_______________________________
«Здесь же, в Пафлагонии, в районе Мюреха, в горах между Ифланеу и Татау (совр. дер. Гёкдёз), находился храм Зевса Бонитена (Ζεύς Βονιτήνος). От него дошли фундамент, остатки различных строений, базы колонн с фигурами всадников в лучевой короне на лошадях, пущенных в галоп, и надпись 215 г. н.э. с посвящением Θέω [π]ατρώω Διί Βονιτήνω. Этот эпитет происходит от названия местечка Bonita в Пафлагонии, что подтверждается современным названием расположенного рядом монастыря Bonyssa.»
Странно, что в нумизматике не представлен, упомянутый Сапрыкиным, образ Зевса Бонитена в лучевой короне на монетах Пафлагонии. На всех монетах Зевс изображён в лавровом венке. Зевс в лучевой короне запечатлен на галикарнасских монетах. Конечно это тоже Малая Азия, но вряд ли его можно назвать Бонитеном. Во-первых, это, фактически, противоположное побережье, а эпитет «Бонитен» локально привязан к конкретному месту. Во-вторых, Зевса на галикарнасских монетах, почему-то, традиционно называют Zeus Askraios. Хотя эпитет «Аскрай» означает родом из Аскры. Но Аскра — это Беотия, т.е. Центральная Греция.
Ἀσκραῖος 3 родом из Аскры;
Ἄσκρα, ион. Ἄσκρη ἡ Аскра (городок в Беотии, у Геликона, родина Гесиода) Hes.
Каким образом связаны Галикарнас и Аскра, и бытовал ли в Аскре образ Зевса в лучевой короне — неизвестно. Беотийский союз традиционно чеканил Посейдона. А поселение Аскра — ничем не примечательный маленький городок, известный лишь как место рождения Гесиода.
Патон (W.R.Paton) предполагает, что эпитет Ἀσκραῖος возник в результате искажения слова Ἀκραῖος («обитающий на высотах»). В качестве аргумента приводится посвятительная надпись, найденная в окрестности древнего карийского города Минд (Μύνδος), датируемая I в. до н.э.- I в. н.э.: Ἁλικαρνασσεῖς Διΐ Ἀκραίω (Галикарнасскому Зевсу Акрайю).
ἀκραῖος 3 обитающий на высотах;
ἄκρα, ион. ἄκρη ἡ
1) мыс, выступ, коса Hom., Aesch., Soph.
2) вершина, высшая точка.
_______________________________

Септимий Север (193-211). Галикарнас, Кария. Медальон (Æ 25.43g), в честь гомонои (ὁμόνοια, содружество) с о. Кос (Кария).
Av: бюсты Септимия Севера и его супруги Юлии Домны, обращенные друг к другу; ΑΥ Κ Λ C CΕΥΗΡΟC / IOYΛIA ΔΟΜΝΑ CEB AYΓOYCTA
Rv: Зевс в лучевой короне между двух деревьев, на деревьях — птицы; справа от Зевса — Гера, почитавшаяся на Косе, у ног Геры — два павлина; AΛIKAPNACCЄΩN KΩΩN OMONOIA
_______________________________

Коммод (180-192). Галикарнас, Кария. Æ 31mm (15.34g), ок. 184-190гг.
Av: бюст Коммода в лавровом венке; ΑΥΤ ΚΑΙС Μ ΑΥΡ ΚΟΜΟΔΟС СЄB
Rv: Зевс в лучевой короне между двух деревьев; AΛIKAPNACCЄΩN
_______________________________
_
Септимий Север (193-211). Галикарнас, Кария. Æ 30mm (13.47g).
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄПT CЄYHPOC
Rv: Зевс в лучевой короне между двух деревьев; AΛIKAPNACCЄΩN
_______________________________

Септимий Север (193-211). Галикарнас, Кария.
Æ 30mm (14.72g). Монетарий Стратоклей (ἄρχων Στρατοκλέους).
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄ CЄYHPOC C
Rv: Зевс в лучевой короне между двух деревьев, на деревьях — птицы; AΛIKAPNACCЄΩN / APX CTPATOKΛЄOYC
_______________________________

Септимий Север (193-211). Галикарнас, Кария.
Æ 32mm (21.69g). Монетарий Стратоклей.
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄ CЄYHPOC C
Rv: Зевс в лучевой короне между двух деревьев, на деревьях — птицы; AΛIKAPNACCЄΩN / APX CTPATOKΛЄOY
_______________________________
IOVIS AXURUS
В связи с Зевсом Аскраем нельзя не упомянуть Юпитера Аксура (Iovis Axurus), чьё изображение чеканил на римских монетах Вибий Панса. Обращает на себя внимание не столько созвучие эпитетов (Ἀσκραῖος и Axurus), сколько наличие, не свойственной иконографии Зевса и Юпитера, лучевой короны. Напрашивается предположение о заимствовании образа (а заодно, и эпитета).
Первое, что приходит на ум, касательно эпитета Axurus, — это иранское верховное божество Ахура-Мазда (авест. ahura-mazdā, «Владыка Мудрости»), где ahura имеет значение «владыка», «господь». Искажение слова ahura могло произойти из-за разночтения, схожих в написании, греческой буквы χ («хи») и латинской x («экс»). Греческий язык был более популярным, и, в силу своей древности, считался священным. Но, написанное на греческом языке, имя того же Ахура-Мазды (греч. Αχουραμάσδα), у италиков могло вызывать затруднения в верном прочтении. Принимая эту этимологическую версию (возникновения эпитета Axurus), снимаются вопросы о возникновении лучевой короны над головами Юпитера Аксура и Зевса Аскрая.
В Авесте Ахура-Мазда — бог творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого. В описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура-Мазде. В дальнейшем связь Ахура-Мазды со светом только укреплялась, Солнце стало прямо называться «образом» Ахура-Мазды.
_______________________________
.
Римская Республика. Монетарий Гай Вибий Панса Цетрониан (Caius Vibius C.f. C.n. Pansa Caetronianus). Денарий (AR 18mm, 3.72g), 48 до н.э.
Av: голова Пана; PANSA
Rv: Юпитер Аксур (Iovis Axurus) на троне со скипетром и патерой; IOVIS AXVR / C VIBIVS C F C
_______________________________
ЛУЧЕЗАРНЫЙ ЗЕВС НА БАКТРИЙСКИХ МОНЕТАХ

Гиппострат Сотер (65-55 до н.э.). Бактрия. Æ 26mm (11.71g).
Av: Зевс-Митра в кирбасии и лучевой короне, на троне со скипетром в левой руке; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ IΠΠOΣTPATOY
Rv: конь; легенда на языке кхарошти: Maharajasa tratarasa jayamtasa Hipustratasa.
_______________________________

Гермей (Ἑρμαῖος, 105-90 до н.э.). Бактрия. Æ 21mm (10.31g).
Av: бюст Зевса-Митры в кирбасии и лучевой короне; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ EPMAIOY
Rv: конь; легенда на кхарошти: Maharajasa tratarasa Hiramayasa.
_______________________________

Гермей (Ἑρμαῖος, 105-90 до н.э.). Бактрия. Драхма (AR 17mm, 2.35g).
Av: бюст Гермея в тении; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ EPMAIOY
Rv: Зевс на троне, в кирбасии и лучевой короне, со скипетром в руке; легенда на кхарошти: Maharajasa tratarasa Hiramayasa.
_______________________________

Гермей (Ἑρμαῖος, 105-90 до н.э.). Бактрия. Тетрадрахма (AR 27mm, 9.80g).
Av: бюст Гермея в бактрийском шлеме с бычьими рогами и ушами; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ EPMAIOY
Rv: Зевс на троне, в кирбасии и лучевой короне, со скипетром в руке; легенда на кхарошти: Maharajasa tratarasa Hiramayasa.
_______________________________

Гермей (Ἑρμαῖος, 105-90 до н.э.). Бактрия. Тетрадрахма (AR 29mm, 9.57g).
Av: бюст Гермея в тении; BAΣIΛEΩΣ ΣΩTHPOΣ EPMAIOY
Rv: Зевс на троне в лучевой короне, со скипетром в руке; легенда на кхарошти: Maharajasa tratarasa Hiramayasa.
_______________________________

Гелиокл II Дикей (Ἡλιοκλής, ок. 90-75 до н.э.). Бактрия. Тетрадрахма (AR 27mm, 9.65g).
Av: бюст Гелиокла в тении; BAΣIΛEΩΣ ΔIKAIOY HΛIOKΛEOYΣ
Rv: Зевс в лучевой короне, со скипетром и перуном; легенда на кхарошти: Maharajasa dhramikasa Hiliyakresasa.
_______________________________

Гелиокл II Дикей (Ἡλιοκλής, ок. 90-75 до н.э.). Бактрия. Тетрадрахма (AR 27mm, 9.49g).
Av: бюст Гелиокла в бактрийском шлеме; BAΣIΛEΩΣ ΔIKAIOY HΛIOKΛEOYΣ
Rv: Зевс в лучевой короне, со скипетром и перуном; легенда на кхарошти: Maharajasa dhramikasa Hiliyakresasa.
_______________________________