Что для нас такое христианская община?
Постоянно ловлю себя на мысли, что я очень устал от "церковных разборок", от пресловутого "кто есть кто в русских катакомбах".
"Этот епископ, вроде бы, истинно-православный, но, увы, самосвят. А этот епископ православный, но не истинно, так как спутался с "рафаилитами". А этот, который не спутался, вроде бы и с виду благообразен, и служить умеет, а на самом деле беглый "секачевский" дьякон, объявивший себя "Митрополитом Московским"
Все спорят, ругаются, враждуют, отлучают друг дружку от церкви, анафемствуют, затем мирятся, возводят друг друга в высокие саны, "евхаристически" общаются до первого скандала, и все по новой: В общем - "Колесо Сансары" - церковных перевоплощений: крутится без остановки по чистой инерции, страсти бурлят, словно в таборе.
Хочется спросить: "Зачем? Ради каких целей эта вся эта церковная маята?" Наверно, людям просто скучно жить да и по жизни, видимо, делать в общем-то нечего. Помнится, как в 1991 году один "одиозный" иеромонах служил литургию в нашей Одесской семинарии. Выйдя на великий вход с чашей и дискосом в руках, он не знал, как ориентироваться в сложной церковно-политической ситуации на Украине и потому начал: "Господина Нашего Святейшего Патриарха Алексия и Господина Вашего Преосвященнейшего епископа Лазаря, и Господина Ихнего Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета да поменет Господь Бог во Царствие своем всегда ныне и во веки веков!" Действительно, все так и случилось. Епископ Лазарь, немного побыв "Вашим", стал "Нашим", получив Крымскую кафедру, а митрополит Филарет - окончательно "Ихним", т.е. Патриархом всея Украина.
"Ваши", "наши" - все в мире изменчиво. Но кто-то же должен, наконец, успокоиться и заняться прямой своей обязанностью: нести Слово Божье людям. У людей к нам, священнослужителям, много вопросов. Отвечать на них - нелегкое дело. Нелегкое, потому что конкретика, которую требуют от нас, обезличивает, высушивает, формализирует саму суть вопроса. Заявить, что я верую в Иисуса Христа, я могу безапелляционно, но показать мой путь ко Христу как некий набор правил, постулатов и табу я не смогу, т.к. путь к вере - это живой путь, полный сомнений, противоречий, озарений. Наверное, когда человек сходу отвечает на все духовно-практические вопросы, это попахивает поверхностностью, дилетантизмом, а проще - ремесленничеством. Сила "таланта веры" состоит в "не до конца осознанном", когда чувствуешь, что ты ведом, что выполняешь задачу, определенную для тебя Богом. А осмысление этой задачи, если повезет, может прийти через годы.
Если мы говорим о духовности не как о "чванливой жреческой раздутости и презрении к миру", а как о творческом процессе, то должны понимать, что творчество не предполагает моментальных ответов. Смысл знания не в знании как таковом, а в опыте, в процессе познания. Просвещенная наука редко дает конкретные ответы. Просвещенная религия -тоже. На протяжении столетий мы "исследуем" Бога через Священное Писание, через Его Божественные проявления в мире, а главное - в человеке, то есть в нас самих. Бог, не найденный в себе, никогда не будет найден в других!
Процесс рождения и становления всегда мучителен. Человек проходит весь естественный путь "прорыва" в мир, с болью, удушием, о которых он потом не помнит, но которые формируют его взаимоотношения с реальностью. Рождение церковной общины - тоже тяжелый процесс. Искусственные церковные формирования, где есть гранды и "все проплачено наперед", как правило, недолговечны. Община должна родиться не только в высоком, но и утилитарно-человеческом, болезненном значении. Покидая утробу личного мистического опыта, где тебе тепло и удобно, ты попадаешь в мир. Да, он огромен, невероятно красив, но он и враждебен, и холоден. Чтобы выжить, необходимо мужество, дерзновение, даже риск. Бог нас не неволит. Кто-то может всю жизнь провести, свернувшись калачиком, и это будет его выбор:
Когда Христос Говорит: "Там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, то я посреди них", Он имеет в виду не простое случайное собрание. "Двое или трое" могут с успехом "застрять" в церкви, как в лифте, абсолютно не понимая, что они тут делают, и зачем они друг другу нужны. Те же, кто собрались во Имя Его, Имя Христа стало взаимным духовным влечением и притягательной силой. Человек должен родиться, вырасти, сформироваться и почувствовать, что его любовь к Богу требует не стадности, а именно общинности, когда хочется бесконечно делиться опытом своей веры, а также уметь принимать и понимать опыт веры ближнего, делать его опыт своим опытом. Поэтому существует христианство как община и христианство как эманация, выраженная в канонах, традициях, храмовом зодчестве, культе. Община есть сердце, перекачивающее "земное" в "небесное" и "небесное" в "земное".
Формирование общины - творческий процесс. Священник должен понять и принять каждого. Тот, кто имеет опыт создания церковных общин "с нуля", знает, что человек, сегодня позиционирующий себя как атеиста, завтра может в корне измениться. Поэтому ирония и скепсис в глазах "новоначальных" еще не есть признак отсутствия веры, просто она где-то глубоко спрятана, придавлена какой-нибудь "сердобольной ревностной бабушкой", таскавшей своих внуков натощак на непонятные многочасовые богослужения, доводящие до дрожи в коленях и голодных полуобмороков.
LGBT-христиане не есть простые люди. Они много пережили, выстрадали свое право открыто веровать, и поэтому классические методы катехизации здесь не работают. Представьте, вы родились в семье, у вас любящие родители, вы задували свечки на торте, вам дарили игрушки, водили в зоопарк, иногда лупили - иногда баловали. А вот другой вариант. Все то же самое: и свечки, и зоопарк, и любящие родители, но вы чувствуете себя другим, не таким, как ваши сверстники. Приходит время, вы формируетесь, созреваете и, не в силах далее скрывать своей тайны, раскрываете ее родителям. Честь и хвала умным родителям! Но зачастую все наоборот. Скандалы, истерики, корвалол: Вас тащат к врачам, психологам, пичкают таблетками и в конце концов, устав, угрюмо и холодно отворачиваются. У вас нет тыла - семьи, вы - один на один с гомофобным миром, который при каждой удобной возможности напомнит вам, что вы - "пидор", "содомит", "неполноценный", "заразный". В лучшем случае, вас пожалеют и : отвернутся. В Америке проводился эксперимент, когда в одной комнате собрали профессиональных психологов "традиционной ориентации" и психологов - тоже профессионалов - но гомосексуалов. Удивительное в том, что гетеросексуалы неосознанно пытались сесть подальше от своих гомосексуальных коллег. Заметьте, умные, просвещенные люди, "борцы с комплексами и фобиями" не могли справиться со своими собственными идиотизмами.
Что такое для нас община? Это семья. Мы любим наших духовных детей таковыми, какими их создал Бог. Применять к нашей семье какие-либо организационные или уставные требования бессмысленно да и несвоевременно. Мы не хотим создавать милый сердцу авиамодельный кружок с расписанием занятий и распорядком дня (такое в нашей практике уже было). Кстати, наше богослужение может посетить каждый, связавшись с руководством сайта
http://www.lgbtrights.ru, однако, если вы хотите попасть к нам "по приколу" или с целью разгромить - не пытайтесь, у вас не получится.
Сейчас в наших планах создание социального центра, где будет библиотека духовной литературы, а также продукты и лекарства. Все это важно, особенно для людей, которых за их "ориентацию" и участие в правозащитных пикетах выгоняют с работы и со съемных квартир. Мы идем своим путем и бесконечно благодарны Богу за то, что все мы вместе. Да, к нам много претензий, но мы хоть что-то делаем. А вы?
Вспоминаю один старый декадентский роман о двух влюбленных, мечтавших уехать в дальние восточные страны. Они смакуют каждую деталь своего будущего путешествия, они представляют, как будут поражены экзотикой новых культур, великолепием храмов и дворцов, как попробуют новую, невероятную на вкус еду: Случайно влюбленные находят клад, деньги буквально сыпятся им на голову и заставляют изменить свои планы. Восток уже им не кажется экзотичным, а грязным, нищим, "заразным". Они никуда не поехали: "Никуда не ехать", к сожалению, является отличительной чертой нашей церковной интеллигенции. Она знает, "кому на Руси жить хорошо". Она умеет жалеть, понимать, сочувствовать до слез, но при этом уперто стоять на месте и упиваться словами Вуди Алена: "Вы - цвет рода человеческого!"
Архиепископ Алексий Скрипников-Дардаки