О том, как выглядит картинка в голове у детей, при чтении классиков...

Пятница, 24 Января 2014 г. 15:14 + в цитатник

Обломов любил лежать на диване совершенно один. Этим он непонятен нам, молодым современным читателям…
(из школьных сочинений)

Вот нам непонятно, что сложного в произведениях Пушкина, Лермонтова, Крылова... Есть устаревшие слова, но вполне нам ясные. Есть обилие прекрасных литературных приёмов. Да и сам устаревший слог более красив. Всё же со временем язык упрощается, уходит витиеватость и пышность фраз. Да и сами образцы художественной литературы современности многое уже не используют. К примеру, я не встречала ни в одном произведении писателей нашего времени подробные описания помещений или какого-нибудь уголка природы. Ну помните, комната была такая-то, стул стоял там, стол там, они были из того-то и внушали то-то, гардины были такие-то, шторы и тюль были такого-то цвета и такие-то, из атмосферы складывалось впечатление такое-то... И так далее. Писатель будто бы погружал читателя в создаваемую перед глазами картину, чтобы тот не просто увидел, но и прочувствовал. Нынче читателю приходится с этим справляться самому.

Нет, я не про то, что это плохо. Кому как нравится. Опять же проблем не вижу. Захотелось чего-то более сложного или даже вычурного - взял с полки что-нибудь из признанных мастеров слова прошлых веков, и наслаждайся. Но меня несколько унесло. Я ж про детей начала.

Когда мой пытался учить Крылова или Пушкина по школьной программе, то вечно сначала прибегал с воплями о том, что это "выучить нереально".  После первой истерики мне удалось выяснить, почему это так. Тёмыч просто не понимал смысл, потому что не знал значений старых слов. После объяснений всё сразу становилось проще.

Вспомнила, потому что увидела это:

Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:

Бразды пушистые взрывая Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке.

И вот что получилось у детишек.
Начнем с того, что самыми понятными словами этого четверостишья оказались "тулуп" и "кушачок".
Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано - "Летит". Значит летит. Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо из-за созвучия слов "кибитка" и "куб". И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что делает? Правильно - взрывает. Кого? Бразды пушистые.
Что же такое бразды? Видимо если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что за название непонятное "бразды", что за звери? А нормальные такие звери. Инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.
И вот вполне уже логичная картина получается - летит кубической формы серьезный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов - браздов сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья. (Понятие падежей первоклассником ведь не известно еще в силу возраста. Поэтому никого не смутило, что написано-то бразды, а не браздов, как по идее должно было бы быть).
А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он, сидя на обруче (облучек - обручок, почти совсем одно и то же), в кожухе и с лопатой в руках. Почему с лопатой? Ну, как же - он же ямщик, чем же еще ему ямы копать.
Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем - браздов хоронить! Логично? Логично.

А ведь сначала я вещала Тёмычу о том, что надо представлять перед глазами картинку. Типа так легче учить. Ага, представляю, что за картинки у него возникали в голове... Бгг.

Рубрики:  Из жизни
Всё, что нас не убивает, делает большую ошибку!
Вокруг
Судьба неповторимо иронична
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Green_Leo   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 15:21 (ссылка)
а незнакомые слова не спрашивает? )))
У меня, правда, как только я научилась читать, родители на все вопросы отвечали: "Смотри в словаре"
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 15:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Green_Leo

Теперь спрашивает.) А сначала тупил и истерил)).
Ответить С цитатой В цитатник
Green_Leo   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 15:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы

Дочь_матери_Лелевы, чудесатик ))) и как они - новые слова, приживаются? ))
Ответить С цитатой В цитатник
anik1   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 15:59 (ссылка)
Ой, спасибо, повеселила!)))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Злой_Волчара   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 16:31 (ссылка)
Мне, кстати, все эти описания я никогда не понимал, не мог собрать в единую картину. Они для меня оставались набором слов, не более того.

По поводу стихов, мне в младших классах стихи хорошо давались. Прочитал, несколько раз повторил, выявил сложные моменты - заучил. Конечно по этой схеме я не сам работал, а меня дрючила бабушка.

Про понимание смысла, я не помню. Честно сказать, приведенное в пример стихотворение, даже сейчас сложно воспринимается, но не в плане общей картины, а в плане деталей. Если с представлением того, как кибитка разносит пушистые бразды у меня нет проблем, то саму кибитку я представил ка некую "карету на санях", а так ли это на самом деле я ХЗ. Ну и вообще незнакомое слово это "кушачок", даже мыслей нет.
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 16:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Green_Leo

Не, не употребляются, но зато хоть понимаются)).
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 16:48 (ссылка)

Ответ на комментарий anik1

Я сама смеялась, как ненормальная. Потом Тёмке зачитала.)) А потом объясняла, что же на самом деле описал великий поэт России.)
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 17:14 (ссылка)

Ответ на комментарий Злой_Волчара

Это использовалось для разных целей - показать атмосферу, попробовать дать представление о характере героя и его образе жизни, к чему он более склонен и т.п. Я раньше пробегала глазами или пролистывала. А тут встретила в "Чёрном принце" у Мердок подробнейшие описания помещений, на пару страниц о каждом. Прочитала всё. Да, оно даёт представление: комната с закрытыми шторами, тёмная - человек нелюдимый, больше в себе; на окошках белые шторки с рюшечками, всё открыто - человек компанейский, но легкомысленный. Такие вот штампы. К слову, совсем необязательные. Ибо, каков герой, и так ясно становится из текста. Ладно бы ещё в детективах, когда статуэткой кого-нибудь по башке, тут да, имеет смысл обозначить, где она стояла, и кто находился к ней ближе))).

Я вообще не помню каких-либо затруднений со стихами. как и с незнакомыми словами. У нас в учебнике словарик был в конце. Можно было посмотреть. Кстати, ща заглянула, в новых тоже есть.

Не, с кушачком всё понятно. Кушак, но маленький))). Типа широкого пояса из тканного материала.)) Наверное))).
Ответить С цитатой В цитатник
Злой_Волчара   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 17:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы

Дочь_матери_Лелевы, ну вот я тоже все это дело пролистывал :))). Вообще, в этом плане никаких неудобств нет. Не нравится - взял и пропустил глазами. А вот о таком глубинном значении интерьера я никогда не думал. Что он может отражать характер героя, я всегда относился к описанию как к некому "костылю", типа книга не кино, не может создать картинку, вот и обходится такими вот описаниями :)).

Словарики, блин, я не помню пользовался ими или нет. :))

Я что такое кушак тоже не знаю, ну, не знал :)).
Ответить С цитатой В цитатник
DarkGold   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 18:01 (ссылка)
Все, мои дети попали - в субботу будут рисовать картинки по тому же тексту. Старшей 21, но я подозреваю, что ей это не сильно поможет. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Escape_Sweet   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 18:20 (ссылка)
:)) повеселила! Спасибо)
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 22:18 (ссылка)

Ответ на комментарий DarkGold

))))
Если честно, то никогда не задумывалась, как эти тексты могут восприниматься детьми. А тут такое!)))
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Пятница, 24 Января 2014 г. 22:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Escape_Sweet

Ну вот так - практически анекдот из жизни))
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 00:55 (ссылка)
На самом деле всё весьма печально - затвердив за на-дцать десятилетий мантру о необходимости воспитания детей на лучших образцах классической литературы, наши "образователи" совершенно не задумываются над тем, что они убивают самый смысл чтения - понимание, сопереживание.А где вы это увидели?Ссылочку бы... Думаю несколько преувеличил автор, но суть уловил очень точно.Беда в том, что даже узнав в словаре значения слов кибитка и кушак не сможет современный ребёнок адекватно сложить в уме и душе представление, эмоциональную картину, нарисованную Пушкиным, да и не для детей это писано.К слову - очень многое из того, что проходят, а подчас и заучивают в школе. совсем не детские тексты, иногда просто фрагменты, и в результате мы получаем некие заученные заклинания.Грустно.
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 14:11 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

Абсолютно согласна. И стихи не детские, и невозможно полностью прочувствовать эту поэзию. Никак не в восемь лет. Им бы сейчас то, что они дома читают. Чтобы интересно было.

Увидела вот тут: http://haruka-haruka.diary.ru/p194955130.htm. Там сначала ещё заметка на эту же тему из "Московских новостей".
Ответить С цитатой В цитатник
Dhumas   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 14:50 (ссылка)
неужели все так плохо?
у меня с архаизмами никогда проблем не было, все понятно.
другой вопрос,что в программу пихают литературу, которую писали взрослые дяденьки для других взрослых дяденек в прояснения своих взглядов на суть жизни, а ее предлагают неразумным школярам.причем предлагают отвратительно. помню, каждая глава в учебнике начиналась с "великий поэт и художник русской жизни" и распинаний про "новаторство и смелость", а я в упор не понимала, в чем оно, это новаторство. и полноценно осмыслила только курсу ко второму филфака
Ответить С цитатой В цитатник
Dhumas   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 14:52 (ссылка)
>Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:

Бразды пушистые взрывая Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке.

по реакции, это уже не первоклашки, а детсадовцы какие-то...
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 14:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Dhumas

Вы абсолютно правы. Если это и изучать, то никак не в младших классах. До них не доходит. Стих и стих. Красиво написан? Да, и что с того? Моему это пока вообще по барабану. Ему нужно интересно и смешно.
Мы русские народные сказки читали. И нам читали. Поэтому много устаревших слов мы знали до школы. А современным детям это абсолютно неинтересно. Мой меня быстро заворачивал с такими инициативами).
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 14:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Dhumas

Не, у нас второклассники многие из такого уровня так и не выросли. Я абсолютно не удивляюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
Dhumas   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы

сказки- это хорошо, но только до опредлеенного, не очень большого, возраста) я после четырех от них уже нос воротила
в принципе, взрослая литература неплоха, при условии, если ребенок имеет представление о том, как вообще с литературой обстояло дело в то время. все вопли о "прогрессивности" Грибоедова или Лермонтова вотще - без представления об общественной жизни, политической ситуации, состоянии литературы на тот момент.

помню шок в глазах детей, узнавших о литературе 18 века. оды, оды, пара народных комедий, эпистолы и кой-чего из переводов не первого сорта, никакой прозы. и все. иначе писать не умели.
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Dhumas

Да. Согласна.
Ответить С цитатой В цитатник
Damon_Starlight   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:22 (ссылка)
Vospriyatie, tozhe, evolyutzioniruet so vremenem pod vozdeystviem izmeneniy v okruzhayuschey sotzial'noy srede, chto obuslavlivaet izmeneniya yazyka, chto logichno i estestvenno. Vitievatos', izobilie arxaizmov v rechi pisateley v sovremennom vospriyatii delayut etu rech' funktzianal'no nelepoy, neumestnoy v bol'shinstve sluchaev. Izbytochnaya detalizatziya v opysaniyax "po stzene" zastavlyaet massu sovremennyx chitateley, osobenno molodyx, eti mesta prosto prolistyvat'. Da i sami eti mesta avtorami pisalis' ne redko imenno dlya gonorara - oplata-to kollichestvo znakov i za ob'em texta, v konechnom itoge :)))

Dame=)
Ответить С цитатой В цитатник
Damon_Starlight   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Злой_Волчара

Po etoy chasti takie avtory kak Stephen King, Clive Barker - vysochayshe mastera :)))

Dame=)
Ответить С цитатой В цитатник
Дочь_матери_Лелевы   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Damon_Starlight

Не, тогда это было одним из приемов. Не для гонорара. Да и книги больше портят не описания, а то, что авторы искусственно "размазывают" сюжет на сотню - две лишних страниц. Сразу же и динамика страдает, и сам сюжет уплывает, появляется много воды. Дико такое раздражает.
Ну а в остальном соглашусь.)
Ответить С цитатой В цитатник
Damon_Starlight   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы

Pravil'no, nuzhno zhe ob'em texta sosdat' dlya gonorara, vot i razmazyvayut vse, chto mozhno i nel'zya, prichem, razmyzavayut vse, a vot "sozdat" poluchaetsya tol'ko u edinitz iz pishuschey bratii :)))

Dame=)
Ответить С цитатой В цитатник
Damon_Starlight   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы

Da, tut uzh v pervoy strochke "brazdy" - slovo neodnoznachnoe v svoix znacheniyax. Dlya rebenka 7-8 let - stupor v ponimanii momental'nyi :)))) Tak chego ot rebenka xotet' ? :))) Da i slovosochetanie "troyka udalaya" v etoy zhe stroke u menya tozhe vorosy vyzyvaet - tak mozhno skazat', konechno, v prostorech'i, no vot napisat' :)))

Dame=)
Ответить С цитатой В цитатник
Dhumas   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 15:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Damon_Starlight

у меня ничего из этого стиха в 7 ступор не вызвало. у большинства одноклассников - тоже
Ответить С цитатой В цитатник
Damon_Starlight   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 16:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Dhumas

Vy luchshe skazhite-ka, Vam s spervogo raza v um pridet sochetanie "letit moya Toyota udalaya?" I vse-taki "brazdy"- zdes' yavno Pushkin ne na detskiy um raschityval :)))

Dame=)
Ответить С цитатой В цитатник
Эленим   обратиться по имени Суббота, 25 Января 2014 г. 16:09 (ссылка)
Да сама помню сколько непонятных слов в произведениях классиков. С детьми заниматься надо. Но не у всех родителей есть такая возможность. 1 ребенок из 10 полезет в интернет или словарь,чтобы найти обозначение непонятного слова
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Воскресенье, 26 Января 2014 г. 00:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы

Дневник по ссылке закрытый.Но я попоробовал найти первоисточник (не нашёл), зато увидел две картинки, точно нарисованные детьми (та, что в сообщении вызывает большие сомнения, почему я ссылку и попросил) - x_e471158a


0001_1~1
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку