-Метки

"божье прикосновение" "речная слава" simon khorolskiy «это сверхъестественно!» Ожидание александр бленд александр шевченко алексей коломийцев алексей прокопенко андрей шаповал апокалипсис артур пинк аудиокнига библия билли грэм битва за жизнь благодать благословения бог божественный суверенитет божье присутствие божья любовь божья сила борис грисенко брэд макклендон валерий шибитов вера вера в бога вернон мак ги влад савчук воскресение христа вочман ни голубь из ковчега давид вилкерсон дарина кочанжи дерек принс джентазен франклин джозеф принс джойс майер дмитрий щедровицкий дух святой дэвид дига хернандес иврит иисус христос истина исцеление крест кэтрин кульман лана восер летти кауман любовь любовь к богу майлс монро мир михаил черенков молитва надежда натюрморты небеса откровение откровение иоанна богослова открытые окна перри стоун песнь песней познание бога покаяние поклонение помазание последнее время предназначение женщины пробуждение провозглашение божьего слова прощение радость рик реннер родни ховард-браун рождество руфь хефлин святой дух святость сергей головин сердце сид рот слово божье смирение смит вигглсворт спасение т.остин-спаркс ти ди джейкс том райт христианская песня христос цветы церковь чарльз сперджен чарльз стэнли чтение библии э.у.тозер эдуард коротков юрий стогниенко

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zinaida_Khugashvili

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 41061


Корни христианской музыки

Суббота, 06 Ноября 2010 г. 21:40 + в цитатник
Цитата сообщения Александра_Пипикина Корни христианской музыки

  Корни христианской музыки уходят более чем на три тысячелетия в глубь веков, в эпоху первого Иерусалимского Храма. Музыка, игравшая большую роль в жизни древних евреев, послужила образцом для пения христиан первых веков, на котором, и выросло дерево христианской музыкальной культуры. Музыка была одним из немногих дозволенных Израилю искусств. Заповедь “не делай себе кумира и никакого изображения” стала причиной того, что хорошо развитые у соседних народов живопись и скульптура евреям были запрещены.
Естественное для человека стремление изображать, воплощать чувства и образы заставило еврейский народ обратить все свои творческие силы к литературе, музыке и танцу. На протяжении истории музыка оставалась искусством всего израильского народа: большинство песен, упомянутых в Библии, принадлежат обычным людям, изливавшим в музыке свои чувства. Нередко пение сопровождалось танцем, и совершенно неотделима была музыка от поэзии. Распевались не только стихотворные фрагменты, но и художественная проза, даже пророчества принимали стихотворную форму и сопровождались музыкальными инструментами (ср. 1 Цар 10, 5-10, 4 Цар 3,15).

Упоминания о музыке встречаются в Библии с первых глав книги Бытия. Первым музыкантом – “отцом всех играющих” – назван Юваль, сын Ламеха, чье имя – “йобель” – означает “труба”. Говорить же о собственно израильской музыке можно лишь со времени сформирования Израиля как народа, то есть не ранее 1700 г. до н.э. (Исход). В это время – в эпоху, не знавшую постоянных жертвоприношений, музыка служит средством общения с Богом. Тем не менее, и после установления Моисеем регулярного культа пение остается личным делом каждого израильтянина: музыка в Синайском законодательстве не упоминается. Однако некоторые инструменты были связаны с культом изначально. Это разновидности труб – шофар и хацоцра. Труба шофар (иначе – керэн) представляла собой особым образом вываренный и сплющенный бараний рог, который мог издавать 2-3 нечистых звука и использовался для подачи военных сигналов. Мало отличались от шофар трубы йобель, полностью находившиеся в распоряжении священников. Звук этих труб возвещал о наступлении пятидесятого (”юбилейного”) года. Иерихонские трубы – это тоже йобель. Гораздо чаще использовались трубы хацоцра, также принадлежавшие священникам. Они были отлиты Моисеем из серебра и представляли собой прямые трубы длиной ок. 45 см. Их звук служил сигналом к общему собранию народа, поднятию станов, а в обычное время возвещал наступление праздника, новомесячья (Пс 31, 4), поста или покаяния, а также ежедневного принесения жертвы. Когда войско возвращалось с победой, перед ним трубили в трубы, а навстречу, танцуя под звуки тимпанов, выходили девушки и женщины, чтобы в песнях прославить победителей.

