O юморе |
— Каково Ваше личное отношение к юмору и насколько он уместен в церковной среде?
— Отношение абсолютно положительное — без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора. Во-первых, юмор помогает понизить градус человеческого конфликта, помогает перевести его из плоскости реального противостояния, переключить сознание, что называется, разрядить обстановку. Кроме того, юмор создает хорошее расположение, хорошее настроение.
При этом все это очень тесно связано с внутренней культурой людей. Если юмор использует некую пошлость, как часто бывает, то вначале начинаешь смеяться, а потом вдруг тебе становится стыдно, думаешь: «Бог мой, тут не смеяться, тут плакать надо — ведь чушь несут, просто противно слышать!». Очень важно, чтобы юмор был светлым и действительно снижал градус наших конфликтов, да и просто формировал такой оптимистичный взгляд на окружающий мир.
Я с детства очень любил читать Чехова. Наверное, он единственный автор, которого я прочитал «от корки до корки». Это чтение мне это очень помогало в трудные школьные годы, когда велась антирелигиозная борьба в нашей стране, и я как верующий ребенок находился под давлением. Воспоминание о рассказах Чехова помогало мне с юмором относиться, в том числе и к тем людям, которые пытались меня «перевоспитать».
|
Патриарх Кирилл: с украинским народом легко молиться |
Метки: обзор прессы украина |
Вопрос Патриарху об отношениях с католиками |
|
О пастырском слове |
|
О слове Божием |
"…Текст Евангелия, апостольские послания, Ветхий Завет никогда не должны становиться для нас мертвым текстом — мол, я знаю, что это означает, мне в семинарии говорили. Каждое слово Священного Писания, каждая его фраза имеет непреходящий и многогранный смысл. Я не перестаю поражаться тому, как иногда вдруг обычный текст, который ты тысячу раз читал, вдруг начинает передавать тебе то, что ты никогда с этим текстом ранее не связывал. Почему это происходит? А потому что мы все в мире живем, мы же находимся под влиянием информационного потока и просто происходящего в мире, под множеством культурных влияний. Все эти наши неурядицы — общественные, политические, экономические, гражданские — они ведь создают определенный фон; все это давит на наше сознание, и мы не можем от этого абстрагироваться, когда слово Божие читаем. Мы в этот текст, хотим мы или не хотим, имплицитно, скрыто, но содержательно привносим самих себя. Мы сквозь свое мировоззрение и свои ощущения воспринимаем слово Божие. И именно поэтому один и тот же текст сегодня звучит иначе, чем он звучал, например, десять лет тому назад, в том смысле, что люди в разное время по-разному расставляют акценты…"
Из с
|
R&B: Большинство украинцев не считают патриарха Кирилла иностранцем |
62% жителей Украины не воспринимают патриарха Московского и всея Руси Кирилла как иностранца. К противоположному мнению склоняются лишь 18% украинцев, свидетельствует опрос, проведенный компанией Research & Branding Group. Об этом сообщает ИМК, ссылаясь на сайт Украинской православной церкви Московского патриархата.
Согласно опросу, даже на Западной Украине тех, кто считает предстоятеля соотечественником (44%), больше тех, кто не считает (38%).
Кроме того, подавляющее большинство жителей страны (63%) не поддерживает идеи проведения акций протеста против визита патриарха Кирилла, поддерживают их всего 12%.
Согласно тому же опросу, 49% верующих Украинской православной церкви Киевского патриархата вообще не знают имени своего патриарха, причем 23% уверены, что главой их церкви является патриарх Кирилл или митрополит Владимир.
Метки: украина обзор прессы |
Вопрос Патриарху о пенсиях священников |
— Очень интересно Ваше мнение о пенсионном обеспечении клира и попечении о семьях рано умерших, погибших священнослужителей.
