О богатых людях, строящих храмы |
|
О бесновании |
|
Вопрос Патриарху о постоянстве веры |
— Реальный современный человек может ходить в церковь лишь по воскресеньям. Естественно, следует молиться каждый день, но вспоминается присказка, которая родилась в свое время в США, что по воскресеньям человек верит в Бога, а по будням — в фондовую биржу. Не кажется ли Вам, что эта проблема актуальна и для России?
— Для начала нам нужно достичь реализации первой части сказанного — чтобы люди каждое воскресенье в храм ходили. Я думаю, что уже это очень многое изменит. Но, действительно, есть проблема, которую я называю внутренней секуляризацией, внутренним обмирщением. Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, особенно в моменты стрессов, переживаний, болезней, неудачи, смерти близких; но жизнь засасывает и происходит некое отделение сознания от этого религиозного опыта, переключение внимания на текущие проблемы, и начинает казаться, что все можно решить и без Бога. Глубочайшее заблуждение. Мы должны призывать Бога в помощь и при решении наших профессиональных задач. Это не значит, что Господь нам непременно увеличит счета в банке — сомневаюсь, что молитвой можно увеличить эти счета. Но Бог может удержать нас от ошибок, удержать от действий непорядочных и греховных. Вот мы говорили о катастрофах на дорогах. Ну как, выйдя из дома и сев за руль, не перекреститься и не сказать: «Господи, помоги»? А это значит, что между воскресеньем и воскресеньем появляется нечто, что является важным для духовной жизни человека. Приехал на работу: «Слава Богу, я добрался». Завершился день, пришли вы домой и, если день был счастливым, поблагодарите Бога за то, что все так сложилось. А если что-то было сделано неправильно, то следует проанализировать случившееся, а может, покаяться перед Богом. Это и есть религиозный образ жизни: когда мы постоянно ставим себя перед лицом Божиим и оцениваем с точки зрения Его заповедей, Его закона свои собственные поступки и свою жизнь.
ИСТОЧНИК:из интервью телепрограмме «Национальный интерес», 21 ноября 2009 года
http://www.patriarchia.ru/db/text/949960.html
|
Вопрос Патриарху об обществе потребления |
— Ваше Святейшество, сегодняшнее общество называют обществом потребления. Скажите, что Церковь делает для того, чтобы духовные ценности стали выше, чем ценности материальные?
— Да, действительно, современное общество называют обществом потребления. Возможно, нынешний кризис немного поможет осмыслить опасность построения такого общества. Дело в том, что если вы не сопровождаете свой жизненный выбор сильной нравственной мотивацией, то теряется очень важный критерий.
Я поясню свою мысль. У человека появляются деньги, и он покупает то, что ему необходимо. Это законно и правильно, особенно для нашего народа, который еще в полной мере из нищеты-то не вышел. Вот появляются средства, и первое, что человек делает, — покупает себе какую-то одежду, автомобиль, потом устраивает свое жилище, приобретает бытовую технику. Все укладывается в некую моральную норму: ну действительно, современный человек должен иметь средства транспорта, он должен иметь досуг, который нужно проводить содержательно, потому что досуг является очень важным фактором, влияющим в том числе на духовную жизнь человека.
Казалось бы, что процесс приобретения материальных средств полностью соответствует потребностям человека, но это происходит до определенного времени. В какой-то момент жизни человек теряет способность ответить на вопрос: нужно мне это или нет? Что это — похоть плоти, как говорит христианская аскетика, когда плоть порабощает разум? Это движение инстинкта или мой сознательный выбор приобретать все больше и больше, и больше, и больше? Процессу приобретения материальных благ нет предела — вот в чем трагедия. Можно купить один дом, два дома, три; одну яхту, две, три. Мы же знаем, что происходит: один самолет, второй, третий, затем снабдить их системой противовоздушной обороны и так далее — можно ведь любые фантазии реализовывать.
Но что это означает по отношению к обществу, в котором ты живешь, по отношению к неимущим людям? Как этот способ безудержного удовлетворения своих страстей влияет на твою собственную жизнь? Получается, что я уже второй раз буду цитировать одного олигарха. Я спросил этого очень богатого человека: «Скажите, пожалуйста, а Вы испытываете удовольствие от того, что приобретаете новую вещь?» Он даже не понял, о чем я его спросил. Я уточнил: «Ну, вот Вы что-то покупаете себе, своим близким, приобретаете какую-то вещь. Вы испытываете удовлетворение от того, что вы ее купили?» Он улыбнулся: «Пожалуй, в тот самый момент, когда подписываю чек». То есть у человека нет даже продолжительного удовлетворения от этого приобретения: он купил и тут же забыл. Простые люди покупают и радуются: зашел в магазин, купил что-то себе простое, например, одежду какую-то, соседям, родственникам показал. Радость у человека от того, что он что-то приятное сделал.
Безудержное потребление убивает эту радость — человек сам себя обкрадывает. И тогда у него возникает совершенно другие «уровни удовлетворения». Некоторые, например, получают удовлетворение от того, какое место в списке журнала «Форбс» они занимают, и переживают как личную трагедию, если в этом списке они опускаются вниз. Каждый играет в свои игрушки, но эти игрушки опасны для человека.
Если все общество встанет на путь безудержного потребления, Земля наша этого не выдержит, не хватит ресурсов. Уже доказано, что если средний уровень потребления всего мира будет таким, как сейчас в Соединенных Штатах, то основных ресурсов хватит на сорок-пятьдесят лет. Это означает, что Земля не способна поддерживать такой цивилизационный проект. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. Тогда что есть эти колоссальные имущественные диспропорции между богатыми и бедными? Это грех.
И вот в этом смысле кризис может многому научить: он может научить людей сдержанности, он может научить людей рачительно относиться к своим финансовым возможностям. В связи с этим я выскажу мысль, может быть, неожиданную для этой аудитории: очень важно научиться христианской аскезе. Аскеза — это ведь не жизнь в пещере и постоянный пост, аскеза — это способность регулировать в том числе и свое потребление идеями и состоянием своего сердца. Аскеза — это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством обладали и богатые, и бедные. Таков ответ Церкви: мы должны научиться управлять своими инстинктами, своими страстями, и тогда цивилизация, которую мы построим, не будет цивилизацией потребления.
ИСТОЧНИК: из интервью газете «Известия», 12 мая 2009 года
http://www.patriarchia.ru/db/text/642516.html
|
О культуре |
"...Когда мы говорим о церковной или религиозной культуре, мы чаще всего понимаем под этим словом субкультуру, связанную с той или иной религиозной традицией. Например, православная субкультура предполагает определенную, говоря современным языком, моду на одежду, предполагает определенный образ жизни. Особенно когда вы посещаете храм: стоят женщины в платочках, длина юбки соответствующая, ну и человек ведет себя соответствующим образом. И вот людям иногда кажется, что религиозная культура — это либо произведения о Боге, о Церкви, либо некий определенный образ жизни. Этот образ жизни бывает очень сложно воспринять человеку, который в этой культуре не рожден, и чаще всего такие люди говорят: «Я неверующий человек».
А на самом деле речь идет о том, что человек принадлежит другой культуре. Большинство людей среднего и старшего возраста родились в Советском Союзе, были воспитаны в советской школе, оказались под сильным влиянием идеологии. В какой-то момент они изменили этим взглядам — просто под влиянием реальной жизни, а вот войти в церковную культуру не смогли. Это не так просто. Даже многие люди, положительно отвечающие на вопрос, есть Бог или нет, не могут в церкви перекреститься, потому что были воспитаны иначе.
Вот поэтому, когда мы говорим о религиозной культуре, нужно говорить не только о культуре, связанной с той или иной религиозной традицией, но и о некоем мировоззренческом основании культуры. Ведь «культ» и «культура», слова латинского происхождения, которые означают «поклонение» и «возделывание», имеют один корень. Возделывание чего? Например, грядки, поля. Вот поле — незасеянное, совершенно дикое. Приходит человек и начинает вспахивать это поле, культивировать, и вместо диких растений на этом поле произрастают злаки или фруктовые сады. То же самое происходит и с внутренним состоянием человека. Культура — это способ, средство возделывания человеческой личности. Что значит «возделывания»? Для чего возделывают поле? Для того чтобы с этого поля собирать плоды, то есть то, что нельзя получить в дикой природе — таким образом, мы совершенствуем природу.
Вот я и говорю о том, что все мы должны быть соработниками Бога, чтобы усовершенствовать этот мир. Такой процесс совершенствования мира — это и есть культивирование этого мира. Если в результате культурного действия человек становится чище, светлее, обостряется его нравственное чувство; если он яснее видит различие между добром и злом; если у него возникает желание помогать другому человеку, наступить на горло собственной песне, разрушить свой эгоизм — то, несомненно, такая культура является религиозной, потому что она совпадает с Божиим замыслом.
При всем этом в том или ином произведении такой культуры (если речь идет о литературном произведении) может ни разу не упоминаться слово «Бог» — как, например у Пушкина. А может и упоминаться слово «Бог» — помните стихотворение «Пророк»? Оно принадлежит к светской или религиозной культуре? Конечно, к религиозной, как и все его творчество, за каким-то, может быть, исключением. Вот там, где мы видим культуру как силу и средство возвышения человеческой личности, — там собственно культура. А всякая такая культура, ориентированная на эту Божественную цель, религиозна по своей природе вне зависимости от того, называем мы ее религиозной или нерелигиозной.
И вот еще о чем можно сказать в связи с этим. Конечно, культура религиозных традиций включена в эту Культуру с большой буквы. А если культура не культивирует, а разрушает? Иногда я наблюдаю по телевизору собрание молодежи, на котором люди просто теряют человеческий облик под звуки той или иной музыки. Были случаи, когда я посещал такого рода собрания молодежи и видел их лица… Когда после такого собрания идешь по площади и видишь десятки шприцов и разбитые бутылки с алкоголем — такое впечатление, что ты в грязном хлеву. Вот это что — культура или антикультура? Любое действие, которое называется культурным, но которое раскрепощает человеческий инстинкт, страсть, провоцирует агрессивность, разрушает нравственные идеалы семьи, любви, верности, — это не культура, это антикультура.
Поэтому для меня нет понятия религиозной или нерелигиозной культуры. Для меня есть понятие культуры как процесса культивации, возвышения человеческой личности навстречу тем целям, которые Бог поставил перед нами, а значит, навстречу Богу — вне зависимости от того, сознает автор или не осознает свою принадлежность к вере. Если он живет в Божественной системе ценностей, он творит религиозную культуру. А есть антикультура, дьявольская культура, которая разрушает человека — не культивирует его, а превращает в животное, в зверя.
Сегодня вопрос о культуре — это вопрос о нашем будущем, потому что мы живем в условиях свободы. Не существует никакой цензуры, каждый выбирает то, что он выбирает. И, к сожалению, иногда средства массовой информации создают стереотипы, которые усваиваются массовым сознанием, в том числе молодежью, как пример, как идеал. Я не хочу называть никаких телепередач, но, думаю, вы поймете, о чем идет речь. Существует несколько передач на наших каналах, которые без отвращения ни один нормальный человек смотреть не может — когда самое низменное, гаденькое, пошлое, безграмотное показывается всему миру. Потом смотришь — дети в школе начинают повторять эти интонации, которые являются не интонациями русского языка, а безобразным подражанием английскому. И если мы будем и дальше действовать таким образом, тогда вместо культивации будет происходить распад человеческой личности, а там, где распад — там смерть. Благодарю за внимание..."http://www.patriarchia.ru/db/text/1176977.html
|
Доверять, или проверять? |
Не так давно русскоязычная блогосфера с жаром обсуждала информацию о
том, что Патриарх Кирилл обратился к киевским властям с просьбой о
переименовании улицы Ивана Мазепы, на которой расположена Киево-
Печерская лавра, в Лаврскую улицу.
Кому-то инициатива Патриарха понравилась, кто-то счел ее
вмешательством в дела государства. А недавно в одном из блогов было
проведено расследование, которое показало, что Патриарх Кирилл к
киевским властям вообще не обращался
http://4asoslov.livejournal.com/ .Да и проблема улицы Мазепы существует уже почти три года.
Указанное расследование интересно тем, что демонстрирует механизм
изготовления подобных "новостей". Все-таки проверка подлинности
информации должна стать правилом любого серьезного журналиста или
блогера.
47216.html
|
Церковь и государство |
|
О СТРАДАНИИ (размышление над словами из Послания апостола Павла) |
"...Cовершенно случайно на сегодняшний день выпало чтение из послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 5, 1-10), в котором мы находим слова огромной силы и глубочайшего смысла, имеющие прямое отношение и к тому месту, где мы находимся. Апостол Павел говорит: "Будем хвалиться не только благодатью Божию, которую получаем, но и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения мудрость, от мудрости надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь входит в сердца наши силой Святого Духа".
Для многих людей эта фраза малопонятна. Как можно хвалиться скорбями? Как можно хвалиться страданием? Люди хвалятся зарплатой, достатком, красивым домом, красивой одеждой, высоким положением в обществе, хорошей машиной. Но апостол говорит, что надо хвалиться страданиями, потому что ни достаток, ни машина, ни одежда, ни все то, чем мы хвалимся, не развивает в нас ни одной добродетели. Если бы это было так, то об этом было бы непременно сказано в Слове Божием. Однако нигде не говорится: "становитесь богатыми, потому что у вас будет то-то и то-то в вашей жизни" напротив, апостол говорит: "Будем хвалиться скорбями, зная, что от скорби происходит терпение". А терпение это величайшая добродетель, это очень важное измерение внутренней жизни человека. Без терпения человеческая личность не может состояться ни в большом, ни в малом: начиная с детского сада, со школы и кончая зрелым возрастом, старостью, болезнями и предсмертным состоянием везде требуется терпение как проявление внутренней силы человека. "От скорби происходит терпение" не от того образа жизни, который для многих сейчас кажется таким привлекательным.
"А от терпения происходит мудрость" это уж совсем неоспоримо и настолько значимо, что об этом должен задуматься каждый человек и верующий, и неверующий, и церковный, и малоцерковный. Каждый хочет быть мудрым, потому что от мудрости, в том числе, зависят и благополучие, и успех. Только мудрость помогает человеку сбалансировать свои отношения с окружающими, говорить и делать так, чтобы слова и дела отражались в жизни других людей. Мудрость это великая сила, помогающая человеку жить и устроять жизненное пространство вокруг себя. "От терпения мудрость+" Сказал бы апостол Павел: "от книг мудрость, от образования мудрость" но не сказал же так! Это не значит, что не нужно читать книг, не нужно получать образование, но это означает, что подлинная мудрость рождается в глубине жизненного опыта, когда человек не сдается перед жизненными обстоятельствами, когда он умеет воспринимать их с терпением, применяя свой интеллект и свои духовные силы. Но ведь в сегодняшнем чтении мудрые слова апостола Павла не оканчиваются словом "терпение" он говорит, что от терпения происходит надежда.
А что нам нужно больше, чем надежда? Ничто. Потому что даже самые благополучные и самые могущественные люди в жизни своей проходят через множество испытаний, когда неизвестно, куда "кривая выведет", неизвестно, что произойдет. Это касается не только отдельных личностей это касается всего человеческого сообщества. Мы живем надеждой, несмотря на страхи. Мы живем надеждой, несмотря на ужасающие репортажи новостных передач. Мы живем надеждой, несмотря на физические катаклизмы. Мы живем надеждой, несмотря на многие скорби. От терпения происходит надежда, потому что терпение это реальный жизненный опыт преодоления трудностей. Человек знает, как эти трудности преодолевать, он точно знает, какой должна быть его жизненная позиция, и именно поэтому через терпение мы обретаем надежду.
Но завершает апостол Павел свои дивные слова, которые мы сегодня слышали, совершенно удивительным заявлением: "надежда не посрамляет человека". Все может посрамить и скорби, и терпение, и мудрость, а вот надежда не посрамляет, не постыжает потому что любовь Божия излилась в сердца наши силой Святого Духа. Надежда это то, что нельзя произвести усилием воли. Надежда это то, что нельзя произвести силой интеллекта. Надежда это Божий дар, так же, как и любовь, которая изливается в наши сердца силой Духа Святого.
Наверное, этот текст хорошо знали те, кто построил этот дивный храм. Эти дивные слова: "будем хвалиться не только благодатию Божиею, но и скорбями, потому что от скорби происходит терпение, от терпения мудрость, от мудрости надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия изливается в сердца силою Святого Духа" (см. Рим. 5, 2-5) нужно написать, как девиз, в каждой больнице, в каждом месте скорби там, где люди борются за жизнь, где они преодолевают огромные трудности. Вот и замкнулась цепь, и все стало ясно: только та скорбь, только те терпение и мудрость, которые формируются в природе человека силой Божественной благодати, приводят нас к надежде, а значит, к радости бытия.
Дай Бог, чтобы эти слова хорошо помнили врачи, которые здесь работают, медсестры, технический персонал и особенно пациенты. Прозревая смысл этого апостольского послания, наши предки и строили храмы в больницах, в странноприимных домах, в тюрьмах везде, где человек лицом к лицу сталкивается со скорбью..."
Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Троицы Живоначальной при б. Шереметевском странноприимном доме (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского)
http://www.patriarchia.ru/db/text/1180789.html
Фото: http://www.patriarchia.ru/db/text/1180381.html
|
О СТРАДАНИИ (размышление над словами из Послания апостола Павла) |
О СТРАДАНИИ (размышление над словами из Послания апостола Павла)
"...Cовершенно случайно на сегодняшний день выпало чтение из послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 5, 1-10), в котором мы находим слова огромной силы и глубочайшего смысла, имеющие прямое отношение и к тому месту, где мы находимся. Апостол Павел говорит: "Будем хвалиться не только благодатью Божию, которую получаем, но и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения мудрость, от мудрости надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь входит в сердца наши силой Святого Духа".
Для многих людей эта фраза малопонятна. Как можно хвалиться скорбями? Как можно хвалиться страданием? Люди хвалятся зарплатой, достатком, красивым домом, красивой одеждой, высоким положением в обществе, хорошей машиной. Но апостол говорит, что надо хвалиться страданиями, потому что ни достаток, ни машина, ни одежда, ни все то, чем мы хвалимся, не развивает в нас ни одной добродетели. Если бы это было так, то об этом было бы непременно сказано в Слове Божием. Однако нигде не говорится: "становитесь богатыми, потому что у вас будет то-то и то-то в вашей жизни" напротив, апостол говорит: "Будем хвалиться скорбями, зная, что от скорби происходит терпение". А терпение это величайшая добродетель, это очень важное измерение внутренней жизни человека. Без терпения человеческая личность не может состояться ни в большом, ни в малом: начиная с детского сада, со школы и кончая зрелым возрастом, старостью, болезнями и предсмертным состоянием везде требуется терпение как проявление внутренней силы человека. "От скорби происходит терпение" не от того образа жизни, который для многих сейчас кажется таким привлекательным.
"А от терпения происходит мудрость" это уж совсем неоспоримо и настолько значимо, что об этом должен задуматься каждый человек и верующий, и неверующий, и церковный, и малоцерковный. Каждый хочет быть мудрым, потому что от мудрости, в том числе, зависят и благополучие, и успех. Только мудрость помогает человеку сбалансировать свои отношения с окружающими, говорить и делать так, чтобы слова и дела отражались в жизни других людей. Мудрость это великая сила, помогающая человеку жить и устроять жизненное пространство вокруг себя. "От терпения мудрость+" Сказал бы апостол Павел: "от книг мудрость, от образования мудрость" но не сказал же так! Это не значит, что не нужно читать книг, не нужно получать образование, но это означает, что подлинная мудрость рождается в глубине жизненного опыта, когда человек не сдается перед жизненными обстоятельствами, когда он умеет воспринимать их с терпением, применяя свой интеллект и свои духовные силы. Но ведь в сегодняшнем чтении мудрые слова апостола Павла не оканчиваются словом "терпение" он говорит, что от терпения происходит надежда.
А что нам нужно больше, чем надежда? Ничто. Потому что даже самые благополучные и самые могущественные люди в жизни своей проходят через множество испытаний, когда неизвестно, куда "кривая выведет", неизвестно, что произойдет. Это касается не только отдельных личностей это касается всего человеческого сообщества. Мы живем надеждой, несмотря на страхи. Мы живем надеждой, несмотря на ужасающие репортажи новостных передач. Мы живем надеждой, несмотря на физические катаклизмы. Мы живем надеждой, несмотря на многие скорби. От терпения происходит надежда, потому что терпение это реальный жизненный опыт преодоления трудностей. Человек знает, как эти трудности преодолевать, он точно знает, какой должна быть его жизненная позиция, и именно поэтому через терпение мы обретаем надежду.
Но завершает апостол Павел свои дивные слова, которые мы сегодня слышали, совершенно удивительным заявлением: "надежда не посрамляет человека". Все может посрамить и скорби, и терпение, и мудрость, а вот надежда не посрамляет, не постыжает потому что любовь Божия излилась в сердца наши силой Святого Духа. Надежда это то, что нельзя произвести усилием воли. Надежда это то, что нельзя произвести силой интеллекта. Надежда это Божий дар, так же, как и любовь, которая изливается в наши сердца силой Духа Святого.
Наверное, этот текст хорошо знали те, кто построил этот дивный храм. Эти дивные слова: "будем хвалиться не только благодатию Божиею, но и скорбями, потому что от скорби происходит терпение, от терпения мудрость, от мудрости надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия изливается в сердца силою Святого Духа" (см. Рим. 5, 2-5) нужно написать, как девиз, в каждой больнице, в каждом месте скорби там, где люди борются за жизнь, где они преодолевают огромные трудности. Вот и замкнулась цепь, и все стало ясно: только та скорбь, только те терпение и мудрость, которые формируются в природе человека силой Божественной благодати, приводят нас к надежде, а значит, к радости бытия.
Дай Бог, чтобы эти слова хорошо помнили врачи, которые здесь работают, медсестры, технический персонал и особенно пациенты. Прозревая смысл этого апостольского послания, наши предки и строили храмы в больницах, в странноприимных домах, в тюрьмах везде, где человек лицом к лицу сталкивается со скорбью..."
Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Троицы Живоначальной при б. Шереметевском странноприимном доме (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского)
http://www.patriarchia.ru/db/text/1180789.html
|
О единстве русской Палестины |
"...Для того, чтобы добиться большей консолидации во взаимодействии Русской духовной миссии Московского Патриархата и Зарубежной Церкви, мы сейчас приступили к консульциям по вопросу выработки нового положения о присутствии Русской Православной Церкви на Святой Земле. Цель положения- координировать взаимодействие представителей Московского Патриархата..."
Из выступления Патриарха Кирилла на первой конференции Императорского православного палестинского общества, 10 июня 2010
http://www.patriarchia.ru/db/text/1179274.html
|
O духовном возрождении |
Задача, которая сегодня стоит перед Церковью, — дать возможность этой мощной корневой системе…»
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утрени в Свято-Успенском соборе Смоленска, 5 июня 2010 года
http://www.patriarchia.ru/db/text/1175472.html
|
|
«…Господь дал нам разум, свободную волю, чувства. Он дал нам Свои законы: живите по этим законам и будете счастливы. Не то что Карелию поднимете — весь мир преобразуете. Но мы не живем! Своим умом живем, и Господь не вмешивается. А вот когда начинаем тонуть, когда врач ставит страшный диагноз, когда семья оказывается накануне распада, когда враг наступает на Родину — вот тогда Господа начинаем будить. И что же? Господь слышит наши вопли. Он говорит нам: «Что вы боитесь, маловеры?» — и помогает.
У нас с вами есть две возможности устраивать жизнь: жить так, будто Бога нет, и жить, осознавая, что Бог есть. И если мы будем жить с сознанием того, что Бог есть, то Бог не будет дремать — Он будет зорко наблюдать за нами, слыша нашу молитву. Это не значит, что, уповая на Бога, можно и не работать, и стать ленивым — мол, Бог поможет. Не поможет Господь! Господь помогает тем, кто постоянно Его побуждает живой и усердной молитвой и одновременно сам умеет управлять лодкой во время шторма…»
4 июня, 2010, Карелия
http://www.patriarchia.ru/db/text/1175030.html
|
|
Александр Щипков, помощник Председателя Совета Федерации
Как Вы оцениваете кадровую политику Патриарха?
За кадровой политикой Патриарха наблюдают десятки глаз экспертов, сотни глаз церковных сотрудников, которых она напрямую касается, и, конечно, тысячи глаз верующих, которые обсуждают действия Предстоятеля. Как-то в межвыборный период на исповеди я посетовал на свою чрезмерную погруженность в обсуждение кандидатур на патриаршество. Священник ответил мне, что такого рода мысли нормальны и обеспокоенность, может быть, даже страстность, естественна для членов Церкви, ожидающих прихода своего нового Патриарха. Соответственно, любые кадровые перестановки, осуществляемые первым лицом Церкви, также вызывают оправданный интерес.
Можно ли мирянину оценивать эти перестановки в Церкви?
Разумеется, можно оценивать и выносить свое суждение, потому, что назначение той или иной фигуры непосредственно касается нашей жизни. Например, Патриарх, как правящий епископ Москвы, назначает на некий приход нового настоятеля. Это немедленно отражается на жизни всей общины и порой провоцирует болезненную реакцию прихожан. В последние десятилетия подобные перемещения были часты и вызывали жалобы – паства просила того или иного священника вернуть или, наоборот, перевести в другой храм. И Патриарх Кирилл, недавно выступая перед архиереями, помимо всего прочего, обратил их внимание на эту тему и просил аккуратнее подходить к кадровыми перестановкам духовенства. Эти рекомендации Святейшего суть ни что иное как влияние на кадровую политику всей Церкви через правящих архиереев.
Широко обсуждаемая тема – назначение новых епископов и глав синодальных отделов…
Здесь налицо явное новаторство. Бюрократическая структура Церкви была сильно изменена, подстраиваясь под новые задачи. Появились новые синодальные отделы, новые викарные архиереи, Межсоборное присутсвие. Первое, что бросается в глаза, это «омоложение» состава на многих ключевых постах. Достаточно назвать блестящего управленца владыку Сергия Солнечногорского. Или взять, например, Смоленскую епархию, столь дорогую сердцу Патриарха Кирилла. Он доверил её молодому деятельному человеку, с опытом международной работы и преданному Церкви - епископу Феофилакту. Рискует Патриарх? Возможно. Ведь Смоленская епархия всегда стояла и стоит на перекрестке политических баталий. Однако Патриарх Кирилл и сам когда-то возглавил Выборгскую кафедру в 27 лет. И теперь он принимает решение назначить ряд молодых архиереев и загрузить их огромным количеством работы. А дальше мы с вами будем судить по плодам.
Где-то молодым дорога, а где-то иной пример. Владыка Варсонофий. Человек с огромным управленческим и жизненным опытом и безупречной пастырской репутацией, назначен управляющим делами Московской Патриархии. Поговаривают, что не последнюю роль в этом выборе сыграли личные особенности характера митрополита: доброта и природная здравость ума.
Еще один пример – глава новообразованного отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин. Патриарх выделяет новый важный узел (общественно-политическая «мясорубка» России и СНГ) и направляет на него маститого протоиерея с гигантским кругом общения. Интеллигента, никогда не повышающего голоса, но умеющего очень жестко отстаивать интересы православия и просчитывать переговоры на много шагов вперед. Или тот же Синодальный информационный отдел, который привлек всеобщее внимание светской аудитории. Главой отдела, а это фактически епископская должность, назначен мирянин. Здесь, конечно, сыграла роль сама личность журналиста Владимира Легойды, которого знают все: от рядовых читателей до Президента. И теперь мы особенно пристально наблюдаем, как освещается в прессе жизнь Церкви, ведь во многом внешнее впечатление о ней складывается через СМИ. Наша Церковь очень активна, деятельна, в то время как в прессе еще некоторое время назад складывался лубочно-сусальный образ фольклорной организации. А сейчас об этом уже никто и не вспомнит. Это результат «прагматичной» кадровой политики Патриарха.
- Всегда ли мы можем правильно оценить кадровые перестановки?
- В любых кадровых перемещениях есть вещи, которые внешний наблюдатель не понимает, не видит. Скажем, на ответственный пост ставится некая фигура. Она не вызывает положительных эмоций у народа, но есть определенная стратегическая задача, которую можно решить этим назначением. Задача, предположим, не публичная, и о ней знает ограниченный круг лиц. Это абсолютно нормальная и даже необходимая практика.
Так что по кадровой политике в какой-то степени можно судить о планах Патриарха, о его видении церковных проблем и методике их решения.
|
О современных технологиях |
"...Если раньше человек зависел от своего физического здоровья, от своего ума, от того, насколько были крепки его руки и ноги, то сегодня он в значительной мере не зависит от себя, а является частью огромной схемы, огромной технологической сети, которая работает по своим законам — работает хорошо, а может и сорваться. Мы каждый день видим по телевизору то, что происходит в Мексиканском заливе. Разве там не было высоких технологий? Разве там не добывают нефть самые лучшие специалисты? Не говоря уже о том, что какой-то небольшой вулкан в Исландии парализовал воздушное движение почти во всем Северном полушарии, а если еще один взорвется где-нибудь на Дальнем Востоке, а один в Африке — что будет означать наш высокотехнологичный век?
Современным людям свойственно, и по праву свойственно гордиться результатами своих изобретений и своего труда, но эта гордость должна быть не надменной гордостью язычника, а мудрым христианским отношением, проникнутым упованием на волю Божию. Мы должны восхищаться нашими достижениями, одновременно не умаляя, а усиливая молитву о роде человеческом. Только тогда и будет стабильность — и в мире, и в России, тогда и будет надежда на то, что результаты человеческого труда и человеческого разума не погубят, а помогут людям, если человеческие усилия будут оплодотворяться Божественной благодатью..."
Из слова Патриарха Кирилла в городе Десногорске, 5 июня 2010 года
|
Несколько слов о пьянстве |
|
Церковь откроет музеи с иконами |
|
Патриарх Кирилл: оценка обществом и реальное влияние |
|
Патриарх о клерикализации |
|
Троица, визит Патриарха Варфоломея - материал "Вести.Ру" |
|
Папа и Кирилл, встреча возможна |
Наступила новая фаза в отношениях между католической и русской православной церквями. Кажется, пришло время для встречи Папы Бенедикта XVI и Патриарха Русской православной церкви Кирилла. "Я думаю, что эта встреча возможна", - сказал митрополит Илларион, "министр иностранных дел" московского Патриарха в ходе пресс-конференции, посвященной "Дням русской культуры и духовности в Ватикане".
Он признал, что трудности остаются, особенно в отношении униатов (православных, вернувшихся в лоно католической церкви) Западной Украины. В этом регионе остается открытым вопрос о собственности тысяч культовых зданий, конфискованных у католиков Сталиным в 1946 году и переданных православной промосковской церкви.
Все же время стерло острую неприязнь, и первая в истории встреча между римским понтификом и русским Патриархом после раскола церквей в 1054 году не представляется более невозможной. "Мне хотелось бы, чтобы эта встреча произошла именно между Патриархом Кириллом и Папой Бенедиктом XVI", - заметил Илларион.
По его словам, диалог между церквями развивается, а времена и люди изменились. Между прочим, Папа уже встречался с Кириллом, но до того, как последний стал московским патриархом. Поэтому предстоящая встреча - это совсем другое дело. "Отношения между нашими церквями не могут остановиться в развитии из-за теологических расхождений, принадлежащих прошлому", - подчеркнул Илларион. "Сегодня и католики, и православные сталкиваются с одинаковыми трудностями, а именно со снижением значения христианских ценностей в традиционно христианских странах".
Диалог между Ватиканом и Московским Патриархатом должен развиваться именно в русле восстановления этих общих христианских ценностей. Митрополит подчеркнул, что Патриархат с удовлетворением воспринял выборы Бенедикта XVI Папой, потому что он разделяет его позиции по поводу значения морали и продвижения традиционных христианских ценностей.
Кардинал Вальтер Каспер, президент Папского Совета за объединение христиан подтвердил желание Ватикана и Бенедикта XVI достигнуть этого исторического этапа в отношениях. По мнению Каспера, встреча между Римским Папой и русским Патриархом послужит всему миру свидетельством того, что главы двух церквей занимают одни и те же позиции в вопросах морали.
Именно этим целям служат "Дни русской культуры и духовности в Ватикане", инициатива, претворенная в жизнь двумя ведомствами Ватикана, Папским Советом за объединение христиан и министерством культуры, возглавляемым монсиньором Джанфранко Равази вместе с Московским Патриархатом.
"Мы являемся свидетелями возникновения новых отношений между вселенскими церквями", - прокомментировал Каспер. Эти события завершатся завтра во второй половине дня концертом в зале Павла VI под эгидой патриарха Кирилла и Папы Бенедикта XVI, в течение которого среди других произведений будет исполнена симфония, сочиненная Илларионом.
"Искусство, музыка и культура в целом играют важнейшую роль как в распространении христианских ценностей, так и в преодолении политических и дипломатических разногласий", - заключил митрополит Илларион.
|