Тимпан тоф – инструмент исключительно женский – сопровождал женское пение и танец по всему Ближнему Востоку. Тоф состоял из кожаной мембраны, натянутой с одной или с обеих сторон на узкий деревянный или терракотовый обруч. Как женский инструмент, тоф в более поздние времена не мог звучать при богослужении (в котором женщины участвовать не могли), но без него не обходился ни один праздник (Пс 68, 26).
Ко времени воцарения Давида в еврейской музыке сложились почти все жанры, были созданы или заимствованы все основные музыкальные инструменты, вне внимания оставалось лишь сколько-нибудь систематическое музыкальное сопровождение богослужения. Во времена Давида музыка и поэзия переживают неведомый до того расцвет. И прежде всего это связано с самой личностью “сладкого певца Израилева”. Врожденная музыкальность Давида хорошо известна – именно как музыкант простой пастушок был призван к царю Саулу. Как истинный израильтянин, Давид выражал свои чувства в музыке и сочинял песни на каждое значительное событие своей жизни (победа над Голиафом – Пс 144, бегство от Саула в пещеру – Пс 57 и т.д.), предназначая в зрелом возрасте многие свои сочинения для общинного пения. Богослужебная реформа Давида была вызвана общим укреплением Израильского государства и решением о переносе Ковчега Завета в новую столицу – Иерусалим. Как царь-певец, Давид не мог оставить такое событие без музыки, как царь-пророк, не мог не задумываться о придании большего великолепия самому богослужению.

Давид и начальники левитов отнеслись к этому вопросу очень серьезно. Из 4000 левитов, искусных в музыке, были избраны только 288 – “сыновья” Емана, внука Самуила, Асафа и Ефана, более известного под именем Идифун, причем все певцы были назначены поименно
(1 Пар 16, 41). Основной их обязанностью была организация круглосуточного пения сначала при Скинии, а затем в Храме. В особо торжественных случаях все 288 служили вместе, однако никогда не составляли общего хора и стояли “по семействам”.

Большая часть псалмов Давида и его последователей составляют книгу Псалтирь, в нынешнем виде сложившуюся примерно к V-IV вв. до н.э. Псалмы из Псалтири были очень популярны среди евреев – их пели по праздникам и будням, цитировали в письмах. И, конечно, исполняли в Храме. Как всякая богослужебная музыка, каждый псалом предназначался для определенного праздника или дня недели (”в первый день недели” – Пс 24, “в день предсубботний” – Пс 93, “по окончании праздника кущей” – Пс 29). Заглавия многих псалмов указывают не только время, но и место исполнения. Так, например, 17 псалмов озаглавлены “Аллилуйя” (Пс 146-150 и др.). Это псалмы “аллел”, выделяемые евреями в особую группу. Они пелись в Храме. Их содержание сводится к прославлению Бога – Спасителя Израиля и псалмопевца. Другая группа – “песни восхождения” (Пс 120-134) – песни паломников, “восходящих” к Иерусалимскому Храму. Очень интересна большая группа назидательных псалмов (Пс 1, 2, 14, 34 и др.). Некоторые из них – видимо, для удобства заучивания – облечены в форму алфавитного псалма: это своеобразный акростих, состоящий из 22 (по числу букв еврейского алфавита) ритмических периодов, как правило, одинаковой величины, начальные буквы которых соответствуют алфавитному порядку (Пс 9-10, Плач 1-4). Обычно такие псалмы очень велики и вряд ли могли исполняться во время богослужения.

Обычно это примеры из истории Израиля, в которых упрямство народа противопоставляется милосердию Бога, осуждается развращенность нечестивых и восхваляется добродетель праведных. Использование тех или иных музыкальных инструментов в богослужебной музыке строго регламентировалось. Кое-что легко объяснить и с точки зрения здравого смысла: тимпан тоф был исключен, как женский инструмент, из духовых допускались только трубы хацоцра (Пс 5)- ведь певцы не смогли бы одновременно петь и играть на духовом инструменте. Итак, оставались многочисленные струнные. Одним из самых любимых в Израиле был кинор (от ассир. кинира) – треугольной формы, типа арфы или гусель. Другой, не менее популярный инструмент – псалтерион, или невель-азор, длинный четырехугольный с 10 струнами, звук из которых извлекался заостренным пером. Нередко в Псалтири упоминается шестиструнный инструмент шошан, позднее появляется цитра (Дан 3, 5). Из ударных допускались только кимвалы – мецильтаим (бронзовые) и цельцелим – большие тарелки, которыми ударяли друг о друга (ср. Пс 150, 5). Пожалуй, самым загадочным инструментом для нас остается магрефа – некоторое подобие органа из десяти трубок, остававшееся в Храме до его разрушения.

После возвращения из Вавилонского плена и завершения Второго Храма пышность богослужения достигла небывалого размаха. Пение было налажено так хорошо, что и несколько столетий спустя, в эпоху Маккавейских войн, священнопевцы не оставляли своего служения в опустошенной стране. При римском владычестве богослужебная музыка тщательно оберегалась от языческих влияний, которых не избежала музыка светская. Первые христиане, происходившие из иудеев, с детства привыкшие к пению псалмов в синагогах и Храме и к распевному чтению священных текстов, ввели псалмы и псалмодическое чтение и в свои богослужения. Пока, три столетия спустя, реформа Амвросия Медиоланского не положила начало новой эпохе – эпохе общинного христианского пения.

 

Рубрики:  Израиль/еврейские корни
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку