-Рубрики


Не делайтесь рабами человеков. Из книги ПЛАЧ ТРЕТЬЕЙ ПТИЦЫ

Суббота, 17 Ноября 2012 г. 14:13 + в цитатник
 
 
Из книги монахини N "Плач третьей птицы"
 
 
Книга монахини N рассказывает о разнообразных проблемах монашества в XXI веке: откуда берутся насельники, как решается вопрос экономического выживания обители, какие трудности нравственного, психологического и житейского характера приходится преодолевать начинающему послушнику (послушнице).
 
Тон повествования не имеет ничего общего с благочестивой елейностью; автор не боится говорить о плевелах, которых немало в церковном быту, в том числе и в монастырях. Однако главное в книге – любовь к монашеству, во все времена живому, освященному великой целью: следовать за Христом.

 

 

Но здесь от страха гнутся спины

Или кнуту не прекословь!

Где мощный мускул дисциплины,

Там изгоняется любовь.

Ф. Искандер.

 

Святитель Феофан Затворник советовал избравшей монашество основательно подготовиться в миру, в своей семье: слушаться маму как игумению, родственников по крови как будущих сестер в монастыре; но то был XIX век, когда дети непременно изучали Закон Божий, когда, несмотря на издержки церковного законничества и официоза, православный уклад охватывал все сферы бытия, впитывался в плоть и кровь с первых проблесков сознания и прочно укоренялся; в крайних ситуациях нравственный выбор надежно определяли простые навыки правильного поведения вкупе с голосом совести: именно люди, родившиеся до революции, смогли вопреки объективным обстоятельствам выстоять и победить в Отечественную войну.
 

А сейчас растет уже четвертое поколение, вскормленное вне Церкви; сама вера приобретает у постсоветских людей искаженный, безрадостный, устрашающий смысл, как альтернатива упраздненной идеологии, только вместо маркса‑ленина Бог, властитель и каратель, блюститель порядка с плеткой, авторитет, безжалостный тиран, источник запретов и наказаний: «ропщешь, потому и болеешь»; «только попробуй уйти из монастыря – умрешь без покаяния»; «выступаешь? за близких не боишься?».
 

Христианство вместо неисчерпаемого источника живой воды становится сводом правил, инструментом подавления, а человек по отношению к такому Богу всегда занимает позицию раба или бунтовщика; стоит ли удивляться, что в стране, пережившей социализм, любому общежитию угрожает сползание к зоне; всемогущий идол, называемый Богом, используется для принуждения, для воплощения принципа «я начальник – ты дурак».
 

Лагерный дух формируется из страха перед насилием; многие, если не большинство, особенно в наше время, готовы отказаться от чего угодно, даже от самих себя, только бы избежать боли. Опасение скандала, оскорбления, публичности, грубости: «ты чё, совсем, блин?!» заставляет неспособного к равнозначной реакции цепенеть и неосознанно добиваться покровительства лидера, формального или неформального, вплоть до участия в его наездах на других.
 

Обретая таким образом защищенность и безопасность, становишься полноправным членом замкнутой системы, в данном случае называемой монастырем. Формируется чуждый Православию сектантский дух, разделяющий своих и чужих. С привлечением из преданий старины глубокой громких имен и чудесных явлений внушается сознание эксклюзивной спасительности отдельно взятой обители, на фоне, конечно, непригодности всех остальных и абсолютной гибельности окружающего мира.
 

Настоятельница обводит яркой помадой нос виновницы, чтобы предать позору за разбитый носик чайника; за грубое слово заклеивает скотчем рот; вешает на грудь доску с надписью я ропотница; игуменская власть практически безгранична: ни тебе контроля, ни отчета, ни профсоюза, ни вышестоящей организации; соблазн господствовать над наследием Божиим велик, а человек слаб, потому и надувает щеки, став начальником, наказывает, угрожает изгнанием, изощренно смиряет, т.е. подвергает унижению, которое никогда никого не исправляет, а, напротив, порождает скрытую злобу, лукавство и прочие неблаговидные свойства извивающегося под прессом червя.
 

