-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mymarinka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.12.2012
Записей: 360
Комментариев: 16
Написано: 455


Коллекция экипажей Оружейной палаты

Пятница, 05 Апреля 2013 г. 21:03 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Древнерусская жизнь в картинках.




Коллекция экипажей Оружейной палаты
Эрмитаж. Экипажи XVIII века
Эрмитаж. Экипажи XIX века
Эрмитаж. Большая коронационная карета
Музей карет в Мюнхене, Германия
Уникальная старинная карета выставлена в Оломоуце, Чехия





Карета (от лат. carus — повозка) — закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры.
Кареты изготавливались из дерева.
Фактически каретами также являлись дилижансы и омнибусы.


Колымага, Россия. 1640-е гг.
// Кириллова Л. Старинные экипажи: Сокровища Оружейной палаты

На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага (колымажка).
Словарь русского языка XI–XVII вв. определяет колымагу как «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия».
Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о ее происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку.


Судя по контексту использования слов «колымага» и «колымажка», в этих экипажах передвигались женщины, больные, старики.
Мужчины из дворянских и боярских родов ездили верхом. Об этом сообщал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1556 гг.
Колымаги не могли стать ведущим средством передвижения для знати из-за того, что эти экипажи не имели рессор. Их кузов крепился непосредственно на оси колес.
При сколько-нибудь высокой скорости колымаги начинало очень сильно трясти.


Карета Бориса Годунова. 17 в. Оружейная палата. Московский Кремль

Кареты стали появляться в России в конце XVI – начале XVII в. В Оружейной палате хранится карета европейского производства конца XVI – начала XVII вв., принадлежавшая Борису Годунову. Другая карета, польской работы начала XVII в., принадлежала боярину Н.И. Романову. Кареты и колымаги упоминаются в отчете о расходах царской казны, составленном после разгрома Москвы 1611–1612 гг.
Долгое время кареты рассматривали как не достойное мужчины – воина средство передвижения.




Карета Екатерины в Эрмитаже

Перелом происходит в конце 1660-х – начале 1670-х гг., когда кареты стали массово ввозиться в Россию. В 1674 г., швед И. Кильбургер отметил, что до недавнего времени немцы через Любек и Нарву ввозили в Россию большое количество каретных лошадей. Но теперь эта торговля упала от того, что многое уже привезено и лошади были не особенно хороши.
«Теперь несколько лет тому назад в Лифляндии начали делать и привозить в Москву столько немецких карет, что теперь им также нет больше сбыта».
Таким образом, к 1674 г. каретный рынок уже насытился. Собственное каретное производство начинается в России, вероятно, уже с первой половины XVII века.
В последней четверти столетия на Колымажном дворе Кремля имелась карета русской работы. Мода на кареты была связана с перерождением дружинного сословия Древней Руси в благородное дворянство России Нового времени.


Летняя "потешная" каретка принадлежала царевичу Алексею Петровичу. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1690-1692 гг. Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда; тиснение, золочение. Высота - 140; ширина - 75; длина // Кириллова Л. Старинные экипажи: Сокровища Оружейной палаты

К началу 1680-х гг. кареты стали очень престижным видом транспорта, указывающим на статус его владельца. Из-за их обилия на московских улицах появились первые пробки.
Царь Федор Алексеевич указом от 28 декабря 1681 г. запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы.
Широкое использование карет стало возможным только в Петербурге с его широкими и прямыми улицами.


Колесо колымаги.
Мастерские Московского Кремля.
Мастер Павков. 1677 г.
// Кириллова Л. Старинные экипажи: Сокровища Оружейной палаты.


"Потешная" каретка царевича Алексея Петровича


Акварель прибалтийско-немецкого художника Грегора фон Bochmann (1850 - 1930).




Зимний "потешный" возок принадлежал детям царя Ивана Алексеевича. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1689-1692 гг. Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда; тиснение, золочение. Высота - 120; ширина - 72; длина - 150 // Кириллова Л. Старинные экипажи: Сокровища Оружейной палаты.


Детский возок Петра Великого. С рисунка, находящегося в книг Говарда "The Russian empire" // Брикнер А. Г. История Петра Великого: В 5-ти ч. / Изд. А.С.Суворина. - СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1882-1883


Дорожные сани Петра Великого
// Брикнер А. Г. История Петра Великого


Повозка боярынь
// Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века: Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину с приложением карты пути цесарского посольства 1661-62 гг. - Издание А. С. Суворина, 1903.


Царицына повозка
// Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века: Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину с приложением карты пути цесарского посольства 1661-62 гг


Свадебная церемония у знатных русских
// Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906


Встреча патриарха Филарета по возвращении его из польского плена в 1619 г. Из книги "Об избрании на превысочайший престол... великого государя царя... Михаила Федоровича". Москва, 1672-1673 гг. На миниатюре изображена колымага начала 17 века, еще не имевшая ни окон, ни дверей, ни облучка для кучера. Сравнение этого изображения с с охранившимися архивными материалами свидетельствует о том, что в пределах своей художественной задачи миниатюрист довольно точно воспроизвел форму и конструкцию экипажа
// Кириллова Л. Старинные экипажи: Сокровища Оружейной палаты.



Сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.


Русские сани (начало XX века) с полостью для саней (конец XIX века)

История

Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).


Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания.
"Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году". Рукописная копия. Россия, 1-я половина 18 в.
// Любовь Кириллова. Старинные экипажи: Сокровища Оружейной палаты

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).


Митрополит Питирим
// Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века: Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину с приложением карты пути цесарского посольства 1661-62 гг. - Издание А. С. Суворина

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.


Повозка митрополита
// Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века: Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину с приложением карты пути цесарского посольства 1661-62 гг. - Издание А. С. Суворина, 1903.

Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).


Выезд царя в санях
// Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века: Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину с приложением карты пути цесарского посольства 1661-62 гг. - Издание А. С. Суворина, 1903.


Герберштейн во время путешествия по России. С редчайшего офорта Гиршфогеля, 1546 г., из собрания П. Я. Дашкова
// Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах. - СПб., 1908.


Езда на санях и лыжах по России. Из немецкого издания "Московии" Герберштейна, 1557 г.
// Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах. - СПб., 1908.


Езда на санях и лыжах в России. Из латинского издания "Записок" Герберштейна, 1556 г.
// Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах. - СПб., 1908.


Реконструкция спинок саней по фрагментам из раскопок Древнего Новгорода. 13 век
// Ботт И. К. Русская мебель: История. Стили. Мастера.- СПб.: Искусство-СПБ, 2003.


Сани 16 век.
Миниатюра ЛЛС 16 век. Фрагмент
// Очерки русской культуры 16 века.




Седло.
17 век. Оружейная палата
// Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси 11-17 веков.


Арчак. 17 век


Стремена.
Мастерские Московского Кремля. 17 в. Железо, золото. Ковка, насечка
// Золотой век русского оружейного искусства: Царское оружие и конское убранство XVII века (из собрания Государственной оружейной палаты)


Седло царя Михаила Федоровича Романова. 1634-1639. Оружейная палата
// Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси 11-17 веков.


Русский всадник с лошадью. Из латинского издания "Записок" Герберштейна, 1556 г.


Оружие, конская сбруя и дорожная утварь русских воинов. Из латинского издания "Записок" Герберштейна, 1556 г.




Царский конь в парадном убранстве. Реконструкция




Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке


Битва русских с казанскими татарами.


Битва на реке


Русский корабль в Ледовитом океане
// Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах.


Русский струг
// Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906.


Переноска лодки-струга русскими промысловиками. Фрагмент карты окрестностей Колы из «Путешествия» Гемскерка. XVI век

Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - Русский малахит.Альбом 1
Часть 2 - Русский малахит .Альбом2
...
Часть 14 - Картины Эрмитажа. Мадонна Литта.
Часть 15 - Эрмитаж
Часть 16 - Древнерусская жизнь в картинках.
Часть 17 - Табакерки из Эрмитажа. Часть 1
Часть 18 - «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
...
Часть 39 - Антуан Ватто. САВОЯР С СУРКОМ.
Часть 40 - Антуан Ватто. ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Часть 41 - Эрмитаж. Георгиевский зал

Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - По залам Эрмитажа -1
Часть 2 - По залам Эрмитажа -2
...
Часть 10 - Малахитовый зал.
Часть 11 - Георгиевский зал
Часть 12 - Коллекция экипажей Оружейной палаты
Часть 13 - ЧТО ТАКОЕ ДРЕССУАР


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку