Орнамент эпохи Средневековья |
До X в. в Европе длился период так называемых "темных веков". Начало ему положило падение западной части Римской империи. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. Варвары не видели в изображениях людей и богов никакой ценности, с легкостью уничтожая их. Веря в магические свойства металлов, они переливали бронзовые скульптуры в слитки, помещая их в клады. Читать далее
Метки: орнамент эпохи средневековья |
Романский орнамент |
В той популярности, какую имело кельтское искусство в раннесредневековый период в западной христианской культуре, нет ничего удивительного. Это был мир серых каменных стен, за которыми проходила жизнь горожан, обитателей замков, монастырей, аббатств и проч. Яркие краски были далеки от постоянного быта дворян и горожан, в котором долгое время не было места комфорту и роскоши жилищ, изобилию изящных предметов, красивых тканей для одежд. Все это привозилось из далеких восточных стран, стоило баснословно дорого и порицалось церковью. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Готический орнамент |
Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Орнамент эпохи Возрождения |
Эпоху Средневековья в Европе сменяет так называемое Новое время с совершенно иным типом светской культуры. Главными ее признаками являются полная десакрализация и материалистичность, уход от решения духовных проблем в истинном смысле этого понятия, поскольку сферы церковной и светской культуры теперь резко расходятся. В само понятие духовности начинает вкладываться иной смысл. Понятие духовности подменяется понятием душевных переживаний, чувств, эмоций, что далеко не одно и то же. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Орнамент эпохи Барокко |
Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - "жемчужина неправильной формы"; в значении "причудливый", "странный", "изменчивый" это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты барокко - парадность, торжественность, динамичность. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Орнамент эпохи Рококо |
В царствование Людовика XV Франция стала родиной еще одного стиля, получившего название Рококо. Этому стилю суждено было сыграть значительную роль в истории художественной культуры не только XVIII, но и XIX столетия, неоднократно обращавшегося к его художественному языку. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Этрусский орнамент |
Страна Этрусков находилась на берегу Тирренского моря, простираясь на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этрурии в конце VII в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца VI в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Русский орнамент по рисункам И.В. Баркова |
Мотивы орнаментов, применявшихся в России от XI до XVII века, по рисункам Ивана Васильевича Баркова - ученого, рисовальщика и преподавателя рисования в Императорском Строгановском центральном училище технического рисования. Читать далее
Метки: русский орнамент по рисункам и.в. баркова |
Помпейский орнамент |
Уникальное помпейское искусство было открыто и изучено по фрескам, обнаруженным в раскопанных археологами домах в Помпеях и в других городах Кампании (II-I вв. до н.э.). Помпейские росписи уцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана Везувий (79 г. н.э.) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе с домами и виллами. Но в некоторых, чудом сохранившихся, домах сохранились прекрасная мозаика пола с геометрическим и растительным узором, который позволяет нам судить об орнаментике этого города. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Орнамент эпохи Неоклассицизма |
Во второй половине XVIII в. Франция по-прежнему сохраняла ведущую роль в культурной жизни Европы, несмотря на все невзгоды и бури, обрушивающиеся на государство. Крах королевского абсолютизма и казнь монаршей четы; кровавый Конвент; правительство Директории, сменившиеся Консульством и диктатурой Наполеона...
Рассматриваемый период демонстрирует, казалось бы, совершенно парадоксальную ситуацию: принципы материально-художественной культуры, возникшей при дворе Людовика XVI (а точнее сказать - Марии-Антуанетты), не теряли своего значения вплоть до второй четверти Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор архитектура неоклассицизм |
Имперский орнамент (ампир) |
Возникновение стиля Ампир (империи) неразрывно связано с личностью Наполеона Бонапарта, узурпировавшего власть во Франции в первые годы XIX века. Наполеон пришел к власти практически бескровно, путем политических преобразований. Соответственно этому и художественный стиль классицизм так же "бескровно" и бесконфликтно, как бы естественно и незаметно сменил ориентиры сообразно вкусам нового владыки французского трона, взявшего в руки и политическое, и общественное устройство. Материально-художественная культура также обратилась к римской античности, присовокупив к ней черты египетского стиля, с которым французы познакомились во время военных действий в Северной Африке. Читать далее
См. также тему Орнамент Ампира в иллюстрациях из книги "Das Empire-ornament"
Метки: орнамент стиль узор мотив декор архитектура ампир |
Орнаменты Ампира в иллюстрациях |
Иллюстрации из книги "Das Empire-ornament", которая вышла в свет в Лейпциге в 1924 году. Рисунки выполнены Александром Спельцем. На 34 страницах книги расположены детально прорисованные мебель, предметы интерьера, архитектурные элементы и орнаменты, подсвечники, люстры, зеркала, керамика, вазы, веера и многое другое, выполненное в стиле Ампир.
Иллюстрации в комментариях, можно скачать одним файлом здесь или здесь.
Метки: орнамент стиль узор мотив декор архитектура |
Эскизы ювелирных изделий. Стиль Модерн |
Иллюстрации с эскизами дизайна ювелирных украшений из каталога "Bijoux modernes" вышедшего в Париже в 1901 - 1902 году. Эскизы сделаны Рене Буклером.
8 иллюстраций в комментариях
Метки: орнамент стиль узор мотив декор модерн |
Орнамент стиля бидермайер |
Бидермейер (Бидермайер) (нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Л. Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер». Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор бидермайер |
Готика. Коллекция иллюстраций |
Иллюстрации из раздела "Готика" с пояснениями из книги Александра Спельца "Орнаменты стиля", вышедшей в свет в 1906 году.
56 иллюстраций в комментариях
См. также тему Готический орнамент
Метки: орнамент стиль узор мотив декор готика |
Орнамент 'колониального' стиля в США |
Провинциальное искусство английских колоний в Америке в XVIII-XIX вв. представляет собой не оригинальный художественный стиль, а смешение разных стилей. Это и упрощенные формы английской готики, голландского барокко, "викторианского" и "староанглийского" стилей. Это эклектическое искусство складывалось на основе завезенных в Америку первыми колонистами предметов обстановки, а также в связи с привычными представлениями, ностальгией по уюту традиционного английского дома. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Кельтская декоративная каллиграфия |
Древние монахи-писцы, из-под пера которых выходили ранние манускрипты, обладали выдающимся талантом. Хотя цветовая гамма их работ была достаточно ограниченной, а краски они готовили сами из местного сырья, сложные узоры из спиралей, плетенок, растений и животных, окруженные характерными для кельтского стиля рядами красных точек, превращали каждую страницу в произведение искусства. Читать далее
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьбы по дереву и кости |
Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьбы по дереву и кости.
12 иллюстраций в комментариях
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Искусство первой буквы. Часть 1 |
Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Искусство первой буквы. Часть 2 |
Находившееся в пределах Великого Новгорода Юрьевское Евангелие (о его возникновении рассказывалось в предыдущей статье) имело огромное влияние на местную школу украшения рукописей. Более того, эта книга вправе быть названа предвестницей нового стиля: именно в новгородских книгописных мастерских XII столетия в рисунке буквиц появились первые звери и птицы, опутанные лентами и ремнями.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Камбоджийский орнамент |
В раннем камбоджийском искусстве заметно сильное влияние индийской культуры, в дальнейшем такое сходство почти исчезает, и искусство Камбоджи расцветает в своей соственной, глубоко национальной манере.
Важнейшей областью применения орнаментики являлась архитектура. На каменную архитектуру несомненно влияла деревянная, в которой кхмеры были великими мастерами. При развитии каменного зодчества это отразилось в стремлении к почти сплошной скульптурной обработке наружных стен — сначала в штукатурке и впоследствии в камне. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Искусство первой буквы. Часть 3. Готика и Ренессанс |
В середине XV века майнцский горожанин Иоганн Гутенберг изобрёл оригинальный способ изготовления металлических литер. И с их помощью стал набирать и печатать книги. Для человеческой цивилизации это событие имело грандиозные последствия. Едва ли сам изобретатель догадывался об истинных масштабах своего изобретения, однако потомки оказались единодушны в оценках. «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографий; все другие были их следствием», — полагал Николай Михайлович Карамзин. «Изобретение книгопечатания — событие, открывшее вторую часть мировой истории и истории искусства, совершенно отличную от первой», — писал Иоганн Вольфганг Гёте. Читать далее
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Исламский орнамент. Элементы декора. Иллюстрации |
Исламский орнамент. Элементы декора.
20 иллюстраций в комментариях.
Метки: исламский орнамент. элементы декора. иллюстрации |
Дагестанский орнамент |
Многообразие культурных и художественных традиций Дагестана связано с этнической дробностью, в свою очередь порожденной сложностью природно-рельефных условий, а также непростой историей края. Прикаспийская низменность издавна привлекала и путешественников, и завоевателей, и кочевые народы как самый удобный путь, связывающий Восточную Европу с Передней Азией. Это были скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары и др. Часть их оседала на территории Дагестана, смешивалась с местными племенами, привнося в их культуру свои обычаи и художественные традиции. Читать далее
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Искусство первой буквы. Часть 4. Барокко и рококо |
Шрифт — один из самых красноречивых способов выражения стиля каждой эпохи.
(Питер Беренс)
Стремясь к ясности и совершенству, искусство Возрождения было исполнено покоя и силы. Но «как растение не может цвести вечно, а неизбежно подлежит увяданию, так и Ренессанс не мог всегда оставаться верным себе. Он вянет, теряет свои формы, и это его состояние мы называем барокко», — писал известный историк искусства Генрих Вёльфлин.
Гений каллиграфии
Начиная со второй половины XVI века лаконичный сюжет и цельная композиция инициала стали усложняться, их дополняли новыми подробностями. Появилось множество второстепенных персонажей, часто не буквально, а лишь аллегорически связанных с основным изображением. Сатиры, нимфы, путти, рога изобилия, вазоны с цветами, гирлянды — обычный декоративный антураж тех лет загромоздил пространство позади буквы. Материя подавляла своим обилием и массой, ей стало тесно на сравнительно малой площади инициала. Уступив давлению изнутри, инициал увеличился в размере.Читать далее
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента |
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Метки: орнамент стиль узор мотив декор роспись |
Оттоновская декоративная каллиграфия |
Манускрипты, написанные в Оттоновский период, X - начало XI века выглядели роскошно благодаря обильному использованию позолоты и окрашенного пергамента. Простое цветовое решение, включавшее лилово-синий, светло-зеленый цвета и красные контуры, подчеркивало этот эффект.
Оттоны правили в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему в этот период быстро развивалось и процветало искусство украшения рукописей.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Интерьер в эпоху Ампира и Регентства. Иллюстрации |
Метки: орнамент стиль узор мотив декор интерьер |
Романская декоративная каллиграфия |
В романском стиле декоративной каллиграфии прослеживается множество разных влияний. Элементы более ранних стилей, в частности кельтские плетенки, иконографические фигуры из Византии и буквицы с псевдоисторическими сценами (чаще всего, битвами между человеком и животным), свидетельствуют о тяге к разнообразию, свойственной романским манускриптам.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Декор интерьера XVIII-XIX вв. Иллюстрации |
Большая подборка иллюстраций орнаментов и декоративных элементов в интерьере XVIII-XIX вв.
Метки: орнамент стиль узор мотив декор интерьер |
Орнаментальное: Из травяного бестиария эпохи Тюдор |
Метки: орнамент стиль узор мотив декор флоральный орнамент |
Industrial monograms - Подборка иллюстраций |
Иллюстрации из альбома MARTIN GERLACH "Das Gewerbe Monogramm" (1881г.).
Альбом содержит более 100 листов старинных монограмм, гербов, вензелей, геральдических атрибутов. Скачать альбом полностью можно здесь. Под катом часть иллюстраций.
Метки: орнамент экслибрис вензель монограмма |
Готическая декоративная каллиграфия |
Впервые термин "готика" использовал итальянский художник и критик Джорджо Вазари (1511-157), описывая "варварский" стиль западного искусства, существовавший после античности до Ренессанса.
В наше время этот термин обозначает период в искусстве, начавшийся в конце XII в. и закончившийся в разных местностях в разное время, в зависимости от того, как быстро там были восприняты идеалы Ренессанса, ориентировочно между XIV и концом XVI в.
В ранних готических манускриптах заметно влияние предыдущих стилей, однако изображения листьев, вьющихся стеблей и животных более изысканны. Характерная для готики тяга к гротескам породила странных существ, ни людей, ни животных, которых можно видеть на полях манускриптов.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Старинные русские, славянские буквы и заставки |
Иллюстрации из книги К.Д. Далматова "Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ" (1895 г.)
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Книга сокровищ герцогини Анны Баварской |
Иллюстрации из книги "Kleinodienbuch der Herzogin Anna von Bayern" (München, 1552 - 1555), которая представляет из себя своего рода опись драгоценностей, принадлежавших герцогу Альбрехту V (1528-1579) и его супруге Анне Баварской (1528-1590). В книге тщательно прорисовано более 70 украшений, особого внимания заслуживает оформление рисунков - картуши, вензеля, арабески, мифологические фигуры.
Метки: орнамент стиль узор мотив декор вензель картуш |
Gothic Illuminated Sketchbook |
Иллюстрации из альбома Stephan Schreiber's 'Gothic Illuminated Sketchbook' (1494г.) Альбом представляет из себя пергаментную рукопись, включающую наброски орнаментов, узоров, рисунков периода поздней готики, в т.ч. с использованием иллюминирования. Также содержит частично раскрашенные эскизы рисунков и инициалов, стилизованных цветочными декоративными мотивами, фантастическими животными и др.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Искусство иллюминирования манускриптов. Иллюстрации |
Иллюстрации из книги William Robert Tymms и Matthew Dibby 'The art of illuminating as practised in Europe from the earliest times' (1866).
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Африканский орнамент. Иллюстрации |
Африканский орнамент. Подборка иллюстраций из книги Marty Noble 'African designs coloring book'.
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Орнаменты. Иллюстрации из книги Philipp Luidi и Helmut Huber |
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Декоративная каллиграфия Ренессанса |
Ренессанс: "белая лоза"
Термином "Ренессанс" называют 200-летний период с середины XIV до середины XVI в. Его ввели в обиход итальянские ученые-гуманисты, в частности Франческо Петрарка (1304-1374), Поджо Браккиолини (1380-1459) и Никколо Никколи (1364-1437), работавшие во Флоренции и Риме.
Ренессанс означал возрождение классического искусства, разительно отличавшегося от искусства предшествовавшего ему готического периода. В этот период происходит реформирование оформления книг, а также шрифтов.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Буквицы Antonio Schiratti |
Иллюстрации из старинной книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.)
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Фантастический орнамент в рисунках и гравюрах. Иллюстрации |
Фантастический орнамент в рисунках и гравюрах. Иллюстрации из книги "Fantastic Ornaments".
Метки: орнамент стиль узор мотив декор фантастический орнамент |
'Гротескный алфавит в мифологических пейзажах' от Giacomo Paolini |
'Гротескный алфавит в мифологических пейзажах' Джакомо Паолини (Giacomo Paolini), XVI в. Подборка иллюстраций
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Мотивы русской дореволюционной архитектуры |
Метки: орнамент стиль узор мотив декор архитектура |
Орнамент Модерна. Иллюстрации из книги Henri Gillet |
Подборка иллюстраций орнаментов Модерна из книги Henri Gillet 'Vignettes Decoratives dans le Gout du jour', 1922 г.
Метки: орнаменты модерн авторский орнамент |
Индийский орнамент. Иллюстрации |
Индийский орнамент. Подборка иллюстраций
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Мексиканская роспись |
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Алфавиты и инициалы Средневековья |
Иллюстрации из книги 'Medieval Alphabets and Initials for Illuminators' by F. G. Delamotte. Лондон. 1886г.
Метки: орнаменты каллиграфия.алфавит |
Белорусский орнамент |
Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы, что, несомненно, носило прогрессивный характер.
Основными видами прикладного искусства были резьба по дереву и кости, керамика, ткачество и обработка металлов.
Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль - так называемую "белорусскую резьбу" - пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |
Орнаменты Древней Америки. Часть 1. Северная Америка |
Северная Америка
Орнаменты индейцев Аляски
Метки: орнамент стиль узор мотив декор |