ОБЕД У ФАРИСЕЯ
ЛУКИ 11:37—54
ИИСУС ОСУЖДАЕТ ЛИЦЕМЕРНЫХ ФАРИСЕЕВ
Иисус продолжает свое служение в Иудее. Один фарисей приглашает его на обед (Луки 11:37, 38). Перед едой фарисеи совершают ритуальное омовение рук до локтей. Но Иисус этого не делает (Матфея 15:1, 2). Хотя такое мытье рук не нарушает Божий Закон, Бог не требует совершать этот ритуал.
Фарисей удивляется тому, что Иисус не следует традиции. Заметив это, Иисус говорит: «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» (Луки 11:39, 40).
В мытье рук перед едой нет ничего предосудительного. Все дело — в религиозном лицемерии. Фарисеи и другие, отдавая дань традиции, омывают руки, но не очищают свои сердца от нечестия. Поэтому Иисус призывает их: «Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть: тогда все будет у вас чисто» (Луки 11:41). Насколько же это верно! К дарению должно побуждать исполненное любви сердце, а не желание произвести на других впечатление своей мнимой праведностью.
Нельзя сказать, что дарение чуждо этим людям. Иисус отмечает: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.( т.е. справедливостью и любовью к Богу пренебрегаете)» (Луки 11:42). Божий Закон требовал платить десятину (или десятую часть) от урожая (Второзаконие 14:22). Это касалось также мяты и руты — растений, которые использовались в качестве приправ. Фарисеи скрупулезно платили десятину с этих трав, но помнили ли они о более важных требованиях Закона? Например, были ли им присущи справедливость и скромность перед Богом? (Михей 6:8).
Иисус продолжает: «Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Луки 11:43, 44). Если человек наткнется на такую могилу, он станет ритуально нечистым. На этом примере Иисус хочет показать, что нечистота фарисеев не видна на первый взгляд (Матфея 23:27).
Один человек, сведущий в Законе Бога, обижается: «Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь». Однако эти люди не понимают, что не оказывают народу той помощи, какую должны оказывать. Иисус поясняет: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрогиваетесь до них.Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши» (Луки 11:45—47).
Ноши или бремена, о которых говорит Иисус,— это устные традиции и фарисейское толкование Закона. Эти люди не облегчают народу жизнь, а напротив, требуют соблюдать предписания, ставшие тяжким бременем. Их предки убивали Божьих пророков, начиная с Авеля. Те же, кто строят памятные склепы пророкам — и тем самым, как может показаться, чтят их,— имеют тот же образ мыслей и творят такие же дела, что и их предки. Они даже хотят убить величайшего Божьего Пророка. По словам Иисуса, Бог призовет это поколение к ответу, что и произойдет примерно 38 лет спустя, в 70 году н. э.
Далее Иисус говорит: «Горе вам, сведущие в Законе, потому что вы забрали ключ к знанию. Вы сами не вошли и тем, кто хотел войти, помешали!» (Луки 11:52). Эти люди, которые должны разъяснять значение Божьего Слова, на самом деле лишают народ возможности знать и понимать его.
Как на сказанное Иисусом реагируют фарисеи и книжники? Они злятся и, когда он собирается уходить, засыпают его вопросами. Ими движет не тяга к знаниям: они хотят поймать его на слове — вынудить сказать нечто такое, за что его можно было бы взять под стражу.
jy гл. 76 с. 178—с. 179, с абз. 2
Использован синодальный перевод стихов библии