3 февраля в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открывается
первая в России ретроспектива мексиканской художницы Фриды Кало
— женщины со сложной судьбой, горькой любовью и жаждой жизни — вопреки всему.
В «голубом доме» — музее Фриды Кало в Мексике
— можно увидеть ее рабочее место:
стол, кисти, краски, зеркало. «Все ее картины — селфи» — шутят туристы,
поскольку большинство ее произведений — автопортреты.
Ее творчество — это ее дневник, где художница, совершенно не стесняясь, практически выворачивает душу наизнанку.
Экспозиция покинет Россию в конце апреля.
Сюрреализм из Мексики.

В Петербурге открылась ретроспектива Фриды Кало
В автопортретах Фриды — непрекращающаяся боль в позвоночнике,
предательство мужа, прославленного художника Диего Риверы
(который не просто постоянно изменял Фриде,
но даже умудрился изменить ей с ее же сестрой),
невозможность стать матерью (из-за слабого здоровья все ее беременности заканчивались выкидышами или абортами),
потеря ноги и ощущение близости смерти.
Тем не менее, люди, знающие Фриду, вспоминают:
человека, более влюбленного в жизнь, в мире нужно было поискать.
В 6 лет Фрида перенесла полиомиелит, из-за чего одна нога стала короче другой, появилась хромота.
Но Кало твердо решила доказать, что ничем не хуже других:
несмотря на постоянную ноющую боль, она занималась боксом,
футболом и плаванием.
В повседневной жизни прятала ноги в длинные юбки.
В 15 лет прошла отбор в одну из лучших школ Мексики, собираясь изучать медицину. Параллельно начала писать картины, познакомилась с художником Диего Ривера, расписывающим стены школы.
Ривера стал главной любовью ее жизни.
Некрасивый полный человек, старше Фриды на 20 лет,
он обладал каким-то гипнотическим обаянием и просто сводил женщин с ума:
не устояла и Кало.
Она твердо решила, что станет его женой.
Для Диего же она была очередной влюбленной в него студенткой.
17 сентября 1925 года жизнь Фриды изменилась раз и навсегда.
В обычный день она вместе с приятелем села в обычный мексиканский автобус (весьма «хлипкий», с деревянным стенками) и отправилась по своим делам.
Автобус столкнулся с троллейбусом.
В этой аварии больше всех пострадала Фрида:
один из поручней практически пронзил девушку насквозь, повредил позвоночник, прошил насквозь тазовую кость, сломал ноги в нескольких местах.
Исчтоник: Public Domain
Врачи больницы, куда привезли искалеченную Фриду, были уверены,
что долго она не проживет.
Но Фрида с детства привыкла бороться
. Она не умерла, и даже медленно шла на поправку:
обездвиженная, поскольку большая часть ее тела была скована гипсом,
она могла шевелить руками, и тогда родители принесли ей краски, кисти и холст.
А еще — зеркало.
Фрида расписала собственный гипс, а потом написала свой первый автопортрет. Почему она изобразила себя?
Потому что на тот момент ее мир сузился до больничной койки и собственного тела. «Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего» — позже скажет художница.
Фрида постепенно снова начинает ходить, много рисует.
Увлекается коммунистической идеологией — в те годы в Мексике это течение было невероятно модным.
На одной из вечеринок Фрида снова столкнулась с Диего Ривера,
тем самым художником, за которого еще до аварии она обещала себе выйти замуж. Диего был пьян, эпатажен и обаятелен.
К тому же, увлеченный коммунист — на тот момент Ривера был секретарем мексиканской коммунистической партии.
Фрида сделала все, чтобы обратить на себя внимание.
И вскоре стала его любовницей, а потом и женой.
Эту любовь она называла одной из двух катастроф в своей жизни.
Первая — это та самая авария.
Брак Риверы и Кало был непростым — Диего постоянно изменял,
хотя и клялся жене в любви. Даже на свадьбе Фрида была вынуждена терпеть присутствие нескольких его бывших любовниц.
Своих измен художник никогда не скрывал и никогда за них не извинялся.
Коммуниста Риверу приглашают работать в США, и Фрида отправляется вместе с ним. Несколько лет, проведенных в капиталистической стране,
только укрепляют ее увлечение коммунизмом.
А еще Фрида все глубже погружается в национальную культуру
— она и раньше писала в манере, близкой народному искусству Мексики,
и жизнь за границей, на контрасте, еще больше сблизила ее с национальными традициями.
Источник: Public Domain
Фрида начинает коллекционировать памятники древней мексиканской культуры.
А уж длинная юбка с национальным орнаментом давно стала ее фирменным нарядом. Ведь она так хорошо скрывала полученные художницей увечья.
Источник: Public Domain

Критики преображение Кало оценили — о Фриде заговорили по всему миру.
Охота на загнанного Льва.
Как готовилось последнее покушение на Троцкого
В 1937 году, когда Фрида и Диего уже вернулись в Мексику,
они приютили у себя опального Льва Троцкого.
Оба восхищались «трибуном русской революции».
По слухам, между Кало и Троцким даже вспыхнул роман, но доказательств у этой истории практически нет.
Как нет и доказательств причастности Фриды к смерти Троцкого
— но и такие слухи периодически появлялись.

Фрида умела очаровывать: по воспоминаниям современников,
она, несмотря на почти не прекращающиеся боли и новые и новые операции,
которые требовались для поддержания ее здоровья,
любила шутить, веселиться, хохотать до изнеможения,
закатывала вечеринки, пила, курила и вовсе не стремилась
соблюдать рекомендации врачей.
Грусть, тоска, нереализованные надежды — все это она оставляла своим картинам.
Источник: Public Domain
Кало мечтала о ребенке, но слабое здоровье так и не позволило ей выносить и родить. Фрида пишет себя на больничной койке, а снаружи — летящие,
но связанные с ней пуповиной, находятся нерожденный эмбрион,
сломанные тазовые кости, увядший цветок и другие предметы,
символизирующие для нее невозможность материнства.
Источник: Public Domain

В 1939 году в Париже проходит выставка мексиканская искусства,
и главным ее открытием становятся полотна Фриды
— одну из картин приобретает Лувр!
Тогда же Фрида узнает, что муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной,
и пишет одну из своих самых знаменитых картин.
На ней Диего склоняется над истерзанным и окровавленным телом Фриды,
а черный и белый голуби держат ленточку с названием полотна:
«Всего лишь несколько царапин».
В то время все криминальные хроники писали о процессе над отцом,
изрезавшим своего ребенка и оправдывающимся в суде фразой:
«Всего лишь 20 порезов».
Фрида закатывает Диего скандал, уезжает и пускается «во все тяжкие».
Изменяет пока еще мужу с мужчинами и женщинами, и это ужасно раздражает Риверу.
1939 году он просит о разводе.
Но не проходит и года, как они снова вступают в брак:
на этот раз на условиях, поставленных Фридой.
Среди них — полное отсутствие между супругами сексуальных отношений.
Диего соглашается.
В 40-е годы Фриду приглашают на десятки выставок по всему миру,
но одновременно с этим ухудшается ее здоровье.
Боль приходится душить наркотиками — в те годы других обезболивающих не было.
К 50-м она уже с трудом встает с постели.
Все это время Диего находится рядом и поддерживает жену.
В 1953 году в Мексике открывается ее первая персональная выставка,
что для такой патриотки, как Фрида — великое событие.
Вот только к тому времени она уже не может встать с постели:
у художницы развилась гангрена и ей ампутировали часть правой ноги.
Но она не может не приехать — и Кало вносят в зал на носилках,
которые помещают на подготовленную для нее прямо в центре зала кровать. Художница открывает выставку.
Меньше чем через год, после персональной выставки Фрида умирает от воспаления легких.
Ее последние слова: «С радостью жду ухода...
И надеюсь никогда больше не вернуться...».
Источник: Public Domain
Gisеle Freund
«... В слюне
в бумаге
в затмении
Во всех строчках
Во всех красках
во всех кувшинах
В моей груди
снаружи, внутри...
ДИЕГО в моих устах в моем сердце в моем безумии в моем сне в промокательной бумаге в кончике пера в карандашах в пейзажах в еде в металле в воображении в болезнях в витринах в его уловках в его глазах в его устах в его лжи».
Она записала их на клочке бумаги. Диего получил его за несколько дней до собственной смерти.
Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/bol-i-schaste-fridy-kalo-528905/ © AdMe.ru
Несмотря на славу при жизни, после смерти о Фриде Кало многие забыли.
Интерес к ней начал возрождаться в 2000-е.
В 2002 году на экраны вышел фильм «Фрида»,
где роль художницы исполнила Сальма Хайек.
Фильм номинировался на «Оскар», а еще — породил новую волну обожания художницы.
Сейчас ее работами вдохновляются топовые модельеры,
ее картины продаются за рекордные деньги («Корни» на Sotheby’s оценили в 7 миллионов долларов), ее имя — в марках одежды,
текилы и даже пива, а ее портрет появился на одной из мексиканских денежных купюр.
Теперь увидеть работы Фриды Кало можно и в России.
В Петербург привезли 35 ее работ и около сотни фотографий, рассказывающих историю одной из самых самобытных художниц XX века.
| |