Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу |
Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: "А я!... А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!" Уловить суть представляется невозможным.
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа |
Описание |
Возможные проблемы |
Как это исправить |
Подробный, близко к тексту |
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу |
Неумение начать пересказ
|
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа |
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части |
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям) |
||
Обеднение языка |
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис |
||
|
|
Скучность пересказа |
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа) |
Выборочный |
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу |
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию |
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов |
Сжатый |
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа |
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты |
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот) |
Неумение передавать содержание диалогов |
Поработайте над косвенной речью |
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем здесь написано?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейш
http://pedsovet.su/liter/6269_kak_nauchit_rebemka_pereskasyvat_text
Серия сообщений ".развитие речи":
Часть 1 - Раннее развитие ребенка (ссылки полезные)
Часть 2 - Дисграфия у детей
...
Часть 7 - Речевые игры для детей от 3 лет
Часть 8 - Тематические картинки с описанием действия
Часть 9 - Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Часть 10 - Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Часть 11 - Лето – набор картинок для рассказов
...
Часть 38 - Литература - детям ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 5+
Часть 39 - (!!!) КНИЖНАЯ СЕРИЯ - Литература - детям ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 6+
Часть 40 - Литература детям - СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Серия сообщений "! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ":
Часть 1 - Советы родителям детей от логопедов
Часть 2 - Советы родителям от логопедов - 2
Часть 3 - 20 советов родителям от логопеда
Часть 4 - Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Часть 5 - Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Часть 6 - !!!!!!! ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШОМ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ: КРАТКИЙ ПЛАН
...
Часть 44 - Шпаргалки для родителей и ребят: работа над ошибками по чтению - полезные памятки - ОЧЕНЬ НУЖНОЕ - часть третья
Часть 45 - Шпаргалки для родителей и ребят: работа над ошибками по математике - полезные памятки - ОЧЕНЬ НУЖНОЕ - часть вторая
Часть 46 - Шпаргалки для родителей и ребят: работа над ошибками по русскими языку - полезные памятки - ОЧЕНЬ НУЖНОЕ - часть первая
Серия сообщений "развитие речи":
Часть 1 - Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Часть 2 - Расширяем словарный запас - Простые игры для развития связной речи
Часть 3 - Как научить ребёнка СТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
...
Часть 23 - Говорим, читаем пишем - 3 часть
Часть 24 - Как небылицы помогут вашему ребенку научиться пересказывать?
Часть 25 - Небылицы и путаницы для развития речи
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |