Стиль модерн, появившийся в начале 20 века в архитектуре, одежде и интерьере покорил почти весь мир, и до сих пор вдохновляет многих дизайнеров на шедевры.
Период расцвета европейского художественного стеклоделия пришелся на рубеж XIX-XX веков. Как раз в это время работала знаменитая фирма Daum Nancy.
Антонен Дом ( , 30 октября 1864, Битш — 28 марта 1930, Нанси) — французский художник декоративно-прикладного искусства периода модерна, или стиля ар-нуво; мастер стеклоделия, инженер-технолог и предприниматель. Один из участников предприятия, известного в истории искусства под названием Школа Нанси.
«Благословлен тот, кто нашел дело в жизни». Именно так выразил свою мысль о ценности бытия английский философ и публицист Томас Карлейль.
Слева направо: Луи Сенсер, Антонен Дом и его супруга Маргерита Дом. Фотография ок. 1910 г.
Tриадная лампа «Одуванчики». 1902. «Музей конца века», Брюссель
Поистине, благословлен оказался род Жана Дома, сумевшего открыть небольшую стекольную мастерскую, которая благодаря наследникам и удачному сочетанию обстоятельств превратилась в известное, почитаемое стекольное производство Daum Nancy.
Вазы, украшенные виртуозно выполненными цветами, завораживали зрителей и вдохновляли других мастеров на новые творческие поиски.
A. Дом и Л. Мажорель. Двойные лампы «Лунарии». 1903. «Музей конца века», Брюссель
В музее Daum выставлены вазы, сделанные по эскизам прославленных художников: Дали, Армана, Дюбрея, Сезара, Лаланна, Конико, Кокто и других.
Кувшин с орхидеями. 1903. «Музей конца века», Брюссель
Когда предприятие успешно живет более сотни лет, создается ощущение, что так было всегда, но… Всегда существует первоначальная точка отсчета.
Именно открытие стекольной мастерской в 1878 году Жаном Домом и наследование ее сыновьями Луи-Огюстеном и Антонине стало zero-reference datum
Ваза с цикламенами. 1903. «Музей конца века», Брюссель
К 1920-м годам на смену модерну пришёл стиль Ар Нуво, и снова мастера Daum не остались в стороне. Знаменитые вазы, ставшие уже визитной карточкой компании, а также другие предметы интерьера отразили в себе основные черты и этого направления, заиграв новыми гранями.
Ваза с тюльпанами. 1910. «Музей конца века», Брюссель
Ординарная мастерская по выпуску традиционных стеклянных вещей превратилась в успешный, амбициозный проект, подаривший нашему взору поистине великолепные вещи: изумительную лампу в форме лотоса (совместное творчество Daum и Луи Мажореля), изящную вазу Cameo Nicotiana, оригинальную чашу Cactus, созданную дизайнером Хилтоном Макконико и огромное количество восхитительных произведений искусств.
такие себе милые лампы со змеями
В 1891 году счастливое стечение обстоятельств собрало в небольшом французском городке Нанси братьев Огюстена и Антонине Дом, Луи Мажореля, художников Виктора Пруве и, уже известного, . Благодаря совместной работе творческих и амбициозных людей, Франция получила возможность первой насладиться стилем ар-нуво, который позднее использовался не только в архитектуре и интерьере, но и в одежде и аксессуарах.
В 1900 году на универсальной Парижской выставке, которая официально признала начало нового стиля ар-нуво, работы Daum получили Grand Prix и стали любимцами публики. Впервые представленные электрические лампы с абажурами из многослойного расписанного стекла произвели фурор
Изделия отличались красотой цвета, изящностью форм, необычной фактурой и использованием растительного орнамента. Год спустя талантливое сообщество привлекло к работе архитектора Эжена Валлена и организовало «Школу Нанси». Следующее десятилетие шедевры из стекла стали достоянием частных коллекций, а сегодня продаются с аукционов за баснословную цену.
Поразительно то, что каждое поколение наследников дома Нэнси вносило изюминку в стиль новых коллекций. Так, в 1925 году, Поль Дом (сын Луи-Огюстена) стал одним из первых приверженцев стиля ар-деко.
Плавность растительных орнаментов, каплеобразные формы, прозрачно-матовые краски ар-нуво безболезненно были заменены щедрыми этническими узорами, геометрическими формами и современными материалами.
К концу 30-х годов фабрика начала работать не только со стеклом, но и хрусталем, а с 1968 года появилась эксклюзивная техника марки pate de verre, благодаря чему изделия стали еще более походить на произведения искусств.Однако время диктовало свои правила. Производить только коллекционные изделия стало невыгодно и начали появляться хрустальные шкатулочки, электрические лампы, светильники, , доступные не только элите общества.
здание фабрики
Секрет успеха Дома Нэнси в умении находить талантливых людей, для которых важен творческий процесс, вдохновение, полет фантазии, завораживающий обывателей неповторимостью форм и красок. Именно таким творческим безумцем был Эмиль Галле.
в фирменном бутике
Фото из музея ДОМ в Нанси
От всего великолепия захватывает дух
Его вазы с яркими узорами, прихотливыми изгибами чаруют взор. Обладая незаурядной фантазией, он отличался и работоспособностью, умело контролировал процессы создания изделий, а предметы класса «люкс» или заказанные известными людьми, делал собственноручно. Поэтому глядя на вазы в стиле ар-нуво, захватывает дух.
Нежный бутон цветка, словно дышит, готовый раскрыть миру свой секрет. Каплеобразная форма украшена ажурным орнаментом, а зеленые витиеватые стебли кротко оберегают хрупкий дар природы.
Стиль ар-нуво характеризуется:
Мягкими волнообразными линиями;
Стилизованными растительными узорами;
Декоративным изображением насекомых;
Пластичными формами.
Создание многослойного стекла – суть работ Дома Нэнси на стыке 19-20 вв. Изящная и простая форма вазы украшена пейзажем. Водяные лилии в вечерней дымке озера словно замерли в ожидании захода солнца. Стрекозы в лучах охристого неба с серебряными крылышками исполняют вальс влюбленных. Кажется, что верхняя часть вазы подсвечивается изнутри – настолько эффектна технология, разработанная и усовершенствованная мастерами.
Во многих работах использовали дублирование стекла, наносили гравировку кислотой (la gravure a l’acide), применяли химическое матирование, расписывали эмалью, золотом, желтым металлом, украшал алмазной гранью. И все это было не дань моде, а настоящая страсть к прекрасному!
Классик французской литературы Шарль Бодлер сказал: – «Странность является необходимым ингредиентом для красоты»Трудно не согласиться, ибо за годы существования Дом Нэнси создал коллекцию декоративных изделий, которые стали не просто украшением интерьера, а некой замысловатой концепцией красоты и философии.
Сложно обойти вниманием мифически красивые лампы Дома Нанси, выполненные совместно с Луи Можерелем. Его предприятие специализировалось на выпуске мебели, лестничных периллах, балконных решеток, однако совместная работа с братьями Дом вдохновила художника на интерьерный декор.
Для стеклянной коллекции характерно использование цветочного бутона для плафона, и изящной ножки, имитирующей стебель. Легкость, утонченные изгибы металла, детальное исполнение поражает. Это не просто статичные предметы. В их форме запечатлено еле уловимое движение: склоненная под ветерком цветочная чаша, раскрывающийся бутон, тянущаяся вверх лилия. Одна из созданных Луи Можерелем чаш в форме лотоса была продана на аукционе за 2,6 млн. евро, и коллекционеры, ценящие французский стиль, готовы платить немалые деньги за обладание изысканным предметами искусства.
A Zepher Lily. a Fragrant Daphe, a Tulip vase – названия изделий поэтичны, похожи на музыку хризантем, тюльпанов, крокусов, орхидей… Каждое изделие найдет своего обожателя. Их можно встретить в ценовой категории от 11 до 20 тыс. евро, что по меркам любителей декоративного стекла вполне приемлемо.Середина 20 века стала для Daum Nancy временем свободных экспериментов и сотрудничеством с известными художниками (С.Далли, Ж.Кокто, М. Конико). Работы по их эскизам пополнили экспозиции музеев мира.Сегодня, как и сто лет назад, основной темой для вдохновения художников стекольной школы Нэнси является природа. Но сейчас акцент сделан на то, КАК человек ее видит в соответствии со своей культурой, традицией, мироощущением. Посмотрите на хрустальную красоту Кеичи Тахара и Кристиан Гион. Здесь не нужны слова: характер и философия жизни авторы отразили в полной мере в своих работах – аскетичная грусть и фонтан страстей.
В 2000 году в Москве проходила примечательная выставка, на которую приезжал художественный директор Daum Жан-Батист Сибертен-Блан. Представленные коллекции из хрусталя "Роза" в стиле "ар-нуво", а также 80 кг. Рог изобилия, как символ плодородия и процветания поистине ввели публику в эстетический коллапс. Хрустальные чудеса настолько великолепны, что трудно представить, где черпают художники вдохновение.Современные изделия Дома Нэнси выпускаются небольшими партиями, делаются на заказ и расходятся по частным коллекциям. Темный Tulipe, бирюзово-голубая ваза для фруктов дают некоторое представление о разносторонности художников, сотрудничающих с известной фирмой.
Клейма Daum Nancy
Все работы Дома Нэнси изначально имеют авторские клейма. Именно отличительная метка указывает на принадлежность изделия к знаменитому художественному дому. Уважающий себя автор стремился, чтобы его работы были уникальны, и гордился подписью, которое оставлял на изделии.
Совершенные стеклянные изделия Daum Nancy имели отличительный штамп на дне ваз, который отражал ее принадлежность к знаменитому производителю, год создания, фамилию автора.
Жан Дом-основатель бренда
Изделия Дома Нэнси обладают вдохновляющей магией. Невозможно отвести взор от ваз, светильников, шкатулочек, чаш известных коллекций. Сделанные с любовью, поражающие фантазийным тонким ажуром – это не следование модным тенденциям, а настоящая страсть, охватывающая мир.
Ежегодно Daum представляют невероятные по форме и содержанию коллекции, которые уже давно стали объектом охоты коллекционеров по всему миру.
Техника Daum позволяет добиваться сложных и разнообразных переходов цвета. Хрусталь получается плотным, но не прозрачным, а похожим скорее на матовый камень, светящийся изнутри. История этого метода уходит корнями в древнеегипетское искусство.
Природа является источником вдохновения для мастеров марки и сегодня. Мотивы растительного и животного мира отражены практически в каждом произведении с логотипом Daum. Первая официально представленная коллекция ваз причудливых форм из цветов получила гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900.
===================================
Личный архив из музея Дом Нанси
https://www.daum.fr/
https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/3391368?maker=20777&index=26