Carle van Loo (1705 - Nice - 1765 - Paris)
ВАНЛОО Шарль-Андре, прозванный Карлом Van Loo, Charles-Andre, dit Carle (1705, Ницца - 1765, Париж)
Французский художник Второй сын Луи
Ванлоо (ок. 1656, Амстердам - 1712,
Ницца), Карл Ванлоо вслед за своим
братом, ЖаномБатистом, приехал в
Турин в 1712, а затем отправился в
Рим, где учился у Бенедетто Дуги.
По возвращении в Париж в 1719 он
исполнил свои первые религиозные
композиции (<Принесение во храм>,
1725, Лион, ц. Сен-Жан) и в 1724
получил римскую премию. В 1727, од-
новременно с Буше, он прибыл во
Французскую Академию в Риме, где
пробыл до 1732 (<Апофеоз св. Исидо
ра>, 1729, Рим, ц. Сант-Исидоро;
эскиз - Гамбург, Кунстхалле; <Эней
и Анхис>, 1729, Париж, Лувр). В
1732-1734 в Турине он работает для
короля Сардинии (II композиций на
тему <Освобожденного Иерусалима>,
1733, Турин, Палаццо Реале; <Отдых
Дианы>, 1733, плафон во дворце Сту-
пиниджи; эскиз - Санкт-Петербур,
Гос. Эрмитаж) и для церквей (<Тй-
ная вечеря> и <Умножение хлебов>,
1733, Турин, ц. Санта-Кроче; эскиз
- Аррас, музей). По возвращении в
Париж в 1734, он становится акаде-
миком в 1735 (<Аполлон и Марсий>,
Париж, Школа изящных искусств) и
делает блестящую официальную карь-
еру; профессор Академии (1752), ее
ректор (1754), он был назначен пер-
вым художником короля (1762) и ди-
ректором Академии (с 1763 и до са-
мой смерти). В 1749 он стал воспи-
тателем в Художественной школе в
Париже; среди его учеников здесь
были Фрагонар и Брене. Наряду с
Труа и Натуаром, Ванлоо, которого
Гримм называл <первым живописцем
Европы> был одним из главных предс-
тавителей <большого стиля>. Он ра-
ботал как по заказам короля (<Оот
на медведей>, <Охота на страусов>,
1736, Амьен, музей Пи-кардии; <От-
дых на охоте>, 1737, Париж, Лувр;
три <Аллегории искусств>, 1745, Па-
риж, Нац. библиотека, Кабинет меда
лей) и мануфактуры Гобеленов (<Те-
зей>, 1746, Ницца, Музей изящны
искусств; вариант - Безансон, Музе
изящных искусств), так и для част
ных заказчиков (<Меркурий>, <Юпитер
и Юнона>, <Марс и Венера>, <ТуалетВенеры>, <Кастор и Поллукс>, 1737,
Париж, отель Субиз, Нац. архив) и
особенно для церквей (четыре карти-
ны из жизни Марии, 1746-1751, Па-
риж, ц. Сен-Сюльпис; шесть картин
из жизни св. Августина и <Обет Лю-
довика XIII>, 1748-1753, Париж, ц.
Нотр-дам-деВиктуар; <Рождество>,
1751, Брест, Музей изящных ис-
кусств; эскизы - Амьен, музей Пи-
карди; <Св. Карл Борромей>, Париж,
ц. Сен-Мерри; <Распятие>, 1755, Бе-
зансон, собор). Он исполнил много
жанровых сцен и был одним из первых
художников,использовавших фантас
тические костюмы, турецкие и ис-
панские (<Паша>, 1737, Лондон, соб-
рание Уоллес; <Султанша, пьющая ко-
фе> и <Султанша за вышиванием>,
1755, Париж, Музей декоративного
искусства, и Санкт-Петербург, Гос.
Эрмитаж; <Испанский концерт> и <Ис-
панское чтение>, 1761, Санкт-Петер-
бург, Гос. Эрмитаж). Любимый своими
учениками (Дуайеном, Лепи-сье, Лаг-
рене Старшим) и соперник Буше, ко-
торый будет назван первым живопис-
цем только после его смерти, Ванлоо
является один из самых талантливых
исторических живописцев XVIII в. И
хотя он стал жертвой давидовской
реакции и с ним соперничали еще при
жизни (в 1763 Вьен выставил свою
картину <Продавщица амуров> ), он
тем не менее был искусным художни-
ком, мастером декоративных компози-
ций, которые стали гордостью фран-
цузского рококо. Выставка, посвя-
щенная его творчеству, пршла в
1977 (Ницца, Клермон-Ферран, Нан-
си). Его сын и ученик Жюль Сезар
Дени Ванлоо (1743, Париж - 1821,
там же) был пенсионером Французской
Академии в Риме в 1767 и стал ака-
демиком в 1784. В 1791-1794 он жил
в Турине, где и сегодня хранятся
многие его пейзажи (гал. Сабауда).
Его зимние виды, сравниваемые с ра-
ботами его современника Тоне, отме-
чены стремлением к большому реализ-
му и влиянием голландских мастеров
XVII в. (<Пьемонтский пейзаж под
снегом>, 1801, Фонтен-бло, музей
дворца; <Эффект снега в Альпах>,
1804, Париж, Лувр; <Снежный пей-
заж>, 1810, Отен, музей). которы
небольшие пейзажи (Тулуза, Музей
изящных искусств) по своей чувстви
тельности делают художника, подобно
Валансьенну, предшественником Коро.
1. LOO Carle van The Grand Turk Giving A Concert To His Mistress

2. LOO Carle van Halt During The Hunt.

3. LOO Carle van Aeneas Carrying Anchises.