— Мне кажется, в каждом месте по-разному надо решать этот вопрос, но неплохо было бы, конечно, создавать фонды. Правда, зачастую такие инициативы упираются в законодательство. Вот в Российской Федерации создание фонда — это дело убыточное, потому что система налогообложения не дает ему осуществлять накопления. Обычно фонд всегда работает с прибыли, то есть с процентов с капитала. Так осуществляется деятельность знаменитого Нобелевского фонда — все Нобелевские премии выплачиваются с капитала, которые был когда-то Альфредом Нобелем положен на эти нужды. То же самое могло бы быть, конечно, при правильном законодательстве, и с системой финансовой поддержки вдов священнослужителей, сирот, священников, вышедших на пенсию.
В любом случае, мы сейчас продумываем, как можно обеспечить финансовую поддержку уходящим на пенсию священникам и особенно вдовам и сиротам. Это очень важная для Церкви задача.
Из ответов Патриарха Кирилла на вопросы клириков Днепропетровской епархии, 24 июля 2010 года.
Метки: вопрос патриарху церковное управление |
Об искусстве |
|
РПЦ: Патриарх Кирилл не вкладывает политику в концепцию "Русского мира" |
В Русской православной церкви уверены, что заявления о политическом характере визита патриарха КИРИЛЛА в Украину - это позиция ряда украинских политиков, которые “отрабатывают данные им установки» и не знакомы с историей Церкви.
Такое мнение высказал председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир ЛЕГОЙДА в комментарии «УНИАН-Религии».
«Никакого подтверждения этому нет, кроме намеренного искажения концепции «Русского мира» и придания этой концепции политического характера», - отметил В.ЛЕГОЙДА.
Он подчеркнул, что патриарх КИРИЛЛ не вкладывал в концепцию «Русского мира» политических понятий, как и не пытался распространить ее на политическом пространстве.
«Речь идет о том духовном единстве, которое существует между народами Русского мира, и которое, несмотря ни на какие временные геополитические особенности, никуда не денется. На смену одним политикам приходят другие.… Но есть какие-то вещи, которые фундаментально объединяют людей на глубинном уровне. Такова природа человеческого сообщества», - сказал В.ЛЕГОЙДА.
Вместе с тем он подчеркнул, что в РПЦ уверены: мнение о политическом характере визита московского патриарха – это не позиция верующих, которые «оказались вне канонической Церкви», а позиция нескольких политиков, в представлении которых Церковь - «корпорация с мирскими интересами».
Говоря о Киевском патриархате, В.ЛЕГОЙДА отметил, что «последние заявления представителей этого объединения говорят о неготовности к диалогу».
«Для РПЦ необычно слышать заявления, которые направлены якобы на мир и объединение, тем не менее, демонстрируют неготовность к диалогу. Говоря об объединении, они (УПЦ КП – УНИАН) ничего для этого не делают, их слова несут только разделение. Нам всегда очень огорчительно слышать и читать подобные заявления представителей так называемого Киевского патриархата», - сказал представитель РПЦ.
Также В.ЛЕГОЙДА отметил, что во время прошлого визита патриарх КИРИЛЛ «обращался со словами любви не только к своей пастве, а и к тем, кто в силу трагедии раскола оказался за оградой Церкви».
При этом он сообщил, что «с этими же словами любви патриарх приехал в Украину и в этом году, чтобы раны раскола, нанесенные по политическим мотивам, были уврачеваны».
Вместе с тем он подчеркнул, что для конструктивного диалога «необходимо отсутствие агрессии» со стороны Киевского патриархата.
«Мы все равно на диалог надеемся, потому что уверены, что это не позиция людей, которые в силу тех или иных причин оказались вне канонической Церкви, это позиция нескольких чиновников, которые просто отрабатывают определенные установки», - сказал В.ЛЕГОЙДА.
Исходный текст на сайте информационного агентства УНИАН.
