хоббиты и психоактивные вещества
|
|
Среда, 16 Сентября 2015 г. 14:06
+ в цитатник
В колонках играет - Высоцкий/Диалог у телевизораУ тов.
Diabla_vonTeufelchen наткнулся на
прекрасное: доклад
"Хоббиты и психоактивные вещества". 8-) Доклад, кстати, почти серьёзный, несмотря на не совсем серьёзную (хоббиты же) тему. Упоминается и тезис Теренса Маккены о том, что развитие человеческого мозга как носителя разума (и разума как такового) началось благодаря тому, что миллион лет
до конца света назад гоминиды познакомились с псилоцибиновыми грибами -- вот тут-то и попёрло, сначала их, а потом и человеческую цивилизацию как таковую. 8-)
Кстати, маниакальная любовь хоббитов к грибам после такого заявления выглядит более понятной. Но как по мне, хоббиты -- не основной момент доклада, любопытнее взглянуть на другие занятные факты, приведённые в тексте. Например, о принципиально отличном от патриархального владычества построении существенно более архаичного матриархального общества партнёрства, где... правильно -- в ритуальных практиках активно использовались психоделики и прочие галлюциногены:
"Общества, сложившиеся и построенные на древней ритуальной практике употребления священных галлюциногенов, имеют некоторые общие черты. Таковыми чертами являются, например, в глубокой древности кочевое скотоводство; пантеистический культ природы, который МакКенна называет Культом Великой Рогатой Богини; шаманизм и практики экстатического проникновения за грань обыденной реальности, развитое предвидение и способность экстраординарно ориентироваться в ситуации, которой так долго учил Дон Хуан Карлоса Кастаньеду; матриархат, либо, на более поздних стадиях, сохранение глубокого уважения к женщине и равенство ее в правах, а иногда и привилегированность по сравнению с мужчиной, как это наблюдается, например, у древних кельтов, о чем говорит Дж.Шарки в книге "Кельтская мистерия".
Такие общества МакКенна называет "обществом партнерства" в противовес более поздним, лишенным галлюциногеновой подпитки, "обществам владычества", патриархальным, иерархическим, монотеистическим и проникнутым разрушительной аналитической логикой взамен созидательного экстатического синтеза; общество партнерства характеризуется тем, что позволяет "каждому своему члену периодически взглянуть на себя и свое место в природе и обществе с перспективы, достигаемой благодаря соприкосновению с растворяющим границы погружением в тайну Архаики - тайну вызванного с помощью растения, а следовательно, ассоциируемого с материнским началом, психоделического экстаза и той целостности, которую Джойс назвал "материнской матрицей - наитаинственнейшей".""
Мгновенно возникают литературные параллели: фримены Дюны у Херберта с их ритуальными оргиями после употребления "воды жизни", жители небольшого городка Сантарога у него же, короче, некий вариант коллективного сознания, работающего, возможно, неосознанно для каждой конкретной особи, но в интересах общества в целом, представляющего собой некий вариант Роя. Выводы, конечно, спорны, но текст безусловно интересен.
Метки:
история
толкиен
литература
херберт
мистика
эзотерика
психология
маккена
юмор
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-