…А камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. (Дан. 2, 35)
К разгадке этого образа нас отчасти подводит само обозначение камня, общее для древнееврейского и арамейского языков (здесь мы имеем в виду тот диалект арамейского, который использован в Книге Даниила): אבן ‹э́вен› удивительным образом сочетает в се- бе אב ‹ав› — «отец» и בן ‹бен› — «сын». Общей у обоих слов здесь является буква ב ‹бэйт› — «одна на двоих», причем בית ‹ба́йит› означает «дом». Отец с сыном обитают в одном доме — такое мистическое «сообщение» содержит в себе простое, на первый взгляд, слово אבן ‹э́вен›… Но ведь это и есть духовная цель всей мировой истории: «обитание» Отца Небесного с Его сыном — человеком (в собирательном смысле, т. е. с человечеством) в едином «доме», воссоединение с Его детьми, восстановление также и единства самих детей, нарушенного первородным грехом! Недаром при описании конца истории автор Откровения Иоанна слышит «громкий голос с неба», описывающий «новый Иерусалим»:
…Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже… (Откр. 21, 3–4)
Именно этот «камень», אבן ‹э́вен›, т. е. единение Отца Небесного с Его детьми, отвергали все тираны, все земные империи — «цари и царства их». Но, отвергнутый ими, этот «камень» в «конце дней» сам разрушит воздвигнутого ими «истукана» мировой истории и станет «краеугольным» в Божьем Царстве:
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
Это — от Господа, и есть дивно в очах наших.
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс. 117, 22–24)
В тот день, когда «камень» единения Бога с людьми, представленный словом Божьим, т. е. Его Законом, ляжет «во главу угла» вновь возводимого духовного Храма, на земле воцарятся истинная радость и веселие…
Д. Щедровицкий
http://shchedrovitskiy.ru/DanielBook.php?page=6