В их семье был пылесос, вещь обычная и востребованная в любом доме русскоязычных евреев, но в Израиле предмет, необходимый разве что перед Песахом.
Перед позапрошлым Песахом упомянутый пылесос попросили соседи. Взаймы, на время, бесплатно.
Им его дали, почему не дать. Затем вторые соседи попросили и третьи. Не без последствий, конечно. Что-то в нем быстренько отломалось, что-то стало надсадно сопеть внутри, одно колесико отвалилось, второе перестало вертеться, а шнур, который раньше с одного нажатия кнопки ускользал с веселым треском в свою норку, прекратил на кнопку реагировать, а по-другому ускользать не умел.
Короче говоря, пылесос работал, но уже не так стопудово, как в день покупки. А было ему от роду полтора года, и даже гарантия еще не Читать далее
Умение делать мягкое замечание. Почему мягкое? Потому что других замечаний (в адрес других людей) надо остерегаться.
Да и мягкие надо стараться не делать. Ведь мы не любим, когда нам делают замечания, выговоры, когда нас поучают, наставляют – за те якобы проступки, которые мы сделали, когда мы абсолютно ничего плохого не сделали (верно?).
А раз так – то и другим мы не будем произносить без нужды и острой необходимости никаких замечаний, поучений, читать нотации, проповеди, наставления и пр. Почему? Потому что "не делай другому то, чего не хочешь, чтобы делали тебе".Читать далее
Допустим, ваш ребенок устроил шалость, например – разбил чашку из дорогого саксонского сервиза, который вашей жене достался по наследству от ее прабабушки, привезшей этот антиквариат с войны как трофей, а потом ее бабушка (т.е. мама вашей тещи) подарила сервиз внучке (вашей жене), как только узнала, что он не годен к употреблению по причине ее полного сумасшествия (я про внучку, т.е. вашу жену), а иначе переход на кашрут назвать нельзя, в результате чего сервиз гарантировано останется в сохранности на века, поскольку будет задвинут на антресоли, но кто знал, что ваш ребенок залезет и туда, дабы исследовать: а что тут такое стеклянненькое прячется?
Итак, он устроил шалость – и вы, как строгий папа, погрозили ему пальцем. (Что важно, он даже не заплакал. Ибо если заплакал, то это уже Читать далее
После Йеуды написано: "И прекратила рожать", перестала.
Сыновей, которых Леа должна была – по первоначальному плану – родить Яакову, она перестала рожать. Что называется, отрожалась.
Если должно было быть 12, то теперь на долю Рахели выпадало тоже 4, а остальных должны были произвести на свет служанки Била и Зилпа – по двое на каждую.
Дальше говорится, что первоначально так и пошло. Сначала Рахелина Била родила двоих, затем настал черед Леиной Зилпы.
И тут описание захватывающего соревнования перебивается рекламной вставкой вставной новеллой. О том, как Реувен, Леин первенец, пошел в поле в дни жатвы, и нашел чудесные мандрагоры (дудаим). Об их свойстве ничего не сказано, но из дальнейшего, из реплик Читать далее
Случайно встречаю на улице человека. Много лет назад учил со мной Гемару (ешива Швут-Ами, группа для олим-хадашим). Как сейчас помню, изучали второй перек трактата "Макот".
Способный еврей, молодой, открытый, с ним разговаривать одно удовольствие.
Спрашиваю, где теперь учится. Говорит, все время работает, времени не остается.
А жена учится? – Да так, понемногу. – Ну а дети? (Помню, старшего он в хедер устроил.) – Только улыбнулся виновато.
Ничего, всякое случается, у каждого своя жизнь. И свой путь в Торе.Читать далее
Понедельник, 21 Октября 2013 г. 00:26
+ в цитатник
Терпеть не люблю попадать в детективы, но вечно в них оказываюсь.
Сижу, никого не трогаю, вернее, готовлю урок по Гемаре. Урок на русском. Это означает, что я должен четко произнести перед учениками текст Талмуда и перевести его на русский, дав, по возможности, объяснения. Свои – объясняющие простой смысл слов и понятий, а также чужие – принадлежащие самым признанным комментаторам. Что называется, по минимуму.
А еще мне надо все это записать буквами и словами. Потому что своим ученикам всегда даю в помощь два-три листа с текстом оригинала, переводом и комментариями – для повторения, запоминания, подготовки и прочих обычных для ученика Талмуда надобностей. И в этом тексте, как вы понимаете, должно быть раскрыто каждое слово, без всяких сокращений. Потому что помощь – это облегчение, а не усложнение.
Да, забыл сказать, что сижу и готовлюсь не просто к уроку, а к видео-уроку. Есть у меня такие по Талмуду. Сейчас как раз шла подготовка к Читать далее
Тоже архивная. И как всегда – на основе кратких эссе рава Зелига Плискина. А его эссе – на основе статей из книги рава Элияу Деслера. А "сегодняшняя" статья рава Деслера – на основе Иерусалимского Талмуда, трактат "Недарим" 9:4.
** **
Про любовь к семье (коллективу, друзьям) и к самому себе. Оказывается, это почти одно и то же.
Итак:
Любовь растет, когда тому, кого любим, мы что-то даем. – Это знают почти все.
Добро питает любовь. Добро, оказанное нами, создает и поддерживает любовь. Нашу любовь к тому, кто принял наше добро. – Это тоже не тайна. Но сегодня новость не в этом.
И даже не в том, что, отдавая свою часть другому, а еще точнее – отдавая другому часть себя, мы как бы оказываемся включенными, Читать далее
Понедельник, 14 Октября 2013 г. 15:29
+ в цитатник
14 октября 2013. Сегодня на сайте Толдот сБп у меня урок цикла "Еврейское поведение". В 19.30 по иерусалимскому времени. Заходите.
Названия еще не придумал. Но вот конспект одной истории, которую я там планирую рассказать.
**
Про раби Зушу из Аниполи.
В годы его скитаний произошел с ним такой случай. Пришел он в один город и, как водится, пошел в синагогу. Там начал учиться, сидя у горячей печи, – а потом вдруг задумался и погрузился в серьезные размышления.
Вдруг в ту же синагогу зашла женщина – не из местных – и стала каждого, кто пришел из других мест, расспрашивать про своего мужа.
Оказывается, тот несколько лет назад вышел из дому (за парнасой отправился?), да так с тех пор и пропал. И вот, теперь она агуна, Читать далее
Из архива. Как всегда, текст оригинала принадлежит раву Плискину З. из "Эш-Атора", а мне принадлежит текст перевода адаптации приблизительного пересказа текста оригинала.
**
Практика показывает, что большинству из нас легче мириться с собственными слабостями, чем со слабостями остального человечества.
Почему? Да потому что мы стоим перед своими трудностями – и не всегда с ними справляемся, ибо слабы, и наши слабости нам известны, мы к ним привыкли и в большинстве случаев сжились, смирились, думая, что мы свои слабости приручили, одомашнили (в то время как не Читать далее