От Лахденпохьи до Шахрисабза: что посмотреть на новых панорамах |
Каждой весной панорамомобили Яндекса отправляются в дорогу: обновлять старые панорамы и фотографировать новые места. Чтобы получить хорошие снимки, нужны тёплая сухая погода и длинный световой день — поэтому съёмочный сезон обычно длится с апреля по середину осени. В прошлом году за это время мы засняли больше 120 городов и посёлков в трёх странах: России, Беларуси и Узбекистане.
Где проходили съёмки в 2019 году. Синим цветом на карте отмечены города, панорамы которых обновились, красным цветом — города, отснятые впервые. Масштаб карты можно изменять.
На новых панорамах много интересного. В этом посте мы собрали самые красивые и необычные места, в которых довелось побывать съёмочным группам.
Северный Кавказ
Осенью панорамомобили совершили большую поездку по Северному Кавказу. Они обновили снимки Ставрополья и Кабардино-Балкарии, а также впервые сфотографировали города Ингушетии, Чечни и Северной Осетии.
Самые захватывающие виды открываются в горах: снежные склоны, озёра, водопады, древние каменные постройки и маленькие селенья в долинах. Снимки Северного Кавказа — пожалуй, одни из самых красивых панорам, доступных на Яндекс.Картах.
Что ещё посмотреть: карстовое Секретное озеро в долине реки Черек; канатную дорогу на Поляне Азау и село Нейтрино в Приэльбрусье (название — по расположенной рядом Баксанской нейтринной обсерватории); Чегемские водопады; высокогорное озеро Кезенойам.
Малые города
География съёмок с каждым годом всё обширнее. Если когда-то панорамы были доступны только для столиц и областных центров, то сейчас съёмочные группы всё чаще заезжают в небольшие города и даже сёла. У таких мест — своя прелесть.
Что ещё посмотреть: плотину Красноярской ГЭС в Дивногорске; музей первого полёта на родине Гагарина; лютеранскую кирху в Лахденпохье; берег Оки в Тарусе; артиллерийские установки в форте "Красная Горка"; паровоз Л-1765 в Бугульме; Благовещенский собор в Киржаче.
Театральные и концертные залы
Мы каждый год пополняем коллекцию интерьерных снимков. Теперь на Картах есть панорамы театральных и концертных залов Москвы и Санкт-Петербурга — прежде чем брать билеты, можно оценить, насколько хорошо видно сцену из разных точек.
Что ещё посмотреть: Российский академический молодёжный театр; Московский академический театр сатиры; Московский государственный академический театр оперетты; Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии; Белый зал СПбПУ.
Города Узбекистана
Съёмки панорам прошли в октябре–ноябре: в это время в Узбекистане нет изнуряющей жары, а свет по-осеннему мягок. Панорамомобиль проехал по улицам Ташкента, а также побывал в Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе, Шахрисабзе и других древних городах — некоторым из них больше двух с половиной тысяч лет.
Что ещё посмотреть: залы музея искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе; новый городской парк в Ташкенте; площадь Регистан в Самарканде; караван-сараи в Старой Хиве; цитадель Арк в Бухаре.
Аральское море
Когда-то Аральское море — оно находится на границе Казахстана и Узбекистана — было четвёртым в мире озером по площади водного зеркала. В 1960-х уровень воды начал снижаться, и с годами Арал катастрофически обмелел. Там, где раньше было морское дно, сейчас формируется новая пустыня — Аралкум.
Портовый Муйнак, который получил статус города в 1963 году, когда-то стоял на побережье Арала. С тех пор море отступило от города на десятки километров.
Что ещё посмотреть: окрестности Судочьего озера; солончак Барсакельмес на плато Устюрт; городища Джанпык-Кала и Кургашин-кала; Нижне-Амударьинский биосферный резерват.
Узбекистан стал седьмой по счёту страной, панорамы которой доступны на Картах, — после России, Украины, Беларуси, Казахстана, Армении и Турции.
http://yandex.ru/blog/company/ot-lakhdenpokhi-do-shakhrisabza-chto-posmotret-na-novykh-panoramakh
Метки: панорамы |
«На самом деле нет»: пять заблуждений о стажировках в Яндексе |
Мы открыли набор на летнюю стажировку. Впереди ещё месяц зимы, но время идёт быстро — если вам интересно попробовать себя в Яндексе, лучше не тянуть до 31 мая, а подать заявку заранее и неспешно подготовиться. В этом году стажёрам есть из чего выбрать: на лето у нас открыты вакансии для начинающих разработчиков, аналитиков и специалистов по машинному обучению.
Дверь в лето
Чтобы стать стажёром, нужно определиться, чем именно вы хотите заниматься, заполнить анкету и пройти отбор из двух этапов: тестовое задание и серия собеседований. Тестовое задание можно сделать из дома; собеседования мы обычно проводим в офисе Яндекса или по скайпу.
Каждый год мы получаем несколько тысяч заявок на прохождение стажировки и отвечаем на десятки тысяч вопросов. О некоторых вещах спрашивают постоянно, из года в год. В этом тексте мы решили собрать и опровергнуть самые распространённые заблуждения, о которых мы узнали от будущих стажёров.
1. Стажировка в Яндексе и учёба на дневном несовместимы
Большинство стажёров — как раз студенты дневных отделений технических вузов. Все они успешно совмещают стажировку в Яндексе с учёбой. Собственно, вся программа стажировок составлена так, чтобы человек успевал и работать, и учиться.
Стажировки бывают двух видов: летние и "всесезонные". Летние, как понятно из названия, проходят летом. Это не означает, что выходить надо строго первого июня и ни днём позже. Большинство летних стажёров приступают к работе в конце июня или начале июля, после сессии. Поскольку ходить в институт больше не надо, они работают полный день и вообще живут жизнью, максимально приближенной к жизни обычных сотрудников Яндекса. Если на стажировке вы хотите не только набраться опыта, но посмотреть на компанию изнутри, это лучший вариант.
На "всесезонную" стажировку можно выйти в любое время года. У таких стажёров индивидуальные графики. Кто-то работает 20, а кто-то 30 часов в неделю. Одни приезжают в Яндекс ежедневно после занятий, другие выходят на полный день, но несколько раз в неделю. Само собой, мы отпускаем стажёров на сессию, на защиту курсовых и по другим важным делам. Так как ребята совмещают работу с учёбой, "всесезонная" стажировка, как правило, длится дольше летней — около полугода.
На стажировку лучше приходить со второго-третьего курса. Первокурсникам может быть сложновато: у них обычно плотное расписание и много домашних заданий.
2. Стажёры работают за "спасибо"
В Яндексе нет учебных задач. Стажёры вместе с сотрудниками компании работают над реальными проектами — в том числе создают новые сервисы и приложения и улучшают те, которыми уже пользуются миллионы людей.
Это важная и интересная работа, и мы убеждены, что она должна оплачиваться. Все стажёры в Яндексе получают зарплату — её размер зависит от навыков человека и его рабочего графика и обговаривается заранее, на собеседовании.
3. На стажировку берут только программистов-олимпиадников
Не будем скрывать, мы любим олимпиадников — у нас стажируются и работают финалисты ICPC и других престижных соревнований по спортивному программированию. Но если вы не можете похвастаться подобными достижениями, ничего страшного. Если бы весь Яндекс состоял только из спортивных программистов, это была бы совсем другая компания.
Базовый набор требований, которые мы предъявляем к стажёрам, — умение программировать, знание основных алгоритмов и хорошая математическая подготовка. Остальное зависит от вакансии. Например, аналитику будут полезны познания в статистике, а разработчику нужно уверенно владеть C++, Python или Java.
4. Стажировку можно пройти только в Москве
Стажёры нужны в разных офисах Яндекса. В этом году набор открыт в восьми городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Сочи, Симферополе и Минске.
Если вашего города нет в списке, это не помеха — можно приехать на стажировку в Москву или Симферополь. Тем, кто прошёл отбор, мы оплатим дорогу и проживание в хостеле. Кстати, от нашего офиса в Симферополе можно за час-полтора доехать до черноморских пляжей — обычно в выходные все так и делают.
5. Меня не возьмут на стажировку, если я давно закончил вуз
Возраст будущих стажёров для нас не имеет значения. В первую очередь мы смотрим на то, что знает и умеет человек. Большинство из тех, кто стажируется в Яндексе, — студенты и недавние выпускники вузов. Но бывает, что человек решил сменить специальность через много лет после окончания института. В таком случае стажировка в Яндексе поможет набраться опыта в новом деле.
Единственное — мы стараемся не брать на стажировку тех, кто ещё учится в школе. Дело не в прикладных умениях — есть школьники, которые дадут фору иным студентам и даже выпускникам вузов, — а в том, что в 15–17 лет совмещать работу и учёбу трудновато. Лучше спокойно закончить школу и приходить на 2–3 курсе.
Узнать, какие вакансии открыты для стажёров и как подготовиться к собеседованию, можно на специальной странице "Стажировки в Яндексе". Если у вас остались вопросы о стажировках, пишите на intern@yandex-team.ru.
http://yandex.ru/blog/company/na-samom-dele-net-pyat-zabluzhdeniy-o-stazhirovkakh-v-yandekse
Метки: наука и образование |
Продолжаем набор в Школу разработки интерфейсов |
Этой весной в Яндексе откроется очередная Школа разработки интерфейсов. Она предназначена для начинающих фронтендеров. Если вам интересно создавать интерфейсы, но пока не хватает знаний и опыта, приходите на занятия. В ШРИ можно многому научиться — и, что немаловажно, это совсем бесплатно.
Занятия в Школе идут три месяца: с 29 февраля по конец мая. Обучение проходит в два этапа. Первый этап — непосредственно учёба. Вы будете слушать лекции ведущих разработчиков Яндекса и выполнять домашние задания. На занятиях не бывает голой теории. Каждая лекция — это наглядный рассказ о том или ином аспекте работы фронтендера, подкреплённый примерами из личного опыта лектора. Атмосфера в ШРИ более чем неформальная: слушатели, как правило, общаются с преподавателями на "ты", а если что-то осталось непонятным, всегда можно поймать рассказчика после занятий или списаться с ним в телеграме.
Второй этап обучения — практический. Вам предстоит поработать над реальным проектом вместе менеджерами и дизайнерами из Яндекса. Работа часто проходит в формате хакатона: ребята собираются и сообща придумывают решение задачи. На этом этапе вы сможете закрепить знания на практике, получить опыт работы в команде и вообще узнать, как устроена жизнь фронтендера в большой IT-компании.
В ШРИ вы приобретёте навыки, которые помогут лучше выполнять нынешнюю работу или найти новую. Возможно, таким новым местом для вас станет Яндекс. Многие выпускники Школы прошлых лет после окончания курса остались у нас и сейчас работают над интерфейсами сервисов и приложений Яндекса.
Набор в ШРИ конкурсный: чтобы стать слушателем, нужно хорошо справиться с тестовым заданием. Оно необходимо для проверки ваших знаний и умений. В Школе не обучают фронтенду с нуля — для успешного освоения программы надо владеть HTML, CSS и JavaScript и иметь минимальный опыт работы с интерфейсами.
Тестовые задания мы принимаем до 19 января. После этого они отправятся на проверку, и в середине февраля мы отправим вам письмо с результатами. Если вы не успеваете в срок, ничего страшного — Школа разработки интерфейсов проводится в Яндексе регулярно, и вы сможете попробовать силы в следующий раз.
Занятия в Школе разработки интерфейсов проходят в московском офисе Яндекса: в будни — по вечерам, в субботу — днём. Жителям других городов, если они успешно справятся со вступительным испытанием, мы оплатим дорогу до Москвы и проживание в хостеле на время занятий. Кроме того, в этом году у нас появился новый, "полудистанционный" формат обучения: можно слушать лекции через интернет, а в Москву приехать только на практический этап. Ваш возраст, род занятий, название вуза, в котором вы получили диплом, да и сам факт наличия диплома для поступления неважны. Главное, на что мы обращаем внимание, — это интерес к созданию интерфейсов и хорошо выполненное тестовое задание.
http://yandex.ru/blog/company/prodolzhaem-nabor-v-shkolu-razrabotki-interfeysov
Метки: наука и образование |
Главные темы 2019 года в поиске Яндекса |
Каждый год в декабре аналитики Яндекса определяют главные темы года. Они изучают поисковые запросы и составляют списки людей, событий, сериалов — в общем, всего того, что было в центре внимания россиян в течение года.
Вот такими, например, получились списки событий и людей, которые в 2019 году заинтересовали жителей России больше всего:
Списки главных спортивных событий, сериалов, фильмов, песен и игр вы найдёте на странице проекта «Темы 2019 года в поиске Яндекса». Там же можно поделиться личными итогами года — выбрать три темы и собрать личную карточку 2019-го.
Как мы определяем темы года
Уровень интереса к той или иной теме можно определить по тому, как часто о ней спрашивают. Но для того, чтобы выявить темы, ставшие актуальными именно в последний год, этот показатель не подходит. Топ, составленный просто по числу запросов, ничего не говорил бы про уходящий год: в список людей каждый год попадали бы те, кого стабильно показывают по телевизору, в список событий — праздники и ежегодные спортивные соревнования.
Поэтому мы смотрим не на общее число связанных с той или иной темой запросов, а на то, как выросло это число по сравнению с прошлым годом. Например, про собор Парижской Богоматери спрашивают каждый год, но в этом апреле, когда в соборе произошёл пожар, число запросов взлетело в разы. Общая масса такой волны, поднимающейся над обычным уровнем интереса, и определяет место темы в топе.
Чтобы найти все запросы на одну и ту же тему, мы используем алгоритм. Он учитывает, из каких слов состоят запросы, когда они были заданы и какие страницы предложил в ответ поиск. Полученные таким образом кластеры проверяются вручную. Важно убедиться, что в кластер не попали запросы на другие темы — например, чтобы не смешался интерес к фильму «Дылда» и сериалу «Дылды».
Полученный список тем ранжируется по величине волны интереса, после чего разбивается на отдельные категории: события, люди, фильмы, сериалы и так далее.
Составление и проверка топов тем года — довольно трудоёмкое дело, поэтому мы начинаем их подготовку заранее, в начале декабря, когда у нас есть данные только за 11 месяцев. В большинстве категорий неполнота периода никак не влияет на результат, однако для составления топов людей и событий мы постарались охватить максимально большой период. В итоге топы фильмов и мультфильмов, сериалов, песен и игр были составлены по запросам, заданным с 1 января по 29 ноября, списки людей и событий — по данным с 1 января по 12 декабря.
Метки: исследования |
«Вега» — большое обновление поиска Яндекса |
Яндекс представил большое поисковое обновление — "Вега". Оно выводит поиск на новый, экспертный, уровень качества и позволяет пользователям мгновенно получать ответы на свои запросы.
"Вега" объединяет более 1500 улучшений в четырёх ключевых направлениях:
1. Повышение качества поиска
С момента запуска поискового обновления "Палех" Яндекс умеет искать не только по словам, но и по смыслу. Это стало возможным благодаря нейронным сетям — они помогают сопоставлять смысл запроса и веб-страниц.
"Вега" открывает новый этап в истории поиска. Теперь нейросети используются уже на стадии составления поисковой базы. С помощью нейросетей Яндекс заранее выявляет в базе близкие по смыслу веб-документы и объединяет их в смысловые кластеры. Когда пользователь задаёт запрос, поиск ищет ответ не во всей огромной базе, а только в кластерах с документами, соответствующими запросу по смыслу.
Смысловые кластеры — основа новой системы хранения веб-документов. Система даёт сразу несколько преимуществ. Теперь поиск понимает, какие кластеры документов релевантны запросу, и для ответа выбирает лучшие веб-страницы из заведомо подходящих. За счёт этого обработка запросов происходит быстрее и требует меньше вычислительных мощностей. Высвобождение ресурсов позволило вдвое увеличить поисковую базу. Теперь Яндекс может находить даже такие страницы, которые могут потребоваться пользователям один или два раза в год.
2. Мгновенные результаты
Задача Яндекса — не только давать исчерпывающие ответы на запросы пользователей, но и делать это максимально быстро.
Чтобы сократить время ожидания ответа, Яндекс внедрил технологию предварительной загрузки результатов поиска — пререндеринга. Она угадывает, каким будет полный текст поискового запроса, в момент, когда человек только набирает первые слова. Пререндеринг позволяет сформировать результаты поиска заранее и показать их пользователю сразу после того, как он нажмёт кнопку "Найти".
На часть запросов Яндекс даёт готовый ответ прямо в подсказках под поисковой строкой, ещё на часть — на странице результатов поиска: человеку не нужно тратить время на переход по ссылкам и просмотр сайтов. За год число запросов, на которые поиск ответил сразу в выдаче, выросло больше чем на 20%.
Владельцам сайтов Яндекс предлагает технологию Турбо-страниц. Это особые версии веб-страниц — они открываются, когда пользователи мобильных устройств переходят на сайт из поиска Яндекса. Загрузка страниц происходит практически моментально. В этом году технологию усовершенствовали: теперь Турбо-страницы загружаются в среднем в 15 раз быстрее обычной мобильной версии сайта. В 75% случаев человек получает нужную ему информацию меньше чем за секунду.
3. Экспертный уровень ответов
Есть темы, в которых сложно разобраться сходу, — нужна подсказка знающих людей. Теперь такие люди помогают Яндексу обрабатывать запросы, на которые невозможно ответить без глубоких познаний в той или иной области.
Во-первых, Яндекс внедрил новый алгоритм ранжирования, для которого ключевым сигналом являются оценки асессоров-экспертов. Такие асессоры появились у поиска в этом году. Все они прошли особый отбор. Каждый асессор-эксперт профессионально разбирается в определённых темах. Например, асессор-сисадмин хорошо знает, что такое [ошибка lvrs64.sys], а асессор-гидролог понимает, как объяснить процесс [образования двухэтажных рек]. Эксперты могут квалифицированно оценить, насколько хорошо веб-страницы отвечают на запросы по их специальности. Оценки асессоров-экспертов имеют больший по сравнению с другими сигналами вес при обучении алгоритма. Такой подход позволил улучшить ранжирование по самым разным — и не только сложным — запросам.
Во-вторых, сегодня Яндекс запустил новый сервис Кью. Он объединяет опыт TheQuestion и технологии Яндекс.Знатоков. Кью привлекает к сотрудничеству экспертов — инженеров, учёных, поэтов, лингвистов, а также представителей различных организаций, от музеев до фитнес-клубов.
Эксперты отвечают на вопросы людей: литературный критик рассказывает о деталях биографии Пушкина, биолог — о прививках, а директор музея Арктики и Антарктики — о том, что нравится тюленям. Кроме того, эксперты верифицируют ответы других людей, если считают эти ответы достоверными. Готовые ответы экспертов Яндекс показывает на странице результатов поиска по релевантным запросам. Ответы написаны понятным языком и позволяют быстро разобраться, что к чему.
4. Гиперлокальность
Яндекс уже много лет учитывает город, из которого задан запрос. Но в ряде случаев этого недостаточно. Например, москвич, у которого засорился сток в ванной, предпочтёт найти сантехника в соседнем доме, а не на другом конце столицы. С запуском "Веги" Яндекс стал гиперлокальным: теперь с его помощью можно решать задачи на уровне микрорайона или даже отдельного дома.
В этом году Яндекс запустил во всех городах России социальную сеть для соседей — Яндекс.Район. В Яндекс.Районе можно получить подсказку, где искать сбежавшего кота, пристроить старую мебель или найти себе компанию для вечерних велопрогулок по парку. С сегодняшнего дня в Районе доступны домовые чаты. В них жители дома могут обсудить друг с другом множество насущных вопросов: от сломавшегося лифта до обустройства новой детской площадки.
Второе важное новшество касается Яндекс.Услуг — это сервис поиска специалистов для решения различных задач. Сегодня Услуги начали показывать предложения специалистов на карте. Теперь можно подобрать для ребёнка хорошего репетитора, живущего в соседнем подъезде, или отыскать мастера по ремонту стиральных машин, готового приехать на дом в течение получаса.
Гиперлокальность поиска позволяет людям обращаться к сервисам Яндекса с задачами, которые раньше можно было решить исключительно в офлайне: например, на собраниях жильцов или в ЖЭКе.
Метки: Поиск |
Open source — наше всё |
Заявление директора по распространению технологий Яндекса Григория Бакунова, которое отражает позицию всей компании.
События последних дней заставляют нас заявить свою позицию по новостям вокруг проекта Nginx. Мы в Яндексе считаем, что современный интернет невозможен без культуры open source и без людей, которые инвестируют своё время в разработку программ с открытым кодом.
Судите сами: все мы используем браузеры с открытым кодом, получаем с сервера страницы с открытым кодом, который работает на ОС с открытым кодом. Открытость — не единственное свойство этих программ, но, безусловно, одно из важнейших. Большая часть свойств этих программ появилась благодаря тому, что разработчики со всего мира могли прочитать их код и предложить изменения. Гибкость, быстрота и настраиваемость опенсорс-программ — то, что позволяет современному интернету ежедневно совершенствоваться силами тысяч программистов по всему миру.
Опенсорс-программы появляются по-разному — иногда это дерзкий одиночка, который пишет код в своё удовольствие дома, а иногда это работа целой компании, поддерживающей открытость кода. Но и в последнем случае это всегда не только команда, но и конкретный человек, лидер, создающий проект. Благодаря Линусу Торвальдсу появился Linux. Микаэль Видениус создал, наверное, самую популярную у веб-разработчиков базу данных MySQL, а Майкл Стоунбрейкер с командой из Беркли — PostgreSQL. В корпорации Google Джеф Дин создал TensorFlow.
В Яндексе тоже есть такие примеры: Андрей Гулин и Анна Вероника Дорогуш, которые создали первую версию библиотеки CatBoost, и Алексей Миловидов, который запустил разработку ClickHouse и собрал вокруг проекта множество заинтересованных людей. Мы очень рады, что сейчас эти разработки принадлежат огромному сообществу программистов из разных стран и компаний. Таким же предметом общей гордости российского опенсорс-сообщества является Nginx — проект Игоря Сысоева. Сегодня Nginx используется более чем на тридцати процентах веб-страниц и почти во всех крупных интернет-компаниях.
Сами по себе программы с открытым кодом не приносят прибыли. Конечно, есть примеры создания бизнеса вокруг опенсорса: RedHat построил огромную публичную компанию на поддержке своего дистрибутива Linux, а MySQL AB оказывал платную поддержку открытой базы данных MySQL. Но главное в опенсорсе — не бизнес, а сильный открытый продукт, который улучшается всем миром.
Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение.
Метки: позиция Яндекса |
Граммофон, радиошляпа и Яндекс.Носок: что меняли на Станцию Мини |
У многих дома сохранилась старая аудиотехника: от ламповых радиол размером с небольшой комод и переносных транзисторов до бумбоксов из девяностых. Порой она стоит просто "для мебели" — в наши дни грампластинки, иглы для проигрывателей, бобины да и просто аудиокассеты стали редкостью.
30 октября, в день начала продаж Яндекс.Станции Мини, мы провели акцию — предложили бесплатно обменять устаревшие или ненужные аудиоустройства на нашу умную колонку с голосовым управлением. В Станции Мини живёт Алиса. Она не только включает музыку и радио и рассказывает детям сказки, но и заводит будильник, напоминает о делах, сообщает о погоде и пробках и управляет умным домом — чего, согласитесь, сложно ожидать от бабушкиной радиолы.
Мы зарезервировали для акции тысячу Станций Мини и получили в обмен 1083 старых устройства. (Некоторые участники акции взяли с собой сразу два или три устройства, но по правилам мы выдавали строго одну Станцию в руки.) Самым популярным устройством для обмена оказались портативные колонки — их принёс практически каждый второй участник. Также было много недорогих компьютерных колонок, кассетных магнитофонов и музыкальных центров.
Впрочем, среди устройств попадались и интересные экземпляры. Некоторые настолько нам понравились, что мы решили сделать тем, кто их принёс, ещё один подарок — большую Яндекс.Станцию. Заодно мы попросили людей рассказать историю своей техники и поделиться впечатлениями от умных колонок.
Марк Витков,
принёс радиолу "Урал-112"
Радиола много лет простояла в гараже. Я вспомнил о ней, когда прочитал об акции в телеграм-канале Яндекса. Формально радиола принадлежит дедушке — я спросил, можно ли обменять её на современную умную колонку, и оказалось, что дедушка не против. Я изучаю программирование и прохожу курс по data science на онлайн-платформе Skillbox, поэтому мне интересны все новые технологии, в том числе Станция Мини. Планирую выпустить для Алисы свой навык — о том, как их делать, я узнал в "Школе Алисы" на YouTube.
Антон Болбенков,
принёс граммофон His Master’s Voice
Мой граммофон рассчитан на старые пластинки на 78 оборотов. Такие пластинки обычно делали из шеллака. Шеллачная пластинка толще виниловой и гораздо более хрупкая — если уронить её на пол, она, скорее всего, разобьётся. В наши дни такие пластинки относительная редкость. Я находил их на барахолках, но часто — со следами износа. Всё дело в том, что их когда-то проигрывали на граммофонах со стальными иглами. Иглы из стали, по сути, одноразовая штука: прослушал одну сторону пластинки — меняй иглу. Если этим правилом пренебрегали, пластинка покрывалась царапинами и становилась непригодной для прослушивания. Настоящего фаната ретропластинок, впрочем, из меня не вышло. Когда я узнал про акцию Яндекса, то поймал себя на мысли, что в последний раз заводил граммофон больше года назад, когда в гости приходили друзья.
В Станции Мини меня привлекают небольшой размер и управление жестами. Интересен и сам форм-фактор колонки — до этого я общался с Алисой только на телефоне. Ещё хочется попробовать умный дом. У меня уже есть робот-пылесос — благодаря Мини я смогу включать его голосом. Теперь думаю купить ещё лампочку и розетку.
Дмитрий Косоруков,
принёс магнитофон-бумбокс в тематическом оформлении
Сначала я планировал принести банку-колонку и раскладной радиоприёмник, но в последний момент подумал, что это слишком банально. Идея взять старую магнитолу и превратить её в Яндекс.Магнитофон пришла в голову накануне акции. За дело я взялся в семь часов вечера: выпотрошил внутренности, очистил корпус, покрасил. Из-за спешки краска не успела толком высохнуть, поэтому кое-где остались подтёки. Зато устройство в рабочем состоянии — можно слушать радио! До знакомства со Станцией Мини никакими голосовыми помощниками я не пользовался. Теперь, естественно, буду пользоваться Алисой.
Денис Пешехонов,
принёс катушечный магнитофон "Комета МГ-201М"
Магнитофон я купил на "Авито" незадолго до акции. Была мысль его переделать: поместить в старый корпус новую начинку. Но сейчас у меня мало свободного времени, и я понимал, что если и возьмусь за этот проект, то нескоро. Решил, что Станция Мини мне нужнее — я много пользуюсь Алисой, пишу для неё навыки и даже дважды выигрывал премию Алисы. У меня уже есть красная Станция, купленная по подписке. В Мини меня привлекают музыкальный режим с жестами и небольшой размер — в самый раз, чтобы поставить на кухне.
Никита Красечков,
принёс радиоприёмник Radiotehnika Abava РП-8330
За приёмником я специально съездил на малую родину, в Саратов. Приёмник принадлежал покойному дедушке. Он дважды что-то в нём перепаивал, чтобы улучшить качество звука. Обмен стал для меня символом перехода к новым технологиям. Я постоянно пользуюсь Алисой на смартфоне — можно сказать, что без неё я как без рук. В Станции Мини меня больше всего впечатлило изменение громкости с помощью взмахов ладони — будущее наступило!
Арсалан Ухинов,
принёс радиоприёмник "ВЭФ-317"
Приёмник долго пылился дома. Родители ещё в девяностых купили ему на смену менее громоздкий, а со временем необходимость в радиоприёмнике совсем отпала. Когда-то "ВЭФ" отдали для игр моим троюродным братьям и сёстрам — с тех пор на нём остались переводные картинки, — а потом он вернулся к нам, и с ним играл уже я. Менять его на Станцию Мини было не жалко. На смартфоне я давно пользуюсь Алисой, потому что она в разы умнее помощников других компаний. Голосовые ассистенты уже вошли в обиход, и иногда обойтись без них сложно. Я уверен, что со временем они будут играть в нашей жизни всё более важную роль.
Николай Л.,
принёс радиошляпу
Внутри у моего устройства плата радиоконструктора, который я собрал больше 13 лет назад. Помню свой восторг, когда услышал первую мелодию через приёмник, сделанный своими руками! Узнав об акции, я вспомнил про плату. Увидел в магазине упаковку лапши быстрого приготовления и превратил её в корпус — получилась радиошляпа. Расставаться с приёмником было сложно, он много для меня значил. Но когда я достал его из пакета, передал сотрудникам Яндекса и увидел их улыбки, все сомнения отпали.
Михаил Ткаченко,
принёс Яндекс.Носок
Я студент ЯГТУ, занимаюсь ремонтом мобильной техники и компьютеров и сейчас пишу диплом, тема которого связана с умным домом. Яндекс.Носок — это устройство, которое я сделал специально к акции из старой блютус-колонки. Основой корпуса служит пенопласт — он прочный, лёгкий и его легко обработать. Я достал из колонки динамик и плату, разметил на пенопласте будущее устройство, вырезал отверстия, запаял провода, заменил старый мёртвый аккумулятор на свежий и добавил пластину для беспроводной зарядки. У меня нет 3D-принтера, на котором можно было бы напечатать корпус, поэтому я решил обтянуть колонку тканью — носок оказался в самый раз. Надпись "Яндекс.Носок" вышила моя девушка. Она же сделала шильдик с буквой Я, как у Станции Мини.
Александр Меньков,
принёс электрофон "Россия-325С-1"
Электрофон "Россия" мама с бабушкой купили в начале девяностых в одном из магазинов Нижнего Новгорода. Дома уже был чемоданчик "Юность-301", спутник домашних праздников и маминых школьных дискотек. И тут такая удача, два устройства в одном: и проигрыватель, и магнитофон. Красивый, современный и громкий — в комплекте с ним шли колонки. Конечно, он украшал комнату и был гордостью в эпоху дефицита. Но мама закончила школу и уехала учиться, а бабушка по-прежнему слушала старенькую "Юность-301". Получилось, что "Россия-325" стояла в комнате только для красоты. При переезде в Москву мама всё же взяла с собой оба проигрывателя. Этот пылился на антресолях, потом в гараже. Когда мы узнали про акцию Яндекса, сразу решили — меняем. А вот чемоданчик "Юность-301" мы продолжаем хранить — это память о бабушке, уж очень она его любила.
Как-то давно на выставке я видел управление жестами в одном прототипе портативной акустики. Это выглядело безумно круто. Я до сих пор не понимаю, почему устройство так и не вышло на рынок. И тут Яндекс — бум! — выпускает такое чудо. И ведь не только громкость менять можно и треки смахивать, но и терменвокс добавили! Ну как таким не обзавестись, а?
Устройства, которые имеют историческую ценность, мы выставили в Музее Яндекса. Например, там можно увидеть тифломагнитофон "Легенда П-405Т", портативные радиоприёмники "Сокол" и "Селга", стереомагнитофон "Парус М-213С" и другую аппаратуру. Самодельные устройства тоже останутся в Яндексе.
Остальная техника отправилась на переработку, чтобы получить новую жизнь. Пластик и провода уехали на заводы в Зеленограде — пластик пойдёт на вставки для стеклопакетов, а из проводов извлекут медные жилы для медеплавильных заводов. Металлические части передали компаниям, занимающимся заготовкой лома. Из электронного лома на заводе в Подольске получат металлоконцентрат — он поступит на аффинажный завод для извлечения полезных драгоценных металлов.
http://yandex.ru/blog/company/grammofon-radioshlyapa-i-yandeks-nosok-chto-menyali-na-stantsiyu-mini
Метки: Станция |
Фотопутешествия на Яндекс.Картах |
В прошлом году мы выпустили приложение "Народная карта" — с его помощью любой желающий водитель может улучшить Яндекс.Карты. Никаких специальных знаний не нужно — достаточно закрепить смартфон на лобовом стекле, запустить приложение и проехать по обычному маршруту. Приложение раз в одну-две секунды делает фотографию дороги, а по окончании поездки отправляет снимки в Яндекс. На кадрах видно дорожные знаки, разметку, парковки, номера домов — мы извлекаем эту информацию и добавляем её на Карты, чтобы сделать их точнее.
Изначально фотографии из приложения загружались только на Народную карту, где с ними работали картографы. Но скоро стало понятно, что снимки полезны не только создателям карт, но и другим водителям, которые ездят по этому маршруту. Поэтому с сегодняшнего дня фотографии доступны и в обычных Яндекс.Картах, в новом разделе "Зеркала". Дороги, для которых есть снимки, отмечены синими линиями. Можно рассмотреть интересный участок, а можно построить в Картах маршрут и "проехать" его весь — кадры в плеере будут автоматически сменять друг друга.
"Зеркала" — это возможность взглянуть на трассу глазами водителя. Снимки помогут заранее изучить дорогу: проверить качество покрытия, оценить, насколько она загружена, узнать схему движения на сложных развязках. Наконец, можно просто полюбоваться живописными местами в разных частях страны, которые сфотографировали наши пользователи: например, Русским мостом через пролив Босфор Восточный во Владивостоке или серпантинами в Приэльбрусье.
Качество снимков зависит от камеры смартфона, который использовал водитель. Совсем плохие фотографии на Карты не попадут: их отсеет алгоритм. Например, он не пропустит слишком размазанные фото или кадры, снятые в темноте.
В целом фото из "Зеркал" заметно уступают по качеству панорамам, но зато выигрывают у них в актуальности. Съёмка панорам — долгий и дорогостоящий процесс, поэтому мы обновляем их раз в несколько лет. Фото из приложения "Народная карта" попадают в "Зеркала" практически моментально: между отправкой снимков и их публикацией проходит не больше 2–3 часов. Наконец, "Зеркала" — это возможность увидеть места, куда вряд ли в ближайшее время доберётся панорамомобиль: от степных грунтовок до маленького посёлка в тайге.
Если вы тоже хотите пополнить Яндекс.Карты фотографиями мест, в которых живёте или бываете, установите приложение "Народная карта" и отправляйтесь в путь. Можно не опасаться, что приложение израсходует весь мобильный трафик — по умолчанию снимки отправляются на Карты, только когда смартфон подключён к сети Wi-Fi. Уже сейчас на "Зеркалах" есть снимки из десятков регионов — и мы верим, что рано или поздно проект охватит все российские дороги.
http://yandex.ru/blog/company/fotoputeshestviya-na-yandeks-kartakh
Метки: Карты панорамы |
Транспортные Карты |
Каждый день примерно полтора миллиона человек запускают приложение Яндекс.Карт, чтобы построить в нём маршрут. У них разные цели: одни хотят узнать, как добраться в незнакомое место, другие стремятся объехать пробки, а третьим нужно просто проверить, как быстрее — на авто или на общественном транспорте.
Сегодня мы обновили мобильные Карты. Теперь приложение не только предлагает разные варианты маршрутов, но и позволяет сравнить их друг с другом — по времени в пути и примерной стоимости поездки. Можно узнать, на чём быстрее доехать до работы: на машине, автобусе либо велосипеде. Или проверить, насколько отличаются цены на Такси и Драйв — если эти сервисы работают в вашем городе.
В больших городах общественный транспорт — зачастую самый быстрый способ перемещения. Поэтому в новых мобильных Картах транспорту посвящён отдельный раздел. Приложение покажет, где сейчас находится нужный автобус, троллейбус, трамвай или маршрутка, и уточнит, сколько осталось ждать на остановке. Всё работает точно так же, как в привычном Яндекс.Транспорте, — но теперь можно не переключаться между двумя приложениями, а использовать одно.
Мобильные Яндекс.Карты показывают перемещения транспорта более чем в 80 российских городах. Чтобы найти нужный транспорт или остановку было проще, их можно добавить в избранное. Сама карта в разделе "Транспорт" выглядит не так, как обычно. Автомобильные дороги на ней не такие яркие, зато выделены значимые транспортные объекты: остановки, вокзалы, станции метро и так далее.
Новые Яндекс.Карты — с разделом "Транспорт" и с возможностью сравнения маршрутов — уже доступны в App Store и Google Play. Кстати, следить за транспортом можно не только с телефона, но и на компьютере: на yandex.ru/maps.
Метки: Карты |
Ровер — робот-курьер |
На прошлой неделе во дворе штаб-квартиры Яндекса в Москве появился необычный робот: чем-то похожий на луноход, на шести колёсиках, около полуметра в высоту. Мы назвали робота Яндекс.Ровер — в честь самоходных космических аппаратов, которые исследуют поверхность небесных тел.
Яндекс.Ровер — робот для транспортировки небольших грузов. Тестирование Ровера только началось. Его первой задачей стала перевозка документов и мелких пакетов, которые нужно доставить из штаб-квартиры на улице Льва Толстого в другой московский офис Яндекса. Ровер забирает груз из канцелярии и отвозит в точку, где останавливается курсирующий между двумя офисами микроавтобус.
Грузы помещаются в отсек внутри корпуса. Ровер оснащён набором датчиков, включая лидар — благодаря ему робот может работать даже в тёмное время суток.
Яндекс.Ровер функционирует без какого-либо участия человека. Он сам составляет для себя маршрут и во время движения распознаёт объекты вокруг: например, объезжает препятствия и пропускает прохожих и животных. Робот самоуправляем — люди лишь присматривают за ним дистанционно.
Ровер спроектировали в Яндексе. Его можно считать младшим братом нашего беспилотного автомобиля. В нём используются те же технологии, что и в беспилотнике, только адаптированные под новые условия: доставщик ездит не по дорогам, а по тротуарам, и со скоростью, с которой передвигаются пешеходы.
В штаб-квартире Яндекса Ровер проходит полевые испытания. Их условия не назовёшь тепличными: на дворе поздняя осень, робот ездит под открытым небом в офисном квартале, где работают больше семи тысяч человек — и это не считая посетителей окрестных кафе и магазинов и просто случайных прохожих.
Когда первые испытания будут завершены, Ровер сможет попробовать себя в новых сферах. Он пригодится не только для перевозки корреспонденции, но и, скажем, для доставки блюд в Яндекс.Еде, заказов в магазине Беру или в складской логистике. Мы также рассматриваем возможность предложить робота другим компаниям.
http://yandex.ru/blog/company/yandeks-rover-robot-dostavschik
Метки: технологии Яндекса беспилотники |
Яндекс.Лончер для планшетов |
Мы выпустили планшетную версию Яндекс.Лончера — бесплатной оболочки для устройств на Android, разработанной в Яндексе. Лончер пригодится, если вам по тем или иным причинам не нравится родной интерфейс вашего планшета — или вы просто любите кропотливо настраивать устройства под себя.
В Лончере настраивается всё, от анимации при переходе с экрана на экран до формы значков. Можно выбрать готовую тему оформления — тёмную или светлую, — или создать собственную: хоть бело-зелёную, хоть сине-розовую. Вариантов обоев больше сотни, они сгруппированы по темам: есть и котики, и космос. Обои могут меняться каждые сутки или не меняться вовсе — всё как вы захотите.
При этом Лончер — история не только про красоту, но и про удобство использования. В нём много продуманных мелочей, которые здорово упрощают жизнь. Например, универсальная строка поиска — с её помощью можно искать контакты, приложения или информацию в интернете. Или сортировка значков по цветам — полезно, когда вы забыли название приложения, но помните, что у него синяя иконка.
Алису в Лончере можно позвать прямо с рабочего стола или из экрана приложений. Не надо искать иконку — просто скажите: «Слушай, Алиса».
В Лончер встроена рекомендательная система. Она советует, что почитать, — в виде ленты Дзена, — и подсказывает полезные приложения, которые вы ещё не пробовали. Лончер анализирует, какие программы вы уже установили на планшет, и исходя из этого предполагает, что ещё вас может заинтересовать.
Чтобы попробовать Лончер, необязательно иметь суперсовременное устройство. Оболочку можно установить даже на планшеты с Android 5: эта версия ОС вышла четыре года назад. Мы следим за тем, чтобы Лончер не тормозил даже на заслуженных аппаратах. В тестовом парке разработчиков много старых смартфонов и планшетов — на них проверяется каждое обновление Лончера.
Яндекс.Лончер для планшетов уже доступен в Google Play. Если вы хотите поделиться впечатлениями от оболочки, предложить новую функцию или задать вопрос, оставляйте комментарии — на них ответят разработчики Лончера.
http://yandex.ru/blog/company/yandeks-loncher-dlya-planshetov
Метки: Android Яндекс.Лончер |
Яндекс во второй раз вручит научную премию имени Ильи Сегаловича |
Мы открыли приём заявок на соискание научной премии имени Ильи Сегаловича. Премия будет присуждаться во второй раз — первое вручение состоялось этой весной. Мы учредили премию, чтобы поддержать молодых учёных и их наставников, которые занимаются исследованиями в профильных для Яндекса областях компьютерных наук. Размер премии для студентов и аспирантов составляет 350 тысяч рублей, а для научных руководителей — 700 тысяч рублей.
На премию могут претендовать студенты, аспиранты и научные руководители из вузов России, Беларуси и Казахстана. Чтобы войти в число претендентов, нужно до 13 января 2020 года подать заявку на сайте премии и рассказать в ней о своей научной деятельности и исследованиях. Студенты и аспиранты могут подавать заявки сами, а также номинировать на премию научных руководителей.
Наука — основа всех наших сервисов и технологий. С помощью премии, которую мы учредили в январе этого года, мы хотим поддержать молодых учёных и науку в целом. Когда мы вручали премию в первый раз, то получили очень много интересных заявок, а исследования победителей имеют научную ценность. Достаточно сказать, что двое из наших лауреатов уже представили свои работы на международных конференциях ICML и ICLR, а работы ещё одного победителя приняты на конференцию NeurIPS.
Михаил Биленко, руководитель управления машинного интеллекта и исследований Яндекса
Лауреатов выбирают жюри и Совет премии. В жюри входят исследователи из Яндекса, а в Совет — руководители компании и учёные с мировым именем, в том числе лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов, научный руководитель Школы анализа данных Илья Мучник и профессор Калифорнийского университета в Беркли, специалист в области компьютерного зрения Алексей Эфрос.
Премия вручается за достижения в пяти профильных для Яндекса областях компьютерных наук. Это машинное обучение, компьютерное зрение, информационный поиск и анализ данных, распознавание и синтез речи, а также обработка естественного языка и машинный перевод. Жюри и Совет премии оценивают научные публикации номинантов, выступления на конференциях и вклад в развитие научного сообщества. Студенты и аспиранты проходят два этапа отбора: конкурс заявок и собеседование, научные руководители — только конкурс заявок.
Имена лауреатов научной премии имени Ильи Сегаловича будут объявлены весной 2020 года. Премия — это не только материальная поддержка. Яндекс оплатит студентам и аспирантам, ставшим лауреатами, поездку на престижную международную конференцию по искусственному интеллекту. Они также смогут рассчитывать на помощь персонального наставника из Яндекса и получат приглашение на стажировку в наш отдел исследований.
http://yandex.ru/blog/company/yandeks-vo-vtoroy-raz-vruchit-nauchnuyu-premiyu-imeni-ili-segalovicha
Метки: наука и образование |
Представляем Станцию Мини |
Сегодня мы показали Станцию Мини, новую умную колонку с голосовым помощником Алисой. Она поместится в любом уголке квартиры и заменит сразу несколько устройств, от пульта до будильника. Станция Мини не только включает музыку, но и умеет сама превращаться в музыкальный инструмент. Управлять колонкой можно как голосом, так и новым способом — жестами.
Станция Мини — это компактная умная колонка под управлением Алисы, разработанная в Яндексе. За счёт небольших размеров её можно разместить где угодно: на столе в гостиной, на полке на кухне, на комоде в детской. Она доступна в двух цветах, чёрном и белом, и впишется в любой интерьер.
Колонка заменяет сразу несколько устройств. Она может быть будильником, радио, Bluetooth-динамиком, системой управления умным домом и так далее. Станцией Мини управляет Алиса. Она включит свет в комнате, отправит робот-пылесос на уборку, заведёт таймер и напомнит вынуть пирог из духовки, ответит на вопросы детей и развлечёт гостей музыкой и разговорами. А когда дела закончены, Алиса поможет заснуть — под шум волн, стук дождя или пение птиц.
Станция Мини реагирует не только на голос, но и на жесты. Одним движением руки можно выключить будильник или сделать музыку погромче либо потише. В некоторых ситуациях жесты уместнее голосовых команд: например, если ребёнок заснул и пора остановить сказку. Станция Мини распознаёт жесты с помощью специального датчика. Как он работает, читайте в нашем блоге на "Хабрахабре".
Благодаря поддержке жестов в Станции Мини есть необычный музыкальный режим. Если сказать "Алиса, дай звук", колонка превратится в синтезатор, на котором можно играть, двигая руками в воздухе, как на терменвоксе. Разработать и внедрить этот режим нам помог Пётр Термен, композитор и исполнитель на терменвоксе, правнук изобретателя инструмента Льва Термена.
Станция Мини умеет имитировать звучание пианино, гитары, скрипки, ударных и даже кастрюль и гравицапы — всего более 30 инструментальных стилей. Их создали музыкант-экспериментатор Антон Маскелиаде и студия Monoleak. Чтобы узнать про разные стили, скажите: "Алиса, какие звуки синтезатора ты знаешь?". А чтобы выбрать конкретный стиль, скомандуйте: "Алиса, дай звук вибрафона".
Колонка будет стоить 3990 рублей. 30 октября она появится в продаже в московском магазине Яндекса, а на следующий день — на маркетплейсе Беру и в "Связном". Вместе с колонкой каждый покупатель получит три месяца подписки Яндекс.Плюс.
В первый день продаж в магазине Яндекса будет действовать спецпредложение. Станцию Мини можно будет получить бесплатно — в обмен на любую аудиоколонку или другое устройство, которое может играть музыку. Лучше прийти пораньше: для бесплатного обмена зарезервировано ограниченное число колонок. Собранную технику мы утилизируем с соблюдением всех экологических требований.
Метки: Алиса |
Без заголовка |
Летом 2022 года в Санкт-Петербурге состоится Международный математический конгресс, или ICM. Это самая крупная и известная конференция математиков, которая проводится с конца XIX века. Конгресс собирается раз в четыре года, и на него приезжают учёные со всего мира. На церемонии открытия ICM Международный математический союз объявляет имена новых лауреатов четырёх престижных наград в области математики, включая Филдсовскую премию. Она присуждается с 1936 года, и её иногда называют "математической Нобелевкой".
Петербургский выставочный центр "Экспофорум", где пройдёт ICM 2022
Россия будет принимать конгресс впервые. До этого ICM один раз проходил в СССР, в 1966 году. Отечественная математическая школа по праву считается одной из сильнейших в мире — достаточно вспомнить имена Лобачевского, Чебышева, Маркова, Колмогорова и других учёных. Советские и российские математики внесли большой вклад в развитие современной науки о данных. Их достижения создали базу для появления технологий и алгоритмов, которые сейчас используются всюду: в сфере IT и банковском деле, в розничной торговле и здравоохранении.
Математический конгресс — большое событие, готовиться к которому начинают за несколько лет. Яндекс тоже будет принимать участие в подготовке. Мы стали технологическим партнёром ICM 2022 — это означает, что наши сервисы и продукты будут помогать участникам и организаторам конгресса.
Яндекс разработает для ICM сайт и мобильное приложение. На сайте будет собрана вся информация о событии: расписание докладов, новости оргкомитета, сведения о смежных мероприятиях и так далее. Там же участники смогут зарегистрироваться на конгресс, забронировать гостиницу и перелёт через Яндекс.Путешествия, записаться на экскурсию по Санкт-Петербургу. Приложение поможет участникам сориентироваться на месте. Оно объединит разные сервисы Яндекса, которые пригодятся в городе. В приложении гости ICM смогут свериться с Картами, чтобы узнать, как добраться до нужного места, перевести в Переводчике вывеску или строчку из меню, вызвать машину через Яндекс.Такси и так далее.
Мы уже создали для организаторов ICM почтовый сервис на базе Яндекс.Почты — он используется для общения с партнёрами и гостями, — а также запустили страницу с основной информацией и новостями ICM. Полная версия сайта заработает по адресу icm2022.org в 2021 году. До встречи в Санкт-Петербурге!
Метки: наука и образование |
Новая игра с фотографиями и приметы, по которым нейросеть узнаёт разные страны |
Мы сделали игру для путешественников и эрудитов — в ней нужно угадывать страны по фотографиям, загруженным пользователями на Яндекс.Карты. Если у вас дежавю, то это потому, что весной мы делали похожую игру, только про российские города. Наши коллеги, успевшие поиграть в новую версию, говорят, что она получилась проще и интереснее. Отличить Италию от Исландии легче, чем Курск от Воронежа.
Как и в игре про российские города, в угадывании стран с вами будет состязаться Алиса. Посоревноваться с людьми, кстати, тоже можно: на последнем экране есть кнопка "Бросить вызов друзьям".
В прошлый раз мы уже рассказывали, как Алиса узнаёт города. Со странами всё работает точно так же. Если вкратце, мы взяли фотографии с Яндекс.Карт и разделили их на две группы. Фото из первой группы показали нейросети, сообщая, где был сделан каждый снимок. Просмотрев тысячи фотографий, нейросеть составила представление о каждой из стран — то есть самостоятельно выделила комбинации признаков, по которым можно узнать страну. Вторую группу снимков мы используем в игре, их Алиса не видела и в процессе игры не запоминает.
Как угадывают люди, более или менее понятно: они узнают места, которые видели в путешествиях или в кино, полагаются на общую эрудицию и здравый смысл. У нейросети ничего этого нет. Нам стало интересно увидеть, какие детали на снимках подсказывают ей ответ. Чтобы найти их, мы выделили самые информативные для нейросети области снимков. Для этого мы разрезали фото на мелкие квадратики и повторили процесс обучения — теперь уже на этих фрагментах. Потом нейросети показали кусочки фото, которые она не видела. В большинстве случаев она промахивалась, но некоторые фрагменты с уверенностью опознавала.
Когда мы знаем, в каких частях кадра содержится информация, которая имеет определяющее значение для нейросети, можно посмотреть, что на них попало. Например, Нидерланды нейросеть узнаёт по сочетанию тёмных кирпичных стен и белых контуров окон. Иран — по характерным аркам и орнаментам на фасадах.
Алиса играет очень хорошо, но у вас есть преимущество: мы не обучали нейросеть распознавать номера машин, тексты вывесок и указателей, флаги государств. И, само собой, чтобы всё было честно, запретили Алисе подглядывать в базу Яндекс.Картинок и искать там похожие снимки.
|
Чемпионат по программированию |
Мы открыли регистрацию на второй в этом году чемпионат по программированию. В первом чемпионате, который Яндекс провёл в конце весны, посоревновались больше девяти тысяч человек. Если вы были в числе участников и вам не повезло, можете попробовать свои силы ещё раз — возможно, теперь всё сложится удачнее.
В квалификационном раунде можно состязаться сразу в нескольких дисциплинах — например, в машинном обучении и мобильной разработке. К финалу придётся выбрать что-то одно.
Чемпионат пройдёт по четырём дисциплинам. Это машинное обучение, фронтенд, бэкенд и мобильная разработка. Особенность состязания — в том, что на нём всё как в жизни. Задачи, которые предложат участникам, очень похожи на те, которые каждый день решают программисты Яндекса. Собственно, они их и придумали: авторы задач работают в командах Поиска, Дзена, Такси и мобильной рекламы.
Участвовать в чемпионате можно из любого удобного места — он состоится в онлайне, на платформе Яндекс.Контест. В состязании два раунда: первый, квалификационный, будет идти с 14 по 20 октября, а второй, финальный, назначен на 26 октября. Очки подсчитываются просто: чем больше задач вы решите и чем меньше времени на это потратите, тем выше ваши шансы на победу.
Общий призовой фонд чемпионата — 2,2 миллиона рублей. В каждой дисциплине мы определим трёх победителей. Приз за первое место составит 300 тысяч, за второе — 150 тысяч, а за третье — 100 тысяч рублей. Всем призёрам мы также подарим по Яндекс.Станции. Участники, занявшие в каждой дисциплине места с первого по двадцатое, получат футболки с символикой чемпионата, сертификаты со своим результатом и приглашение на экскурсию в московский офис Яндекса, где пройдёт церемония награждения. Дорога до Москвы и обратно — за наш счёт.
Чемпионат — отличная возможность узнать, чем занимаются разработчики в Яндексе и попробовать себя в решении реальных задач. Это самый короткий путь в Яндекс: наши команды пристально следят за ходом состязания и приглашают познакомиться участников, которые показали хорошие результаты.
http://yandex.ru/blog/company/yandeks-priglashaet-na-chempionat-po-programmirovaniyu
Метки: спортивное программирование |
Продолжаем набор в Яндекс.Лицей |
Начался учебный год, а значит, Яндекс.Лицей набирает новых учеников. Мы приглашаем на бесплатные занятия школьников 8 и 9 классов, которые хотят научиться программировать на языке Python. Никаких специальных знаний не требуется — достаточно интереса к математике и информационным технологиям.
За два года лицеисты осваивают язык Python с нуля и до уровня, достаточного для начала карьеры программиста. Но в Лицей имеет смысл поступать не только тем, кто хочет стать разработчиком. Уже сейчас умение программировать востребовано в любой области, от медицины до археологии, а в скором будущем оно станет элементом базовой грамотности, как умение читать или писать.
Этой осенью Яндекс.Лицей заработает на 306 площадках в 131 населённом пункте России и Казахстана. У нас могут учиться не только жители столиц, но и школьники из регионов. Например, в этом году Яндекс.Лицей открылся в сёлах и посёлках Липецкой области, за Полярным кругом — в Нарьян-Маре, на Южном Урале — в Кыштыме и Миассе, в городах Ханты-Мансийского автономного округа.
Сейчас Яндекс.Лицей работает в 131 населённом пункте России и Казахстане — за год проект вырос больше чем в два раза. Красным цветом на карте отмечены населённые пункты, где Яндекс.Лицей в этом году открылся впервые, синим — где он работал и раньше
Занятия в Лицее начинаются после 15:00, так что их можно без проблем совмещать с учёбой в школе. Лицей работает на площадках партнёров — это детские технопарки, колледжи, вузы, школы. В восемнадцати российских городах отделения Лицея действуют на базе детских образовательных центров IT-cube.
Программа Яндекс.Лицея разработана в Школе анализа данных и рассчитана на два года. На первом году обучения лицеисты знакомятся с языком Python. На втором — изучают основы промышленного программирования. Ребятам рассказывают, как разрабатывать и тестировать приложения, как работать со сторонними API, как грамотно спроектировать пользовательский интерфейс, как организовать работу в команде и много другое. Занятия проводят преподаватели, которые прошли подготовку в Яндексе.
Заявку на поступление в Лицей можно подать до 11 сентября. Для этого нужно заполнить анкету на сайте и пройти онлайн-тест — он проверяет способность мыслить логически. Тех, кто успешно справится с тестом, мы пригласим на собеседование. Занятия в Яндекс.Лицее начнутся в первых числах октября.
http://yandex.ru/blog/company/prodolzhaem-nabor-v-yandeks-litsey
Метки: наука и образование |
[фильм в котором был грунт] |
Люди не всегда запоминают названия фильмов, которые они посмотрели. Зато в памяти прочно застревает какая-нибудь деталь, связанная с этим кино: например, неожиданный поворот сюжета, та или иная яркая сцена или имя исполнителя главной роли. Эта деталь — первое, что приходит на ум, когда захотелось вспомнить название. Поэтому поиск Яндекса каждый день отвечает на запросы вроде [фильм в котором космос и макконахи], [сериал где ничего непонятно и есть корги] или [фильм где в человеке жило много человечков].
Подобные запросы могут многое рассказать о том, как люди воспринимают кино: какие герои, действия и обстановка характерны для фильмов разных стран и жанров, чем именно запоминаются конкретные персонажи — женщины и парни, боги и демоны, полицейские и вампиры. Обо всём этом читайте в нашем новом исследовании. Бонусом — описания фильмов из десяти слов (попробуйте угадать, о какой именно ленте идёт речь) и тематический стикерпак для телеграма.
О том, как поиск Яндекса определяет, что [фильм где пришельцы говорили кругами и кляксами] — это «Прибытие», читайте в нашем блоге на «Хабрахабре».
Метки: исследования кино |
Как это устроено: мобильные автозаправщики Яндекс.Драйва |
Сейчас на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани больше двенадцати тысяч автомобилей Яндекс.Драйва. Практически все автомобили, доступные в приложении, заправлены — топлива в баке хватит, чтобы добраться в любую точку в пределах зоны завершения аренды, даже если это другой конец города. В этом посте мы расскажем, как Драйв заправляет машины.
В каршеринге существуют два подхода к заправке машин. Первый подход предполагает, что за заправку отвечает пользователь. Если в пути загорелась лампочка, нужно заехать на АЗС и пополнить запас топлива. Завершать аренду с пустым баком нельзя: за это могут оштрафовать. Такой подход удобен каршерингам, но не очень удобен пользователям, которым приходится тратить время на заправку.
Алина Ковалевич,
руководитель службы доставки топлива:
Один из популярных сценариев использования каршеринга — короткие поездки по центру города, где дорогие парковки. При этом заправить машину в центре — целый квест. Например, в Москве в пределах Садового кольца всего одна действующая АЗС, на Котельнической набережной. Если отправляться из центра на поиски бензина, то поездка, которая в обычных условиях заняла бы максимум 10–15 минут, может растянуться на полчаса и даже больше.
В Яндекс.Драйве используется второй подход — когда ответственность за заправку берёт на себя каршеринговый сервис. Штрафов за пустой бак в Драйве нет. Если в машине после завершения аренды осталось мало бензина, запас топлива пополнит заправочная служба. Пользователь, который арендует машину следующим, получит уже заправленный автомобиль. Визит на АЗС может потребоваться только в одном случае: когда машину берут для дальней поездки, например в область и обратно.
Заправщики снаружи и внутри
Мобильные автозаправщики работают в Яндекс.Драйве с момента запуска сервиса. Сначала заправку выполняла сторонняя компания — она обслуживала только часть парка. Прошлым летом Драйв купил заправочный сервис "Топливо в бак" и на его основе создал собственную службу доставки топлива.
Бензин машинам Яндекс.Драйва привозят мобильные автозаправщики. Они мало похожи на гигантские оранжевые бензовозы, которые можно встретить на дорогах. Автозаправщик обслуживает автомобили, оставленные на уличных парковках и во дворах, поэтому он должен быть компактным и маневренным. На эту роль идеально подходят городские минивэны: Citroën Berlingo, Lada Largus, Renault Dokker, Volkswagen Caddy. За небольшие размеры их называют "бензовозиками".
В Драйве используются минивэны в грузовом исполнении — вместо задних сидений у них отсек для перевозки грузов. В отсеке установлен топливный бак на 330 литров.
Алина Ковалевич,
руководитель службы доставки топлива:
Бензин считается опасным грузом, но только если его больше 333 литров. Опасные грузы перевозят по особым правилам: нужно оборудовать машину предупреждающими знаками и мигалками и заранее согласовать маршрут с ГИБДД. У наших заправщиков бак меньше, поэтому на них это не распространяется. Они могут ездить по городу как обычные автомобили.
Автозаправщики перевозят бензин со всеми мерами предосторожности. Помимо обязательного огнетушителя, в каждой машине есть ловушки, с помощью которых можно быстро собрать пролитое топливо. При этом система хранения и подачи топлива сконструирована так, чтобы минимизировать вероятность утечки. Водители автозаправщиков регулярно проходят инструктажи по пожарной безопасности. Само собой, им строжайше запрещено курить — не только в автомобиле, но и в радиусе 15 метров от него. С теми, кто нарушил запрет, сразу расстаются.
Как проходит заправка
Все технические службы Драйва используют специальное сервисное приложение. В нём собрана разнообразная информация о каршеринговых автомобилях. Служба заправки с помощью приложения отслеживает уровень топлива в машинах. Данные поступают от датчиков в бензобаке и обновляются в режиме реального времени.
Если автомобиль нуждается в заправке, заправщик бронирует его через сервисное приложение. На время, пока действует бронь, машина становится недоступной для пользователей. Максимальный срок брони — один час. За это время "бензовозик" должен добраться до автомобиля и залить в него топливо. Фактически заправщики управляются гораздо быстрее: за один час они успевают заправить не одну, а несколько машин. Когда заправка завершена, бронь снимается.
Алина Ковалевич,
руководитель службы доставки топлива:
Самое сложное в работе водителя мобильного заправщика — парковка. Нужно поставить автомобиль так, чтобы, с одной стороны, не мешать движению, а с другой, беспрепятственно произвести заправку. Среди наших водителей много бывших транспортных курьеров: они хорошо знают город и умеют правильно парковаться даже в непростой дорожной обстановке.
Подъезжать к заправляемому автомобилю вплотную необязательно. Длина шланга мобильного автозаправщика — 10–12 метров. Шланг намотан на катушку, примерно как электропровод у бытового пылесоса. Даже если заправщик стоит поодаль, водитель всегда может вытянуть шланг и заправить машину.
Мобильные автозаправщики пополняют запасы бензина на городских АЗС, с которыми у Яндекс.Драйва заключён договор. Служба заправки постоянно следит за качеством топлива. Его подтверждают документами и сертификатами — их предоставляет АЗС, — а также собственными проверками. Многие автомобили Драйва можно заправлять 92-м бензином, но по факту используется 95-й — чтобы продлить срок службы машин. В автомобили премиум-класса заливают 98-й.
Люди и алгоритмы
Чтобы "бензовозик" за единицу времени мог заправить как можно больше машин, нужно проложить для него оптимальный маршрут. Алгоритм, который строит маршруты, учитывает десятки факторов. Это не только загруженность дорог, но и местоположение автомобилей, уровень топлива, спрос и так далее.
Все водители автозаправщиков перед тем, как приступить к работе, осваивают онлайн-курс. Затем они отрабатывают знания на практике: учатся парковаться и заправлять автомобили на тренировочной площадке. После этого водитель-стажёр отправляется на смену с опытным коллегой: сначала наблюдает за его работой, а потом сам заправляет машины под его присмотром.
Алина Ковалевич,
руководитель службы доставки топлива:
В начале мы думали, что процесс заправки очевиден — мол, водители сами разберутся, как лучше. Со временем оказалось, что никакой системы в действиях заправщиков нет: они каждый раз заправляли машину по-разному, суетились и вообще делали много лишних движений. Чтобы разобраться, мы пригласили водителей на тренировочную площадку и попросили сымитировать заправку: подъехать, припарковаться, вставить шланг и так далее. Весь процесс снимали на видео и засекали время. Так мы выяснили, что некоторые водители тратят на заправку десять минут и больше. После этого мы проанализировали записи и сели разрабатывать пошаговую инструкцию. В ней чётко описано, какие действия и в какой последовательности нужно совершать. Благодаря инструкции удалось сократить время заправки автомобиля до двух минут и увеличить суточное количество заправок с 75 до 140.
Сейчас в службе доставки топлива работают 30 мобильных заправщиков. Они доставляют бензин всему автопарку и выполняют за месяц около 120 тысяч заправок. В любой момент времени на весь парк Драйва, в котором больше двенадцати тысяч машин, приходится в максимум пять незаправленных автомобилей — и в них зальют топливо в течение часа. Это означает, что пользователь, выбирая машину, всегда может быть уверен: любой автомобиль заправлен и готов к поездке.
http://yandex.ru/blog/company/kak-eto-ustroeno-mobilnye-avtozapravschiki-v-yandeks-drayve
Метки: технологии Яндекса Яндекс.Драйв |