-Метки

covid-19 iter lhc nica ulakisa xfel «большой серпухов» «курчатовский институт» «мк» «научная россия» «независимая газета» «росатом» «российская газета» «страна росатом» «ускоритель» БАК В.Высоцкий а.агеев а.баженов а.бугорский а.булатов а.ваганов а.васильев а.васянин а.воробьёв а.голубев а.евсиков а.зайцев а.колесников а.колотовкин а.лиходед а.логунов а.мысник а.рохман а.сахаров а.сергеев а.степанец а.хамаза а.эйнштейн б.арбузов б.булдыгин б.ельцин б.серебряков без событий бозон хиггса большой серпухов в.балакин в.борисов в.губарев в.дмитровский в.каминский в.кекелидзе в.крышкин в.михайлов в.михненков в.петров в.путин в.романенко в.рубаков в.рыбальченко в.татаринцев в.тепляков в.троицкий в.фальков в.шевченко вакцинация г. дерновой г.дерновой г.красников г.мущак г.рыбаков г.трубников гнтс д.медведев день науки дубна е.велихов е.клименко е.куракина е.левичев е.мочалова запорожская аэс и.вишняков и.курчатов и.маск итэр ифвэ ияф со ран коронавирус коррупция курчатовский институт л.ландсберг л.разумова л.рашевская л.севрюкова л.соловьёв л.фоменко л.ширшов лесной бульвар м.ковальчук м.мишустин м.шишков магатэ минатом минздрав мо н.бакатура н.бочко н.веденеева н.марченков н.поправко н.тюрин наукоград кольцово ниц «ки» ниц «курчатовский институт» нтс ифвэ о.ломакин о.чепурная объединение наукоградов оияи опп п.головнёв п.логачёв п.логачев пандемия проект «сила» протвино протонная терапия пущино р.фурцев росатом ртг с.вольховский с.герштейн с.денисов с.иванов с.кириенко с.клименко с.кудряшов с.поярков с.рогозина с.токарев серпухов скиф смертность спецоперация стандартная модель статус наукограда статус наукоградов т.кулешова т.пичугина у-70 у.кремлёв унк ускоритель ифвэ ф.ёч фиан церн цкп «скиф» чернобыль ю.адо ю.ильин ю.оганесян ю.прокошкин ю.романенко ю.рябов ядерная медицина

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rewiever

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) ПОЛИТИКА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.06.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 2593


Нужно ли учить учёного?

Воскресенье, 10 Июня 2001 г. 18:16 + в цитатник

 

В прессе уже немало откликов журналистов и работников инновационной сферы о полезности обучения ученых основам трансферта технологий и менеджмента. А что думают по этому поводу сами ученые? Профессор, доктор технических наук Л.М.Севрюкова согласилась ответить...

В г. Протвино Московской области подходит к концу цикл обучения группы представителей научного мира основам менеджмента в области трансферта высоких технологий. Этот цикл (4 семинара с февраля по май, каждый недельной длительности с полным рабочим днем) организован в рамках проекта Международного координационного Фонда развития высоких технологий и при поддержке Фонда «Евразия», и его примечательная особенность состоит в том, что при бесплатной форме обучения слушателям представлены самые актуальные темы при уровне преподавания, который нельзя не признать весьма высоким. Да и могло ли быть иначе, если основной состав слушателей составляют ведущие специалисты из протвинского Института физики высоких энергий, к которым «примкнули» представители серпуховских Военного института ракетных войск, Института инженерной физики, НИЦ токсикологии? Так что московские профессора и кандидаты от менеджмента обучают здесь докторов и кандидатов от физики и техники -  что называется, "игра на равных".

Чему обучают? Умению подготовить и выгодно продавать интеллектуальную продукцию. Так уж выходит, что даже в традиционных центрах фундаментальной науки приходят к пониманию того простого факта, что патерналистская функция государства по отношению к ученым уже практически отмерла (плохо это или хорошо – вопрос отдельный), и надо учиться жить по-новому, заниматься коммерциализацией разработок и технологий. Рынок, понимаешь…

Поделиться своими впечатлениями об учебе я попросил в паузе между 3-м и 4-м семинарами самого прилежного (со слов исполнительного директора Фонда А.И. Солодухина) «учащегося» - руководителя отраслевой проблемной лаборатории технологии и исследования сверхпроводящих резонаторов Л.М.Севрюкову.

LMSevr (287x273, 18Kb)

Надо сказать, Лариса Михайловна – человек неординарный. Это единственный в отечественной ускорительной науке доктор технических наук – женщина, причем ученый такого класса, что «под неё» решением Минатома РФ в марте 1993 года (!) была создана отраслевая проблемная лаборатория при ИФВЭ. Разработками лаборатории живо интересуются на Западе, доктора Севрюкову часто приглашают на совещания и конференции, были даже предложения «остаться». Но Лариса Михайловна хочет заниматься любимым делом в своей стране. И уж ей-то, возглавляющей по сути дела первое в здешних краях «хозрасчетное» научное подразделение, учеба менеджменту оказалась очень кстати. Итак, слово практикующему ученому Севрюковой:

На снимке: А.Солодухин поздравляет Л.Севрюкову, как "лучшую слушательницу курса"

«Первое, что хотелось бы отметить – исключительно качественная подборка тем. Вот смотрите – в апреле мы прослушали тренинг-курс А.А.Петруненкова (вице-президент Национального венчурного фонда «Грин Грант», кандидат физ.-мат. наук – авт.) под названием «Управление качеством разработки и продвижения продукта на рынок». Это просто руководство к действию! Мы раньше просто смутно чувствовали, что многое из того, что мы делаем – несомненно интеллектуально-технический продукт хорошего класса, но будет ли это востребовано? Вопрос. Но мы сами должны оценить коммерческий потенциал технологии и позаботиться о том, чтобы представить эту технологию потенциальному инвестору. Кстати, и инвестора нужно выбирать по определенной методике. Как и покупателя. А найдем – пригодится курс В.Г.Зинова (директор Центра коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ – авт.), прослушанный нами в марте. Он так и называется: «Управление процессом передачи интеллектуальной собственности». Думаю, ошибок не допустим. Теперь мы знаем, как обходить возникающие препятствия при оформлении патентов на «ноу-хау», познакомились с международной патентной практикой. Здесь очень много такого, о чем мы не знали. Собственно, это и есть цель учебы – получать знания.

Или вот - не без удовольствия могу вспомнить курс А.В.Гальчина «Управление персоналом в ходе коммерциализации научной разработки». Дело в том, что в настоящее время лаборатория, как хозрасчетное подразделение в рамках госпредприятия, практически не имеет возможностей для существенного материального поощрения сотрудников. Всё уходит на так называемые «цеховые расходы» – электроэнергия, канализация и т.п. Волей-неволей приходится вспоминать подзабытые методы морального поощрения. По мере знакомства с темой и участия в игровых ситуациях стало ясно, что мы уже используем почти все представленные лектором методы. Кстати, очень хорошо действует поддержка молодых сотрудников в виде организации поездок за рубеж по грантам. Уже семь молодых сотрудников, в том числе две девушки, обучались в Школе объединенных университетов Европы по ускорителям (по отделению высокочастотной сверхпроводимости). Не менее важно – каждый специалист, приходящий в лабораторию, получает тему, которая при желании и творческом подходе перерастает в кандидатскую диссертацию. Так что даже при невысокой зарплате стимулы для работы найти можно.

Есть и новые задумки, как в части укрепления творческой и дружеской атмосферы в коллективе, так и в овладении новыми технологиями – например, с использованием Интернета. И вообще, благодаря этим нескольким дням учебы я вдруг почувствовала, что рождаются интересные замыслы, причем не обязательно в том направлении, о котором говорил лектор. Просто сама обстановка, как бы сказать – интенсифицирует мыслительный процесс. И это – здорово!»

Что удивительно, приблизительно в тех же тонах охарактеризовал «протвинский тур учебы» и один из его организаторов Александр Солодухин, проведший здесь время «от звонка до звонка». Он заметил, что общение с такой аудиторией, какая собирается здесь, в уютном Доме ученых ИФВЭ, идет на пользу и организаторам, и приглашенным лекторам. «Эти слушатели заставляют всех нас лучше готовиться и больше думать» – сказал Александр Иванович.

Вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого материала. Учить ученого не только можно, но и нужно, особенно если это идет на пользу мыслительному процессу с обеих сторон кафедры.

Опубликовано: газета РАН "Поиск" - 8 июня 2001 г.

 

 

Серия сообщений "Инновации и инвестиции":
Часть 1 - К вопросу о ваучеризации Протвино
Часть 2 - Станут ли физики акционерами?
...
Часть 19 - Как превратить интеллектуальное сырьё в товар?
Часть 20 - Физики вновь включают станки
Часть 21 - Нужно ли учить учёного?
Часть 22 - О проблемах наукоградов говорили в Протвино
Часть 23 - Инноваторы заглянули в сокровищницу
...
Часть 48 - Новые - старые стимулы для научной молодёжи
Часть 49 - Спутниковый парк Starlink пополняется
Часть 50 - Растёт роль частных компаний в освоении Луны

Рубрики:  Люди науки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку