Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом")
"Пальцы ложатся спать"
Поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
Умываться нам пора.
Автор:Пъреслава
Во время умывания или мытья рук перед едой(а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).
"Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки."
"Водичка - водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!"
"С гуся - вода,
С младенца - худоба
Укатись вся."
А вот "Ладушки"
— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку,
Пили — Простоквашку.
Простоквашка вкуснёнька,
Кашка сладёнька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у...
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
для счета загибаем пальчики
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два,
Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Тень-тень-потетень,
Села кошка под плетень.
Налетели воробьи.
Хлопни им в ладошки:
Улетайте, воробьи!
Берегитесь кошки!
Берут чадо за ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
Загибают пальчики, начиная с мизинца:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Показывая на большой палец:
А этому не дала:
Поглаживая его, говорят:
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:
Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая:
Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»:
Тут пень, дотрагиваются до запястья
Тут криница, до локтевого сгиба
Тут студеная водица, до плеча,
Тут кипяток, щекоток. ! щекочут подмышкой.
Котята
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята — РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Пестушки - старинное народное творчество - оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка.
Для вашего чада важно, что исполнитель - родная мама(папа), которых он любит!
Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается.
"Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке" (Пашеньке, Дашеньке, Машеньке, Надюшеньке и т.п.).
Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша. Иногда при этом слегка приходится менять слова оригинального произведения, но , я думаю, ваш ребеночек не обидится на вас за это!:-) Вот некоторые из них:
"Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке."
"Уходи с дороги кот,
Наша доченька идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша доченька идет,
Ни за что не упадет.
"Наша доча маленька,
доченька удаленька
Пройди, чадо, по дороженьке,
Топни, чадо, ноженькой!"
А сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку?! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!!! И не забывайте называть вашего ребенка правильным именем, данным ему при рождении!
"Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая."
"У нас Олеженька один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять с ним пойдем."
Поговорки и скороговорки
Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
немного скороговорок
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся —
Славно сегодня звенится-поётся!
На дворе - трава, на траве - дрова,
Раз дрова, два дрова, три дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
Не вместит двор дров,
Надо дрова выдворить со двора
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Собиpaлa Ритa мapгapитки нa гоpе, paстеpялa Рита мapгapитки нa тpaве.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
По семеро в сани уселись сами.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Потягунюшки, порастунюшки!
Поперек – толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Эти хорошие, ласковые, умные слова, учат малыша, и следит ваше чадо глазками, где у него ножки, ручки, где роток.
А эти слова говорятся при расчесывании волос девочке.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти , коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Для совсем маленьких на координацию движений:
«Кто у нас хороший?»
Желательно иметь 3-4 участника. Играть могут не только дети, но и все члены семьи.
Пригодится голова лошадки на палочке. Играющие стоят кругом и поют.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя ребенка – Ванечка, Анечка и др.)
хороший, Коленька пригожий.
Чадо, которого назвали по имени, выходит в середину.
На коня садился,
Конь под ним бодрился.
Ребенок «садится» на палочку и выполняет подскоки на месте.
Он по лугу едет,
Луга зеленеют
Ребенок двигается внутри круга, посолонь, имитируя езду на лошадке.
К садам подъезжает,
Сады расцветают.
Ребенок «едет», стоящие в круге поднимают руки, делают «фонарики».
К дому подъезжает,
Танечка (Олечка, Анечка или др.) встречает.
Названная по имени девочка входит в круг и идет навстречу малышу стоящему в круге.
Люли, люшеньки, люли!
Люли, люшеньки, люли!
Мальчик отдает «лошадку» другому ребенку. Все танцуют.
Продолжают так же далее.
Игра позволяет закрепить у ребенка представление об именах собственных. Запоминать имена взрослых и детей, находящихся в ближайшем окружении малыша. Учит, что надо делиться , поиграл, передай другому. И еще, это начальные понятия о хороводе.
Лошадку можно сделать из шерстяного носка.
http://blogs.mail.ru/mail/vesta.rod/2BD86A2E9C2BB02.html