Недавно появились сообщения, что вся информация о формировании и использовании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния закрывается. Михаил Геннадьевич, что это вообще за фонды, и какая такая государственная тайна в них вдруг обнаружилась?
ДЕЛЯГИН: - Эта тема запутана, конечно, меньше метода расчета пенсий, но все равно исключительно сильно и, как мне представляется, вполне сознательно: чтобы разобраться самостоятельно было нельзя или почти нельзя.
В федеральном бюджете есть специальная графа "Остатки средств на счетах федерального бюджета", где учитываются деньги налогоплательщиков, которые лежат мертвым грузом и никак не используются государством. Эта графа включает деньги четырех категорий.
Прежде всего - деньги на счетах бюджетополучателей. Например, вы - больница; я, Минфин, вам деньги дал, и вы их получили. Однако, пока вы не оформите 50 разных бумажек, и пока я, Минфин, не признаю, что эти бумажки оформлены правильно, вы эти деньги, которые уже лежат на вашем счету, тратить не можете. И деньги вроде бы уже у вас и вроде бы уже ваши, но использовать их нельзя! Юридически они все еще считаются деньгами федерального бюджета. Обычно это сумма небольшая. Хотя то, что невелико в масштабах страны, не только для предприятий и городов, но даже для целых отраслей может быть абсолютно убойной величиной, если им не разрешают своевременно тратить деньги. Но в целом сравнительно с общей величиной бюджета это, как правило, немного.
Вторая составляющая неиспользуемых остатков бюджетных денег просто лежит на счетах, представляя собой так называемый кассовый остаток. Эти средства включают "деньги в пути" с одного счета на другой, а главное - средства, застревающие в бюджете, когда доходы поступают быстро, а тратить их нужно в течение длительного времени. Аналог из обыденной жизни весьма прозаичен: мы все время что-то зарабатываем и что-то тратим, и в итоге у нас в кошельке постоянно лежат какие-то деньги, которые мы еще не потратили, пусть даже и сравнительно небольшие. У бюджета то же самое. Если такие кассовые остатки составляют до 100 млрд. руб., ситуация приемлема. Хотелось бы, чтобы управление бюджетом было эффективнее: чем согласованней поступления доходов и осуществление расходов, тем лучше работают деньги налогоплательщиков, тем больше проблем можно решить одной и той же суммой, но в целом наличие запаса - это нормально. Если кассовый остаток превышает 100 млрд. руб. - пора задавать вопросы, так как эти деньги, выходят, бюджету не нужны, и налогоплательщики могут просто оставить их у себя.
Но главная часть неиспользуемых средств федерального бюджета - это специально накапливаемые в нем деньги налогоплательщиков, которые зачисляются в Резервный фонд, в Фонд национального благосостояния.
В эти фонды зачисляются так называемые "нефтегазовые доходы" бюджета, связанные с высокими мировыми ценами на нефть и газ. Это деньги, которые государство осознанно не хочет направлять на модернизацию страны и поэтому направляет на модернизацию наших стратегических конкурентов. Они вкладываются в ценные бумаги других стран: 45% - в номинированные в долларах, 45% - в евро, 10% - в фунтах стерлингов. Кроме того, эти фонды постоянно включают в себя некоторую сумму в рублях, которая еще пока не распределена между этими ценными бумагами, а часть средств Фонда национального благосостояния лежит в виде рублевых бюджетных депозитов в одном из госбанков.
И, когда Минфин в соответствии с бюджетными проектировками этого года разместит еще 1 трлн. рублей на бюджетные депозиты для поддержки банковской системы, это, скорее всего, будут средства Фонда национального благосостояния.
ЧЕРНЫХ: - Это и есть та легендарная "кубышка Кудрина", благодаря которой мы спаслись от кризиса?
ДЕЛЯГИН: - Это та "кубышка Кудрина", благодаря которой мы в кризис вошли. Потому что, если бы эти средства тратились на модернизацию, то мы бы, как китайцы, в пик кризиса рвали на себе волосы и кричали: какой ужас, какой кошмар, у нас кризис, у нас все плохо, темпы роста сократились с 12 аж до 8%! Напомню, у нас были 8% - только не рост, а спад. Да и сейчас не все так хорошо. Потому что эти деньги не были вложены в модернизацию, потому что они искусственно были выведены из хозяйственного оборота, и стране по-прежнему наносится колоссальный ущерб.
По статусу средства Резервного фонда можно тратить на текущие нужды, а средства Фонда национального благосостояния - только на затыкание дыр в Пенсионном фонде. Естественно, это изменится, когда у бюджета возникнет проблема с деньгами: когда Резервный фонд закончится, средства Фонда национального благосостояния тоже пойдут на текущие нужды. Это предусмотрено на 2011 год, относительно отдаленную перспективу, а пока его средства можно направлять только на трансферты в Пенсионный фонд, и потому Фонд национального благосостояния сокращается незначительно. 1 сентября 2008 года он составлял 32 млрд. долларов. В условиях кризиса его ударно накачивали, к 1 января 2009 года было уже 88 млрд. долларов, а к 1 января 2010 года достиг максимума - 91,6 млрд. долларов. И только после этого он начал медленно сокращаться: к 1 апреля 2010 года - 89,6 млрд. долларов. Этот фонд сокращается, но очень медленно.
А Резервный фонд, за счет которого затыкаются все дыры в бюджете, что называется, сыплется. На 1 сентября 2008 года, когда кризис переходил в острую фазу, в нем было 142,6 млрд. долларов, 1 января 2009 г. уже 136,3 млрд., а на 1 января 2010 г. он сократился более чем вдвое - до 60,5 млрд. долл. 1 апреля в нем было 52,9 млрд. долл. - это тоже деньги огромные, но с начала кризиса фонд сократился почти на 90 млрд. долларов, в 2,7 раза.
У нас часто путают Резервный фонд и Фонд национального благосостояния с международными резервами, но это не совпадающие, а лишь частично переходящие друг в друга карманы.
ЧЕРНЫХ: - То есть те наши деньги, которые лежат в Америке, это отдельная строка бюджета?
ДЕЛЯГИН: - Международные резервы России - почти 455 млрд. долл. - включают валютную часть всех неиспользуемых остатков средств на счетах федерального бюджета, то есть валютную часть Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и ту валюту, которая валяется в федеральном бюджете просто так, а также то, что раньше называлось золотовалютными резервами Банка России. Это золото, валюта и вклады в номинированные в валюте ценные бумаги, которые принадлежат Банку России, а не Минфину. Но те деньги Фонда национального благосостояния, Резервного фонда, которые вложены не в валюту, а в рубли, в международных резервах не учитываются. То есть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния являются в основном, кроме своей небольшой рублевой части, частью международных резервов.
Мы сейчас говорим только о Минфине. Потому что Банк России свои деньги использует сравнительно прозрачно. Правда, они несколько затруднили доступ к еженедельной статистике, но, зная, как устроен сайт, ее все равно легко найти. На фоне общей тенденции всей государственной политики по ограничению доступа к информации это практически фронда, проявление воли к демократии.
А государственная политика по ограничению доступа к информации вызвана, насколько можно судить, вполне объективными причинами. Ведь, если доступ людей к информации не ограничивать, они начинают задавать вопросы. А отвечать им, как правило, нечего.