Нужно ли учить учёного? |
В прессе уже немало откликов журналистов и работников инновационной сферы о полезности обучения ученых основам трансферта технологий и менеджмента. А что думают по этому поводу сами ученые? Профессор, доктор технических наук Л.М.Севрюкова согласилась ответить... |
В г. Протвино Московской области подходит к концу цикл обучения группы представителей научного мира основам менеджмента в области трансферта высоких технологий. Этот цикл (4 семинара с февраля по май, каждый недельной длительности с полным рабочим днем) организован в рамках проекта Международного координационного Фонда развития высоких технологий и при поддержке Фонда «Евразия», и его примечательная особенность состоит в том, что при бесплатной форме обучения слушателям представлены самые актуальные темы при уровне преподавания, который нельзя не признать весьма высоким. Да и могло ли быть иначе, если основной состав слушателей составляют ведущие специалисты из протвинского Института физики высоких энергий, к которым «примкнули» представители серпуховских Военного института ракетных войск, Института инженерной физики, НИЦ токсикологии? Так что московские профессора и кандидаты от менеджмента обучают здесь докторов и кандидатов от физики и техники - что называется, "игра на равных". Чему обучают? Умению подготовить и выгодно продавать интеллектуальную продукцию. Так уж выходит, что даже в традиционных центрах фундаментальной науки приходят к пониманию того простого факта, что патерналистская функция государства по отношению к ученым уже практически отмерла (плохо это или хорошо – вопрос отдельный), и надо учиться жить по-новому, заниматься коммерциализацией разработок и технологий. Рынок, понимаешь… Поделиться своими впечатлениями об учебе я попросил в паузе между 3-м и 4-м семинарами самого прилежного (со слов исполнительного директора Фонда А.И. Солодухина) «учащегося» - руководителя отраслевой проблемной лаборатории технологии и исследования сверхпроводящих резонаторов Л.М.Севрюкову.
Надо сказать, Лариса Михайловна – человек неординарный. Это единственный в отечественной ускорительной науке доктор технических наук – женщина, причем ученый такого класса, что «под неё» решением Минатома РФ в марте 1993 года (!) была создана отраслевая проблемная лаборатория при ИФВЭ. Разработками лаборатории живо интересуются на Западе, доктора Севрюкову часто приглашают на совещания и конференции, были даже предложения «остаться». Но Лариса Михайловна хочет заниматься любимым делом в своей стране. И уж ей-то, возглавляющей по сути дела первое в здешних краях «хозрасчетное» научное подразделение, учеба менеджменту оказалась очень кстати. Итак, слово практикующему ученому Севрюковой: На снимке: А.Солодухин поздравляет Л.Севрюкову, как "лучшую слушательницу курса" «Первое, что хотелось бы отметить – исключительно качественная подборка тем. Вот смотрите – в апреле мы прослушали тренинг-курс А.А.Петруненкова (вице-президент Национального венчурного фонда «Грин Грант», кандидат физ.-мат. наук – авт.) под названием «Управление качеством разработки и продвижения продукта на рынок». Это просто руководство к действию! Мы раньше просто смутно чувствовали, что многое из того, что мы делаем – несомненно интеллектуально-технический продукт хорошего класса, но будет ли это востребовано? Вопрос. Но мы сами должны оценить коммерческий потенциал технологии и позаботиться о том, чтобы представить эту технологию потенциальному инвестору. Кстати, и инвестора нужно выбирать по определенной методике. Как и покупателя. А найдем – пригодится курс В.Г.Зинова (директор Центра коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ – авт.), прослушанный нами в марте. Он так и называется: «Управление процессом передачи интеллектуальной собственности». Думаю, ошибок не допустим. Теперь мы знаем, как обходить возникающие препятствия при оформлении патентов на «ноу-хау», познакомились с международной патентной практикой. Здесь очень много такого, о чем мы не знали. Собственно, это и есть цель учебы – получать знания. Или вот - не без удовольствия могу вспомнить курс А.В.Гальчина «Управление персоналом в ходе коммерциализации научной разработки». Дело в том, что в настоящее время лаборатория, как хозрасчетное подразделение в рамках госпредприятия, практически не имеет возможностей для существенного материального поощрения сотрудников. Всё уходит на так называемые «цеховые расходы» – электроэнергия, канализация и т.п. Волей-неволей приходится вспоминать подзабытые методы морального поощрения. По мере знакомства с темой и участия в игровых ситуациях стало ясно, что мы уже используем почти все представленные лектором методы. Кстати, очень хорошо действует поддержка молодых сотрудников в виде организации поездок за рубеж по грантам. Уже семь молодых сотрудников, в том числе две девушки, обучались в Школе объединенных университетов Европы по ускорителям (по отделению высокочастотной сверхпроводимости). Не менее важно – каждый специалист, приходящий в лабораторию, получает тему, которая при желании и творческом подходе перерастает в кандидатскую диссертацию. Так что даже при невысокой зарплате стимулы для работы найти можно. Есть и новые задумки, как в части укрепления творческой и дружеской атмосферы в коллективе, так и в овладении новыми технологиями – например, с использованием Интернета. И вообще, благодаря этим нескольким дням учебы я вдруг почувствовала, что рождаются интересные замыслы, причем не обязательно в том направлении, о котором говорил лектор. Просто сама обстановка, как бы сказать – интенсифицирует мыслительный процесс. И это – здорово!» Что удивительно, приблизительно в тех же тонах охарактеризовал «протвинский тур учебы» и один из его организаторов Александр Солодухин, проведший здесь время «от звонка до звонка». Он заметил, что общение с такой аудиторией, какая собирается здесь, в уютном Доме ученых ИФВЭ, идет на пользу и организаторам, и приглашенным лекторам. «Эти слушатели заставляют всех нас лучше готовиться и больше думать» – сказал Александр Иванович. Вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого материала. Учить ученого не только можно, но и нужно, особенно если это идет на пользу мыслительному процессу с обеих сторон кафедры. |
Опубликовано: газета РАН "Поиск" - 8 июня 2001 г. |
Серия сообщений "Инновации и инвестиции":
Часть 1 - К вопросу о ваучеризации Протвино
Часть 2 - Станут ли физики акционерами?
...
Часть 19 - Как превратить интеллектуальное сырьё в товар?
Часть 20 - Физики вновь включают станки
Часть 21 - Нужно ли учить учёного?
Часть 22 - О проблемах наукоградов говорили в Протвино
Часть 23 - Инноваторы заглянули в сокровищницу
...
Часть 48 - Новые - старые стимулы для научной молодёжи
Часть 49 - Спутниковый парк Starlink пополняется
Часть 50 - Растёт роль частных компаний в освоении Луны
Рубрики: | Люди науки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |