От редактора, 30 марта 2015: Вчера в рамках серии концертов New Music Ukraine в паре с произведением украинского композитора Максима Коломийца играли работы Йоганнеса Шёлльхорна. Это напомнило нам об интервью, которое Йоханнес дал LB.ua почти год назад.
В марте в Киеве прошли мастер-классы новой музыки, организаторами которых выступили ансамбль Nostri Temporis и Goethe-Institut. В числе приглашенных преподавателей Украину впервые посетил известный немецкий композитор, профессор Кельнской консерватории Иоханнес Шёлльхорн. Недельное пребывание в постреволюционном Киеве произвело на него сильное впечатление – по словам Шёльхорна, он попал в абсолютно другой мир, в сравнении с которым даже Гонконг выглядит чем-то более привычным и понятным жителю Германии. В своем багаже профессор увез англоязычные книги об украинском театре, художественные альбомы, переводы стихов Тараса Шевченко и сотни фотографий с Майдана Независимости и прилегающих улиц.
Открывшего для себя новый мир композитора LB.ua расспросил о проблемах новой музыки в Украине и в мире, о том, какой украинская культура видится из-за границы и как государство должно поддерживать современных композиторов.
Благозвучие языка и чернозем – это довольно существенные ценности. Я бы не стал проводить водораздел между ними и культурой, поскольку понятие культуры произошло, как известно, от латинского слова colere, обозначающего возделывание поля, то есть, фактически, от сельского хозяйства. В Японии, например, когда кто-либо занимается постоянной интенсивной работой, говорят, что он должен ступить на рисовое поле. Но Украина – это ведь не только деревенская культура. Киев кажется модерновым городом с сильной буржуазной традицией – на это отчетливо указывает его архитектура. Как и в других странах, у вас существует разница между селом и городом.
В Украине я в очередной раз обнаружил, что множество открытий свершились в местах, о которых западный мир не имел ни малейшего понятия. Например, режиссер Лесь Курбас и художник Борис Косарев - это люди, которые необыкновенно современны, но на Западе практически неизвестны. Борис Гройс, если я точно помню, когда-то писал, что именно в Восточной Европе сделали множество открытий, которые затем были выданы Западом как свои собственные. Кроме того, в Украине существовала необыкновенная живая еврейская культура, которая была полностью уничтожена национал-социализмом.