-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Good-nature

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12429


Нужно ли заниматься физкультурой и спортом?

Пятница, 10 Июля 2009 г. 19:04 + в цитатник

Думаю, для светских людей этот вопрос покажется риторическим, а возможно, даже странным. Ведь каждый с детства слышит о том, что для здоровья полезно вести активный образ жизни. Так-то оно так… Однако когда человек становится верующим, он почему-то эту прописную истину часто забывает. Что греха таить, для многих воцерковленных людей физкультура и спорт являются «недуховным» занятием. Не берусь никого судить: у всякого свое представление о духовности и спасении собственной души, свой путь в Царствие Небесное. Как говорится, в главном должно быть единство, во второстепенном (в нашем случае это методы физического оздоровления) – многообразие, а во всем – любовь. С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. (Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву). В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому всё чисто.

Кстати, некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

                                                                                          

И святой Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься, в том числе и физическими упражнениями: «Придя в себя, можешь начать настоящую духовную жизнь, следить за собой, и если будут появляться дурные мысли, желания, ты сможешь отбросить все греховное, как ребенок, через немедленное, хотя мысленное, обращение молитвенное к Пресвятой Богородице, как к общей Матери: «Владычице, спаси, сохрани меня, окаянного, я хочу быть чистым, близко стоять к Тебе», - а потом взывать: «Иисусе Сладчайший, спаси меня окаянного, привлеки к Себе, не возгнушавыйся блудницы и разбойника», - и такая молитва, наверное, сделает свое дело, даст тебе возможность выгнать из глубины души твоей греховную мысль: затем тотчас, смотря на то, в какое время придет тебе такая мысль, - брать серьезную книгу для чтения, работать, гимнастические делать упражнения, читать св. Евангелие или Псалтирь…» Как видим, праведный отец Алексий упоминал и о гимнастике. Далее он продолжал: «Затем старайся не быть в праздности, читай авву Дорофея и Добротолюбие, и, не сомневаюсь, настроишь себя по-настоящему. Тебе непременно нужно владеть собою, старайся осознать чувство долга и развить в себе силу воли, а это даст тебе возможность не быть преступником, а, наоборот, спасти себя, спасти и других, что требует от нас Христос Спаситель».

Удивительное дело: святой рекомендует заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть. (Хотя, по выражению преп. Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей»). Точно подметил православный писатель Виталий Бондарь: «Отношение к физической культуре, к тренировке и закалке тела у многих, мягко говоря, неоднозначное. Налицо ярко выраженные крайности: с одной стороны, безудержный культ и ублажение тела, навязываемые СМИ, с другой - полное пренебрежение к телу, вплоть до отказа от лечения. Такое пренебрежение некоторых православных, возможно, провоцируется культом тела, навязываемым назойливой рекламой, и является как бы ответной реакцией на информационный террор гедонистов».

Так стоит ли верующему пренебрегать своим телом и здоровьем? На вопрос о том, мешает ли тело спасению, священник Георгий Рябых ответил, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. (Конечно, если человек все свои силы направит лишь на служение телу, то в этом случае речь о духовной жизни уже вести нельзя). Далее батюшка сказал: «Аскетический путь, предлагаемый каждому христианину, исходит из того, что душа и тело представляют собой единство. То, что происходит в душе, отражается в теле, а что происходит в теле отражается в душе. Невозможно быть умеренным и собранным в душе, если мы даем волю своему телу во всем и всегда. Поэтому, если человек работает над воспитанием своей души, то одновременно он должен работать и над воспитанием своего тела… Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует...

А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен… Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели – тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности… Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды – они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ

В настоящее время у Церкви меняется отношение к спорту. К примеру, в марте 2005 г. в Сергиевом Посаде по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый международный форум Русского Боевого Искусства "Золотой Витязь". А в феврале того же года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия священнослужители епархии и прихожане многих храмов приняли участие в ставших уже традиционными ежегодных лыжных соревнованиях «Лыжня России». Не так давно в Ярославле прошел первый в России турнир по мини-футболу среди православных приходов. Играли настоятели ярославских церквей и их прихожане. Лучшей оказалась сборная храма Михаила Архангела. Как сообщает «Голос России», болельщиков было много, и они разительно отличались от обычных: не пили, не кричали, не ругались и не выпрыгивали на поле. («Голос России»/Седмица.Ru).

Вот уже шесть лет воспитанники воскресных школ и духовных семинарий проводят в Северном Бутово футбольный турнир на кубок Дмитрия Донского.

Хотелось бы отметить, что перед Олимпийскими играми в Афинах состоялся молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. Более того, нашей олимпийской сборной Патриарх Алексий II выделил духовника – протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах… Есть свой духовник (отец Глеб Грозовский) и у футбольной команды «Зенит». В общем, Православная Церковь провозглашает, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом», как сказано в Основах социальной концепции РПЦ.

Вместе с тем, священник Александр Шумский пишет: «Священнослужители, особенно из монашествующих, склонны рассматривать спорт как явление сатанинское, и призывают относиться к нему соответственно. Я с этим не могу согласиться. Ведь спорт - это часть жизни, часть человеческой истории и культуры, в которых нет однозначности и добро перемешено со злом. Здесь те же страсти, что и в литературе, музыке, живописи. Да, мир идет к концу… да, нельзя священнику становиться шутом или мишкой-талисманом, обслуживающим те или иные соревнования и делающим деньги на суевериях спортсменов. Но, с другой стороны, нельзя священнику сегодня уходить и в православную резервацию, бросая на съедение "львам рыкающим", то есть всяким сектантам и сатанистам, несчастных людей, в том числе и спортсменов. Ведь они на самом деле – очень благодатный материал для духовно-нравственной работы. Спортсмены по-своему аскетичны, дисциплинированны, у них сильная воля. Надо только все это направить в русло христианской веры». Вспоминается высказывание четырехкратного чемпиона мира по вольной борьбе Александра Иваницкого: «Помните древнюю поговорку: "В здоровом теле здоровый дух"? А ведь атеисты лукаво отбросили вторую ее часть. Древние римляне говорили: "В здоровом теле здоровый дух, если упорно молиться". Совсем другой смысл, не правда ли?»

Зная, что некоторые православные, и даже священники, занимаются восточными боевыми искусствами, я как-то поинтересовался у протоиерея Максима Козлова: «Допустимо ли христианину заниматься восточными единоборствами?» Вот, что сказал батюшка: «На ваш вопрос можно ответить не некоторым формальным образом, какими видами единоборств возможно заниматься, а какими нельзя, а выработкой некоего критерия, которым вы далее постараетесь как-то руководствоваться. Мы знаем, что в основе многих современных видов деятельности, искусства, медицины, спорта в далеком историческом прошлом лежат те или иные нехристианские религиозные практики. Олимпийские игры произошли из праздника языческого бога Зевса Олимпийского. Современная не гомеопатическая медицина, которую мы называем теперь уже не традиционной, а «обычной» медициной, также произошла от греческой практики, связанной с почитанием языческих богов. И Гиппократ свою медицинскую практику сочетал со своими религиозными греческими убеждениями. Драма и комедия тоже, как мы хорошо знаем, связаны с определенного рода языческими праздниками. Масленица в ее светском преломлении тоже не без того. И так далее…

Что нам нужно, так это проверить, проследить: в современном виде те или иные единоборства уже настолько далеко ушли от своей религиозной, мировоззренческо-философской основы, что являются спортом в чистом виде, как бокс, как бег, как футбол, так же нейтральны в смысле медицины, как проглатывание таблетки анальгина или рентген? Или же эта основа еще не так далека, чтобы считать себя христианину, практикующему эти единоборства, вовсе спокойным в отношении своей совести? Этот критерий и нужно прилагать. В той или иной группе, в той или иной секции, в том или ином виде единоборств нет ли живых, пусть и рудиментарных, но остатков чуждой нам религиозной практики? В тех или иных видах единоборств нет ли философско-мировоззренческих установок, принципиально противоположных тем, которые должны быть у православного христианина? Если мы не сможем ответить на этот вопрос отрицательно, то лучше от таких единоборств держаться подальше».

Газета «Известия» писала о священнике Андрее Лазареве (г. Кимры), который объявил войну наркоторговле в своем городе и вышел из этой битвы победителем. Вот что говорит сам отец Андрей: «"С иглы" люди слезли, зато по-прежнему сидят "на стакане". Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь — это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу».

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос: «Совместимо ли Православие с разумным занятием физкультурой и спортом, ради укрепления здоровья?» - являются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить. Если мы болеем, то не можем помогать другим, не только это, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами».

К сожалению, часто именно этот «социальный» аспект физического здоровья забывается противниками телесного развития и оздоровления. А ведь нетрудно представить, каким потенциалом здоровья должны обладать будущие мама с папой, чтобы родить и воспитать здоровых детей.

«Как многодетная мать, - пишет регент Алла ГАВЛЮКОВСКАЯ, - хочу особенно сказать про необходимую физическую культуру матери и детей. Дело в том, что реальное материнское служение начинается с беременности и родов — явлений бесспорно не только духовных, но и физических. Я считаю, что каждая женщина, имеющая намерение рожать здоровых детей (думаю, каждая без исключения хочет рожать только здоровых), должна иметь так называемый физический тонус. Известно, что сам процесс родов для женщины сравним с альпинистским восхождением. Причем беременность и роды — это не болезнь, как принято считать среди некоторых врачей, а самый настоящий труд, продуктивность которого напрямую зависит от подготовки самой женщины, в том числе и физической. Не наша задача сейчас обсуждать, какими знаниями, умениями и навыками должна обладать «профессиональная роженица» (я считаю, что таковой должна быть каждая), но для того, чтобы грамотно (не побоюсь этого слова) родить здоровенького человечка, общая физическая подготовка необходима, особенно женщинам умственного труда…

До того, как я стала матерью, я с самого раннего детства всегда занималась каким-нибудь видом спорта. В самое последнее время увлеклась скалолазанием и походами. Длительные походы с альпинистским снаряжением меня поддерживали не только в плане здоровья, но и очень вдохновляли на жизнь, молитву, учёбу, работу… И роды (у меня пока трое детей) прошли грамотно и без осложнений. До сих пор, имея детей-погодков, сама находясь в ожидании четвёртого, улучаю хотя бы пять минут для того, чтобы подвигаться. В крайнем случае с малышнёй просто включаем весёлую музыку и пляшем, прыгаем. В общем, здоровье — бесценный дар Божий — нужно поддерживать и матерям, и отцам, и подрастающим деткам. Безусловно, правильное питание, свежий воздух (а для детей ещё желательно с минимальным количеством одежды), а также физические упражнения просто необходимы для того, чтобы жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что физически нездоровому человеку (не без исключений) бывает сложнее продуктивно мыслить, что-то делать, принимать решения. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных».

Думаю в самый раз упомянуть об опасности гиподинамии и привести пару примеров врачевания движением.

ЧЕМ ОПАСНА ГИПОДИНАМИЯ

Гиподинамия – ослабление мышечной деятельности, вызванное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Проще говоря, гиподинамия – это малоподвижность. Чем же опасен недостаток движения для нашего организма? Всё дело в том, что генетическая программа человека была заложена с учетом большой двигательной активности. Если же организму не хватает определенной дозы движения, то все его жизненные функции нарушаются. В этом смысле, говоря о возможностях человеческого тела, хотелось бы привести в качестве примера оригинальный метод охоты североамериканских индейцев. Всего двести лет назад они добывали мелких копытных с помощью своей выносливости. Охотник, выбрав животное, бросался за ним в погоню. Животное, не привыкшее к марафонскому бегу, через 10-15 километров падало замертво… Увы, цивилизованный человек, привыкший к сидячему образу жизни, на такие подвиги уже не способен. Многие современные люди на машине проезжают в день по сто и более километров, а пешком и пятьсот метров боятся пройти. Как говорится, лень-матушка вперед нас родилась. А знаете, что объединяет водителей и бизнесменов? Их объединяет статистика урологов, которые утверждают, что среди мужчин указанного рода деятельности наиболее высока заболеваемость простатитом - до 70% от общего числа обратившихся пациентов. Гиподинамия является одной из главных причин, приводящих к воспалению предстательной железы.

В Америке есть фирмы, приплачивающие сотрудникам, не пользующимся лифтом. Считается, что фирме это выгоднее, чем нести убытки из-за болезни специалиста. И что же? Большинство сотрудников все равно не желает работать ножками. Лень выше здравого смысла и даже материальной выгоды. И пока человек не возьмет ответственность за свое здоровье на себя, ни одни доводы врачей об опасности гиподинамии на него не подействуют.

Вот некоторые из научных фактов, говорящих о вреде гиподинамии:

Пассивный образ жизни – это одна из 10 ведущих причин смерти и инвалидности во всем мире. Малоподвижность – причина нарушений кровообращения, ухудшения работы венозной и лимфатической систем, что ведет к увеличению в два раза смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта, и в 90% случаев является причиной заболеваний суставов. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой. Вот почему, прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы. Недостаток движения вносит немалую лепту в развитие атеросклероза, по артериям начинает лениво течь «жирная» кровь, чреватая образованием атеросклеротических бляшек и тромбов.

Гиподинамия также приводит к ожирению – ключевому фактору появления многих хронических заболеваний. Оно связано с повышенным уровнем холестерина, диабетом, высоким кровяным давлением, повышенной опасностью возникновения сердечных проблем, астмы, желчекаменной болезни и других заболеваний. При недостатке движения страдают суставы, появляется усталость, одышка, депрессия, общее недомогание.

Напротив, физические упражнения улучшают обмен веществ, позволяют укрепить сердце и мускулатуру, способствуют профилактике ряда заболеваний (инфаркт, инфекционные болезни и др.), повышают устойчивость организма к большому числу неблагоприятных факторов окружающей среды, повышают иммунитет, улучшают сон, делают человека бодрым и жизнерадостным, увеличивают умственную и физическую работоспособность.

Наукой установлено, что через физические упражнения из организма выводятся химические вещества, образующиеся в результате стресса и разрушающие наш иммунитет; при малой подвижности только через 2-3 недели в крови восстанавливается исходный уровень белков иммунной системы, и именно в этот промежуток времени человек может заболеть. Физическая активность способствует долголетию.

Недавно мой знакомый мне поведал такую историю. У него возникли проблемы с желудком, и он решил сходить на прием к частному врачу-гастроэнтерологу. И вот, он заплатил деньги, просидел в очереди 1,5 часа, а врач, осмотрев его и выписав рецепты, говорит: «Вам необходимо ежедневно проходить пешком по 3 километра, иначе лекарства не будут оказывать в полной мере целебное действие»… «Ученый Фрэнк Бут из Миссурийского университета подчеркивает, что и в XXI веке человек генетически запрограммирован на образ жизни охотника и собирателя. В каменном веке люди день за днем занимались активным физическим трудом — охотились без огнестрельного оружия и автотранспорта, строили жилища без электроинструментов и подъемных кранов — словом, по нашим меркам, ставили спортивные рекорды. Физическая выносливость стала биологическим защитным механизмом, передававшимся по наследству. Этот механизм по-прежнему отвечает за то, чтобы в нашем организме обмен веществ и другие физиологические процессы проходили в оптимальном режиме. Однако для этого нужно соблюдать одно обязательное условие — человек ежедневно должен получать определенную «порцию» движения. Между тем, сегодня миллионы людей большую часть дня проводят сидя. Даже если они при этом правильно питаются, следят за весом, их организм все равно деградирует из-за нехватки движения. Исследователи по-новому оценили влияние неподвижного образа жизни на здоровых людей. Бут уверен, что многочисленные хронические болезни — следствие нарушений обмена веществ, который не может протекать нормально, если человек ведет неподвижный образ жизни. Движение — это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

Однако многие люди стремятся к тому, чтобы с определенного возраста начать вести пассивный образ жизни, «остепениться». Чем больше они сидят или лежат, тем быстрее мышечная масса уменьшается, а её место занимает жир. Это явление получило название «саркопения», автор термина — Ирвин Розенберг. Теряя силы из-за гиподинамии, люди не желают двигаться, объясняя низкую физическую активность упадком сил.

Специалисты из Новозеландского медицинского исследовательского института выяснили, что сотрудники офисов больше других работников рискуют заболеть тромбоэмболией. Каждый третий больной, попавший в больницу с глубоким венозным тромбозом, был клерком, который часами находился за компьютером…» (http://health.rambler.ru/article/190162/)

В качестве примера врачевания движением можно привести историю Михаила Михайловича Котлярова, который лишь после 63 лет, имея пышный букет серьезных болячек (туберкулез, тяжелая ишемия сердца, спондилез позвоночника и т.д.), “взялся за ум” и начал заниматься по системе закал-бега великого полководца А.В. Суворова. Так вот, к 88 годам Михаил Михайлович стал иметь показатели здорового мужчины до 30 лет (по данным Всесоюзного кардиологического центра Академии мед. наук СССР). Он на девятом десятке был способен пробегать помногу километров в жару и на 50-градусном морозе в шортах, купаться за Полярным кругом, жонглировать 24-килограммовой гирей, по 100 раз приседать и отжиматься от пола. (А было время, когда Михаил Михайлович, живя “как все”, с трудом доходил до ближайшего магазина, делая по дороге несколько передышек). Ему под стать и его жена, Антонина Николаевна. Работать над собой она начала только в 59 лет, борясь с перенесенным инфарктом и заболеванием сосудов головного мозга. Через 9 лет занятий физкультурой (запрещенной для нее врачами с 18 лет) к ней опять вернулись молодость и здоровье. Хотя доктора еще сорокалетней Антонине Николаевне говорили: “Ну, что вы хотите? Как гласит русская пословица, “сорок лет – бабий век…”. Поэтому, стоит ли верить тому, кто учит, что после 40 годков состояние здоровья лишь ухудшается. Сие верно лишь для лентяев, сластолюбцев и чревоугодников. Не зря один известный популяризатор здорового образа жизни часто повторял: “Здоровье надо зарабатывать собственными усилиями”.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ШКОЛА РАЗВИТИЯ СИЛЫ ВОЛИ И БОРЬБЫ С ЛЕНЬЮ

«Наш ветхий человек – прежде всего лентяй»

От направления и силы воли зависит нравственная ценность личности. К тому же хороший, но слабовольный человек для общества малополезен. Посему «для христианина важно, во-первых, иметь волю сильную и решительную, а, во-вторых, иметь волю твердо направленную ко благу ближнего; в сторону добра, а не зла. Сильная воля приобретается через упражнения. А для этого аналогично телесным упражнениям можно начинать с немногого, с небольшого. Но, начав упражнять свою волю в чем-либо (например, в постоянной борьбе с греховной привычкой), уже не останавливать этой работы над собой (то есть никогда не сдаваться, все доводя до конца). При этом с самого начала христианин, желающий укрепить свою волю, свой характер, должен избегать всякой разбросанности, беспорядочности и непостоянства в поведении. Иначе он будет человеком бесхарактерным, не представляющим из себя ничего определенного. На такого человека не могут положиться ни другие люди, ни он сам. В Священном Писании такой человек называется тростью, ветром колеблемою. Каждому нужна самодисциплина. Человек должен поставить себя в известные рамки, создав определенные условия и порядок в жизни – и от этого уже не отступать» (митрополит Филарет (Вознесенский)). Хотелось бы напомнить, что занятия физкультурой и спортом как раз способствуют воспитанию в человеке самодисциплины и силы воли (которую, конечно, нельзя путать с упрямством)…

Христианину нужно во всем иметь баланс, «идти срединным путем» и быть реалистом. Проще говоря, верующий должен быть адекватным человеком. Если медициной доказано, что физическая активность полезна для здоровья, то почему бы ей не заниматься во славу Божью? Тем более, что согласно православному вероучению, врачебное искусство благословлено Богом. Разве для нас не служит примером то, что практически все святые загружали себя тяжелой физической работой?

Конечно, проще оправдывать свою лень рассуждениями о «недуховности» занятий физкультурой. Но одно дело это услышать из уст монаха, а иное - от прихожанина-мирянина, не ведущего аскетический образ жизни. Следуя его логике, лучше на диване полежать, книжечку почитать или провести вечер за компьютером, общаясь на православных Интернет-форумах. Конечно, о душе надо думать больше, чем о теле. Только и о «доме души» забывать нельзя. Ибо «ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок» (Сир. 19:1). Повторюсь, если Церковь благословляет обращаться к врачам, то почему бы не прислушаться к их рекомендациям по здоровому образу жизни, которые можно обобщить афоризмом: физкультура и спорт – ключ к здоровью. К тому же, и для молодых людей, по словам учителя Церкви Климента Александрийского, «физические упражнения... весьма полезны», ибо телесная нагрузка, направляя избыток юной необузданной энергии в нужное русло, способствует целомудрию. Занятие спортом также уводит молодежь от употребления спиртного и наркотиков. Заметьте, во всем Евангелии лишь дважды Христос говорит: «Злой раб». В одном из случаев раб был ленивый. В основном, противники телесных упражнений сами не могут совладать с ленью и переступить через собственное «не хочу». Вот как об этом пишет марафонец М. Котляров, который до занятия русским закал-бегом был на грани инвалидности: «Припомните за собой: едете порой с работы вечером, а внутренний бес убеждает, что поздно пробежку делать, лучше поваляться на диване. Гоните его, разомнитесь, побегайте с полчасика да еще снегом разотритесь - усталость как рукой снимет!». Активное движение – путь к долголетию. Святые Отцы учили, что надо у Господа просить долголетия, чтоб была возможность принести достойный плод покаяния и достигнуть обожения. А что же вытворяем мы?

Рассмотрим в качестве примера порабощенность вредными привычками, допустим, курением. Печально, но этой пагубной привычке подвержены даже некоторые священники, что уж говорить о воцерковленных мирянах… Доказано, что пристрастие к этой вонючей, чадящей палочке сокращает жизнь в среднем на 12-17 лет. Получается, что отведенное Богом человеку определенное количество лет он сам добровольно сокращает, а значит, свою миссию на Земле из-за этого может не исполнить. Следовательно, верующий самовольно укорачивает свое служение Творцу... «Преподобномученик Кронид (Любимов) приводит меткое сравнение. Сколько масла мы наливаем в лампаду, столько она и горит. Сбережем огонек от всякой случайности, от неосторожного прикосновения, даже от простого дуновения ветра, и она будет радовать нас светом, пока масло не выгорит до последней капельки. Если же мы задуем фитилек или расплескаем масло, то это уже никак не вина лампадки».

Хороший пример борца с собственной слабостью и ленью - великий полководец и глубоко верующий А.В. Суворов. От рождения он обладал слабым здоровьем, но физкультура с закаливанием настолько укрепила его организм, что в 60 лет генералиссимус в лютые крещенские морозы занимался обнаженным по нескольку часов, а потом еще купался в проруби. Александра Суворова современники считали сверхчеловеком. С уст полководца не сходили слова, похожие на команды: «Победи себя - и будешь непобедим!», «молись Богу - от Него победа!», «ничего не начинай без молитвы», «береги здоровье!»... Причем, суворовцев, не следивших за своим здравием, подвергали палочным экзекуциям. Да, некультурно. Но в результате там, где у противника из ста заболевали десять, у него в армии из пятисот - ни одного. К примеру, за всю «альпийскую кампанию» никто из наших воинов не простудился, хотя у неприятеля лазареты были переполнены.

Православный врач К.В. Зорин утверждает: «Рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда развиваются физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Наше здоровье – в наших руках, Бог доверяет нам как Своим соработникам. Но, к сожалению, часто мы из-за лени, чревоугодия или нежелания жить по неизменным Божественным законам, управляющим миром, не бережем Его дар нам – здоровье.

Мы сами себя губим, потворствуя собственным страстям и мифологемам… Помилуй нас Господи и вразуми!

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

Андрей Сигутин
источник: http://www.hramnagorke.ru/prose/67/1656/

Метки:  

Аноним   обратиться по имени Четверг, 31 Мая 2012 г. 20:38 (ссылка)
Что лечим, от того и умираем
Совершенно понятно, что если мы лечим, человек вовсе не умирает, а просто обязан исцеляться. Просто потому, что «лечим» - это мы делаем так, чтобы человек стал здоровым, чего и не происходит. Вторая часть идеи - «умираем», а идея эта вполне народная также абсолютно реальна. Вся идея современной официальной медицины о компенсирующем воздействии на симптом с учётом побочного действия аллопатических препаратов – а это обычные таблетки - приводит к тому что даже если в лучшем случае мы временно компенсируем симптом, не вызывая излечения, то побочное действие этих препаратов в любом случае разрушает наш организм.

Логика происходящего здесь вполне проста и легко объясняет всю эту картину. В чём же причина этого безобразия? Ясно, что медицины нет, причём наличие очень разработанной хирургии оказывается еще более враждебно человеку, поскольку принципиально неадекватное применение хирургии вместо нормального лечебного процесса только всё ухудшает, поэтому идея «не лечим, а режем» является основным методом действия официальной медицины. На то есть несколько причин, которые мы рассмотрим на приёме онкологических заболеваний. Онкология занимается всеми новообразованиями, причём рак здесь просто новообразование злокачественное.

Итак, с чего начинается процесс излечения. Чтобы что-то лечить, нужно точно установить, что происходит в организме - и это диагностика. Совершенно понятно, что любое заболевание следует лечить в момент, когда оно только начало появляться иначе оно успеет внести в организм вторичные разрушающие последствия, и мы уже будем вынуждены бороться с ними. Поэтому здесь важна диагностика и диагностика на самых ранних стадиях, которая полностью отсутствует в официальной медицине.

Её отсутствие объясняется даже не отсутствием соответствующих методов и диагностической аппаратуры, а простым непониманием развития процессов заболевания. В отличие от привнесенных в организм инфекций, онкологические клетки, в том числе раковые, являются нормальными для нашего организма. Организм любого человека каждый день вырабатывает миллионы раковых клеток, и лишь при каких-то вполне определённых условиях они начинают группироваться во вполне обычные опухоли - те самые раковые новообразования, поскольку мы не понимаем природу процессов, то и бороться здесь особо не с чем.

Итак, вся проблема в понимании происходящих в организме процессов взаимодействия органов, систем, органики, психики и их совместного влияния.

Здесь пошел вполне забавный процесс ликвидации лечебной медицины как класса. Все врачи, включая Галена - а это древний римский врач - очень внимательно относились к изучению работы организма человека и природы заболевания. Чтобы болезнь лечить, «её надо знать», поэтому до Галена вся медицинская наука училась понимать и распознавать те или иные заболевания организма человека. Потом все занялись анатомией, что крайне важно, но не решает задачу как таковую просто потому, что строение организма и органов человека очень мало нам говорит о том, как этот организм работает. Классическим примером здесь является мозг. На данный момент его анатомическое строение более чем известно, но также как химический состав лазерного диска не дает никакого представления о записанной на нем информации, так и анатомия дает очень мало представления о схеме работы организма.

Итак, развитие анатомии и хирургии практически поставило большой жирный крест на развитии функциональной диагностики – разделе медицины, которая дает представление о том, «как все работает». И кстати, наиболее точным и подробным сведениям на эту тему не менее шести тысяч лет, и находятся они в трактате Ней-Цзин - определённом сборнике трудов по традиционной китайской медицине. И хотя все описания там даются в весьма непривычных не только для врача, но и вообще западного человека терминах, это, пожалуй, единственный системный труд «об устройстве здоровья человека». Разумеется, как всякий нормальный труд, он содержит в себе знание о том, как всё работает, о методах диагностики и конкретные рекомендации по лечению. Он является определённой теоретической базой для подготовки специалистов по традиционной китайской медицине.

Но это далеко не все. Даже после Галена ещё очень долго существовало понятие о враче как о «специалисте по здоровью», общение с которым состоит в очень простом принципе: если тебе стало плохо, ты зовёшь его, и он делает так, чтобы стало хорошо. Уважение к такого рода специалистам в традиционных культурах настолько высоко, что когда к нему приходит пациент, и после проведения всех диагностических исследований получает некий лечебный набор, у него даже не возникает мысли - что это, поскольку он понимает, что этот специалист обладает теми знаниями, которые ему - пациенту - недоступны. И это есть врач. То есть специалист, на которого ты можешь и обязан положиться, человек которому ты можешь и обязан доверять. Человек, которому ты доверяешь самое дорогое - своё здоровье и даже саму жизнь, и которого ты за это ценишь. Анализ истории показывает, что в целом примерно так все и было до известных революционных событий, которые много чего поменяли не только в политическом устройстве, но и в нашей с вами жизни вообще.

После появления советской власти сам врач как таковой испарился просто потому, что, как ни странно, исчез и предмет его профессиональной деятельности – забота о здоровье и благополучии человека.

Небезызвестный доктор Боткин, будучи лейб-медиком царского двора, вовсе не лечил мурашки царствующих особ, он заботился о семье, о её здоровье, применяя для этого все необходимые меры. После революции испарилось само понятие заботы о человеке, поскольку человек из некой Богом данной ценности превратился в винтик социального устройства и стал рассматриваться как часть механизма государственной машины. Бездушной системе не нужна забота о людях, ей нужно содержать винтики и шпунтики в рабочем состоянии - пригодном для обслуживания этой системы. И далее всё пошло своим естественным порядком. Покупая машину, мы получаем вместе с ней гарантийную книжку, в которой обозначена схема регламентного обслуживания «ТО», где проводится диагностика и необходимые работы по поддержанию вашей техники в работоспособном состоянии – ни больше, но и ни меньше.

Эта идея настолько близка и понятна, что она была применена и к человеку в виде поликлинической системы. Поскольку человек как личность не был никому интересен, была решена простая идея поддержания массы рабочих единиц в рабочем состоянии – обычный «техсервис», а поскольку «единиц» было много, нужна была потоковая система, а это обычный конвейер на котором поочерёдно проводится ряд операций. Тот самый обычный врач, который знал человека, здесь категорически не устраивал, поскольку тогда вся очередь из этих единиц устраивалась бы лично к нему. Решили гениально просто -решили посадить несколько врачей, чтобы каждый занимался «своим делом». Так и появились те самые «ухогорлоносы», когда специализация определялась удобством осмотра без всякого учёта и понимания взаимосвязи органов и систем. Так нас разделили буквально по анатомическому признаку. И то, что состояние нашего слух определяется состоянием наших почек, абсолютно перестало быть интересным, просто потому что этот «техосмотр» лечебной деятельности не предполагал. Здесь была идея простой оценки «трудовых ресурсов» по схеме: «годен - не годен». Саму идею «лечить - не лечить» товарищ Сталин легко определил как «баб много - нарожают». Таким образом, сама идея заботы о здоровье отпала полностью. Для элитной группы населения какое-то время оставались «старые спецы» - те самые профессора, которые и лечили раньше царскую семью, а потом и товарищей. Что касается подготовки врачей, идея была самая простая: профессора есть - пусть научат. Однако поскольку учебные заведения должны были готовить кадры для «профтехосмотра», ну они и готовили - поликлиники появились при всех производственных ячейках общества - заводах, институтах, и т.д. Вся эта идея покоилась на гигантском запасе здоровья нации и её генофонде, который умело и быстро растранжирили. И только сейчас, когда нация спивается и рождаемость упала так, что мы не только не накапливаем ресурсы, но ещё и катастрофически вымираем, встал вопрос о том, что делать, и простая попытка вернуть врачей с конвейера обратно - «чтобы они вернулись лечить людей» - успехом не увенчались. Проще написать закон о «семейном враче», который должен о семье и заботится.

Хуже того, что и учить будет особо нечему, поскольку «специализация рабочих мест» вызвала специализацию врачебной науки по отдельным направлениям, каждое из которых знает только что, то что ему поручили, и вовсе не в курсе человека в целом. Но, а своих коллег по цеху и вовсе на дух не переносят, считая, что они полные идиоты, что в целом очень верно, имея в виду всю систему. Если раньше врачебная профессия предполагала заботу о людях за деньги, то сейчас наша система никакой заботы не предполагает, а предполагаются только деньги. Именно поэтому вся элитная часть нашего населения полагает правильно, поправлять здоровье за границей и вовсе не, потому что у нас не хватает современного медицинского оборудования – сейчас его хватает, пусть и не всем. Не хватает самого простого внимания к человеку и заботы о человеке, которого сейчас не купишь даже за деньги, и как правильно поётся в известной песне Битлз: «Любовь нельзя купить», - так и эта проблема основана на морально нравственных ценностях. И как правильно говорил профессор Преображенский в собачьем сердце Булгакова: «Разруха - она не в сортире, она в голове». И поскольку всё это антинародная и антидуховная система ничем кроме геноцида народа не занималась, мы имеем всего лишь понятные последствия.

http://www.facthealth.ru
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку