C приходом на престол Святейшего Патриарха Алексия II удивлять стало многое: священники, кропящие святой водой бандитские "Мерседесы"; РПЦ, ставшая торговой фирмой и производящая свой лицензионный товар; РПЦ, ставшая "челноком" и провозящая через границу сигареты на льготных таможенных и налоговых условиях (это случилось сразу после краха другой "торговой фирмы" - РФС). Потом выяснилось, что РПЦ и Минобороны создают совместный фонд и совместные счета для приватизации военной техники и имущества (плавсредств, аэропортов, заводов, средств связи и т. д.), что у РПЦ появились счета в иностранных банках, и руководили всем этим протоиерей отец Виктор (Петлюченко) и архимандрит Красногорский Савва, имевший более чем доверительные отношения с представителями зарубежных финансовых кругов. Куда там "Святому источнику", бутилированному с высочайшего позволения...
Церковь - идеальное место для вложения средств. Строительство, недвижимость, практически дармовая рабочая сила, государственные льготы, счета, на которые не смеет положить глаз ни один налоговый инспектор, и связи, связи, связи... Это, наверное, самый выгодный бизнес - извлечение прибыли из чужой веры. Для этого нужно только два условия: дружба с властью и наличие верующих. Чем больше последних, тем лучше бизнес, тем крепче дружба с государством.
И потому для РПЦ мечети, синагоги, молельные дома не сосредоточие заблудших личностей, а место жительства конкурентов. И сектанты опасны прежде всего не тем, что уродуют души, а тем, что отнимают их у официальной церкви. Потому и пытаются принять закон, якобы защищающий умы россиян от иноземного влияния, и при этом ущемляют свободу совести, выступая в роли агрессора по отношению ко всем остальным. Это не борьба за людские души - это борьба за сферы влияния. Для извлечения максимальной выгоды...
Каждая конфессия желает стать монополистом. Законы рынка... Что такое раскол церквей, как не решенный радикальным способом спорный вопрос о собственности: материальной и людской? Уж не думает ли кто-то серьезно, что дело действительно в двуперстии и щепотке, латыни и немецком, помпезности и аскезе?
Политикам и бизнесменам нужна была церковь, чтобы подвести моральную основу под аморальный курс; церкви нужны были политики и бизнесмены, чтобы приватизировать то, что раньше числилось по ведомству идеологического отдела ЦК КПСС.
И политики, управляющие нами, дают церкви полный карт-бланш за лояльность и покорность. За молчание по поводу расстрела Белого дома, за молчание по поводу бомбежек Чечни, за молчание по поводу голодных обмороков школьников и учителей. Политес соблюден: свечки, как стаканы, в руках бывших партийных бонз в обмен на освящение строительства храма в тот самый момент, когда чуть южнее с лица земли сметаются города.
Но "лишь человек неглубокой веры, не подлинный христианин может использовать свою веру для достижения каких-то житейских или политических выгод" (из интервью Патриарха Алексия Второго).
Биографии церковных иерархов столь же причудливы, как и история самой церкви. Здесь делаются головокружительные карьеры. 1958 год. А. Ридигер, настоятель Йыхвинской православной церкви (Эстония), 1929 года рождения, имевший незаконченное (по болезни) восьмилетнее образование и духовную академию за плечами, становится настоятелем тартуского Успенского собора. Через три года был пострижен в монашество и стал Епископом Таллинским (ему тогда было только 32, и он был женат), еще через три года - Архиепископом, через четыре - Митрополитом. За десять лет человек делает карьеру, на которую у иных уходит жизнь. За семь лет - с 1961-го по 1968 год - объезжает десяток стран (Израиль, Англию, ФРГ в том числе), и это при том, что священники не были особо выездными.
Связь РПЦ и КГБ - тайна Полишинеля. Во все времена и во всех государствах церковь либо играла роль спецслужб, либо жила с ними душа в душу. Уж больно похожи: структурой, принципом круговой поруки, закрытостью своей, фанатизмом, неподконтрольностью, таинственностью. Орден иезуитов, масоны и тамплиеры, меченосцы, Гапон, в конце концов, - все они рыцари плаща и кинжала. И цели этих структур идентичны: сохранение власти. Своей. Недаром Иван Грозный пытался облечь опричников в монашеские одеяния, а Петр Первый, учредив Священный Синод, то есть официально закрепив брак церкви и государства, отменил тайну исповеди, обязав священников доносить. И доносили.
Последнее время РПЦ захлестнула волна компромата. Многие из разоблачений удивительным образом появлялись в нужное время и в нужном месте, когда под кем-нибудь из иерархов шаталось кресло. И закономерно, что все эти скандалы связывают с борьбой за самый высокий пост - Святейшего Патриарха. Все эти скандалы были обставлены со знанием дела, и многие из них так или иначе связывают с именем одного из митрополитов Центрального Черноземья, который открыто недолюбливает нынешнего Патриарха. И если напомнить, что Митрополит этот связан тесными, почти родственными узами с высокопоставленным офицером ФСБ, возглавлявшим одно время управление собственной безопасности, а до этого трудившимся в "пятерке", отвечая именно за церковь, то тонкость внутрицерковной борьбы перестанет удивлять вовсе.
В свое время комиссия Якунина - Пономарева под лозунгами десталинизации активно пыталась разобраться в связях РПЦ и КГБ. Общественные интересы здесь, безусловно, переплетались с личными, но это неважно. Важно, что сам факт создания подобной комиссии вызвал серьезный переполох в РПЦ. Потребовалось вмешательство высших церковных чинов, бивших челом в кабинетах высших чинов политических, чтобы комиссия прекратила свою работу, а расследование перешло в ведение самой церкви. Его проводили под руководством Митрополита Костромского Александра. Но этот духовный "отдел собственной безопасности" так и не обнародовал ни одного отчета.
Шумные разоблачения, связанные с отдельными агентами в рясах, стали забываться, почетные грамоты КГБ "За особые заслуги" вернулись в личные архивы, слово "люстрация" перестало быть синонимом бессонницы.
Но скромный архивариус Таллинского архива Юрью, разбирая завалы документации Совмина Эстонской ССР, натыкается на странный документ: "Отчет об агентурно-оперативной деятельности за 1958 год 4-го отдела КГБ при Совете министров ЭССР". С подзаголовком: "Состояние агентурно-оперативной работы по пресечению враждебной деятельности церковников и сектантов". (Папка "Сов. секретно". Эк. 2. Серия "К").
В отчете, доказывающем, что 4-й отдел не зря ел свой хлеб, - данные на несколько десятков агентов. Среди них разные люди, есть и служители церкви: лютеране, католики, православные.
Например, агент "Каск" - лютеранин, "пользующийся большим авторитетом в руководящих кругах Эстонской лютеранской церкви". Или агент "Дроздов", "1929 года рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия... Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства... При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского.
За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов" зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный... К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви... После закрепления агента на практической работе... намечаем также использование его в наших интересах путем направления в капиталистические государства в составе церковных делегаций".