Грех находит прощение у Бога, но злоба и ненависть отдаляют от Него человека, и горе тому, кто внушил их другому. Пьянящее чувство безграничной власти изобретательно и затейливо: можно, например, построить братию и заставить хором повторять я – ничтожество, можно наказать трехчасовым стоянием на коленях, можно распорядиться о падении ниц всякий раз при встрече со своей особой, можно предписать Великим Постом при полном воздержании от пищи очистительные клизмы, в целях истончения плоти, а заодно и удушения всякой способности к сопротивлению.
 

В большой моде подкрепляемое именами афонских старцев требование слепого послушания, грозящее обернуться послушанием слепого, ибо учащие тому, оперируя громкими именами и цитатами, на практике послушания не проходили никакого, хотя бы потому что негде было его проходить. Священник небрежно обрывает монолог о мучительных сомнениях: о чем тебе думать? за вас думают вожди братства!
 

Находит применение метод промывания мозгов, как в фильме «Пролетая над гнездом кукушки»: публично, с шутками‑прибаутками начальствующего при дружном хохоте присутствующих, вскрываются и анализируются грехи избранной жертвы, узнанные на откровении помыслов; цель та же, что и в фильме: на корню пресечь всё живое, нестандартное, своеобразное, препятствующее руководству вольготно, без помех манипулировать театром марионеток, в котором все услужливо исполняют распределенные роли.
 

Духовник женского монастыря, объединяясь в данном случае с настоятельницей, порицает сестер: мы вас заставляем читать святых отцов, мы требуем послушания; как неуместно для семьи Христовой противопоставление: мы – вас, расставляющее «вождей» и безличное стадо по разные стороны баррикады.
 

Один игумен (и один ли он?), выполняя исключительно руководящие функции, хвалится: я закончил сев… я провел отопление… я расписываю храм… а провинившемуся послушнику чванливо объявляет: ты мне не нужен! Ничуть не лучше употребление где надо и не надо местоимения мы, означающего то же самое я в стиле императорских указов; эта манера отражена в романе Олеси Николаевой «Мене, текел, фарес»: мы встречали владыку… наш наместничий долг… мы болеем, у нас насморк.
 

Одна игумения со вкусом произносит: мои собственные сестры, а инокине, намекнувшей на крепостные порядки в монастыре, с обезоруживающим цинизмом ссылается на ответ в аналогичном случае преподобного Амвросия Оптинского: твое положение хуже – крепостные роптали, а вам нельзя.
 

Другая в знойный полдень, когда сестры после двадцатиминутного обеда возвращаются в поле окучивать картошку, не стесняется шествовать мимо них с книжкой к озеру, в сопровождении келейницы, понуро волочащей шезлонг и зонтик.
 

Третья в целях сугубого устрашения вызывает провинившихся на ковер после полуночи, вырывая из первого сна, как следователь НКВД; утром матушка, разумеется, отдыхает часов до десяти, в отличие от жертв, поднимаемых в пять, по уставу. Четвертая, выслушав неприятные для нее помыслы, направляет к знакомому психиатру, а та пугает курсом лечения известно где.
 

Пятая невозмутимо пресекает всякие жалобы на нездоровье: тяжело? терпи, умрешь на послушании – сразу в рай попадешь! Иногда тем и кончается: послушницу, страдающую тяжелой хронической болезнью, подлечиться не отпускали, а когда, наконец, благословили, оказалось поздно, и девушка скончалась, правда успели постричь, в больнице. Игумения, вопреки ожиданиям сестер, ни виноватости своей, ни раскаяния не обнаружила, напротив, возвращаясь с кладбища широко перекрестилась и удовлетворенно молвила: «слава Богу, еще одну проводила!».
 

Юный Паисий Величковский, когда новый игумен позволил себе ударить его по лицу, немедленно покинул обитель в Любече, хотя для этого и пришлось по льду перейти Днепр. А нынче бывает, вдруг ни с того ни с сего наместник на исповеди приступит к столь же юному, как святой Паисий, послушнику с требованием раскаяться в пакостнейших грехах, уверенно аргументируя разгул собственных гадких фантазий: вижу по глазам! тут уж психика надламывается и конфликт завершается дурдомом, к сожалению, для послушника; восторженные идеалы – преподобный Сергий, старцы, любовь – не выдерживают столкновения с извращенной жестокостью реальных отцов.
 

Издевательство и тиранство возможны, разумеется, при общности воззрений начальствующих и подчиненных; на стенах собственных келий некоторые смиренники развешивают большие черные плакаты: «ты ничто, никто и звать тебя никак!». Последствия заниженной самооценки, глубоко и всесторонне исследованные Достоевским, бывают ужасны: с одной стороны, позиция «какой спрос с ничтожества» означает отказ от принципов, стойкости, от всякой ответственности, в сущности, от христианства; с другой – неизбежно следует реванш гордыни, обостряется подозрительность, ожесточение: ведь всякий норовит обидеть слабого, если не отгрызаться; «я‑то один, а они‑то все!».
 

Вступивший в монастырь склонен доверять чужому опыту – послушание же! – считая все смиряния вплоть до прямых издевательств допустимыми и даже необходимыми: память подсовывает темничников в «Лествице» и несчастного Сервия в «Сказаниях Нила Мироточивого»; сомнения от контраста с духом Христа и Евангелия изгоняются услужливой мыслью об особом статусе монашества в среде христианства. Идеальное послушание часто маскирует нравственную неразборчивость, стремление к карьере, ради которой приближенные к начальству становятся поощряемыми соглядатаями, доносчиками и гонителями.
 

Понятно, лишь длительный опыт веры, жизни со Христом рождает представление о свободе, а до того она только непонятное тяжкое бремя, сладкое слово, без практического применения; это как землю распределили колхозникам, а они ее быстренько за гроши продали, потому что никогда ею не владели и не пытались постичь, зачем столько крови пролито в сражениях за эту самую землю, как, впрочем, и за свободу, которую, говорят, в монастыре надо отдать добровольно в обмен на послушание; но нечего же отдавать! разве своеволие, а оно – страшный враг, с чем согласны все. – «Плачешь? Это не ты, гордость твоя плачет»! Что тут возразишь!
 

И потому всеми силами внедряют железную дисциплину и непререкаемый авторитет настоятеля, культивируют истерическое, с объяснениями в любви и сценами ревности поклонение матушке, строжатся, угрожают, на каждом шагу козыряя святыми отцами, древними уставами и правилами; вроде до идеала одного недостает – покорности насельников; но ведь и другое горе неплохо бы увидеть: беремся лечить других, а сами покрыты струпьями, говорил святитель Григорий Богослов.
 

«Боюсь строгости для других, потому что боюсь ее для себя… и зная, что по грехам моим я первый достоин изгнания, боюсь без крайней нужды изгонять других» – так судил святитель Филарет. Святой Феодосий Печерский высказал однажды упрек братии: за много лет никто из вас не пришел и не спросил: как мне спастись? Велик был преподобный, одарен тонкой монашеской интуицией, подвизался с детства, – но в чужую душу не вламывался и ни откровение помыслов, ни послушание себе, ни Иисусову молитву насильно не навязывал, останавливаясь перед тайной духовного возрастания человека.
 

Воспитание – это питание благодатью, и никаких методов воспитания нет и быть не может, писал священник, много успевший именно в воспитательной работе с детьми. Внешнее утеснение, дрессировка просто загоняет грех внутрь, воспитуемый приспосабливается к роли, которую вынуждают играть, и суть подменяется правильным поведением; это Толстой, по причине религиозной бездарности, утверждал: личность нуждается в подавлении, чтобы в ней проявилось добро.
 

Аналогичные благие намерения породили множество дисциплинарных изысков католической традиции вплоть до святой инквизиции. Хорошо бы начальствующим время от времени перечитывать чудное Слово, в котором святой Григорий Богослов объясняет удаление свое в Понт; всё, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и непрочно, пишет великий святитель.
 

Не будем, однако, забывать, что большинство российских обителей переживает детский возраст и населено монашествующими первого поколения; болезни их детские. Трудности роста со временем будут преодолены, исцелены Богом, не позволяющим делать принуждение и оскорбление Себе и Своему образу – человеку, пусть это утверждение и не отвечает поверхностному взгляду.

Монашество не может противоречить христианству: не делайтесь рабами человеков, говорит апостол (1 Кор., 7, 23); сколько бы мы ни страдали от чужих несовершенств и собственных безобразий, главное, чтоб не склонялось сердце выть по волчьи, а, помня всегда об Истине и Правде, молилось и доверяло Спасителю, Который всё восполняет и исправляет.

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - Мир спасёт красота. Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском
Часть 2 - Профессор М. М. Дунаев об Анне Карениной
Часть 3 - Поэзия иеромонаха Романа (Матюшина)
Часть 4 - Не делайтесь рабами человеков. Из книги ПЛАЧ ТРЕТЬЕЙ ПТИЦЫ
Часть 5 - Протоиерей Николай Гурьянов и его стихи
Часть 6 - Вечернее. Омар Хайям
...
Часть 27 - "Балаболка" Ирина
Часть 28 - Дмитрий Быков: Пушкинский лицей - русская педагогическая мечта
Часть 29 - Навигация по аудио- и видеозаписям Дмитрия Быкова

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 33 пользователям

belorusochka-ja   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 15:02 (ссылка)
Спасибо,Светлана!Очень интересно!!!Не каждый может быть в монастыре...вот лично я не смогла бы...Там у них свои законы и далеко не всегда гуманные...Это со стороны кажется,что все там гладко...
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 15:16 (ссылка)

Ответ на комментарий belorusochka-ja

Добрый день, Галина!
Христианство и гуманизм - это вообще разные понятия.
Всё гладко только в рождественских сказочках для детей.
Ответить С цитатой В цитатник
_Ирина-Тверичанка_   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 15:27 (ссылка)
Спасибо,Светлана.Доброго дня тебе
Ответить С цитатой В цитатник
Ekaterina_-_Siberian   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 15:30 (ссылка)
Да уж! Везде свои законы. Я тоже не смогла бы в монастыре с моим бунтарским характером)))Не люблю повиноваться людям. Богу и так не прикословлю.
Ответить С цитатой В цитатник
Joker-6   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 15:33 (ссылка)
Хорошо
Ответить С цитатой В цитатник
Харитоныч   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 16:34 (ссылка)
А в монастыре можно в Интернете быть?
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 16:40 (ссылка)
Харитоныч, кому можно, а кому и нет...

Ekaterina_-_Siberian, в старину женщинам только и оставалось, что повиноваться...
Ответить С цитатой В цитатник
Maksimych   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 17:02 (ссылка)
Спасибо, Светлана, за информацию! Не хочу быть рабом!
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Студентова   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 17:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
belorusochka-ja   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 18:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Svetlana---, Cветлана,но и в монастыре нельзя унижать человеческое достоинство....Начальствующим всё можно,а подчиненным - нельзя!Хотя я там не была,не могу судить...наверно не везде так...
Ответить С цитатой В цитатник
Akmaya   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 19:03 (ссылка)
Интересная информация!!!!Спасибо,Светлана!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 20:34 (ссылка)
Алла_Студентова, Joker-6, Ирина-Тверичанка, Akmaya, Максимыч-, belorusochka-ja, хорошего вечера!

Я тоже против унижения человеческого достоинства. Вообще, главное, чтобы человек не унижал себя сам, делаясь рабом своих страстей.
Ответить С цитатой В цитатник
Gloriy_65   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 21:32 (ссылка)
Svetlana---, Благодарю,Светлана!
Ответить С цитатой В цитатник
Кахетинка   обратиться по имени Среда, 18 Ноября 2015 г. 05:26 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
мариника41   обратиться по имени Среда, 18 Ноября 2015 г. 07:32 (ссылка)
Интересно.
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Танютоля   обратиться по имени Великолепная статья! Среда, 18 Ноября 2015 г. 12:20 (ссылка)
Благодарю много узнала нового!
Ответить С цитатой В цитатник
квазикристалл   обратиться по имени Среда, 18 Ноября 2015 г. 16:18 (ссылка)
и я не смогла бы
Ответить С цитатой В цитатник
valyok   обратиться по имени Среда, 18 Ноября 2015 г. 18:00 (ссылка)
Спасибо Светлана
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Четверг, 19 Ноября 2015 г. 18:39 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
eto_interesno   обратиться по имени Среда, 23 Декабря 2015 г. 02:43 (ссылка)

Ответ на комментарий belorusochka-ja

Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Воскресенье, 27 Декабря 2015 г. 14:25 (ссылка)

Ответ на комментарий eto_interesno

0--2, рада вас видеть!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку