Громы, молнии и Драгу Слейв: рецензия на аниме "Рубаки" / Slayers. Часть 1 |
Громы, молнии и Драгу Слейв: неподражаемые «Рубаки»
(рецензия впервые опубликована в журнале "НЯ!", №5 (30) июнь 2012)
Название: Slayers / Рубаки
Жанр: комедия, пародия, приключения, фэнтези
Выпуск: 1995–2009 г.
Тип: ТВ, ОВА, полнометражные фильмы,
короткометражный фильм.
Студия: Easyfilm; J.C.Staff; Hal Film Maker
Режиссер: Ватанабэ Такаси, Ватанабэ Хироси,
Сато Дзюнъити
Автор оригинала: Кандзака Хадзимэ
В незапамятные времена Золотой Повелитель кошмаров, Та, что чернее пустоты и самой безлунной ночи, Эль-сама, увидела во сне и создала Вселенную. Мать всего сущего была не слишком довольна произошедшим казусом, поэтому с тех пор и доныне жаждет вернуть все в первоначальное состояние Хаоса. Но в то же время ей, как всякому художнику, жаль уничтожать свое творение. «Ах, я вся такая противоречивая!» — с полным правом могла бы воскликнуть о себе Эль-сама.
Противоположные стремления Повелителя кошмаров привели к появлению во Вселенной богов и мазоку (монстров), которые ведут между собой бесконечную войну. Боги хотят защитить мир, а мазоку, питающиеся отрицательными эмоциями людей, — его разрушить. Боевые действия ведутся с переменным успехом.
В мире «Рубак» изначально шла война между богом-драконом Цефеидом и повелителем тьмы рубинооким Шабранигдо. Цефеид одолел Шабранигдо, разорвав его на семь частей и заточив их в человеческом мире. Но битва истощила все силы Цефеида. Перед гибелью он создал четырех богов-драконов стихий. У Шабранигдо, в свою очередь, тоже остались подручные — пятеро лордов-мазоку.
За тысячу лет до событий сериала разразилась Война падения монстров. С большим трудом Король водяных драконов сумел победить монстров, запечатав Гаава, одного из лордов-мазоку, в человеческом теле. Но сам при этом погиб, а часть континента, где и разворачивается основное действие «Рубак», оказалась отрезана от внешнего мира магическим барьером, воздвигнутым мазоку.
За тысячу лет люди, живущие внутри барьера, отлично освоили магию. В этой части мира она заменила высокие технологии. Даже в огнестрельном оружии не было нужды. А зачем, спрашивается, тебе пулемет «Максим», который надо постоянно перезаряжать, если ты одним файерболлом можешь пустить на шашлык целый отряд врагов?
Однако самое главное событие произошло за пятнадцать лет до начала действия первого сезона ТВ-сериала. В Зефирии, знаменитой своими виноградниками, родилась умница, красавица, гениальнейшая волшебница Лина Инверс!!! (бурные несмолкающие аплодисменты). Чтобы защититься от атак старшей сестры, Линочка начала изучать магию (в основном черную) и достигла в этом деле небывалых высот. За что получила много не совсем лестных прозвищ, как то Бандитоубийца, Воплощение хаоса и разрушения, Враг всего живого и (о ужас!) «Дажедра» — «даже дракон переступит через нее с отвращением».
Странствуя по свету, Лина встретила эксцентричную колдунью Нагу Белую Змею (или это Нага встретила Лину?). Потом, загадочным образом «потеряв» Нагу, Лина познакомилась с глуповатым, но добрым и отважным мечником Гаури, обладателем легендарного Меча Света. Затем компания рубак пополнилась Зелгадисом, помесью голема, демона и человека, спецом по шаманской магии, потом принцессой Сейруна волшебницей-идеалисткой Амелией, а еще позже и весьма спорно — хитрованным мазоку Зеллосом.
А однажды о мире рубак каким-то образом узнал японский писатель Кандзака Хадзимэ. Не исключено, что лично от Эль-самы. С тех пор он стал писать про рубак лайт-новеллы (иллюстрированные повести). Первоначально книги должны были стать основой для ролевой фэнтезийной игры. Но не срослось. Зато на основе лайт-новелл были созданы манга и аниме.
В 1995 году на студии Easyfilm был выпущен первый сезон ТВ-сериала «Рубаки». Главным режиссером стал Ватанабэ Такаси. Сериал транслировался с апреля по октябрь. А в июле того же года в прокат вышел полнометражный фильм «Рубаки на большом экране». Создавался он на студии JC. Staff, а в роли режиссера выступил другой Ватанабэ — Хироси. Всего с 1995 по 2009 год вышло пять сезонов ТВ-сериала, две ОВА по три эпизода в каждой, четыре полнометражных фильма и один короткометражный.
Мувики и овашки были посвящены приключениям Лины и Наги и режиссировались Хироси. ТВ-сериалы рассказывали о Лине, Гаури, Зелгадисе и Амелии, а кресло главного режиссера занимал Такаси. Исключение составила короткометражка «Первосортные рубаки» о Лине, Гаури и компании, выпущенная студией HalFilmMaker и срежессированная Сато Дзюнъити.
Весь, скажем так, массив аниме про рубак получился весьма пестрым. Даже сезоны ТВ-сериала достаточно сильно отличаются друг от друга, а между мувиками-овашками и ТВ-сериалом вовсе зияет пропасть. Столь же разнородны зрительские предпочтения. Кто-то плюется на мувики-овашки и превозносит сериалы, кто-то наоборот. Среди поклонников сериала есть те, кому нравится только один сезон, причем опять же симпатии распределяются между разными сезонами.
Хотя я очень люблю «Рубак», писать на это аниме рецензию оказалось адски сложным делом. Все время так и тянуло детально описать интереснейшую историю и мифологию вселенной рубак, пуститься в пересказ насыщенных биографий многочисленных персонажей или поговорить о сквозном сюжете, в той или иной степени объединяющем все сезоны сериала. Наконец, хотелось бесконечно цитировать шутки и описывать смешные сцены, которыми изобилуют «Рубаки».
Но ни одна рецензия не заменит живого, разноцветного, искрящегося мира этого аниме. В эту вселенную нужно погрузиться самому. А я лишь расскажу, почему считаю «Рубак» очень интересным и талантливо сделанным аниме. Да помогут мне боги, мазоку и Эль-сама!
«Рубаки» в лицах
Одно из главных достоинств «Рубак» — яркие, запоминающиеся персонажи.
Вы не найдете здесь сложных характеров, состоящих из множества полутонов или раздираемых внутренними противоречиями. Пожалуй, для комедии это и не нужно. Характеры рисуются крупными мазками. В основе каждого героя лежит определенный типаж, набор нескольких доминирующих черт. Но вместе с тем герои получаются психологически достоверными. Это противоречие объясняется достаточно просто.
Во-первых, персонажи «Рубак» не делятся на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных. Поэтому у каждого героя, как и у любого живого человека, есть свои достоинства и недостатки, свои слабости и даже пороки.
Во-вторых, характеры получаются очень целостные. Пусть персонаж — это набор трех–пяти черт, но это именно его черты, не свойственные другим героям или свойственные в меньшей степени. Поведение и поступки героя всегда вытекают из его характера
Наконец, у каждого персонажа есть биография, которая во многом и определяет его характер. Ну кем еще могла вырасти Амелия, воспитанная «отъявленным пацифистом» принцем Филионелом? С таким папашей прямая дорога в героепоклонницы и идеалистки.
Мир «Рубак» довольно «густонаселенный», поэтому остановлюсь только на главных героях.
Лина — рыжеволосая чародейка со взрывным темпераментом. Кстати, фамилия Лины «Инверс» в переводе с латыни означает «переворачивание, перестановка». Видимо, это указывает на свойство Лины сеять хаос и переворачивать все с ног на голову.
Главная прелесть Лины в том, что она больше походит на антигероя, чем на героя. У нее масса отрицательных черт, среди которых обжорство и жадность занимают далеко не первое место. Но именно этим она и притягивает! Лина — это не мутный «Высокий идеал». Она живая, естественная, раскрепощенная, внутренне сводная.
Эгоизм и корыстность Лина позволяет себе проявлять лишь в обыденной жизни. Когда дело принимает серьезный оборот, а ее друзьям да и всему миру грозит опасность, Лина демонстрирует лучшие стороны своей натуры. Она из тех, кто может своровать у вас из-под носа последнюю печеньку, но в беде не бросит никогда.
Гаури — странствующий воин, искусный мечник, постоянно путешествующий вместе с Линой и постепенно становящийся ей гораздо больше, чем другом. Как и Лина, Гаури проявляет себя по-разному в зависимости от ситуации. Обычно он — парень простой и, мягко говоря, недалекий. Но при этом он отважный воин и верный друг. Когда надо, он все схватывает на лету, в битвах без лишних слов понимает, что задумала Лина, и помогает ей.
Надо сказать, что забывчивость и глуповатость Гаури находят в сериале практическое применение. По ходу действия авторы постоянно сталкиваются с необходимостью познакомить зрителя с теми или иными аспектами истории и мифологии мира «Рубак». Неосведомленность и забывчивость Гаури позволяет предельно органично вводить в повествование нужную информацию и периодически освежать память зрителей по поводу важных событий самого сериала, произошедших в предшествующих эпизодах.
Зелгадис — воин и маг, праправнук красного священника Резо, одного из пяти мудрейших людей в мире. Зелгадис, как и положено воину, был одержим идеей стать сильнее. Дедуля Резо исполнил мечту внука весьма своеобразным образом: преобразовал его тело, сделав на треть големом, на треть демоном и на треть человеком. Учитывая, что Резо действовал отнюдь не из добрых побуждений, Зелгадис возненавидел своего мудрейшего предка. С тех пор Зел стал одержим уже другой идеей: вернуть себе прежнее человеческое тело.
Зелгадис самый серьезный и рассудительный член команды рубак. Однако разве можно путешествовать вместе с Линой, Гаури и Амелией, оставаясь при этом нормальным и серьезным? Периодически Зелгадис бунтует против безумств и веселой шизы, творящейся вокруг по вине его приятелей, но неизменно оказывается втянутым обратно в круговорот Лининых затей. Над попытками Зелгадиса держаться строго и сурово, авторы вдоволь наиздевались в шестнадцатом эпизоде третьего сезона. Пока Лина и Филия сражались с привидениями, оккупировавшими корабль Вазолюба, Зелгадис сидел на палубе и наигрывал лирическую мелодия на гитаре, очень кстати отыскавшейся на корабле-призраке. Так, перебирая струны, Зелгадис с невозмутимым видом и ушел под воду вместе с тонущим кораблем.
Мы, конечно, верим, что когда-нибудь Зелу удастся вернуть себе человеческое тело. Но проблема в том, что после этого Зелгадис кончится как персонаж. Он утратит все свое мрачное обаяние отверженного миром одиночки, за которое его так любят зрители. Видимо, именно поэтому авторы постоянно откладывают исполнение мечты Зелгадиса. Жаль терять такого ценного кадра!
Амелия — дочь принца Филионела, наследная принцесса Сейруна, юная волшебница Амелия, помешанная на идеалах добра и справедливости. На ее примере не единожды показывается несостоятельность деления мира на черное и белое, а людей — на поборников справедливости и злодеев. Упрощенный взгляд просто неприменим к реальной жизни, а человек, слепо следующий отвлеченным идеалам, нередко поступает хуже самого отъявленного негодяя.
Увидев объявления о розыске Лины, «защитница справедливости» Амелия немедленно начинает подозревать своего вчерашнего кумира во всех возможных преступлениях и даже говорит, что Лина всегда казалась способной на злодеяния. Не случайно, в официальном русском переводе Амелия называет Лину «врагом народа». Кто хоть немного знаком с историей СССР, сразу увидит здесь очевидную параллель. Воистину: сказка ложь, да в ней намек…
Поначалу Амелия с ее упрощенным восприятием действительности не в состоянии самостоятельно разобраться, на чьей стороне правда. «Вы говорите одно, они говорят другое! — в отчаянии восклицает окончательно сбитая с толку Амелия, после чего приходит к «гениальнейшему» решению: тот, кто победит, тот и прав. Она просто не замечает, что при таком раскладе сила и везение подменяют настоящую справедливость.
К счастью, под влиянием рубак Амелия постепенно взрослеет и умнеет. Не отказываясь от своих идеалов, она становится гибче.
