку