12 января (25 по "новому стилю") 1755 года. Основание Московского Университета

Храм св. мученицы Татианы в Московском университете
В этот день, 12 января 1755 г., Императрица Елизавета, по ходатайству М.В. Ломоносова, подписала указ об основании Московского университета. Сохранилось прошение его первого куратора, графа Ивана Ивановича Шувалова, об основании Университета в день именин его матери Татианы. Была даже легенда, что таким образом граф Шувалов сделал своей матери подарок на именины. В 1791 г. во имя св. мученицы Татьяны был также освящен храм Московского университета, и поскольку храм был самым священным местом в этом храме наук, то именно Татьянин день и стал в православной России студенческим праздником.
Московский университет был во время его основания также и новым социальным явлением. В преамбуле указа об учреждении университета отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». То есть в университет могли поступать выходцы из различных сословий. Ломоносов, сам происходивший из крестьян, говорил: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека, которая свыше 100 лет была единственной в Москве общедоступной библиотекой. За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты для перенятия опыта западной науки.
Поначалу в соответствии с планом Ломоносова в университете были только 3 факультета: философский, юридический и медицинский; первый из них был по сути общеобразовательным. В апреле 1756 г. при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало массовому светскому отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету "Московские ведомости", а с января 1760 г. – первый в Москве литературный журнал "Полезное увеселение".
К сожалению, десять лет (1779–1789) типографию возглавлял питомец университетской гимназии так называемый "просветитель" Н.И. Новиков. Будучи масоном, он внес большой вклад в отравление русских умов западническим жидовствующим вольнодумством в "христианской упаковке". А Московский университет стал кузницей западничества. Его питомцами были основоположник российского западничества Чаадаев и многие другие члены масонских лож декабристов. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов. (Впрочем, и многие оппоненты западников – славянофилы, оттачивали свои идеи в спорах в тех же университетских аудиториях: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, Ф.И. Тютчев, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, Д.И. Иловайский, Л.А. Тихомиров, И.С. Шмелев.)
Тем не менее, Московский университет сыграл огромную роль в распространении и популяризации научных знаний, дав стране впоследствии множество выдающихся ученых. В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности. По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX – начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).
По описаниям современников, до революции празднование Татьянина дня как университетского праздника было для всей Москвы впечатляющим событием. Начиналось оно с официальной церемонии в актовом зале университета, где собирались профессора, члены администрации, студенты и выпускники, приезжавшие со всех концов России. После молебна, академического доклада и выступления ректора все вставали, пели "Боже, Царя храни!". Затем начиналась неофициальная часть, нередко продолжавшаяся до утра: народное гуляние. В своем кругу отмечали праздник выпускники университета, среди которых были профессора и чиновники, врачи и юристы, промышленники и коммерсанты. Ближе к вечеру многие собирались в огромном зале Большого Московского трактира в центре города, где произносились речи и тосты, после чего на тройках ехали в знаменитый "Яр", который в тот день обслуживал только университетскую публику. Разделяющие барьеры – возраст, профессия, политические убеждения – в этот день были отброшены. Каждому в этот единственный день в году было приятно ощущать свою принадлежность к большому университетскому братству, связанному общими воспоминаниями, общими преподавателями, общими родными стенами.
Будем надеяться, что возрождение Татьянина дня в среде современного российского студенчества будет иметь также и духовное осмысление в связи с подвигом св. мученицы Татьяны и станет растущим студенческим вкладом в дело русского сопротивления нынешнему господству ложных богов.
Взято здесь: http://www.rusidea.org/?a=25012505