Древнерусский изразец - знаковое явление культуры позднего русского Средневековья. Он особенно заметен и любим, будь то в музейной экспозиции или в архитектурном декоре, – потому, может быть, что привлекает нарядностью, сочной декоративностью сюжетов, орнаментов, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керамики. Добротность исполнения затейливых орнаментов свидетельствует о высоком мастерстве древнерусских керамистов и тонком владении технологией, в то же время некоторая грубоватость и наивность их, в особенности сюжетных изображений, отчетливо проявляет ремесленный характер этих изделий народного искусства, не только радующих глаз, но повествующих многое о художественном сознании той эпохи.
Сам по себе этот невеликий предмет (со стороной примерно от 15 до 30 см.), архитектурной пластики не выдержит сравнения с монументальной архитектурой по своей концептуальной значимости. Но, будучи первоначально элементом архитектоники фасада, он возник, как одно из средств выражения в архитектуре раннемосковского храма художественно-эстетической идеи, традиции понимания в Древней Руси красоты, как божественной “благости”, так как считалось, что земная красота, выраженная в украшении храма, «есть отражение небесной красоты, истины и святости».
Белокаменные храмы Владимирско-Суздальской Руси домонгольского периода были украшены аркатурными поясами и прекрасными резными рельефами. Наследием этого великолепия в раннемосковских храмах остался белокаменный резной фриз. Резьба по камню была весьма трудоемкой и длительной работой. Знакомство с технологией изготовления кирпича в XV в. создавало условия для расцвета нового вида архитектурного декора – терракотовых плит. Возможность за короткое время оттиснуть в резной форме и обжечь серию повторяющихся элементов не только сокращала срок выполнения декора, но и позволяла значительно улучшить его художественные достоинства.
Строго говоря, терракотовые плиты – еще не изразцы, а их предвестники. Плоские, как кирпич, они декорированы высоким, массивным рельефом, ведь их рисунок должен быть различим с очень большого расстояния.
( Читать дальше.здесь )