Метки: обзор прессы украина |
О взаимодействии законов и нравственности |
"...Я думаю, что очень важно помнить: закон призван артикулировать нравственную идею, ограждать ее от эрозии и разрушения и воспитывать на основе нравственных принципов общество. Когда мы говорим о якобинцах, о Гитлере, о большевиках, нам кажется, что это какое-то давно прошедшее время. Но нечто аналогичное происходит сегодня, когда ложно понимаемые идеи индивидуальной свободы приводят к тому, что люди принимают законы, которые ставят на один уровень естественные брачные отношения и гомосексуальные связи… Растворяется, нивелируется, исчезает понятие греха — нет такого понятия, а есть понятия выбора, плюрализма, множественности взглядов и подходов! Но если не будет понятия греха, если современное право разрушит нравственное начало. Тогда люди примут, самые страшные и самые нечеловеческие законы! Все будет зависеть от того, сколько денег будет вложено в пропаганду этих законов и как будут масс-медиа работать, околпачивая людей..."
Из выступления Патриарха Кирилла в Одесской национальной юридической академии, 22 июля 2010
Метки: цитаты из патриарха |
О современных фанатиках |
Метки: цитаты из патриарха |
|
в Успенском мужском монастыре Одессы Святейший Патриарх Московский и всея Руси встретился с пятилетней девочкой Александрой Климовой, страдающую детским церебральным параличом. Святейший Патриарх Кирилл благословил девочку и подарил ей специальную коляску для детей с ограниченными возможностями.
|
Строим храмы, а живем как язычники? |
"...Строя храмы, нельзя не жить по Божию закону; лучше тогда вообще храмов не возводить. Когда мы строим Божии храмы, а живем как язычники, тогда рано или поздно гнев Божий проливается на людей. Не так ли было в те времена, что предшествовали разрушению храмов? Многим казалось, что мы живем в Святой Руси, но разве по Божию закону строилась жизнь людей? Как много безверия, зла и противоречий накапливалось в нашем народе, который в конце концов возжелал все эти противоречия разрешить без Бога, опираясь на разум и свободу человека! Мы знаем, чем все закончилось..."
|
|
|
Пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ: «Воспринимать визит сквозь призму Евангелия, а не политики» |
- С чем связан выбор программы визита Патриарха Кирилла: Одесса - Днепропетровск - Киев? Влияли ли в УПЦ на составление программы?
- Прошлогодний визит Патриарха охватил почти всю Украину: он был и в Киеве, и в Крыму, и на Донбассе, и на Западной Украине, а вот Одесса и Днепропетровск остались немного в стороне. Поэтому понятно желание одесситов тоже увидеть Патриарха. Что касается Днепропетровска, то, насколько я понимаю, здесь сыграли роль личные контакты митрополита Иринея и Патриарха Кирилла, которые были однокурсниками. С другой стороны, Днепропетровск - один из городов-миллионников, крупный промышленный центр. Когда были сформулированы и поступили пожелания от епархий, Священный Синод Украинской Православной Церкви официально пригласил Патриарха по предложенной программе. Посещение Киева - это, с одной стороны, знак уважения к нашей общей истории, к единой духовной купели, князю Владимиру и его крещению. В России с этого года день крещения Киевской Руси стал государственным праздником, как и в Украине. С другой стороны, я вижу в этом и личный подтекст: Патриарх в крещении - Владимир, и для него этот день является в том числе и личным праздником.
- Что будет в программе визита, кроме богослужений? Есть ли в этом инициатива украинской стороны?
- Программа визита - это плод совместных трудов епархий и Патриархии. Были свои предложения от всех сторон, над ними достаточно долго работали соответствующие комиссии, выезжали на места, в результате чего что-то исключалось из предложенного варианта, что-то добавлялось. И та программа, которая сегодня обнародована, может еще изменяться.
Программа состоит из двух частей. С одной стороны, это традиционные богослужения, поклонение Патриарха местным святыням. С другой стороны, в программе предусмотрена
миссионерская, или просветительская часть. Сейчас часто спрашивают: зачем Патриарх едет на Южмаш? («Южный машиностроительный завод» в Днепропетровске, производящий ракетно-космическую технику и другую наукоемкую продукцию, в 1986-92 гг. директором завода был Леонид Кучма, впоследствии Президент Украины. - Авт.) Разве он не видел заводов? На самом деле Патриарх едет не на завод посмотреть, он посещает храм на территории завода. И это скорее знак не для внешней среды, а для церковной. Это признание того, что новое служение, которое начало развиваться в Украине - храмы на предприятиях, шахтах и заводах - необходимо и важно. Посещение Патриархом больницы или детского дома - это сигнал или знак Церкви, что это служение также необходимо и важно. Встреча Патриарха с общественностью или молодежью - это тоже определенный знак для Церкви, свидетельствующий о важности этой аудитории для церковной миссии.
- Какого результата ожидают в УПЦ от визита Патриарха?
-В прошлом году мы видели, что визит Патриарха заставил общество, скажем так, повернуться к церковным, христианским темам, пробудил интерес к словам, которые говорил Патриарх. Мы ожидаем подобного и в этом году. Мы постоянно акцентируем внимание на том, что слова Патриарха нужно воспринимать сквозь призму не политики, а Евангелия и церковно-святоотеческой традиции. Если смотреть на слова Патриарха сквозь призму Евангелия, то могут открыться совсем другие смыслы, чем если искать в них только политику или геополитику.
- Действительно, в некоторых украинских кругах визит Патриарха воспринимают исключительно в политическом ключе, в то время как представители Московского Патриархата настаивают на том, что визит носит только пастырский характер. Но до определенной степени и Церковь не чужда политике, верно? Поясните, в какой именно мере.
- Мне кажется, что политика - это прежде всего борьба за власть. Поэтому я предпочел бы говорить не о политическом подтексте визита, а о его социальной стороне, о христианском осмыслении вызовов современности. Если Патриарх приезжает в Украину и говорит о проблемах секуляризации, общества потребления, о необходимости возрождения института семьи, о защите жизни рожденных и нерожденных детей, о необходимости служения ближнему и братских отношений между людьми, народами и странами - глобальных проблемах, - это не политика, а социальная забота Церкви. Вряд ли Патриарх может повлиять на избирательные или государственные процессы в Украине, тем более что сейчас у нас и нет никакой предвыборной кампании. Но Церковь не чужда обществу и имеет свое мнение по общественно значимым темам, и Патриарх - один из главных лиц, которые формулируют церковную позицию по этим вопросам. А как яркий оратор и проповедник, он может доносить позицию Церкви до широких слоев.
Для освещения патриаршего визита в каждом из регионов аккредитовалось около 200 СМИ, а значит, мы будем очень широко видеть все, что связано с визитом. Будут прямые трансляции богослужений на Первом национальном телеканале, на «Интере», «Гласе», областных телеканалах, на радио «Эра» и Первом национальном радио. Сюжеты о визите наверняка пройдут в новостях всех телеканалов. Очень важно, чтобы мы услышали не интерпретацию слов Патриарха, не мнение по этому поводу политологов, политиков или околоцерковных людей, а непосредственно прямую речь Патриарха.
- Во время богослужений прихожане или зрители трансляции смогут услышать речи Патриарха в формате проповеди, которая предполагает все же монолог. А будет ли у украинских журналистов возможность непосредственно пообщаться с Патриархом и получить ответ на не согласованные заранее вопросы?
- Во-первых, в программе визита предусмотрено несколько подходов к прессе, а это значит, что прозвучат вопросы, которые заранее никто не будет согласовывать. Поэтому такая возможность будет. Расширенных пресс-конференций в этот раз не запланировано. В Одессе состоится встреча Патриарха с общественностью, в киевском Ионинском монастыре
пройдет встреча с молодежью, и во время этих встреч Патриарх будет не только говорить, но и слушать. Во время встреч в университетах Одессы и Днепропетровска Патриарх будет общаться со студентами. Что же касается журналистов, то опыт общения с ними представителей Церкви, в том числе и мой личный, показывают, что вопросы журналистов часто очень неглубоки, поверхностны, и чаще всего именно темами, которые поднимают журналисты, и политизируется церковная позиция. Так что в этот раз у журналистов будет достаточно возможностей услышать Патриарха, чтобы потом толковать его высказывания.
- Патриарх Кирилл говорил о необходимости использовать национальные языки в церковной проповеди и богослужении. Предполагается ли во время визита исполнение песнопений или обращение Патриарха к украинской пастве на украинском языке?
- Я не отвечаю за богослужебную часть, поэтому не могу говорить точно. Могу лишь отметить, что если бы это была моя сфера ответственности, я бы попробовал исполнить одно из песнопений литургии на украинском языке, и думаю, что Патриарху это было бы интересно и приятно. Тем более, что в УПЦ уже существует такая традиция, и многие хоры могут петь ектении или, например, Трисвятое, на украинском языке. Будет ли Патриарх говорить на украинском, я не знаю. Однако, мы видим, что Московская Патриархия за день до визита открыла украинскую версию своего официального сайта. Так что слова Патриарха о необходимости проповедовать на языке, который ближе и понятнее народу, воплощаются в реальность.
- Мы вскользь коснулись вопроса церковной геополитики. Скажите, что ближе для УПЦ: Украина в контексте русского мира, или русский мир в контексте Украины?
- Уже несколько лет Патриарх Кирилл говорит о концепции «Русского мира», и в то же время ее активно критикуют, особенно в Украине. Мне кажется, что критики не удосужились изучить первоисточники. Кроме того, часто упускается из вида, что любая значимая концепция открывает для нас возможность обсуждать какие-то важные темы. Так и с «Русским миром» - что эта концепция значит для нас или кто мы в Русском мире и в мире вообще? Где наши исторические корни? Когда украинцы отбрасывают концепцию Русского мира и само название «Русь», то этим уподобляются одному из библейских персонажей, который продал свое первородство. На самом деле Русь - это мы. Киев - это столица Киевской Руси. Днепр - это русский Иордан. Киево-Печерская Лавра - колыбель русского монашества. Даже река Рось протекает недалеко от Киева. Названия «Русь», «русский» для нас имеют свое значение, киевское. И мы никогда не должны забывать об этом или отказываться от своего первородства.
Есть еще одно название, от которого мы уже отказались и теперь воспринимаем его с обидой - «Малороссия». Теперь мы считаем его уничижительным. Но если обратиться к этимологии слова, то мы узнаем, что слово «Малороссия» достаточно давнее, это калька с греческого Микра Эллас - «Малая Эллада». Этим словом греки называли собственно свою родину, а «Большой Элладой» именовали греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии. Так и слово «Малороссия» - напоминание том, что когда-то именно отсюда распространялся Русский мир, причем не только в духовном смысле, потому что здесь была крещена Русь и отсюда распространялось христианство на северные и восточные земли, но и в плане государственном. Границы Киевской Руси, если уж говорить об этом, не совпадают с границами сегодняшних ни Украины, ни России, ни постсоветского пространства в целом. Для киевлян очень важно помнить, что наш город - это один из центров христианского, православного, а также и русского мира. Обсуждение концепции «Русского мира» дает повод для культурного и интеллектуального диалога между людьми, народами, Церквами. Это еще и открывает возможность увидеть себя глазами другой стороны.
- Информационное поле накануне приезда Патриарха все больше напоминает поле боя, причем в ход идут и грязные методы. Кто-то вспоминает о событиях прошлых лет, выдавая их за новости, иные цитируют старые сплетни, перемешанные с домыслами, и представляют их как аналитику. Как в УПЦ влияют на то, что происходит сейчас в информационном пространстве?
- Украинская Православная Церковь - пожалуй, наиболее отрытая для СМИ конфессия в Украине, да и не только в Украине. УПЦ постоянно присутствует в информационном пространстве. Мы всегда даем комментарии тем, кто просит об этом. У нас есть собственные информационные проекты. Наши сайты - самые посещаемые среди религиозных сайтов в Украине. У нас достаточно средств, чтобы доносить точку зрения Церкви до широких кругов общества. Вопрос в ином: способны ли нас слышать? Насколько общество готово воспринимать наше слово? Многие ли готовы изменить свою точку зрения с политической на библейскую? К сожалению, очень часто люди не слышат и даже не слушают друг друга, живут в мире ярлыков, мифов, стереотипов. Когда же начинается диалог, когда люди обсуждают ту или иную тему и слушают друг друга, между ними возникают новые связи. И нам, Украинской Православной Церкви, хочется, чтобы нас перестали «мерять» политикой или геополитикой и попытались понять.
- На днях в ряде СМИ прошло сообщение о том, что «Киевский патриархат» ищет сближения с УПЦ. Журналисты «Коммерсанта», откуда пошла эта новость, увидели сенсацию там, где ее не было. Как на самом деле реагируют на предстоящий визит Патриарха в УПЦ КП и УАПЦ?
- «Киевский патриархат» уже выступил с опровержением того, что придумали журналисты. В качестве положительной тенденции я привел бы иной пример. Если УПЦ КП накануне визита выступил с несколькими резкими заявлениями по поводу и непосредственно визита, и некоторых высказываний Патриарха, и церковно-государственных отношений, то УАПЦ поступила иначе. Накануне визита Патриарха Кирилла УАПЦ провела свой Архиерейский собор, который возобновил деятельность комиссии по диалогу с Украинской Православной Церковью. Я вижу в этом пример двух противоположных подходов. Мне кажется, что УАПЦ действительно ищет церковный путь, и это положительная тенденция. Со стороны же «Киевского патриархата» мы сегодня видим скорее попытку вернуться к риторике и позиции 15-летней давности. Такая позиция неконструктивна. Но будем молиться о том, чтобы «невозможное человекам» оказалось возможным по воле Божией, и украинское Православие вновь обрело единство. Я верю, что нет воли Божией на разделения между христианами. Я убежден, что в значительной степени разные точки зрения не препятствуют находиться в единой Церкви. Ведь на самом деле нет реальных причин, которыми можно оправдать разделение. Единство важнее любой идеологической или политической позиции. Поэтому все зависит от нас: если мы искренне возжелаем единства, если поставим единство выше собственных мнений, амбиций или политических взглядов, то ничто не помешает его обрести.
Беседовал священник Андрей Дудченко, специально для интернет-издания «Татьянин день»
Исходный текст на сайте "Татьяниного дня"
Метки: обзор прессы украина |
Одесса в ожидании Патриарха |
Одесский филиал Института Горшенина провел экспресс-опрос на тему "Мнение одесситов по поводу визита в Одессу Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла". Как оказалось, чуть более половины горожан в принципе не знали об этом предстоящем событии. Однако подавляющее большинство (71,9%) относятся к визиту Предстоятеля положительно. Подробности можно узнать на сайте ИА "Мост-Одесса".
Метки: обзор прессы украина |
Владимир Легойда: Говорить о «чудесных преображениях» Украины было бы лукавством |
20 июля начинается визит на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За девять дней он посетит Одессу, Днепропетровск и Киев. Освятит одесский Свято-Преображенский собор и днепропетровский храм Воскресения Христова. Встретится с работниками знаменитого завода «Южмаш» и со студентами. В Киеве визит Патриарха называют политическим и ждут последующего более плотного сближения Киева и Москвы. О том, стоило ли к приезду Патриарха переименовывать улицу в Киеве и помогла ли Украине молитва о мире, глава Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда рассказал главному редактору «Известий в Украине» Янине Соколовской.
известия: В преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла улицу возле Киево-Печерской Лавры переименовали из Мазепы в Лаврскую. Так киевские власти якобы ответили на просьбу Патриарха. Как Вы оцениваете это решение?
владимир легойда: Думаю, что оно отражает позицию большинства киевлян. Я уже говорил, что мы всегда поддерживали многолетнюю инициативу Украинской Православной Церкви о переименовании улицы. Единственно, непонятна поднявшаяся вокруг этого вопроса шумиха. Речь идет о возвращении улице названия, которое в полной мере отражает смысл и предназначение находящихся на ней зданий. Все же разговоры о якобы имевшем место официальном обращении Святейшего Патриарха Кирилла к киевским властям по этому вопросу не имеют никаких оснований.
Метки: обзор прессы украина |
Интернет и эпистолярный жанр |
|