От сезона к сезону образ Амелии усложняется и обрастает новыми нюансами. Оказывается, что в королевской семье Сейруна далеко не все так радужно, как может показаться: мать Амелии убил наемник, ее дядя и кузен пытались свергнуть своего брата, принца Филионела, а старшая сестра сбежала из дому. И все же Амелия не разочаровалась в справедливости, не озлобилась, а еще яростнее стала отстаивать идеалы, внушенные ей отцом. Узнав, что принц Фил погиб в результате покушения, Амелия сквозь слезы восклицает: «Он не мог проиграть битву со злом. Он бы меня никогда не бросил» (здесь и далее сезоны с первого по третий цитируются по лицензионному переводу от «MCEntertainment»).
В последующем монологе Амелии о необходимости покарать зло несокрушимым молотом справедливости звучат уже надрыв, отчаяние и боль.
В конце второго сезона Амелия даже соглашается действовать вслепую, не зная целей Фибриццо, чтобы у нее не возникло искушения остановить Лину, если та решит пойти против «идеалов справедливости».
Зеллос — мазоку, со второго сезона сериала периодически присоединяющийся к команде рубак, но лишь для того, чтобы с их помощью достичь своей цели. В отличие от многих мазоку, Зеллос (насколько это возможно для представителей его рода) доброжелателен к людям.
Это один из интереснейших героев «Рубак».
Именно благодаря Зеллосу второй сезон сериала превращается в хороший детектив, который интересно смотреть, но еще интереснее пересматривать.
Первоначально Зеллос скрывает свою истинную сущность. Рубакам он представляется как «таинственный жрец». Конечно, внимательный зритель может почти сразу заподозрить, что Зеллос мазоку. Однако если помнить о привычке «Рубак» все переворачивать с ног на голову, можно ожидать и подвоха. При повторном просмотре многие высказывания Зеллоса, его поведение, мотивы его поступков обретают смысл. Перестает удивлять, почему Зеллос так бурно восхищается непримиримой мстительницей Мартиной. Становится понятно, почему он сводит вместе Мартину с Линой и предупреждает их: «Ваше поведение отражается на мне». Конечно: чем больше девушки ссорятся, тем больше негативных эмоций может поглотить ошивающийся поблизости Зеллос.
Неожиданно осмысленной оказывается даже такая мелочь: сидя в кафешке, Зеллос упорно заказывает только воду, чем вызывает неудовольствие официантки. Эта вовсе не глупая шутка: мазоку намеренно злит официантку. Так сказать, добывает себе хлеб насущный.
В башне кукол Зеллос готовит ядовитый супчик и самодовольно заявляет, что одна капля этого кулинарного шедевра может убить золотого дракона. По достоинству оценить эту шутку можно только если знать, что во время войны падения монстров Зеллос истребил множество золотых драконов.
И таких деталей море! Ищи — не хочу.
Во внешности Зеллоса есть одна очень примечательная деталь: глаза. Как вы знаете, в аниме глаза очень многое говорят о персонаже. Это целый символический язык, пардон за невольный каламбур. По цвету, форме, выражению глаз мы можем судить не только о сиюминутном настроении героя, но и о его характере и намерениях.
Зеллос чаще всего изображен со штрихами-дужками на месте глаз. Иногда пишут, что он ходит с закрытыми глазами. На самом деле это, конечно, не так. Эту черту его внешности нельзя воспринимать буквально. «Закрытые» глаза — это символ, свидетельствующий о крайней скрытности героя. Нам не видна его истинная сущность, она надежно спрятана за улыбчивой маской. Лишь когда Зеллос проявляет искренние чувства, мы видим его холодные фиолетовые глаза. Например, он по-настоящему обалдевает, когда узнает, что Лине известны способы уничтожения мазоку.
И опять же при первом просмотре все эти нюансы ускользают. Зато потом очень интересно подмечать, что именно вызывало у Зеллоса неподдельные эмоции.
Зеллос никогда не лжет. Он может недоговаривать, напускать тумана, умалчивать о чем-то, но не опускается до откровенного вранья. Поэтому на «неудобные» вопросы он предпочитает отвечать своей коронной фразой: «Sorewahimitsudesu!» — «Это секрет!».
В четвертом сезоне он прямо заявляет о том, что принципиально не лжет, но наблюдательный зритель может и сам заметить кристальную честность Зеллоса. Из-за того, что мазоку приходится все время изворачиваться, смысл многих его фраз становится понятным только — да, при повторном просмотре.
Надо сказать, что вводя в повествование такого персонажа, как Зеллос, авторы шли на величайший риск, заранее обрекая себя на необходимость постоянно обходить весьма скользкий момент.
Зеллос — это симпатичный злодей. Мы знаем, что он мазоку, что он действует в своих интересах и т.д. и т.п. Но чисто субъективно мы воспринимаем Зеллоса как «своего». Да, со множеством оговорок, но все-таки он «за наших». Даже когда Зеллос с размаху шваркает малыша-Покоту о стену, он не перестает быть милым и обаятельным.
Вместе с тем у Зеллоса в силу его природы нет даже теоретической возможности «исправиться», бескорыстно совершить благородный поступок. Для того чтобы помочь рубакам, у него должны быть достаточные основания. Любое отступление от этого правила противоречит самой сущности мазоку. Поэтому сценаристам нужно все время выдумывать эти основания, да еще так, чтобы они были логичными и убедительными.
Кроме того, Зеллос, как мы знаем, уступает по силе только лордом-мазоку. Объективно он способен без труда размазать Лину и компанию по стенке. Поэтому сюжет аниме нужно было вести так, чтобы не сталкивать рубак и Зеллоса лбами.
Во втором сезоне Зеллос исчезает в самый острый момент и появляется лишь в конце, когда конфликт между рубаками и Фибриццо исчерпан, так что у Зеллоса нет необходимости открыто вставать на чью-либо сторону.
В третьем сезоне рубакам все же приходится вступить в схватку с Зеллосом. Однако этот бой авторы аккуратненько сводят к шутке: Амелия, Зелгадис и Гаури начинают громко и радостно восхвалять жизнь, и мазоку Зеллос, не в силах вынести «психической атаки», выпадает в осадок.
В четвертом сезоне между Зеллосом и рубаками все-таки происходит настоящее сражение. Но, во-первых, Зеллос бьется в полсилы, так как его цель — не убить рубак, а взять в плен. К тому же Лина сама быстренько сдается, сочтя, что так будет выгоднее для нее самой.
Истинная форма Зеллоса — черный конус. Заметьте, всех прочих мазоку авторы стараются изобразить пострашнее: монстры должны вызывать у зрителя ужас и отвращение. Но Зеллос — случай особый. Хоть и мазоку, но все-таки «свой». Он и восприниматься должен по-другому. С одной стороны, надо показать, что Зеллос не человек, с другой стороны, нужно сохранить симпатичный образ «плутоватого жреца». Поэтому астральное обличие Зеллоса столь невыразительно: вполне себе нейтральная геометрическая фигура. Ну какие эмоции может вызвать конус?
На «первый», «второй», «третий» рассчитайсь!
С 1995 по 1997 год с равным интервалом выходят три сезона ТВ-сериала: «Рубаки», «Рубаки Некст» и «Рубаки Трай». Их можно назвать классическими.
Хотя в каждом сезоне есть свой сквозной сюжет, все они взаимосвязаны. События предыдущего сезона дают толчок к завязке сезона последующего. Поэтому нет никакого смысла смотреть «Рубак» выборочно, с середины. К тому так очень сложно разобраться, кто есть кто в этой пестрой вселенной.
Все три части сериала не похожи друг на друга. От сезона к сезону «Рубаки» взрослеют, усложняются и мрачнеют. Меняется и подход к подаче пародии.
Первый сезон — феерия безбашенного юмора и непрерывного стеба. Это не значит, что он несерьезен. Истории красного священника Резо, а потом и его копии, составляющие сквозной сюжет первой части, очень трагичны и жизненны. Сколько мудрых и добрых людей не смогло справиться с невзгодами и побороть отчаяние! Что ж. Трудно радоваться тому, что ты можешь помочь другим, если при этом ты не в силах помочь самому себе. А сколько людей положили жизнь на то, чтобы кому-то что-то доказать, кого-то превзойти. И, соревнуясь с образцом, в конце концов утратили самое себя.
Однако серьезные темы, которые поднимаются в первом сезоне, обильно сдобрены юмором. Даже среди отчаянного сражения не на жизнь, а насмерть находится время для шутки.
Кроме того, первый сезон изобилует пародиями на небольшие штампы, анимешные вообще и фэнтезийные в частности. Пародии мелкие, точечные, но ими насыщено большинство эпизодов.
Второй сезон строится по принципу «котлеты отдельно, мухи отдельно»: юмор и пародии концентрируются в промежуточных эпизодах-филлерах, а все, что связано с центральным сюжетом, подается довольно-таки серьезно. Шутки есть и тут, но по сравнению с аналогичными сценами первого сезона их ничтожно мало.
Отвязная атмосфера первых «Рубак» уступает место рассудительности и вдумчивости. В первом сезоне Лина не задумываясь швыряла Драгу Слейв в чародея Врумугуна, взявшего в заложники Амелию, смело применяла самые опасные заклинания, сломя голову бросалась в бой. Даже магические оковы не могли ее удержать. Во втором сезоне лихая сказочная реальность чуть погрустнела. Герои стали больше задумываться о последствиях своих поступков. Появилась мысль, что для достижения цели подходят далеко не все средства, а за победу порой приходится платить непомерно большую цену. Снова повторяется сцена с захватом заложника: мазоку угрожают убить плененного ими принца Филионела. На сей раз это останавливает Лину. Она уже не решается продолжить бой, и только вмешательство Зеллоса развязывает ей руки.
В «Рубаках Некст» появляются печальные финалы серий. Если в первом сезоне серии всегда оканчивались на шуточной или оптимистической ноте (даже когда копия Резо ранил Лину), то во втором сезоне отношения героев к происходящему уже более серьезное. Например, в конце тринадцатого эпизода Гаури говорит: «Значит, впереди нас ждет еще немало бед». На этом серия заканчивается. Никакой шутки, которая сгладила бы тревогу, нет.
Более того, во втором сезоне Лина — кто бы мог подумать — плачет! И это тихие искренние слезы, а не бурные клоунские рыдания.
Сражения в «Рубаках Некст» тоже показаны без юмора, ведь когда враг убивает твоих друзей, шуткам уже нет места. Посмеяться, снять напряжение можно лишь после того, как все самое страшное останется позади. Вот тогда и время потребовать от обалдевшего кавалера «вернуть свою невинность»!
Третий сезон самый мрачный. Нет, и здесь много юмора. Однако сам сквозной сюжет оставляет мало поводов для веселья.
В первом и втором сезонах всегда было понятно, на чьей стороне правда. Все герои достаточно четко делились на тех, кто «за нас», и тех, кто «против нас». (Иное дело, что враги иногда вызывали сочувствие, а в «друзьях» оказывались весьма сомнительные личности).
Третий сезон в этом отношении гораздо более правдоподобен, сложен и неоднозначен. Персонажи поступают так, как выгодно им, их народу или их миру, мало заботясь о моральной стороне вопроса. Вчерашние «враги» в одно мгновение превращаются в «друзей», а «друзья» становятся «врагами» в зависимости от меняющихся обстоятельств. В тринадцатом эпизоде Алмейс, пришелец из Горнего мира, рассуждает: «Не помогать нам было бы разумно. Поэтому единственным способом исполнить задуманное было стать вашими врагами».
Верность своим принципам легко оборачивается неумением увидеть собственные ошибки и нежеланием признать свою неправоту. Здесь видятся отголоски печального опыта, который Япония получила во время Второй Мировой Войны.
Мир предельно усложняется. Хотя Лина и компания по-прежнему остаются для зрителя нравственными ориентирами, сами рубаки далеко не уверены в своей правоте. В двадцать первом эпизоде Гаури спрашивает у Лины: «Кто из нас сейчас главный злодей?», и волшебница затрудняется с ответом.
Настроение каждого сезона хорошо отражено в их опенингах. На смену заводной песне «GetAlong» приходит гораздо более лиричная, но все же достаточно динамичная «Giveareason», а третий сезон открывается светлой, спокойной и немного печальной «Breeze».
Мувики и ОВА
В промежутках между выходами сезонов ТВ-сериала выпускались полнометражные фильмы («мувики») и ОВА, где рассказывалось о приключениях Лины и Наги.
ОВА и полнометражные фильмы делались на другой студии и другим главным режиссером. Соответственно в них совсем иной стиль подачи материала.
Режиссер Ватанабэ Хироси, в отличие от Такаси, не силен в пародии. В овашках и мувиках много буффонады, неожиданных поворотов сюжета, шуток. Но всему этому празднику юмора не хватает тонкости. Смешно? Да. Но после сериальных «Рубак» слишком простенько, слабовато.
Главный недостаток мувиков в том, что в основе их сюжета — не сложная интрига, не загадка, а перепалки Лины с Нагой и продолжительные сражения с противниками, причем враги не слишком-то заботятся о конспирации и обнаруживают себя в первые десять минут фильма.
Попытка создать полноценный сюжет (с интригой, с завязкой, развитием и развязкой) была в первом мувике («Рубаки на большом экране»). К сожалению, выбранного сюжета оказалось недостаточно для полнометражного фильма. В итоге мувик распался на несколько не слишком связанных друг с другом кусков. Последовательно сменяют друг друга сражения с колдуном горячих источников, с гипнотизером, с мазоку в подземелье и с тем же мазоку в деревне эльфов.
Дальше все идет еще хуже.
Второй мувик, «Возвращение рубак на большой экран» — это набор из нескольких сражений с захватчиками деревни плюс долгие догонялки с эльфийским орихалковым големом. Третий мувик, «Великие рубаки на большом экране» — это перепалки Лины с Нагой плюс кошмарно затянутое сражение между их големами. Понятно, что здесь пародируются бои роботов. Но в таком виде, в каком он представлен в «Великих рубаках», этот сюжет совершенно не тянет на полнометражный фильм.
Чуть радостнее дело обстоит с последней полнометражкой, «Великолепными рубаками на большом экране». Затянутый шутовской бой Лины с Нагой и взбалмошной дочуркой лендлорда сменяется битвой с восставшим драконом. Там есть хотя бы зачатки интриги.
Финалы мувиков сделаны в духе шоу Бенни Хилла. Все эти догонялки по идее должны символизировать бесконечное путешествие, но на деле лишь демонстрируют беспомощность режиссера и полное отсутствие у него фантазии.
Увы, «Рубакам» в изложении Ватанабэ Хироси определенно не хватает дыхания на то, чтобы пробежать длинную дистанцию полнометражного фильма.
Формат сериального эпизода или получасовой овашки оказался для Хироси ближе и понятнее. Особенно удачно получилась первая ОВА, «Особые рубаки». Она состоит из трех частей: «Проект “Кошмарная химера”», «Рыцарство Джеффри» и «Свет мой, зеркальце». Колоритные персонажи, целостные динамичные сюжеты, удачные шутки. Ну кто не придет в восторг от Джозефины — мамули незадачливого рыцаря Джеффри. Дама-колобок в колпаке палача и с молотом в руках — просто золото, а не персонаж!
В этой овашке даже есть попытки пародий в духе сериальных «Рубак». В финале «Свет мой, зеркальце», момент, когда зеркало разбивается о камни, показан подряд с трех разных ракурсов (прием-штамп). Затем вверх взмывает стая птиц (еще один прием-штамп). А Лина с таким сильным облегчением, явно не соответствующим быстрой и несложной битве, говорит, что все наконец-то закончилось. После этого следует забавный и неожиданный финал.
Есть и небольшая шутка для внимательного зрителя: в первой части овашки, заслышав чудовищный смех Наги, люди впадают в панику, и какая-то бабулька падает ниц перед алтарем и начинает бормотать под нос молитвы. В последней части овашки повторяется так же ситуация, но молитвы бормочут уже две одинаковые старушки. Учитывая, что серия посвящена созданию двойников, сцена становится еще забавнее.
На второй овашке, «Превосходные рубаки», Хироси сдулся. Если серии «Лабиринт» и «Страшное будущее» смотрятся еще более-менее сносно, то последняя часть «Законодательница моды Лина-тян» за тридцать минут умудряется утомить почти так же сильно, как часовой мувик «Великие рубаки».
«Первосортные рубаки» — последний привет?
В 2001 году была выпущена получасовая короткометражка «Первосортные рубаки» — единственный мувик, где фигурируют персонажи ТВ-сериала. Никакого самостоятельного значения он не имел. Просто прощальный привет поклонникам «Рубак» — дополнительный эпизод, хронологически относящийся к середине второго сезона. К тому же в качестве бонуса в самом конце фильма появлялась девушка, всеми родинками похожая на Нагу Белую Змею. Линии сериалов и мувиков-овашек сходились в одной точке и убегали в бесконечность.
«Рубаки»: воскрешение!
Казалось, на этом фэнтезийно-комедийная эпопея закончилась. Однако спустя семь лет, в 2008 году, произошло СОБЫТИЕ: рубак вытащили из нафталина, стряхнули с них пыль и забацали еще два сезона по тринадцать эпизодов каждый: «Рубаки Революция» и «Рубаки Эволюция-Эр».
Было очевидно, что новые сезоны снимались специально для поклонников мира «Рубак». Режиссером проекта стал все тот же Ватанабэ Такаси, герои говорили привычными голосами своих «родных» сэйю. По прошествии одиннадцати лет с момента выхода последнего сезона ТВ-сериала рубаки вновь собрались вместе. Оказалось, что в их мире прошло совсем не так много времени. Сказка, окончившаяся в «Рубаках Трай», вновь потекла своим чередом. Зазвучали привычные заклинания, привычные имена, названия городов и стран, замелькали знакомые пейзажи. Исчезло целое десятилетие реальной жизни, словно бы его и не было.
Авторы постарались сделать все, чтобы вызвать у поклонников сериала ностальгию. Надо сказать, у них это получилось. Они воссоздали дух классических «Рубак», позаимствовав наиболее удачные находки первого, второго и третьего сезонов. Из «Рубак Трай» была взята неоднозначность моральных оценок, из «Рубак Некст» — традиции пародирования жанров и сюжетов, из первого сезона — принцип «ни минутки без шутки» и главные антагонисты. Чтобы не было скучно, команду рубак разбавили новым персонажем — принцем-чародеем Покотой, заключенным в тело забавной плюшевой игрушки.
Повторили авторы и фокус, проделанный в «Первосортных рубаках»: свели вместе сериальную и мувико-овашную линии. В итоге, в пятом сезоне появилась Нама — душа волшебницы, магически перенесенная в доспехи и потерявшая память. Хотя официально это не подтверждалось, но по многочисленным признакам абсолютно очевидно, что Нама — это Нага.
Кстати, если кто-то не в курсе, по признанию автора лайт-новелл Кандзаки Хадзимэ, Нага — старшая сестра Амелии, много лет назад сбежавшая из дому. В аниме этот факт нигде не упоминается, но родство Амелии и Наги обыгрывается в третьем эпизоде пятого сезона, где обе чародейки рассказывают о своих отцах. Хотя, как мы знаем, они говорят об одном и том же человеке, описывают они его абсолютно по-разному.
Наконец, авторы сделали еще одну очень умную вещь — включили в «Революцию» и «Эволюцию-Эр» фоновые музыкальные темы из старых сезонов, а в качестве супербонуса во время финальной битвы пятого сезона пустили опенинг из «Рубак Некст». Почему этот ход был весьма удачным? Дело в том, что музыка как бы консервирует наши чувства. Услышав знакомую мелодию спустя много лет, мы вспоминаем те эмоции, которые испытывали когда-то при ее прослушивании.
Однако при повторном просмотре, когда угар ностальгии рассеивается, становятся очевидны многочисленные слабые стороны новых сезонов. Заметна их вторичность. Юмору недостает былой легкости, пародии стали менее зубастыми и остроумными, картинка больше не изобилует «интересностями», «пасхалки» почти исчезли. По юмору новые сезоны стали гораздо ближе к мувикам и овашкам, чем к ТВ-сериалу.
Рецензия на аниме "Рубаки" / Slayers. Часть 2 (и последняя)
Серия сообщений "Рецензии на аниме":
Часть 1 - Аромат яблок: "Волчица и пряности" ТВ-1
Часть 2 - Граница пустоты: Сад грешников
...
Часть 24 - Ноябрьский номер аниме-журнала "НЯ!"
Часть 25 - Все в НЯрод!
Часть 26 - Громы, молнии и Драгу Слейв: рецензия на аниме "Рубаки" / Slayers. Часть 1
Часть 27 - Громы, молнии и Драгу Слейв: рецензия на аниме "Рубаки" / Slayers. Часть 2
Часть 28 - Я покажу вам новый мир: рецензия на аниме "Тетрадь смерти" / Death Note. Часть 1
...
Часть 33 - АНИМЕ-УЖАСТИК KAGEWANI SHOU / КАГЕВАНИ - 2 СЕЗОН
Часть 34 - Рецензии на аниме: самопиара пост
Часть 35 - Призрак в доспехах - Ghost in the Shell 2017
Рубрики: | Аниме и Япония |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |