-Цитатник

Дрожжи и закваска невежества - (0)

Дрожжи и закваска невежества http://orthomed.ru/node/1276   В последние годы...

По поводу так называемого "грудничкового плавания" - (0)

По поводу так называемого "грудничкового плавания" https://sciencebasedmedicine.org/infant-and-to...

ПРОФ. ДЖИН МЕРСЕР (США). ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ - (0)

ПРОФ. ДЖИН МЕРСЕР (США). ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ВИДЕО: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ О...

ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ КАК МИШЕНЬ ДЛЯ ЛЖЕНАУЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ "РОДИТЕЛЬСТВО ПО НЭНСИ ТОМАС" - (0)

Приемные семьи как мишень для лженаучной психотерапии "родительство по Нэнси Томас" В этой ст...

ОБ ОПАСНОСТИ ОККУЛЬТНЫХ ЛОВУШЕК В ПРОЛАЙФЕ - (0)

ОБ ОПАСНОСТИ ОККУЛЬТНЫХ ЛОВУШЕК В ПРОЛАЙФЕ ОБ ОПАСНОСТИ ОККУЛЬТНЫХ ЛОВУШЕК В ПРОЛАЙФЕ В...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Всячина
Всячина
19:42 05.03.2013
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Животные
Животные
02:59 01.12.2012
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Виды Оптиной Пустыни
Виды Оптиной Пустыни
05:32 08.11.2012
Фотографий: 11

 -Я - фотограф

Котовник

Это он...
1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оптина__Пустынь

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.08.2010
Записей: 1272
Комментариев: 1789
Написано: 3334


Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить?

Воскресенье, 17 Июля 2011 г. 23:43 + в цитатник
Сергий_Разумцев все записи автора

.

Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить?


 
 
Святейший Патриарх Кирилл. 
2 проповеди в день памяти свт. Филиппа
 
 

 

1. Патриарх-о православной Орловщине, критике Церкви,

корреспондентах, репортёрах и блогерах


 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси — Успенском соборе Московского Кремля.

Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп — умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния.

Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их» (см. Ин. 10, 11-13).

Действительно, подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!

Что, собственно говоря, имел в виду Господь, говоря о пастыре добром, который душу свою полагает за овцы? В каком смысле пастырь должен полагать душу за овец? Душа — это синоним жизни. От какого волка пастырь должен ограждать овец? Ведь в обществе бывают разные конфликты, иногда кровавые, и, конечно, пастырь не может относиться ко всему этому безразлично. Но не во всяком конфликте похищается душа человеческая. В первую очередь пастырь призван защищать человеческие души от соблазнов греха, от растления, от того самого волка-диавола, который проникает в сознание, сердце, душу человека, соблазняет его на грех, растлевает его душу, губит его для Царствия Небесного. Ведь именно такими были поступки Иоанна Грозного. Это не было справедливым пролитием крови, и беззаконие растлевало души людей, давая пример того, как можно беззаконно и жестоко решать свои собственные проблемы.

Все то, что произошло в далеком XVI веке, является примером и для нас — в первую очередь, конечно, для пастырей. Но деяния Иоанна Грозного несопоставимы с тем, что происходит в современном мире: огромное количество человеческих страданий и несправедливости, голода и болезней; войн, непонятно во имя чего ведущихся; уничтожение огромного количества мирных, ни в чем не повинных людей. Разве это не соблазн? Разве все это не раскрепощает человеческий инстинкт жестокости и готовность во имя своих интересов идти на все?

Несопоставимо со временами Иоанна Грозного и то, что происходит сегодня в духовной жизни человека. Какие огромные силы работают для того, чтобы растлить душу, растлить разум, смешать добро со злом, исключить из человеческого общежития понятие греха! И мы видим, что это удается, — достаточно посмотреть наши телевизионные дискуссии, особенно касающиеся вопросов нравственности. Кажется уже удивительным, когда кто-то оценивает ту или иную ситуацию с точки зрения морали, тем более с христианской точки зрения, — такой человек выглядит как белая ворона. И все то, что происходит, вырабатывает некие стандарты жизни, некие стереотипы мысли, которые позволяют людям принимать грех без всяких угрызений совести.

А что же пастыри? Ведь они должны выйти навстречу волку и защитить души людей. С благодарением Богу можем сказать, что Церковь наша сегодня делает это мужественно и смело. Ну, а волк нападает на паству, как и полагается по законам борьбы. Если бы пастыри поддерживали все то, что происходит, если бы они скромно молчали, то они были бы в глазах тех самых волков людьми современными, продвинутыми, открытыми. Если же они обличают грех, они становятся людьми старомодными, отставшими от жизни, консерваторами…

Мы видим, что сегодня происходит в нашем обществе, в том числе в средствах массовой информации. Перед Церковью стоит выбор, точно такой же, какой стоял перед митрополитом Филиппом: может быть, благословить, чтобы не ссориться с волками; может быть, скромно отвернуться; может быть, сделать вид, что ничего не происходит; может быть, где-то даже и поддержать? Что уж говорить, современные люди не такие, как те, кто жил прежде, — у них другие требования, другие идеалы; почему же мешать им раскрепощать свою собственную природу так, как они сами того хотят?

Возможно, митрополит Филипп остался бы на кафедре, продолжал быть митрополитом Московским, носить священные ризы. Но каково было бы его место в тогдашней жизни Руси и в истории Церкви нашей? Так и сегодня перед каждым пастырем стоит та же дилемма — благословлять или не дать благословения, промолчать или сказать правду. Но если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? О проблемах у нас говорят только тогда, когда приводят страшные статистические данные о преступности, о коррупции, о разрушенных семьях. Мы еще способны удивляться, иногда даже ужасаться, когда в нашей жизни случаются страшные события, переходящие всякий предел нравственности. Так почему все это происходит? И Церковь говорит: надо смотреть в корень; никакими полумерами мы не решим задач, которые перед нами стоят; мы не изменим человека к лучшему, если мы забудем, что такое грех и если мы откажемся от борьбы с грехом. В конце концов, то служение, которое Церковь несет, несмотря на поношения и скорби, исполнено внутренней радости и силы, потому что это служение митрополита Филиппа, это служение святых мучеников и исповедников Российских, а именно на крови мучеников созидалась Церковь.

И обращаясь сегодня к нашим священникам, я призываю их быть дерзновенными, сильными в вере, мужественными и одновременно добрыми пастырями. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Мы не должны быть просто участниками общественной дискуссии, мы не должны выступать со злыми глазами, вцепляться в горло противнику, участвовать в публичной полемике недостойным для христианина образом. Со смирением и в простоте сердца мы должны нести свое свидетельство и нашему обществу, и всему миру. Некоторым может показаться, что это заранее проигрышная позиция, это позиция слабого. Но это не позиция слабого — это следование за Христом, ибо Он спас род человеческий не силой власти и не силой человеческого могущества, но крестом и любовью. Именно на крест взошел в этом храме святитель Филипп, память которого мы совершаем. И только исполненная крестоношения и любви миссия Церкви в современном мире и способна изменить людей к лучшему и открыть многим дверь Царствия Небесного.

Молитвами святителя Филиппа, митрополита Московского, память которого ныне совершаем, да укрепит Господь пастырей Церкви в неленостном, дерзновенном и смиренном служении спасению рода человеческого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

 

2.  Патриарх - о Церкви, власти, коррупции и долге пастырей

 


 

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка Пантелеимон! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братия и сестры, дети! Наши дорогие гости, которые присутствуют здесь!

Я хотел бы сердечно всех вас поздравить с этим большим праздником для Русской Церкви, особенно для города Москвы, и выразить радость, что все мы сегодня смогли совершить в Успенском соборе Московского Кремля Божественную литургию, искренне помолиться Господу о всем мире, о мире во всем мире, о процветании святых Божиих Церквей, о Церкви нашей Русской, о стране нашей многострадальной, о том, чтобы Господь приклонил милость ко всем нам, сохранил веру в сердцах людей, помог людям мотивировать свои поступки христианской верой.

Я благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова, а также весь клир, который Вы объединяете, и представителей клира Орловской епархии, которые вместе с Вами участвуют в этом паломническом путешествии в Москву. Я радовался, совершая сегодня Божественную литургию вместе с вами.

Я знаю о больших и добрых переменах, которые произошли в Орловской области после того, как архипастырем стал владыка Пантелеимон. Есть много важных дел, начало которым положили Вы. Это активная работа с молодежью, это образовательные программы, это социальное служение, оказание помощи нуждающимся, это миссионерская работа, это работа с Вооруженными силами и правоохранительными органами, с казачеством. Все это требует больших усилий.

Но самое главное — мы должны ясно понимать, почему мы это делаем. Мы делаем это не для того, чтобы кто-то о нас хорошо написал. Было время, когда Церковь нашу обвиняли в том, что она всего этого не делает. А мы и не могли делать, потому что подвергались гонениям; затем нам надо было восстановить самое необходимое — храмы и монастыри. Сколько же выслушали мы недобрых слов: что мы не делаем самого главного, что мы якобы не идем навстречу людям… А вот сегодня пошли! И пошли мощно, сильно, и народ идет нам навстречу, идет навстречу своей Церкви, которая разделяет с ним каждодневные скорби. И вот теперь звучит другая критика: «Почему так резко пошли? не является ли это клерикализацией общества? не представляет ли это опасность для светского государства?»

Как тогда, когда нас обвиняли в бездействии и пренебрежении к нуждам общества, так и сегодня, когда нас обвиняют в том, что мы слишком активны, мы не слушаем этих голосов. Они для нас не существуют. Мы делали и делаем только то, что велит нам Бог. Когда Он велел нам хранить веру православную, идти за эту веру на Голгофу и умирать, — наши отцы, деды, старшие братья шли и делали это. Когда Господь призвал нас восстанавливать святыни, — мы стали это делать. Когда Господь ныне призывает нас идти навстречу людям, нести им свет Евангелия, разделять со скорбящими скорбь, с радующимися радость, — мы будем это делать. И только Бог — Судья Церкви, но не корреспонденты, не репортеры и не блогеры. Только Бог — Судья Церкви. И Церковь определяет свой путь не решениями внешних наблюдателей, но решениями, которые вызревают в глубине ее мистического духовного опыта и выражаются в постановлениях Соборов.

Последний Архиерейский Собор февраля сего года принял наиважнейшие документы, которые заложили теоретическую основу активности нашей Церкви в общественном пространстве. И Богу содействующу мы будем осуществлять наказы Собора на всех уровнях, в том числе на епархиальном.

Поэтому, благодаря Вас, владыка, и Ваших собратьев, за те первые шаги, которые Вы сделали, я призываю продолжать Ваш труд — активно, мужественно, дерзновенно. Делать то, что сегодня так необходимо нашему народу, — нести живое слово, подкрепляя его добрым делом. Участвовать в диалоге с нашей интеллигенцией, обществом, помогая людям понять смысл Евангелия применительно к их современной, столь непростой жизни. И пусть благословение Божие пребывает над Вами, над Вашим духовенством, над Вашей паствой и над Вашей народом.

<…>

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

 

 

Рубрики:  ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Новости
патриарх кирилл_____________
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку