![](https://www.yapfiles.ru/files/2441073/TsarskoyeseloYekaterininskiydvoretsvidsverkhuSPB.jpg)
Официантская
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441074/_20.jpg)
Официантскую — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия — Ч. Камерон разделил поперечной перегородкой на две «прихожих», одна из которых была полутемной и выходила на лестницу.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441075/00000000.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441087/00000_3.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441089/00000_3a.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441085/000000.jpg)
Интерьер Официантской значительно пострадал во время пожара 1820 года, после чего созданное шотландским архитектором декоративное оформление с некоторыми изменениями была воспроизведено В.П. Стасовым. Основной принцип художественного решения Официантской — симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, — был сохранен. Рисунок деталей, из-за утраты образцов Камерона, был выполнен по чертежам Стасова. По этой же причине потолок в зале был оставлен белым.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441098/0000golova_devochki_m.a._kollo_1769_god._4a.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441100/0000golova_devochki_m.a._kollo_1769_god._3.jpg)
М.-А. Колло. Голова девочки. 1769
В 1840-х годах по распоряжению Николая I Стасов убрал в Официантской перегородку, и две «прихожие» превратились в просторную светлую комнату. Значительно обогатил строгое решение интерьера паркет с четким геометрическим рисунком, набранный в это время из ценных пород древесины: палисандра, амаранта, красного и черного дерева, дуба и клена.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441096/0000.jpg)
Для центральной части пола был использован наборный паркет одной из «прихожих». Этот паркет сгорел в пожаре 1863 года. Сегодня в зале находится паркет, изготовленный в середине 1860-х годов, переживший Великую Отечественную войну.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441105/9025176925_7dce12c2ca_h_4.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441102/793e259s1920_2.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441104/793e259s1920_1.jpg)
В 1855 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в центр потолка Официантской была вмонтирована картина художника венецианской школы XVII века П. Либери. Ее обрамляли золоченые тяги, лепные орнаменты и дополняли декоративные Б.-Э. Мурильо. Горный пейзаж. 1680-еживописные медальоны. Весь декор потолка погиб в годы войны.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441108/P8070629.jpg)
После войны разрушенный интерьер Официантской был восстановлен: по двум сохранившимся пилястрам выполнили остальные восемнадцать, сохранившийся паркет реставрировали, и в 1959 году зал был открыт для посетителей.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441179/pushkin599608.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441180/35172486602_8b4f5dbf4b_k.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441181/IMG_8690.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441106/9025176027_5bba96d31c_h_2.jpg)
Сегодня в Официантской представлены наборные ломберные столики конца XVIII века, комод шведской работы второй половины XVIII века и стулья красного дерева, изготовленные русскими столярами в XIX столетии.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441109/9025176925_7dce12c2ca_h_5.jpg)
На стенах помещены картины из царскосельского собрания: «Горный пейзаж» Б.-Э. Мурильо, «Вид с Палатинского холма» П. Лабруцци, «Водопад в Тиволи» А. Локателли и «Руины» А.И. Бельского.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441093/9025176925_7dce12c2ca_h_3.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441094/793e259s1920.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441090/0000_1.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441091/0000_1a.jpg)
Carlo Labruzzi - Colisée
Зеленая столовая
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441467/_19.jpg)
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу
Екатерины II для великого князя
Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги
Натальи Алексеевны.
Jean Henri Benner. Portrait of Empress Catherine II, 1821
Екатерина II (Екатери́на Алексе́евна; Екатери́на Вели́кая; урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.
Portrait of Catherine II (1729-1796), Peter Falconet, 1773
Jean Henri Benner. Portrait of Emperor Paul I, 1817-1823 (?)
Павел I Петрович (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — сын Екатерины II и Петра III, император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, 72-й великий магистр Мальтийского ордена с 29 ноября (10 декабря) 1798 года.
Неизвестный русский художник. Павел I Петрович, XVIII век
Natalia Alexeievna of Russia by A.Roslin, 1776
Наталья Алексеевна, урождённая принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская (нем. Wilhelmina Luisa von Hessen-Darmstadt; 14 (25) июня 1755, Дармштадт — 15 (26) апреля 1776, Санкт-Петербург) — великая княгиня (1773), дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского Людвига IX и Каролины Цвейбрюкен-Биркенфельдской, первая супруга великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I).
Умерла в родах, произведя на свет мертворожденного великого князя.
Natalia Alexeievna by A.Roslin, 1776
Личные покои возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф. Растрелли. Одним из торцов этого своеобразного зала под открытым небом был фасад дворцовой церкви, вместо штучного паркета в нем пестрели барочные цветники, а мебель состояла из каменных скамеек, установленных в тени фруктовых деревьев. Однако со временем сад стал источником сырости во дворце, и в 1773 году по указу императрицы архитектор В. И. Неелов (1722–1782) построил на его месте «Покой Их Высочеств».
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441480/0000000000000000000000000.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441481/000000000000000000000000.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441482/0000000000000.jpg)
Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня
Мария Федоровна.
Jean Henri Benner. Portrait of Empress Maria Feodorovna, 1817
Мария Фёдоровна (Фео́доровна); до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg; 14 (25) октября 1759, Штеттин — 24 октября (5 ноября) 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.
Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина, 1777
Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441566/9025177587_a37e90c6d9_h.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441567/9027405160_036d2eff4f_h.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441568/9027404820_145de40081_h.jpg)
Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441499/9027404470_ea44af40f5_h_3.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441505/9027403504_a2b35705df_h.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441507/3890624161_465fc90361_h_2.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441571/1_30.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441572/1_1.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441574/1_2.jpg)
Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные композиции на мифологические сюжеты, рельеф которых подчеркнут розовым фоном.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441584/8270564894_1f8036b6bb_b_3.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441585/3891414222_c313cb1b9f_k_4.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441586/8270564894_1f8036b6bb_b_2_1.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441587/8270564894_1f8036b6bb_b_2_2.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441589/flatprojectekaterininskydvorec261.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441590/flatprojectekaterininskydvorec261f.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441591/flatprojectekaterininskydvorec264.jpg)
Двери Зеленой столовой украшены гротескным орнаментом, восходящим к древнеримским росписям.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441557/37019194046_b8764aaff3_k_4.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441558/37019194046_b8764aaff3_k_2.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441559/catherinepalaceinstpetersburg7.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441561/37019194046_b8764aaff3_k_3.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441560/flatprojectekaterininskydvorec268.jpg)
Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен русским скульптором И. П. Мартосом (1754–1835).
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441512/9025179309_fe9e15384f_h.jpg)
Бронзовая каминная решетка и каминные приборы
Бронзовая каминная решетка и каминные приборы
Бронзовая каминная решетка и каминные приборы
Часы каминные. Франция, Париж, вторая половина XVIII века. Канделябры, Франция , конец XVIII века
Часы каминные. Франция, Париж, вторая половина XVIII века. Канделябры, Франция , конец XVIII века
В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник сильный пожар, от которого значительно пострадали залы, созданные Ч. Камероном. По указанию императора Александра I была учреждена комиссия во главе с архитектором В. П. Стасовым для исправления сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Камерона, приобретенных графом Х. Ливеном в 1822 году в Лондоне у наследников архитектора. Убранство Зеленой столовой восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепной декор стен; скульптор Ф. Трискорни реставрировал мраморный камин; заново был набран паркет из разных пород дерева. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века и погибший при пожаре, В. П. Стасов воссоздавать не стал, оставив потолок белым.
В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. И. Штакеншнейдер подготовил проект оформления помещений бельэтажа Большого Царскосельского дворца (прежде всего потолков) с дополнением живописных вставок, полотна для которых предполагалось подобрать в кладовых Императорского Эрмитажа. Согласно этому проекту в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи «Торжество Бахуса» в обрамлении золоченых лепных орнаментов и декоративных живописных медальонов. В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, по-вредивший потолки, но плафонную живопись удалось снять и спасти. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор Придворной конторы А. Ф. Видов, Зеленой столовой вновь было возвращено архитектурно-художественное убранство времени Ч. Камерона.
Во время Великой Отечественной войны залы Камерона были частично разрушены и разграблены; плафонная живопись погибла. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.
Паркет набрали по старому рисунку из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок же, за неимением подлинных живописных композиций и иконографии плафонов, оставили белым.
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441577/P8070626.jpg)
Сегодня убранство Зеленой столовой дополнено стульями, бронзовой каминной решеткой и каминными приборами, выполненными по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и «Московским сервизом», изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу хозяев этой части дворца — великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Предметы столового сервиза, изысканные по форме и цветовому решению, декорированы вензелями владельцев.
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
Предметы Собственного Московского сервиза. Россия, Завод Франца Гарднера, 1780-е
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441515/original4a.jpg)
![](https://www.yapfiles.ru/files/2441516/original4.jpg)
Деталь бронзового канделябра, Франция, Париж, 1780-е
Деталь бронзового канделябра, Франция, Париж, 1780-е