-Метки

sol invictus Деметра Зодиак абраксас агатодемон алконост амат амон анджети анубис апис аполлон артемида атаргатис аттис афина баал баст бес бог большая медведица бримо бык велес венок оправдания ветер виктория волк гарпократ геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей капитолийская волчица кастор кербер керы кирхер лабранды лабрис латона лев лето маат маахес магический квадрат мании мелькарт менады мистерии митра мозаика наос немесида нептун ника нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона полидевк посейдон посох поэтика пруденция псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сосиполь сотис средневековая астрономия тирс титаны тифон туту упуаут фиала фивы хапи хатхор хеб-сед хнубис хорс черная мадонна эвмениды эгида эридан эринии этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 752


КЕРБЕР

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


vissarion   обратиться по имени Понедельник, 15 Июня 2015 г. 08:33 (ссылка)
_______________________________
УРЕИ

Clip (283x417, 32Kb) k_kb (465x699, 41Kb)
1. Афина с эгидой в виде оплечья с головой Горгоны и змеями по краям. Над эгидой изображены несколько уреев. Фрагмент рисунка краснофигурной амфоры.
2. Чернофигурная амфора. Аттика, Греция, ок. 530 до н.э. Мастер Андокид. Сцена похищения Гераклом пса Кербера, стража Подземного царства. За спиной Геракла — бог Гермес, помогающий герою, за Кербером, в портике, — богиня Персефона, царица Аида. На головах Кербера — уреи.

_______________________________
ДВУГЛАВЫЙ КЕРБЕР
k_kc (558x664, 48Kb) k_hah (392x612, 49Kb)
1. Геракл и Кербер, слева — Афина, справа — Гермес. Чернофигурная гидрия, ок. 525 до н.э.
2. Геракл, выводящий Кербера из Аида, рядом Гермес и Афина. Чернофигурная амфора, 500-480 до н.э. Афины, Греция.


k_ke (468x267, 38Kb) k_kf (600x491, 65Kb)
3. Геракл выводит Кербера из Аида в сопровождении Гермеса. Чернофигурная гидрия, ок. 525 до н.э.
4. Геракл ведет Кербера из Аида, рядом Гермес, справа стоит Персефона. Аттическая чернофигурная амфора, ок. 500 до н.э.

k_khh (550x383, 53Kb)
5. Геракл выводит Кербера из Аида в сопровождении Гермеса. Геракл здесь представлен безбородым, вместо палицы (с которой его, обычно, изображают), в левой руке держит лук. Краснофигурная керамика, ок. 525 до н.э.

_______________________________
ДВУГЛАВЫЙ ЗВЕРЬ С ГЛАЗАМИ КАК У ГОРГОНЫ

Отличительная особенность зверя «с глазами как у горгоны» заставляет вспомнить описание Тифона Эсхилом в «Прикованном Прометее»:

_________…«я также пожалел
Стоглавое чудовище — Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны

k_kh (581x532, 70Kb)
Миниатюра из рукописи Бодлеянской библиотеки (MS. Bodley 614, fol. 037r.).


Текст, сопровождающий иллюстрацию:

«Кроме того здесь водятся зверьки, [которые] как только услышат [приближение] человека тотчас же спасаются бегством. У них восемь ног, две головы, а глаза же как у горгоны. Если кто захочет к ним приблизиться и поймать, то они защищают свои жизни.»

Здесь либо трудности перевода, либо творческий подход автора к изложению первоисточника (позднеантичного произведения «Послание Фермеса императору Адриану»). В оригинале говорится, что если кто хочет поймать это животное должен хорошо вооружиться (рассчитывая на яростное сопротивление). Добавление про «глаза горгоны» появляется только в рукописи «О чудесах востока».
_______________________________
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ХТОНИЧЕСКИЕ ПСЫ

1. Геркулес и Гидра. Гравюра Баттиста Франко (ок. 1530-1561).
Гидра здесь предстает в виде мохнатой псины с множеством голов на длинных змеиных шеях.
k_ki (444x637, 93Kb)_k_kj (699x487, 115Kb)
2. Геракл и Кербер. Гравюра Ганса Себальда Бехама (Hans Sebald Beham) из альбома «Подвиги Геракла» (The Labours of Hercules).

_______________________________
ЭРИНИИ (БОГИНИ МЕСТИ)

Эврипид, в трагедии «Электра», описывает Кер-Эриний в образе собак (преследующих Ореста за убийство матери), у которых вместо лап — змеи. Т.е. опять налицо псино-змеиная природа хтонических существ:

«Как тень, метаться будешь,
А за тобою прыгать неустанно
И страшные и злые псицы: их
Божественна природа — это Керы
.
В скитаниях когда придешь, Орест,
В Афины, там есть истукан Паллады,
Прижмись к нему, — Эринии тебя
Покинут вмиг; тебя эгидой стоит
Ей осенить — и очарует змей
...»

«Ты видишь, уж вот они, вот:
Собаки ужасные рвутся к тебе;
Не лапы, а змеи, как уголь черны,
И сладки им муки людские»...

(Еврипид «Электра»)

Нельзя также не отметить, что Керы (Κῆρες, богини отмщения) именем своим, определённо, созвучны с именем Кербера.

Κήρ, Κηρός ἡ Кера, богиня насильственной смерти, погибели, рокового конца;
κήρ, κηρός ἡ
1) злая смерть, гибель;
2) мучительный недуг, тяжелая болезнь;
3) перен. язва, зло;
4) бедствие, несчастье, горе; ex: βαρεῖα κηρός Aesch.

_______________________________
СКИЛЛА

Еще один знаменитый песеподобный персонаж — Скилла (Σκύλλα). Согласно древнегреческой мифологии, представляла собой смертельнуюk_kk (260x270, 12Kb) опасность для любого, кто проплывал мимо нее.

σκύλλω (aor. ἔσκυλα)
1) разрывать, растерзывать (σκύλλεσθαι πρὸς παίδων τᾶς ἀμιάντου Aesch. — быть пожираемым детьми моря, т.е. морскими животными;
2) мучить, изнурять;

σκυλεύω
1) снимать (с убитого врага) доспехи (σ. τοὺς νεκρούς Her., Thuc., Plat.); σ. τινὰ τεύχεα Hes. или σ. τινὸς τὰ ὅπλα Xen. — снимать с кого-л. оружие;
2) отнимать (τὰ ὅπλα τῶν πολεμίων Lys.);
3) грабить (τὰς πόλεις Polyb.);

σκύλαξ (-ᾰκος), (эп. dat. pl. σκυλάκεσσι) ὁ и ἡ
1) щенок (κύων περὴ σκυλάκεσσι βεβῶσα Hom. — собака, обхаживающая своих щенят);
2) собака Eur., Xen.


В описании Гомера (Одиссея), спереди у Скиллы было шесть голов и двенадцать лап (естественно, собачьих). Иногда собачьи головы помещают на длинные извивающиеся шеи.

Гигин (I-II вв.) описывает Скиллу как полудеву (верхняя часть) с нижней половиной тела собаки. У нее было шесть рожденных ею собак.

У Вергилия упоминается несколько Скилл, которые, в числе других чудовищ, населяют преддверие Тартара. К тому же, Вергилий далеко ушёл от оригинала в сторону развития образа морского чудовища:

«Сверху — дева она лицом и грудью прекрасной,
Снизу — тело у ней морской чудовищной рыбы,
Волчий мохнатый живот и хвост огромный дельфина».

Затруднительно даже представить себе рыбье тело с «волчьим мохнатым животом». Впрочем, возможно, имеет место неадекватный перевод. Зная иконографию Скиллы, напрашивается «мохнатая волчья голова (причем, не одна) в области живота». А под «рыбьем телом» автор, видимо, имел в виду «чешуйчатость», которая также является отличительной чертой многих, не только морских, но и хтонических существ.

Clip (476x231, 37Kb)
Акрагант, Сицилия. Тетрадрахма (AR 17.25g), ок. 414 до н.э.
Av: два орла, терзающие зайца; AKPAГA
Rv: Скилла, над ней краб; AKPAГANTIΣ

_______________________________
Clip (583x279, 44Kb)
Турии (Θούριοι), Лукания. AR 25mm (15.87g), ок. 400-350 до н.э.
Av: Афина, шлем которой украшает изображение Скиллы;
Rv: бык, готовый к атаке, внизу — тунец; ΘOYPIΩN

_______________________________
МНОГОЛИКАЯ КАМПА

Кампа (Κάμπη) — в древнегреческой мифологии охранительница темной бездны Тартара. Кампа была с телом женщины, змеиным хвостом и пятьюдесятью «разноликими» головами. Кампа сторожила в Тартаре гекатонхейров и киклопов. Гея предсказала Зевсу победу в титаномахии, если он возьмет в союзники узников Тартара. Зевс поверг Кампу и освободил киклопов и сторуких.

«…Зевс высокогремящий
Высокоглавую Кампу поверг огненосным перуном,
Ту, что в извилистом теле тысячи ликов собрала...
Извиваясь всей тучей змеиных хребтин, она битвы
Жаждала разнообразной и, змеестопная, била
240 [241]
Землю, яд изливая... Вкруг выи зверя теснились
Пятьдесят разноликих глав звериных и чудищ
,
Часть непрестанно вопила львиными пастями всеми,
Образом схожа со Сфингой, загадки любящей девой...
Часть же из-под кабаньих клыков слюну испускала;
В громко визжащую стаю сбились морды собачьи,
Напоминая Скиллы подобие и строенье!
Двуприродное чудо в средине девой являлось,
250 [249]
Вместо же кудрей змеи висли, яд источая,
Но от груди и до самых складок паха у бедер
Пурпурной чешуею (как у чудовищ пучинных)
Плоть покрыта, а когти на многочисленных дланях
Изгибалися словно лезвия серпа кривого...
На хребтовине от верха и до самого низа
Скорпион угнездился, сам себе жалящий выю,
Хвост подняв над спиною с жалом хладным и острым...
Так вставала на битву многоликая Кампа!
260 [258]
Дыбилась твердь земная, пучились глуби морские,
Если она летела, темным крылом помавая,
Вкруг поднимались смерчи, бури ей подчинялись,
Деве сей тартарийской чернокрылой, зеницы
Пламя ее извергали, палил огонь всю округу!
Но чудовище это прикончил Зевс поднебесный,
Торжествовал над змеею, союзницей Крона, родитель!»

(Нонн. Деяния Диониса XVIII, 235-266)
_______________________________
ТУТУ

k_kn (547x308, 53Kb)
1. Стела с изображением богов Туту и Беса. Известняк, ок. I век до н.э. – I век н.э.


Туту изображен в образе льва с человеческой головой и хвостом в виде змеи. Голову украшает трёхчастный парик с уреем. Бес в короне из пяти перьев, с поднятым мечом в правой руке и змеей — в левой. Над сфинксом — панель с семью антропоморфными божествами с головами крокодила, быка, льва, бабуина, шакала, козла, зайца.k_ko (572x699, 41Kb)
__________________
2. Статуэтка сфинкса Туту. Бронза. Птолемеевское время.
3. Туту. Деталь настенной росписи, датированная римской эпохой. Каранис (Фаюм).

k_twtw4 (414x481, 42Kb)___________________
Туту в образе льва с тремя головами: человеческой в немесе (вокруг головы — солнечный диск), а также головами крокодила и льва; хвост — в виде урея; в каждой лапе, увитой уреями, держит ножи. k_twtw6 (383x289, 25Kb)
__________________
4. Туту, рельеф римского периода, ок. 30 до н.э. – 624 г. н.э.


Туту в образе льва с двумя головами: человеческой, в немесе и короне, и головой леопарда, вырастающей из загривка; хвост — в виде урея. Всеми лапами стоит на змее, в левых лапах держит скорпионов, в правых — ножи. В левом верхнем углу — крылатый солнечный диск, с которого свисает урей со стрелой.k_twtw5 (678x524, 77Kb)
__________________
5. Туту, рельеф, известняк, ок. I в. до н.э.


Туту в образе льва с двумя головами: человеческой в немесе и короне чени, а также львиной головой, на которой, в свою очередь, находится голова ибиса; хвост Туту заканчивается головой кобры. Лапами стоит на кобре, в каждой лапе держит по ножу. В левом верхнем углу — символ Гора Бехдетского — крылатый солнечный диск, с которого свисает урей.k_tb2 (363x287, 23Kb)
__________________
6. Рельеф с изображением Туту и Беса, известняк, I век до н.э. – I век н.э.


Туту представлен в образе льва с человеческой головой в трехчастном парике и в короне чени, сзади (на загривке) находится еще одна (баранья) голова; хвост — в виде урея; в каждой лапе держит нож. Туту здесь откровенно ассоциируется с Химерой (родственником Тифона) — львом, с хвостом в виде змеи, из спины которого вырастает протома козы. В левом верхнем углу — крылатый солнечный диск, со свисающим с него уреем.
_______________________________
k_ck (700x315, 43Kb)
Кизик, Мизия. Статер (EL 22mm, 16.09g), ок. 550-500 до н.э. Av: химера, ниже — тунец; Rv: квадратное поле, разделенное на четыре части.

_______________________________
ТОТ, КТО ВСЕЛЯЕТ УЖАС
(«Сокровенное знание» В. Солкин)

Самые древние египетские заупокойные тексты — Тексты пирамид, а также сменившие их Тексты саркофагов и Книга мертвых также строятся на принципе «сакрального истолкования». Умерший преодолевает все опасности загробного мира на пути к царству Осириса только в том случае, если он знает тайные имена всех предметов и явлений, то есть их божественное значение и связанные с ним обстоятельства.

«Дайте путь мне, — заклинает покойный врата загробного мира в тексте Книги мертвых, — я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: «Владыки страха, чьи стены высоки… Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника: «Тот, кто [вселяет] ужас».
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 10:11 (ссылка)
_______________________________
Clip (400x179, 25Kb)
Кизик, Мизия. Статер (EL 18mm, 15.87g), ок. 500-450 до н.э.
Av: двуглавый Кербер, ниже — тунец;
Rv: квадратное поле, разделенное на четыре части.

_______________________________
k_nb (700x349, 111Kb)
Кумы (Cumae, греч. Κύμη), Кампания. Статер (AR 7.58g), ок. 430-421 до н.э.
Av: голова нимфы Кум в диадеме;
Rv: Кербер, ниже — раковина мидии; KYMAION

_______________________________
k_nc (700x345, 103Kb)
Элея (Ἐλέα), Эпир. Æ 16mm (4.60g), ок. 342 до н.э.
Av: голова Деметры, украшенная венком из колосьев;
Rv: трехглавый Кербер; EΛE

_______________________________
k_mk3 (587x297, 50Kb)
Элея, Эпир (Ἤπειρος). Æ 16mm (4.16g), ок. 338-335 до н.э.
Av: голова Деметры, украшенная венком из колосьев;
Rv: трехглавый Кербер.

_______________________________
k_ne (700x336, 96Kb)
Капуя (Capua), Кампания. Семунция (Æ 17mm, 3.09g), ок. 216-211 до н.э.
Av: голова Геракла в диадеме, слева — палица;
Rv: трехглавый Кербер стоит вправо.

_______________________________
Clip (400x208, 21Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Тетрадрахма (BI 25mm, 12.93g), 125/6г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAI TPAI AΔPIA CEB
Rv: Серапис стоящий со скипетром в руке, у ног сидит Кербер; L ΔEKATOY (δέκατος, десятый).

_______________________________
Clip (391x182, 20Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Тетрадрахма (BI 24mm, 13.56g), 131/2г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAI TPAI AΔPIA CEB
Rv: Серапис, восседающий на троне, со скипетром в руке, у ног сидит Кербер; L IϚ (Year 16).

_______________________________
k_nf (699x339, 56Kb)
Проб (Marcus Aurelius Probus, 276-282). Сисция (Siscia, греч. Σισκία), Верхняя Паннония.
Аурей (AV 22mm, 5.90g), 278г. (5th emission).
Av: бюст Проба, в шлеме, со щитом и копьем на плече; IMP C M AVR PROBVS P F AVG
Rv: Геракл выводит Кербера из Аида; HERCVLI INMORTALI

_______________________________
k_mht3 (700x330, 56Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Драхма (Æ 36mm, 28.21g), 133/4 г.
Av: бюст Адриана; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CEB
Rv: Туту с хвостом в виде урея и двумя головами: крокодильей и человеческой в короне хену; на спине — крылатый грифон, положивший левую лапу на колесо; L IH (Year 18).

_______________________________
k_mt (700x345, 71Kb)
Траян (98-117). Александрия, Египет. Драхма (Æ 24.26g), 109/10 г.
Av: голова Траяна в лавровом венке, AYT TPAIAN CЄB ГЄPM ΔAKIK
Rv: Туту с хвостом в виде урея и двумя головами: крокодильей и человеческой в короне хену; L IΓ (Year 13).

_______________________________
k_ni (478x234, 34Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Драхма (Æ 21.21g), 133/4г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CEB
Rv: Туту с хвостом в виде урея и двумя головами: крокодильей и человеческой в короне хену; на спине — крылатый грифон, положивший левую лапу на колесо; L IH (Year 18).

_______________________________
k_mht2 (700x355, 65Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Драхма (Æ 33mm, 23.57g), 133/4г.
Av: бюст Адриана; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CEB
Rv: Туту с хвостом в виде урея и двумя головами: крокодильей и человеческой в короне хену; на спине — крылатый грифон, положивший левую лапу на колесо; L IH (Year 18).

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Атум в образе ихневмона Пятница, 18 Мая 2018 г. 15:12 (ссылка)
_______________________________
Фараон стоит перед Атумом в образе ихневмона.k_Itm (592x603, 350Kb) Бронза (6.5 x 10.5 x 12cm). Египет, Позднее царство (XXVI-XXXI династии), 664-332 до н.э. Бруклинский музей искусств (Brooklyn Museum of Art, New York).

Согласно Геродоту, чуть ли не в каждом городе ихневмона бальзамировали и погребали в священных местах. Как уже отмечалось в тексте, ихневмон (также известный как Египетский мангуст и фараонова крыса) являлся священным животным Атума, и одним из его образов.
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку