В преддверии патриаршего визита в Украину |
Чем вызван новый визит Патриарха Кирилла в Украину? Каковы сейчас отношения между УПЦ и РПЦ? С этими вопросами «Левый берег» обратился к Владимиру Легойде – руководителю Синодального информационного отдела Московской патриархии.
Какова цель визита Патриарха в Украину? Фразы типа «помолиться вместе с паствой» выглядят дипломатической формулировкой, разве все христиане не едины в молитве несмотря на расстояния?
У Церкви нет никакой иной дипоматии, кроме дипломатии любви. Странно слышать, когда о священнике говорят, что слова «помолиться вместе» для него всего лишь слова. Да нет. Это одно из главных дел священника, смысловой центр его служения. Как же иначе?
Посещение Украину имеет для Святейшего, прежде всего, пастырский характер. Для священника нет ничего важнее общения со своей паствой. И кто не понимает этого, тот не понимает природы Церкви. Заявлять о политической подоплеке визитов Патриарха, как это порой бывает, означает применять подходы, свидетельствующие о некомпетентности заявителей. Это как если бы мы оценивали степень объективности журналиста по количеству времени, проведенному им вне редакции, — одно с другим никак не связано.
Конечно, молитва не знает границ, но молитвенное единство, во-первых, важно созидать и развивать, а, во-вторых, духовная жизнь требует также прямого общения, обмена опытом, понимания условий, в которых живет твоя паства. Стать ближе к ней – одна из целей Патриаршей поездки. Кстати сказать, вполне традиционная для христианского служения цель — уже апостолы отправлялись в многочисленные путешествия, чтобы «устами к устам» говорить с народом Божиим. И, конечно же, Патриарх едет поклониться святыням украинской земли, святыням, созидавшим ценности нашей единой духовной Родины — Святой Руси.
Чем вызван выбор именно Днепропетровска и Одессы в географии визита?
Святейший Патриарх неоднократно говорил о том, что хочет посещать Украину регулярно. Мы знаем, какое впечатление произвела на него прошлогодняя поездка, позволившая еще раз увидеть, как наше общее наследие, наша православная традиция объединяют современных людей, независимо от цвета паспорта. В этом году от Синода Украинской Православной Церкви поступило приглашение посетить, помимо Киева, также Днепропетровск и Одессу. Святейший в качестве Патриарха еще не был в этих городах. Киев же, как одна из трех синодальных столиц Русской Православной Церкви наряду с Санкт-Петербургом и Москвой, становится обязательным пунктом Патриарших поездок. В этом году, как и в прошлом, в Киеве состоится заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Каковы сейчас отношения между Московской патриархией и Киевской митрополией? Как в Москве относятся к тому, что Киевская митрополия издает православную литературу и фильмы на украинском языке?
С большой радостью. А как еще можно относиться к просветительским и миссионерским трудам?
Жизнь Церкви, где «нет ни эллина, ни иудея», в отличие от современного светского глобализма, строится не на отрицании национальной культуры, не на попытке загнать все в прокрустово ложе единого стандарта языка, культуры и манеры поведения. Напротив, Церковь — это единство многообразия, когда каждая культура привносит свой специфический опыт, систему символов, искусство…
Что касается первого вопроса, то он сформулирован как проблемный, но ничего проблемного в нем нет. Отношения носят совершенно стабильный характер, определенный еще в 1990 году томосом о широкой автономии Украинской Православной Церкви.
Некоторые украинские СМИ пишут, что Патриарх Кирилл на самом деле хочет заменить митрополита Владимира другим архиереем. Есть ли в Москве такие планы?
Сама постановка вопроса напоминает представление о Церкви как о какой-то транснациональной корпорации, в которой руководство проводит кадровую политику, уволняя одних начальников и заменяя их другим. Это логика совершенно нецерковного сознания. К сожалению, подобные сравнения нередко появляются в медийном пространстве, но, поверьте, они совершенно не отражают жизни Церкви, игнорируют церковные реалии.
Даже если оставить в стороне этическую составляющую Вашего вопроса (что на самом деле недопустимо), с канонической точки зрения подобное «желание» нереализуемо. На основании уже упоминавшегося мной томоса вопрос о Предстоятеле Украинской Церкви находится исключительно в ее компетенции, Патриарх же только благословляет это решение. Насколько я знаю, в Киеве данный вопрос никогда не поднимался, в Москве же он не может быть поднят в принципе.
Сколько денег получает Московская Патриархия от украинских приходов? Какие епархии дают наибольшие отчисления?
Этот вопрос вытекает из проблемы, которая уже была затронута в предыдущем. Мне понятно, кому нужны страшилки про то, как Москва занимается поборами в Украине, но факты — упрямая вещь. В финансовом плане Украинская Православная Церковь полностью независима, она имеет бюджет, которым управляет самостоятельно и никаких отчислений в Москву из этого бюджета не полагается. Их просто нет.
Кроме того, давайте посмотрим на систему принятия решений во всей Церкви в целом. Высшие органы церковного управления — Соборы, либо Архиерейский (состоящий из всех епископов), либо в особо важных случаях Поместный (с привлечением простых священников и мирян). Число российских епископов в Русской Православной Церкви — менее половины. Таким образом назвать Русскую Церковь российской невозможно. В выработке важных для нее соборных решений, говоря светским языком, представлены интересы верующих всех стран и диаспор, и уж конечно на подобный интернационал не могут влиять никакие национальные политики, что прочно защищает Церковь от попыток «внешних вмешательств» со стороны политиков того или иного государства.
В прошлом году Одесская епархия пригрозила светским журналистам, написавшим плохую статью о Церкви, «скорбями и болезнями». Почему православные так болезненно реагируют на критику? Где же христианская любовь к врагам?
Мне сложно оценить эту конкретную историю, за которой я наблюдал со стороны, однако, зная, что в Одесской епархии работают истинно верующие, православные образованные люди, могу предположить, что их слова были поняты не совсем верно. Увы, в массовом сонании у нас нередко плохо различимы религия и магия, христианское Таинство и магический ритуал. Отсюда, кстати, и дикие суеверия о том, что священник может «наслать порчу», совершив «заочное отпевание» человека. Церкви вообще не свойственно грозить. У нее другая функция — молиться. В том числе, или даже в первую очередь, о грешниках. Ведь грех — это не преступление, за которое некий мировой закон (или Церковь как его исполнитель) карает по всей строгости. Грех — нарушение, скажем так, правил личной «духовной гигиены», способное вызвать духовную же болезнь. Согрешивший человек страдает от собственного просчета — один из возможных переводов греческого слова «грех» на русский — «промах». Грешник — этот тот, кто промахивается, не попадает в цель. Цель жизни. И Церковь призвана говорить об этом, помогая людям достигать тех подлинных целей, которые определены Богом для человека.
Именно от этого, как мне кажется, хотели упредить журналистов священники одесской епархии, призывая вспомнить о профессиональной этике. И в этом нет никакой агрессии, напротив, искренняя озабоченность судьбой людей, пусть даже поступивших не очень красиво.
Я вовсе не хочу сказать, что этим можно объяснить любой поступок, исходящий от представителей Церкви. К сожалению, и в церковной среде бывают проявления агрессии, и нехристианские попытки спекулировать на чужих суевериях, да и просто необдуманные поступки. Но, как говорил много веков назад великий христианский святой — блаженный Августин, подобные поступки влияют на авторитет Церкви, но не на ее Истину. Потому что Церковь основана не на человеческих добрых делах и не ими держится, но на Крестной Жертве Самого Спасителя.
Иногда информационное поле о Церкви больше напоминает информационную войну — вы приезжаете с Патриархом молиться, а журналисты пишут о политической подоплеке визита, Патриарх произносит фразу по-украински, журналисты пишут, что он неправильно процитировал украинское стихотворение. Почему идет эта война, вы ее проигрываете или выигрываете?
Цитировал-то как раз Святейший правильно, на эту тему потом были даже выступления известных украинских филологов, историков... Мне кажется, что императивом этой войны является уверенность некоторых сил в том, что Церковь — лишь субьект (или объект — кому как больше нравится) текущей политики, в крайнем случае — идеологическая структура и не более того. Предстоятель Церкви едет к своей пастве, чтобы пообщаться и помолиться вместе с ней, на протяжении всего пути в принципе не говорит о политике, не делает визитов к политическим деятелям (за исключением протокольной встречи с главой государства), а журналисты все ищут и ищут «скрытый подтекст». Такие с позволения сказать аналитики пытаются опровергнуть аксиоматическое выражение Конфуция о том, что очень трудно искать черную кошку в темной комнате. Особенно, если ее там нет. Некоторым собратьям по перу это удается, должен признать. Тем же, кто видит ситуацию изнутри, либо смешно, либо, чаще, грустно читать подобные аналитические экзерсисы.
Проигрываем или выигрываем мы информационную войну? Мы в ней не участвуем. У Церкви есть только один враг, с которым она всегда будет бороться — грех. И деятельность существующих внутри Церкви структур, в том числе и нашего Информационного отдела, направлена на то, чтобы голос Церкви был слышен и адектватно донесен до людей через современные каналы массовой коммуникации.
Текст на сайте издания.
Метки: обзор прессы |
Об уединении |
|
Об Истине |
"...Мы сильные тем, что знаем истину. Мы научены, у нас есть Слово Божие, мы каждый день можем читать это Слово, почерпать эту истину и применять ее к нашей повседневной жизни. Только не так, что мы, читая Слово Божие, умиляемся, а закрыв эту вечную книгу жизни и выйдя на улицу, тут же обо всем забываем. Но если истина Божественная, дарованная Церкви, становится нашим мировоззрением, нашим образом жизни, тогда мы действительно становимся сильными.
Церковь несет весть о спасении всему миру. А кто же составляет Церковь? Это ведь не только иерархи и духовенство — это весь верующий народ, все те, кто знает эту истину, кто ею научен, кто ею живет, особенно же те, кто на опыте своем знает, чтó есть исполнение воли Божией, благой и совершенной. И ни одно слово не останется праздным, потому что нет праздных слов в Слове Божием, — все дано для спасения человека, для полноты жизни: здесь, на земле, как о том сказано в Евангелии от Иоанна, и в жизни вечной..."
Из слова Патриарха Кирилла после чтения Евангелия за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря 11 июля 2010 года
http://www
|
О молодежи |
— Почему то чудо, вся та полнота, которую человек может получить только в Церкви, для миллионов молодых людей остается непонятным и неочевидным явлением? И как Вы будете «расшифровывать» для этих людей Церковь?
— Над этим вопросом надо серьезно думать. Это проблема соотношения христианского послания и культуры. Я об этом уже кратко говорил в интервью перед своей поездкой. Если мы будем говорить о молодежи, хотя речь идет не только о ней, — молодежь имеет свою собственную субкультуру, как и другие группы людей. Пенсионеры имеют свою субкультуру, священники — свою. Я ведь не в джинсах перед вами сижу, а вот в этой рясе.
Мы даже не представляем себе, как субкультуры разделяют людей. С одной стороны, это проявление многообразия Божия мира. Если бы была только одна культура, то мир был бы монохромным, не было бы этой красоты и многоцветия Божия творения. Но, с другой стороны, в этом многоцветии присутствует и определенный вызов целостности человеческого сообщества. И мы знаем, как в мировом масштабе столкновение культур, или, как сейчас говорят, столкновение цивилизаций, представляет угрозу жизни людей.
Нужно понимать следующее: Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово. Ведь перед апостолами стояла огромная проблема, когда им нужно было выйти за пределы иудейского, еврейского мира и пойти к язычникам, с которыми евреи не общались даже в быту, — это была иная культура, иной образ мысли, иная философия жизни. Это был колоссальный вызов христианской общине — многие говорили, что этого делать не надо, что нужно остаться со своим народом и бороться за его духовное возрождение. И в 51 году апостолы собираются в Иерусалиме на первый Собор, чтобы разрешить эту жизненно важную проблему (см. Деян 15). И они избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором — они распространяют свое слово на весь мир.
Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. Она требует огромной внутренней работы, и, может быть, не всегда современный священник готов к такой работе, когда нужно как бы наступить на горло своей собственной песне, когда в другом человеке, совершенно ином, шокирующем своим внешним видом, нужно вдруг увидеть паству — того, к кому должно быть обращено слово Божие.
На этом пути есть и определенные соблазны. Ведь желание иметь контакт с молодежной субкультурой вообще присуще старшему поколению, особенно политикам. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру — выходят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть «своими». Все это — мимикрия, лицемерие.
Нужно оставаться самим собой. Я готов разговаривать с молодежью, но я не сниму для этого рясу и не оденусь так, как вы сейчас одеты. Не потому, что у меня есть какие-то предрассудки в отношении такой одежды, а потому, что это моя культура, я ее носитель. Но внешние различия не могут разделять людей настолько, чтобы у них разрушались коммуникативные отношения — для священника это просто трагедия. Вот почему сегодня к Церкви обращен огромной силы вызов, в том числе со стороны молодежи. Нужно находить возможность говорить с молодыми людьми таким образом, чтобы в их категориях мысли и в их культурных категориях передавать им вечное слово Божие.
ИСТОЧНИК: Выступление Патриарха Кирилла в эфире украинского телеканала «Интер» 28 июля 2009 года
|
О приоритетах |
|
О любви в семье |
|
перед кем отвечает Церковь? |
— Правомерно ли говорить об ответственности Церкви и, тем более, о формах этой ответственности? Перед кем отвечает Церковь?
— Есть такое понятие — отвечать перед судом истории. Неясное понятие. Что такое суд истории? Суд истории — это исторический комментарий. Сколько голов, столько комментариев. Вот пример постмодернистского подхода к истории: казалось бы, уж такая незыблемая истина — победа нашего народа в Великой Отечественной войне. А посмотрите, какой исторический комментарий мы сегодня имеем. Суд истории — это очень сложное понятие. Церковь несет ответственность перед Богом, перед этим вечным и неименным критерием истины, добра и правды. Церковь поставляет себя под суд Божий так, как ни одно другое учреждение, и здесь развивается чувство реальной ответственности. Не метафорической ответственности, не ответственности для красного словца — ответственности перед судом Божиим.
А как мы опознаем этот Божий суд над нами? Если что-то удается сделать, значит, Господь приклоняет к нам Свою милость. Поэтому я думаю, что Церковь относится к числу таких институтов, у которых очень обострено чувство ответственности. Но я бы хотел, чтобы еще в большей мере этой ответственностью сегодня прониклись наши священнослужители. Потому что человек вовлекается в сиюминутные обстоятельства жизни, даже если он священник. Очень важно, чтобы это сознание ответственности перед Богом, чувство священного в жизни никогда священника не покидало. Только опираясь на труды таких людей, можно мечтать о частичном достижении тех целей, о которых мы только что с Вами говорили.
ИСТОЧНИК: Интервью телепрограмме «Национальный интерес», 21 ноября 2009 года
|
Патриарх не просил переименовывать улицу Мазепы |
Депутат Киевсовета, советник Президента Украины Виктора Януковича Виталий Журавский заявил, что Патриарх Кирилл не обращался к столичным властям относительно переименования улицы Мазепы в Лаврскую.
По словам Журавского, рассмотрение этого вопроса инициировало высшее духовенство Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
"В последнее время в отечественных СМИ муссируется информация о том, что якобы на заседании постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма, я обнародовал обращение Патриарха Московского Кирилла с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы в улицу Лаврскую. Эта информация абсолютно неправдивая и является результатом невнимательности журналистов. Такое обращение к столичной власти не поступало", - отметил Журавский.
По его словам, в настоящее время действительно рассматривается вопрос возвращения улице Ивана Мазепы ее исторического названия.
"Но этот процесс является ответом на обращение наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Архиепископа Павла (депутат Киевсовета Петр Лебедь, - ред.) к Киевскому городскому голове Леониду Черновецкому. Именно его обращение я обнародовал на заседании постоянной комиссии Киевсовета", - сказал депутат.
Журавский также напомнил, что вопрос возвращения этой улице ее исторического названия поднимался еще в 2007 году, когда в Киевсовет были направлены обращения общественности и Священного Синода УПЦ с просьбой переименовать улицу Январского восстания. Однако тогда это сделано не было. В этом году высшее духовенство Свято -Успенской Киево-Печерской Лавры во второй раз обратилось к столичной власти с этим предложением, отметил Журавский.
Журавский также подчеркнул, что депутаты Киевсовета не имеют морального права оставить без внимания обращение представителей УПЦ.
Как ранее заявил председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не обращался к украинским властям с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы в Лаврскую.
Напомним, ранее СМИ сообщали, что в начале июня замглавы КГГА Виталий Журавский на заседании Киевсовета по вопросам и туризма заявил, что глава Русской православной церкви патриарх Кирилл обратился в Киевскую городскую госадминистрацию с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы, на которой размещена Киево-Печерская лавра, в улицу Лаврскую.
|
О духовном значении приходов |
"...Иногда говорят, что нам не хватает инициативы институтов гражданского общества. Сегодняшние приходы являют такой пример, которые становятся действительно социально ориентированными, культурно, духовно, в первую очередь, ориентированными очагами социальной активности.
Я думаю, что такой образ построения церковной жизни, когда в приходе совершается молитва, принимаются Таинства, когда люди, приходя в храм, имеют возможность обратиться к Богу, покаяться в своих грехах, пересмотреть свою жизнь, подвергнуть себя собственному беспощадному и принципиальному суду, а значит сделать шаг в будущее — вот это духовное значение приходов, поддержанное множеством образовательных, культурных и социальных программ, являет собой замечательный пример того, как должно организовываться бытие людей на самом приближенном к их жизни уровне, на уровне села, деревни, коммуны, города, района..."
http://www.youtube.com/watch?v=WAqL-DORTwc&feature=player_embedded
|
О непростом служении |
"...Назначаешь иногда священника на деревенский приход (я говорю по опыту своего пребывания на Смоленской кафедре, которая по многим показателям очень похожа на Тверскую, как и область похожи), и он воспринимает это как некое наказание, как огромное искушение, как жизненную неудачу. И в самом деле, приезжает батюшка в деревню — стоит там храм, иногда достаточно просторный, плохо отремонтированный, совершает первую Литургию, считает количество прихожан — 15, 18, 20, а иногда и меньше. Ну а когда он начинает оценивать материальную сторону своей жизни — становится совсем грустно…
Помню, однажды мне нужно было срочно восполнить вакансию в одном деревенском приходе. Я пригласил священника и говорю: «Я просил бы вас поехать туда; я буду материально вам помогать, но нужно обязательно поработать на этом приходе». Он отнесся к этому предложению с послушанием и смирением, но потом говорит: «А что произойдет, владыка, если у моего ребенка будет приступ аппендицита?» Вы знаете, я сразу понял, что его нельзя на этот приход назначать, потому что он действительно не доберется до районной больницы, если что-то произойдет с ним или с его ребенком. Этот священник был семейный, не старый человек. И, в конце концов, туда был отправлен неженатый священник, монах. Все это я говорю для того, чтобы показать, насколько непросто сегодня священнику совершать свое служение на селе..."
Из слова Предстоятеля Русской Православной Церкви на встрече с духовенством Тверской епархии, 1 июля 2010 года:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1212900.html
|
без Бога? |
|
о строении храмов |
|
о патриотизме |
|
Священство в социальных сетях |
"...Тверь. 1 июля. ИНТЕРФАКС - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что духовенству необходимо активнее вести миссионерскую работу в блогах и социальных сетях.
Встречаясь с духовенством Тверской епархии в четверг, он посетовал, что "порой уровень дискуссий в социальных блогах производит удручающее впечатление", а между тем "именно там рождается настроение людей, особенно молодежи".
По мнению предстоятеля Церкви, сегодня каждое благочиние в рамках одной епархии должно обязательно заводить собственные сайты для того, чтобы распространять информацию о себе, вести диалог с властями, обсуждать общественно значимые, а порой и спорные вопросы.
Кроме того, каждому сельскому приходу, считает патриарх, необходима собственная библиотека, в том числе и электронная.
Патриарх Кирилл отметил и важность доступности каждого сельского священника для своих прихожан. Он посоветовал духовенству, служащему в деревнях и селах, иметь служебные мобильные телефоны, которые были бы известны каждому жителю этой местности.
Настоятель сельского храма сегодня несет ответственность "за духовную жизнь людей и за состояние общественного сознания, он должен быть в том числе интеллектуальной силой, помогать разбираться в вопросах интеллектуальной жизни и оказывать благотворное влияние на людей независимо от того, как часто они посещают храм", подчеркнул патриарх..."
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=36292
|
Патриарх Кирилл не обращался с просьбой переименовать улицу Мазепы |
|
Патриарх Кирилл не обращался с просьбой переименовать улицу Мазепы |
|
о ситуации в Киргизии |
http://www.rian.ru/religion/20100630/251361872.html
|
об Истине |
|