Софонисба Ангиссола (Ангишола) является одной из наиболее известных художниц эпохи Ренессанса, чей творческий успех сподвиг многих женщин профессионально заняться живописью.
Автопортрет.1556 г.
Она родилась приблизительно в 1532 году в Кремоне в принадлежащей к высшему аристократическому кругу Генуи семье Амилькара Ангиссолы и Бьянки Понцоне и была старшей из их семерых детей.
Но протяжении четырех поколений семья Ангиссола испытывала сильную привязанность к истории Древнего Карфагена, поэтому Софонисба получила свое имя в честь легендарной дочери знаменитого полководца Гасдрубала. Хорошо, что судьба девочки сложилась намного удачнее ее несчастной тезки.
Мать Софонисбы умерла, когда она была совсем ребенком. Зато Амилькар Ангиссола поощрял детей развивать и совершенствовать свои таланты. Софонисба, а также ее сестры Елена, Лучия, Европа, Минерва и Анна Мария занимались успешно занимались живописью.
Впоследствии Елена ушла в монастырь и вынуждена была оставить живопись, а Софонисба написала ее портрет в монашеском белом одеянии.
Анна Мария и Европа бросили рисовать сразу же после замужества. Минерва также решила не связывать свою жизнь с живописью и стала писательницей.
Единственный брат Софонисбы Асдурбал занимался музыкой и латынью, но не рисовал.
А Лучия, в которой видели не менее талантливую художницу, чем ее старшая сестра, умерла в двадцать лет.
Когда Амилькар Ангиссола удостоверился, что его дети получили разностороннее образование, включающее искусство, он направил Софонисбу и Елену обучаться у жившего в Кремоне Бернардино Кампи, уважаемого портретиста и религиозного живописца, принадлежащего к ломбардской школе. К этому периоду относится одна из ее первых серьезных работ – «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола» (ок. 1550).
Когда Кампи переехал в другой город, Софониба около трех лет училась у Бернардино Гатти, а в 1554 году во время поездки в Рим, где она проводила время делая зарисовки различных сценок и людей, девушка познакомилась с Микеланджело. Встреча с этим титаном Возрождения стала огромной честью для Софонисбы. Появилась и возможность чему-либо научиться у такого мастера.
Как-то раз Микеланджело попросил девушку сделать для него плачущего мальчика. Когда она изобразила «Мальчика, укушенного крабом», мастер сразу же признал ее талант. Он показывал Софонисбе свои зарисовки и давал советы в работе на протяжении двух лет. Можно сказать, что она стала его неофициальной ученицей.
Знатное происхождение и хороший достаток семьи обеспечивали Софонисбе достойное существование. Но, так как женщины в то время не допускались к занятиям анатомией, как у художницы у нее возникли определенные ограничения в тематике. К тому же у нее не было возможности с натуры писать большие многофигурные полотна.
Религиозные и исторические картины были ей практически недоступны.
Понимая это, Софонисба стремилась найти свой путь в жанре портрета.
Она рисовала членов своей семьи.
Портрет Амилькара, Минервы и Асдурбала Ангиссола
Игра в шахматы. Лучия, Минерва и Европа Ангиссола
Трое детей с собачкой
На протяжении всей своей жизни Софонисба писала автопортреты.
Автопортрет. 1552
Автопортрет. 1554
Приобретя известность, Софонисба в 1558 году отправилась в Милан, где написала портрет герцога Альбы, который, в свою очередь, рекомендовал ее королю Испании Филиппу II. На следующий год она получила приглашение присоединиться к испанскому двору, и это стало поворотным моментом в ее карьере художницы.
Софонисбе было 27 лет, когда она оставила родную Италию и семью ради столь высокого приглашения. Зимой 1559-1560 года она добралась до Мадрида, чтобы стать художницей и придворной дамы новой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены Филиппа II.
Автопортрет
Софонисба очень быстро добилась расположения и доверия Елизаветы и на протяжении последующих лет написала официальные портреты многих придворных, включая сестру Филиппа Хуану и сына Дона Карлоса. Эти заказы отличались большей требовательностью, чем ранние семейные портреты художницы. Процесс их создания отнимал больше сил и времени, но Софонисба справилась, доказав свое мастерство.
В то же время она очень близко работала с Алонсо Санчесом Коэльо, что привело к сближению живописной манеры. До сих пор в отношении ряда картин возникает вопрос, принадлежат ли они кисти Коэльо или кисти Софонисбы Ангиссола.
Портрет Елизаветы Валуа
В 1570 году Софонисбе Ангиссола было 38 лет, но она оставалась незамужней. После смерти королевы Елизавет Филипп II сам решил устроить судьбу придворной художницы и организовал ее брак с Доном Франциско де Монкада, сыном герцога Патерно, вице-короля Сицилии. Церемония бракосочетания прошла около 1571 года с большой торжественностью и богатыми подарками от короля.
После свадьбы Софонисба и Франциско предприняли небольшое путешествие, навестив ее семью и владения его отца. А в 1578 году они с разрешения короля окончательно оставили Испанию и уехали в Италию. Но через год в Палермо муж Софонисбы умер.
Направляясь домой в Кремон сорокасемилетняя художница познакомилась с Орацио Ломеллино, капитаном судна, на котором она плыла. Между ними возникли чувства, и, несмотря на то, что Орацио был гораздо моложе ее, в январе 1580 года они обвенчались в Пизе.
Их брак оказался долгим и счастливым. Орацио поддерживал жену в ее творчестве и создал для нее все необходимые условия. Они жили в Генуе в большом доме, принадлежавшем его семье, где у Софонисбы были свои апартаменты и мастерская.
Успехи Орации и крупная пенсия, выплачиваемая Софонисбе по распоряжению Филиппа II, сделала их жизнь комфортной и полностью обеспеченной. Софонисба продолжала писать и обратилась к религиозным сюжетам. К сожалению, многие из ее религиозных картин впоследствии были утеряны. К ней в дом приезжали многие художники, чтобы поучиться и просто поговорить об искусстве. В 1623 году Софонисбу навестил Ван Дейк, получивший от нее ряд ценных советов.
Автопортрет. 1610
Софонисба Ангиссола оставалась ведущим портретистом Генуи до тех пор, пока у нее не стало ухудшаться зрение. В 1620 году он создала написала свой последний автопортрет.
Софонисба Ангиссола умерла в 1625 году в Палермо в возрасте 93-х лет.
По материалам
САЙТА
А вот еще несколько ее работ:
Портрет Алесандро Фарнезе
Двойной портрет
Девочка с карликом Возможно, портрет Маргариты Савойской
Испанские принцессы Изабелла и Катарина
Мадонна, кормящая свое дитя
Портрет Бьянки Понцони
Портрет дамы
Пьета
Святое семейство со святой Анной и святым Иоанном
Святое семейство
Портрет молодой патрицианки