-Метки

sol invictus Деметра Зодиак абраксас агатодемон алконост амат амон анджети анубис апис аполлон артемида атаргатис аттис афина баал баст бес бог большая медведица бримо бык велес венок оправдания ветер виктория волк гарпократ геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей капитолийская волчица кастор кербер керы кирхер лабранды лабрис латона лев лето маат маахес магический квадрат мании мелькарт менады мистерии митра мозаика наос немесида нептун ника нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона полидевк посейдон посох поэтика пруденция псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сосиполь сотис средневековая астрономия тирс титаны тифон туту упуаут фиала фивы хапи хатхор хеб-сед хнубис хорс черная мадонна эвмениды эгида эридан эринии этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 752


ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


vissarion   обратиться по имени Жертвоприношение мертвым Вторник, 01 Мая 2018 г. 18:48 (ссылка)
_______________________________
Ниже, отрывок из поэмы Гомера, в котором описывается обряд греческого заупокойного культа, в наставлениях Цирцеи¹ Одиссею, относительно жертвоприношений его погибшим друзьям.

Богорожденный герой Лаэртид, Одиссей хитроумный!
505
Не беспокойся о том, кто вас через море проводит.
Мачту только поставь, распусти паруса и спокойно
Можешь сидеть. Дуновенье Борея корабль понесет ваш.
Переплывешь наконец теченья реки Океана.
Берег там низкий увидишь, на нем Персефонина роща
510
Из тополей чернолистных и ветел, теряющих семя.
Близ Океана глубокопучинного судно оставив,
Сам ты к затхлому царству Аидову шаг свой направишь.
Там впадает Пирифлегетон
² в Ахеронтовы ³ воды
Вместе с Коцитом,
а он рукавом ведь является Стикса.
515
Соединяются возле скалы два ревущих потока.
Слушай с вниманьем: как только туда ты, герой, доберешься,
Выкопай яму, чтоб в локоть была шириной и длиною,
И на краю ее всем мертвецам соверши возлиянье —
Раньше медовым напитком, потом вином медосладким
520
И напоследок — водой. И ячной посыпь все мукою.
Главам бессильным умерших мольбу принеси с обещаньем,
В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,
В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить.
Старцу ж Тиресию — в жертву принесть одному лишь, отдельно,
525
Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана.
Славное племя умерших молитвой почтивши, овцу ты
Черную вместе с бараном над ямою в жертву зарежь им,
Поворотив их к Эребу
и в сторону сам отвернувшись
По направленью к теченьям реки Океана. Тотчас же
530
Множество явится душ мертвецов, распрощавшихся с жизнью.
Ты немедля тогда товарищам дай приказанье,
Чтобы тот скот, что лежит там, зарезанный гибельной медью,
Шкуры содравши, сожгли и молитвы свои вознесли бы
Мощному богу Аиду и Персефонее ужасной.

(Гомер, Одиссея X)
______________________
[1] Κίρκη, дор. Κίρκα ἡ Кирка или Цирцея (дочь Гелиоса, волшебница на о. Ээа (Αἰαίη νῆσος), которая в течение года задерживала у себя Одиссея, а часть его спутников превратила в свиней) Hom. etc.
[2] Πυριφλεγέθων (-οντος) ὁ Пирифлегетонт, «Пылающий огнем» (одна из рек подземного царства) Hom., Arst., Plat.
[3] Ἀχέρων (-οντος) ὁ Ахеронт, река в подземном царстве, с притоками Кокитом и Пирифлегетонтом Hom., Plat.
[4] Κώκυτος ὁ Кокит, «Река слёз» (приток Ахеронта, в мифах, как и Ахеронт, одна из рек подземного царства; у Hom. — приток Стикса) Trag. etc.
[5] Ἔρεβος (-ους и -εος) τό Эреб, подземное царство мрака, через которое тени усопших проникают в Аид.

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Воскресенье, 20 Мая 2018 г. 18:43 (ссылка)
_______________________________
К.М. Колобова
Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.)


«Ялисский некрополь и некрополь Камира дают ряд образцов микенской керамики,k_mk (375x424, 42Kb) орнаментированной змеями, иногда лепными. В последних раскопках Маюри в трех погребениях Ялиса обнаружены сосуды со змеями, причем во всех случаях змеи изображены тянущимися к горлышку сосуда для участия в совместной с умершим трапезе. Особенно интересен в этом отношении плоский кувшин с лепным изображением двух змей, склонивших головы к чашке у носика сосуда.
(…)
С сосудов микенского времени змеи переходят и в геометрическую керамику. Они еще обычны на дипилонских сосудах, особенно на ручках ваз. Однако здесь они постепенно все более отдаляются от горлышка сосуда, превращаясь, в конце концов, и чисто орнаментальный мотив (зигзаг).

По-видимому, женщина со змеями микенского Родоса стала Афиной Родоса архаического. Любопытно, что в ритуал Афины Линдии входили ежедневные бескровные жертвы, которые, по свидетельству Дионисия Галикарнасского, включали в себя нечто подобное тем медовым лепешкам, которые ежедневно, по афинской легенде, должен был получать змей — страж акрополя.»
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Афина Тритонида Среда, 29 Августа 2018 г. 20:47 (ссылка)
_______________________________
Самое раннее повествование о рождении Афины в северной Африке (у озера Тритонида в Ливии) дошло до нас в изложении Эсхила. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и нимфы озера Тритониды. Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини. Согласно Лукану, родившись из головы Зевса, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой. Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера и Гесиода.
_________________________
Τριτογένεια ἡ Тритогения (эпитет Афины) Hom., HH., Hes., Eur.
Τριτωνιάς (-άδος) ἡ Eur. Тритонида (эпитет Афины).


В Ливийском ли краю, вблизи Тритоновых
Родимых струй
¹ величественно шествуешь
Друзьям на благо или, как военный вождь,
Флегрейский дол² обозреваешь, гордая, —
Богам и дальний слышен зов, — явись ко мне
Заступницей моей, моим спасением.

(Эсхил. Орестея. III, 292)
_________________________
[1] Τρίτων (-ωνος) ὁ Тритон, река в Ливии, текущая из оз. Τριτωνίς в Средиземное море Her., Aesch.
Τριτωνίς (-ίδος) ἡ Тритонида (озеро в Ливии) Pind., Her.
Λιβύη, дор. Λιβύα ἡ Ливия
1) дочь Эпафа, мать Агенора, Бела и Лелега от Зевса Aesch. etc.
2) сев.-зап. побережье Африки до обоих Сиртов Hom.
3) (= Λιβυκὸς νομός) область между сев. Египтом и Мармарикой Her.
4) вся сев. Африка Arst., Polyb. etc.

[2] Φλέγραια или Φλεγραῖα τά (sc. πεδία) Флегрейские равнины (вулканические поля вдоль побережья Кампании от Кум до Капуи) Polyb., etc.

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Вторник, 16 Марта 2021 г. 09:43 (ссылка)
Большое спасибо за такой содержательный и развёрнутый пост. Скажите пожалуйста, что всё-таки подносили Аполлону? Печенье, фасоль осенью, что-нибудь ещё? Может быть жёлтые цветы?
(Аполлон на изображении не с арфой, а с лирой)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 17 Марта 2021 г. 09:25ссылка
_______________________________
Аполлону, как и другим богам, я думаю приносили разное, сообразно традициям и обычаям той или иной местности и эпохи, а также возможностям конкретного человека. И гекатомбы приносили, и скромные жертвы растительного (с/х) происхождения.

По поводу арфы, да, в нашем понимании, это лира, устоявшееся название инструмента, которое определяется его формой. Но это наша традиция. Чтоб не резало глаз, я конечно текст поправил.

Как древние называли свои инструменты — мы знаем из дошедших до нас мифов и исторических документов — т.е. очень условно. У разных народов были свои предпочтения в изготовлении инструментов, и названия схожие инструменты имели совершенно разные:

«Древнейшее в Европе письменное упоминание арфы (лат. harpa) традиционно возводят к Венанцию Фортунату (VI в. н.э.):

Римлянин воздаст тебе хвалы на лире, варвар — на арфе,
Грек воспоёт тебя на Ахилловом инструменте, британец — на роте.

Romanusque lyra plaudat tibi, barbarus harpa,
Graecus achilliaca, chrotta Britanna canat.

К. Закс и другие исследователи полагают, что под «ахилловым инструментом» подразумевается ранняя (упомянутая ещё Гомером) разновидность лиры — хелиса.»

«Варвар — на арфе»… Ничего не смущает? Вы какую арфу себе представляете в руках варвара? Закс посчитал «ахиллов инструмент» лирой. Вернее её разновидностью — хелисой (из черепашьего панциря). В понятие «лира» можно затолкать всё, что угодно — это самое обобщающее название. Но переводчики или переписчики, в качестве музыкального инструмента Аполлона (помимо лиры) упоминают и «семиструнную арфу», а с развитием техники изготовления музыкальных инструментов, формингу и кифару. А вот цитата из Орфической аргонавтики, где упоминается та самая хелиса:

Лилась моя песня под сводом пещеры,
Вторила ей «черепаха», искусная в сладких напевах.

В сносках имеется пояснение: «Черепаха — метонимический образ лиры; по преданию, лиру сделал в детстве Гермес из панциря черепахи».

χέλυς (-ῠος) ἡ
1) черепаха HH.
2) лира (первонач. изготовлявшаяся из щита черепахи) HH., Aesch. (χ. ἑπτάτονος Eur. — семиструнная лира)

Т.е. понятием «лира» называется любой струнный девайс. Чисто для удобства, чтоб было «лучше понятней» о чём идёт речь. А Вы видели когда-нибудь Аполлона с лирой, сделанной из черепашьего панциря? Нет, на керамике Аполлон изображается всегда с современной (для своего времени) лирой. Кстати (сейчас пришло в голову), а Вам форма классической лиры не напоминает очертания черепахи? Вопрос, естественно, риторический.

Кстати этимология слова «арфа» восходит к понятию «изогнутый».

ἅρπα ἡ арфа (αἰολική ἄρπα — эолова арфа);
ἅρπη
1) предполож. сокол Hom., Arst.
2) серп Hes., Soph., Eur., Plut.
3) кривой меч Luc.

Лира, между прочим, тоже (как и арфа) имеет изогнутые формы. Вообще, единственно, что действительно имеет значение в аполлоновом инструменте — это его семиструнность. Ибо он — Гебдомагет (ἑβδομαγέτης), «седьмичник». «Семь» — это его число. Седьмой день каждого месяца — посвящён Аполлону. Само имя Аполлона состоит из семи букв. А инструмент может иметь любые формы, и, соответственно, называться как угодно. Не суть.
_______________________________
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку