Цитата сообщения rinarozen
Иврит. Свобода воли в словах.
ИВРИТ.
СВОБОДА ВОЛИ В СЛОВАХ
Слова, состоящие из одних и тех же букв, могут обладать противоположным значением. Это демонстрация принципа свободы воли. В душу человека вложены разные силы, и ему дана возможность использовать их во благо или во зло.
Например, слово רשע (раша – злодей). Если мы напишем его буквы в ином порядке, то получится слово עשר (ошер – богатство). Отсюда учим, что неправильное употребление богатства ведёт к греху, злодеяниям.
Слово זוכה (зохе - достойный) происходит от того же корня, что и זך (зах – чистый). Достойный, о котором говорят мудрецы, чист душой, недостойный душевно нечист.
Позитивные и негативные потенции, которые волен выбирать человек, отражены и в слове בחר(бохер – выбор), буквы которого в ином порядке дают слово חרב (харав – разрушенный) и חבר (хавер – друг). Способность человека выбирать может принести в мир разрушение или единство, дружбу, мир.
Корень כלה может означать полноту, совершенство, конечную цель תכלית (тахлит) деятельности, а может означать и разрушение, уничтожение. Отсюда можно извлечь урок – всякому созиданию предшествует разрушение. Классический пример – семя, которое хоронят в земле. Прежде, чем прорасти, оно должно пройти период разложения. Иными словами, корень כלה отражает принцип сохранения материи. Всякая дезинтеграция – כלה– это начальный период новой интеграции תכלית.
Из книги Матитьягу Глазерсона «Огненные буквы».
М.Глазерсон. Огненные буквы: Мистические прозрения в еврейском языке. – Иерусалим,1992.