Наконец-то купила и не откладывая на потом, прочитала книжку замечательную...
"100 великих творцов моды" Марьяны Скуратовской... По случайному совпадению,
наткнулась на статью и фотографии о Доме моды Madeleine Cheruit....
Пост сам собой "слепился"... Предлагаю взглянуть...:-)
Madeleine Chéruit (?-1935) Portrait etching: Paul Helleu
Порой, размышляя о значимости того или иного человека для истории, мы склонны полагаться на то, насколько его имя на слуху, и нередко ошибаемся. Сколько имён незаслуженно забыто, сколько имён незаслуженно помнят! Её имя тоже почти забыли, а ведь в своё время она была одной из первых женщин, возглавивших свой дом моды! И проложила тем самым дорогу многим другим.
Когда точно родилась Мадлен Шерюи, нам неизвестно, как неизвестно ничего и о её семье. В 1880-х годах её приняли на работу в дом моды Эрнеста Раудница (несмотря на немецкое имя кутюрье, это было чисто французское заведение – и кого, к примеру, заботило то, что король парижской моды, Чарльз Фредерик Ворт, был англичанином?). Там она начинала с самой скромной должности, там училась искусству шитья, там проявился её талант, который в результате сделал её одной из совладелиц дома.
Madeleine Chéruit Fashion House Salesroom 1910
from Les createurs de la mode, 1910
Опять-таки нам точно неизвестно, занималась ли Мадлен Шерюи дизайном одежды исключительно сама или же её идеи воплощали – под её руководством – другие сотрудники. Как бы там ни было, в "прекрасную эпоху", на рубеже XIX и XX веков, изысканные, сдержанно-элегантные модели Шерюи стали пользоваться огромной популярностью. Судя по всему, в этом же доме моды работала и её сестра, о которой практически ничего неизвестно, и в начале 1900-х на этикетках одежды стало появляться не только имя Раудница, но и их имена. А около 1905 (по другим сведениям – 1906) года Мадлен Шерюи стала там полновластной хозяйкой.
Её салон располагался в самом сердце Парижа, в роскошном особняке начала XVIII ве-ка, на знаменитой Вандомской площади – позднее его выкупит Эльза Скьяпарелли. В первое десятилетие нового века там работало уже около сотни сотрудников, дела Шерюи шли более чем успешно. В 1910 году во французской прессе писали: "Мадам Шерюи, с её вкусом, самобытностью, изысканностью, с её характерным подходом, вывела свой дом моды на высший уровень, причём не только в Париже, но и во всём мире". Роскошные вечерние и свадебные платья, прогулочные костюмы, бельё, детская одежда, меха и аксессуары…
А лучшей рекламой своим работам была сама Мадлен, которая выглядела в них не хуже своих клиенток-аристократок, – статная, эффектная, утончённая. В 1915 году один журнал "Вог" писал о Шерюи как о Людовике XVI в женском обличье – "поскольку её отличает изысканность, экстравагантный вкус, шарм и мастерство тех французских женщин, что радостно шествовали по жизни в дореволюционную эпоху".
Madeleine Chéruit Fashion House Salesroom 1910
from Les createurs de la mode, 1910
Дом моды Шерюи стал местом, с которым так или иначе судьба сводила модельеров, которым, в свою очередь, предстояло стать известными. Так, юный Поль Пуаре, которые предлагал свои эскизы известным парижским кутюрье, пришёл и к Мадлен Шерюи. Встреча с этой роскошной дамой его поразила, и он даже описал в своих мемуарах элегантный синий костюм, в котором она была в этот день. Однако главным было то, что она купила его рисунки, тем самым придав уверенности, – тогда, в 1898 году, можно сказать, и началась карьера одного из самых знаменитых дизайнеров за всю историю моды. Луиза Буланже, которая впоследствии откроет собственный дом моды "Луизбуланже", постигала основы мастерства у Шерюи и потом работала у неё много лет.
В 1912 году мадам Шерюи вместе с другими известными парижскими кутюрье той эпохи – среди них были и Жак Дусе, и Поль Пуаре, и Жанна Пакен – начали выпускать новый журнал мод, "Ля Газетт дю Бон Тон" (он выходил до 1925 года). Иллюстраторами там работали прекрасные художники той эпохи, в том числе Эрте, Поль Ириб, Жорж Барбье, так что благодаря им до нас дошло множество изображений моделей Мадлен Шерюи (она в основном сотрудничала с Пьером Бриссо) и её коллег. Искусство кутюрье и искусство художников, объединившись, подарили нам прекрасные образцы "ар деко".
Madeleine Chéruit Fashion House Salesroom 1910
from Les createurs de la mode, 1910
Во время Первой мировой войны многие дома моды, в том числе и известные, прекратили работу. Отправился на войну Поль Пуаре, закрылся дом Мадлен Вионне, закрылись и многие другие, менее известные. Однако не все! Шерюи заявила: "Война там или не война, женщинам нужна одежда. А тем, кто делает её, нужно иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. Мы не закроем свои двери и будем делать всё, что в наших силах". А ещё, по слухам, сюжет фильма "Мрачное путешествие" о двух секретных агентах, снятый в 1937 году, главную женскую роль в котором исполнила Вивьен Ли, основан на реальных событиях, и, в частности, на истории романа между Мадлен и высокопоставленным немецким офицером. Что ж, почему бы и нет?
Madeleine Chéruit Fashion Illustration by Pierre Brissaud circa 1913
С послевоенным упрощением моды модели Шерюи были уже не столь востребованы, и в 1923 году она отошла от дел. Однако её модный дом ещё некоторое время продолжал работать, и, в общем, небезуспешно. Её не стало в 1935 году, тогда же и он закрыл свои двери. И пусть имя Мадлен Шерюи теперь вспоминают в основном в связи с Полем Пуаре, как человека, давшего ему "путёвку в жизнь" моды, тем не менее она достойна того, чтобы помнить о ней как о ней самой...
Madeleine Cheruit Fashion Illustration by Pierre Brissaud circa 1914
Марьяна Вадимовна Скуратовская
~Сто великих творцов моды~
Эта книжка-не каталог старинных платьев. Не очередное перечисление иностранных названий ушедших предметов туалета.
Это 100 коротких увлекательных историй о великих дизайнерах (начиная с 18 в. и до наших дней)...
И как их страсть воплощалась в тех тканях и исторических контекстах, при которых им довелось родиться...
Впрочем, можете убедиться в этом сами...Если есть желание, конечно...:-)