-Рубрики

 -Цитатник

Дженни Монтиньи (Jenny Montigny),1875-1937 гг.Бельгийская художница - (0)

Дженни Монтиньи (Jenny Montigny),1875-1937 гг.Бельгийская художница "Детский сад в...

Мари-Аделаида Киндт (Marie-Adélaïde Kindt),1804-1893.Бельгийская художница - (0)

Мари-Аделаида Киндт (Marie-Adélaïde Kindt),1804-1893.Бельгийская художница Мо...

Суворова Ольга Игоревна. Картины. - (0)

Мир причудливых фантазий. Суворова Ольга Игоревна. Картины. Ольга Игоревна Суворова: 1966 год...

Адольф Кауфман (Adolf Kaufmann), 1848-1916 - (0)

Адольф Кауфман (Adolf Kaufmann), 1848-1916 ...

Дэвис Барбара "Последняя из Лунных Дев" (роман) - (0)

📚 Дэвис Барбара "Последняя из Лунных Дев" (роман) КНИГИЖительница Нью-Йорка Лиззи Лун пол...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30730


МАСТЕРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ – ХУДОЖННИК ФРА ФИЛИППО ЛИППИ / FRA FILIPPO di TOMMASO LIPPI (1406-1469)

Среда, 29 Марта 2023 г. 13:33 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 МАСТЕРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ – ХУДОЖННИК ФРА ФИЛИППО ЛИППИ / FRA FILIPPO di TOMMASO LIPPI (1406-1469)

0 Vymyshlennyj-portret-Filippo-Lippi.-1568.-Illyustratsiya-k-ZHizneopisaniyam-Dzhordzho-Vazari (481x700, 194Kb)
Вымышленный портрет Филиппо Липпи. 1568 г. Иллюстрация из книги Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

МОНАХ ПО СЛУЧАЮ
Фра Филиппо Липпи - художник с авантюрной судьбой. На одной из фресок, «Коронование Марии», он изобразил свой автопортрет: задумчивый, немножко лукавый монах присутствует при величании Богородицы. Филиппо ди Томмазо — его настоящее имя. Родился 23 июня 1406 года, то есть в самом начале XV века, в бедной семье, в Ардильоне, одном из самых бедных районов Флоренции. Его отец был мясником, и, казалось бы, ничто не предвещало, что в этой семье родится довольно незаурядный художник. Его мать, Антония ди сер Биндо Серниджи, скончалась в родах, через пару лет умер отец, то есть вот такая судьба, такое начало. Затем он жил со своей тётей, которая в конце концов поместила его в монастырь Санта-Мария-дель-Кармине после того, как не смогла позволить себе заботиться о нём. Первый контакт Филиппо с искусством произошёл благодаря фрескам Мазаччо в часовне Бранкаччи Санта-Мария-дель-Кармине.


1 Avtoportret.-Fragment-altarya-Koronovanie-Marii-.-1439-1447. Galereya-Uffit (352x700, 96Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Автопортрет (в центре). Фрагмент фрески
«Успение Богородицы» (Похороны Богородицы). 1467-1469 гг.
Собор Успения Девы Марии, Сполето.

Липпи берет на воспитание кармелитский монастырь и в 15 лет он принимает монашеские обеты. Понятно, что он принял их просто потому, что оказался в этой среде. Как известно, монах из него не сильно-то получился. Ну, собственно, поэтому иногда к его имени прибавляется «фра», то есть брат. Фра Филиппо — так часто упоминают его и современные ему источники, и сегодня исследователи. Монахи дали ему неплохое образование, однако Филиппо был невосприимчив к наукам. Еще гуманитарные он как-то воспринимал, а уж точные науки — он просто в них абсолютно плавал, тонул, даже можно сказать. Вместо учения он постоянно рисовал и, как пишет Вазари, «пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». На уроках рисования мальчик обнаружил явный талант, и монахи это увидели, слава богу. Они как-то чувствительны были к искусству — видимо, вообще в это время все люди были чувствительны к искусству — и разрешили Филиппо не посещать уроки, а больше упражняться в рисунке.

1437 Мадонна с Младенцем на троне. Дерево, темпера. 114 х 65 см. Национальная галерея античного искусства, Рим. (2) (399x700, 119Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна с Младенцем на троне. 1437 г.
Дерево, темпера. 114 х 65 см. Национальная галерея античного искусства, Рим.

3 Interer-kapelly-Brankachchi.-TSerkov-Santa-Mariya-del-Karmine-Florentsiya (547x700, 174Kb)
Интерьер капеллы Бранкаччи. Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.

И тогда Липпи стал пропадать в капелле Бранкаччи. Как раз вот этому монастырю эта капелла и принадлежала, ее расписал известный художник Мазаччо, тогда очень ценившийся. Эти замечательные фрески, положившие основание искусству Кватроченто, связаны с апостолом Петром и его историей.

2 1432 Utverzhdenie-ustava-ordena-karmelitov.-Ok.-1432.-TSerkov-Santa-Mariya-del-Karmine-Florentsiya (700x472, 148Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Утверждение устава ордена кармелитов. Около 1432 г.
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.

Несмотря на то, что юный Филиппо Липпи не успел встретиться с Мазаччо, он всегда считал этого художника своим учителем, и потом так и будут говорить, когда он уже станет самостоятельным мастером, что в него вселился дух Мазаччо. Видимо, вот эти ранние впечатления оказали на него очень сильное влияние. Возможно, он копировал эти фрески. Интересно, что потом, по некоторым сведениям, и так в этом убеждены некоторые исследователи, эти фрески — они же были не закончены — закончил его сын, Филиппино Липпи, который тоже потом станет художником. В 1420-1430-х годах Филиппо Липпи вполне успешно совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и даже некоторое время становится правой рукой приора, настоятеля кармелитского монастыря в Сиене.

1437 Fra_filippo_lippi-triptych 2 (700x438, 159Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Триптих. 1437 г. На боковых панелях (ныне в Академии Альбертина ди Бель Арти, Турин) изображены святые Августин и Амвросий (слева) и святые Григорий и Иероним (справа). Дерево, темпера, позолота размером 129 х 65 см. каждая. На центральной панели (ныне находящейся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк) изображена Мадонна с младенцем на троне и двумя Ангелами. Дерево, темпера, позолота. 123 х 63 см.

1437 Мадонна на троне с Младенцем и двумя ангелами. Дерево, темпера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (360x700, 117Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Триптих. Центральная панель. Мадонна с младенцем на троне
и двумя Ангелами. 1437 г. Дерево, темпера, позолота. 123 х 63 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1437 Мадонна с младенцем в окружении ангелов, Дерево, 208 х 244 см. Лувр  (700x602, 122Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна с младенцем в окружении ангелов. 1438 гг.
Дерево, темпера. 208 х 244 см. Лувр, Париж.

В эти же годы Липпи пишет полиптих для алтаря капеллы Барбадори в церкви Святого Духа во Флоренции. В этой работе он сумел соединить возвышенные, почти скульптурные формы Мазаччо с подлинной жизненностью фигур и предметов. Для алтаря им была выбрана форма полиптиха, потому что она точно соответствовала задачам единого действия и единого пространства.

ПОЛИПТИХ Пределла алтаря Барбадори (Predella della Pala Barbadori). 1438 г. холст, темпера. 40 × 235 см.
Галерея Уффици, Флоренция
Запрестольный образ находился в базилике Святого Духа до вторжения в Тоскану армии Наполеона в 1810 году, после чего был разобран и перевезён в Париж. В 1815 году картина была восстановлена, но не возвращена прежним владельцам, что было мотивировано трудностями связанными с её транспортировкой. Во Флоренцию в 1819 году была возвращена только пределла из трех частей, а «Мадонна с младенцем в окружении ангелов» осталась в Лувре.

Св. Фидиан. Predella_pala_barbadori,_uffizi,_02 (700x319, 110Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Святой Фридиан изменяет течение реки Серкио. Левая часть триптиха.
1438 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Ангел предсказывает ей смерть Девы Марии с приходом апостолов  (700x193, 55Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Ангел предсказывает смерть Девы Марии с приходом апостолов.
Средняя часть триптиха. 1438 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Видение Святого Духа святым Августином (700x312, 94Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Видение Святого Духа святым Августином. Правая часть триптиха.
1438 г. Галерея Уффици, Флоренция.


1440-1445 meeting of Joachim and Anne at the Golden Gate.Дер, м. 21.9 x 49.7 cm Ashmolean Museum) Edit this at Wikidata (700x281, 123Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Встреча Иоахима и Анны у Золотых ворот. 1440-1445 гг.
Дерево, масло. 21,9 x 49,7 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.

ХУДОЖНИК ВЫТЕСНЯЕТ МОНАХА

А в начале 1430-х годов как раз о Липпи уже говорят, как о сложившемся художнике. И одно из ранних его произведений, которое говорит о том, что у него действительно был талант и своя манера, — это «Благовещение», которое сейчас находится в Мюнхенской пинакотеке. Можно показать и другие, но посмотрим хотя бы это, потому что здесь мы видим типичную для художников Кватроченто сцену, которая помещена в архитектуру, а через арки мы видим пейзаж. Но интересно, что Филиппо Липпи, видимо, так был увлечен рисованием, что он очень подробно исполняет все элементы архитектуры, насыщает свою композицию множеством деталей. Мы даже видим на облачках не просто условную фигурку Бога-Отца, как было у Фра Анджелико или у других, а окруженного ангелами, сидящими на облаках, и множество подробностей. Здесь, помимо сцены Благовещения, еще девушка-служанка или просто свидетельница этого события. То есть он ужасно увлечен самим процессом рисования, и это видно в маленьких деталях. Если рассматривать его картины, его фрески, то там невероятно большое количество деталей. Иногда, особенно в таких многофигурных композициях, трудно различить главное от неглавного – ему интересно все.

4 Blagoveshhenie.-Ok.-1443-1445.-Staraya-pinakoteka-Myunhen (640x700, 190Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Благовещение. Ок.1443-1445 гг. Дерево, темпера. 203 х 186 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

1445 Coronation of the Virgin. Пинакотека Ватикана (700x494, 153Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Коронация Пресвятой Богородицы. 1445 г. Пинакотека Ватикана

Но интересно, что чем больше растет в нем художник, тем менее Филиппо Липпи осознает, что он монах. Конечно, на примере Фра Беато Анджелико, хорошо совмещаются служение монаха и служение художника, тем более церковного художника. Не случайно Фра Анджелико сравнивают с Андреем Рублевым. Но здесь такого синтеза не получается, и чем больше растет художник, тем меньше в нем монашеского благочестия. Он скоро осознает, что поспешно принял обеты, и в 1433 году оставляет монастырь и выбирает жизнь вольного художника. Правда, рясу он не снимал. Видимо, она давала ему какие-то преимущества, потому что у него не было ни дома, ни пристанища, он жил там, где ему заказывали какие-то вещи, но все-таки ряса монаха давала ему возможность как-то получить и пропитание, и ночлег, и так далее.

1445 Святое собеседование. Мадонна на троне со святыми (Алтарь Новициато). Дерево, темпера. Уффици, Флоренция (681x700, 99Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Святое собеседование. Мадонна на троне со святыми (Алтарь Новициато).
1445 г. Дерево, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.

Это рождает массу историй, которые пересказывает и Джорджо Вазари, и многие другие авторы этого времени – о неблагочестивом монахе, который ищет приключений. Рассказывали, что его захватили в Анконе берберийские пираты и увезли в Африку и что якобы он провел в неволе несколько лет, но однажды он нарисовал на стене фигуру человека, даже, может быть, портрет своего хозяина, и он его отпустил за его такой великий талант. Но эта история никак не подтверждается документами, была она или не была. Может быть, сам Филиппо Липпи и сочинял про себя такие истории, для того чтобы, так сказать, поднять свой авторитет или привлечь внимание к собственной фигуре, мы не знаем. Во всяком случае художником он был востребованным и писал интересные вещи.

1445 Благовещение. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция. (589x700, 183Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Благовещение. Диптих. 1445 г. Дерево, темпера. 175 x 183 см.
Церковь Сан Лоренцо, Флоренция.

1445 Благовещение. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция. Правая ч (490x700, 166Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Благовещение. Диптих. Правая часть. 1445 г.
Церковь Сан Лоренцо, Флоренция.

1445-1450 Благовещение. Доска, темпера. 117x173 см. Галерея Дориа Памфили, Рим (700x459, 81Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Благовещение. 1445-1450 гг. Доска, темпера. 117 x 173 см.
Галерея Дориа Памфили, Рим.

1445-1450 Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи. Поклонение волхвов. Дерево, темпера. Национальная галерея, Вашингтон (2) (700x700, 273Kb)
Фра Беато Анджелико (1395-1455) и Фра Филиппо Липпи (1406-1469). Поклонение волхвов. 1440-1460 гг. ъ
Дерево, темпера. Диаметр 137,3 см. Национальная галерея, Вашингтон.

На картине изображены три волхва или «царя», преподносящие свои дары младенцу Иисусу, которого держит на руках его мать. Святой Иосиф стоит рядом с ней, а ясли, вол и осел обычного изображения Рождества находятся позади этой основной группы

1445-1450 Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи. Поклонение волхвов. Дерево, темпера. Национальная галерея, Вашингтон (1) (700x499, 116Kb)
Фра Беато Анджелико (1395-1455) и Фра Филиппо Липпи (1406-1469). Поклонение волхвов. Фрагмент.
1440-1460 гг. Дерево, темпера. Национальная галерея, Вашингтон.

ЗАСЛУЖЕННАЯ СЛАВА И ДРУЖБА С МЕДИЧИ

5 Koronovanie-Marii.-1439-1447.-Galereya-Uffitsi-Florentsiya (700x527, 212Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Короновании Марии. 1441-1447 гг. Дерево, темпера, масло. 200 х 287 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Вот одна из таких вещей, классическая для Липпи, - «Коронование Марии», где он как раз и написал среди предстоящих себя, для церкви Сан Амброджио во Флоренции, а сейчас она находится в галерее Уффици. Она на дереве, поэтому легко было переносить такие картины, которые сначала вешали или вставляли в стену, а потом они попадали в музеи. Интересно, что эту работу заказал каноник собора Франческо Мариньи, поэтому несколько иронично ее часто называют «Коронование Мариньи», поскольку он сам через некоторое время после заказа этой работы предстал перед Господом.

5 1441-1447 Дер, м. 200 х 287 cm. УФФИЦИ (2) (588x700, 192Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Короновании Марии. Фрагмент. 1441-1447 гг.
Дерево, темпера, масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Филиппо Липпи вносит в композицию, достаточно традиционную для этого времени, вообще для Западной Европы, коронование Богородицы на небесах, он вносит свои коррективы. Обычно - это мы видим и у Фра Анджелико, и у Паоло Венециано, и Гирландайо, и еще раньше, потому что эти композиции встречаются и в предвозрожденческий период, - Троица коронует Богородицу: Христос, Бог-Отец, над ними Святой Дух и вот у Престола Божия Богородица. А здесь Марию коронует сам Бог-Отец, то есть это такая сцена, как бы приближающаяся больше, может быть, к такому светскому благословению. Такой вариант раньше не встречался. Это первый, не знаю, насколько последний, может быть, нужно более глубоко исследовать, но во всяком случае вот такой первый вариант подобной богословской вольности. И здесь видно, что он не разделяет главное и второстепенное, потому что когда наш взгляд как бы углубляется в эту картину, мы видим множество лиц, и их интересно разглядывать. Мы видим множество каких-то персонажей, и, собственно, главная сцена почти теряется.

6 Kozimo-Medichi-Starshij (1389-1464.-1518-1520.-Hudozhnik-Pontormo-Jacopo-Carucci-1494-1557.-Уффици (520x700, 132Kb)
Понтормо (Якопо Каруччи, 1494-1557). Козимо Медичи Старший (1389-1464).
1518-1520 гг. Галерея Уффици, Флоренция.

Это произведение приносит Филиппо Липпи признание коллег, но главное, что через это признание он знакомится с Козимо Медичи, Козимо Медичи Старшим, которого потом называли «крестным отцом Ренессанса». Отныне именно Козимо становится покровителем художника, и у Липпи уже никогда не будет недостатка в средствах и в заказах. Одно время Филиппо Липпи даже считался любимым художником Козимо Медичи. Близость к дому Медичи давала, конечно, огромные возможности, прежде всего, для творчества, но и приносила большие соблазны.

1440 Портрет женщины и мужчины у окна. Дерево, темпера.64.1 х 41.9 cm. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (400x615, 108Kb)1445 Портрет молодой женщины. Дерево, темпера. 49.5 х 32.9 cm. Картинная галерея, Берлин (408x615, 142Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). 1. Портрет женщины и мужчины у окна. 1440 г. Дерево, темпера. 64,1х41,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 2. Портрет молодой женщины. 1445 г. Дерево, темпера. 49,5 х 32,9 см.
Картинная галерея, Берлин.



А натура Филиппо Липпи, как мы уже поняли, - такой веселый, увлеченный, не стесняющийся в проявлениях жизни монах-расстрига, и очень часто он уходил в загул и заказы не выполнял. Однажды Козимо Медичи даже запер его в комнате и не выпускал, не давал ни есть, ни пить, покуда он не закончит заказанное ему произведение, но не такой Филиппо Липпи, чтобы смиряться перед трудностями. Он из простыней связал веревочную лестницу и благополучно выбрался через окно из комнаты. Но ему и такие проделки спускали, потому что талант его был очевиден, и Козимо Медичи его очень сильно ценил.

ПОХИЩЕНИЕ ЛУКРЕЦИИ

7 Prato-Toskana (700x454, 124Kb)
Город Прато, Тоскана.

Видимо, заказы Медичи дали Филиппо Липпи некоторый, так сказать, капитал, и он покупает имение в Прато. Это второй по тем временам большой город в Тоскане, недалеко от Флоренции. В 1455 году он поселяется в этом городе. Сейчас тоже город со средневековыми и возрожденческими улицами, мостами, красивый, и тогда, наверное, был прекрасный. Но мало того, что он поселился и заимел свой дом, свое имение, он захотел иметь семью, и в 1456 году он похищает из женского монастыря в Прато молодую монахиню Лукрецию Бути и женится на ней. Это был огромный скандал.

1450-1453 Семеро святых. Дер, темпера. 68 x  152.8 cm (700x311, 100Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Семь святых. 1450-1453 гг. Дерево, темпера. 68 x 152,8 см.
Национальная галерея, Лондон.

Говорят, эту версию поддержал и Джорджо Вазари, поскольку Липпи ходил в монашеском хабите, в рясе, он устраивается в монастырь, даже, может быть, и Козимо Медичи сделал ему такую протекцию, вроде как священником или по крайней мере учителем, который рисует. И одна из монахинь ему позирует и влюбляется в него, и вот она как раз и становится его возлюбленной, а потом и его женой, 21-летняя монахиня Лукреция Бути. Ну, конечно, это скандал, конечно, семейство Лукреции, которое отправило ее в монастырь, — или она по своей воле ушла, не по своей, мы не знаем — бьет тревогу, возвращает Лукрецию обратно в монастырь, хотя к этому времени уже рождается их первенец, вот как раз маленький Филиппино, который тоже потом станет известным художником. Филиппино — это уменьшительное от Филиппо, поэтому первенца своего они назвали как бы «маленький Филиппо». И скандал этот доходит до Святого Престола, потому что монахиня убегает из монастыря, похищает ее тоже монах, хотя и давно покинувший монастырь.

Благовещение -- с двумя коленопреклоненными жертвователями, Дерево, темпера 153 x 143 см 1455 год (651x700, 186Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Благовещение с двумя коленопреклоненными донаторами. 1455 г.
Дерево, темпера 153 x 143 см. Национальная галерея античного искусства, Рим.

За влюбленных ходатайствует Козимо Медичи. Он уговаривает Римского Папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом освобождает Филиппо от монашеских обетов, наверное, Лукрецию тоже, поскольку она уже молодая мать, и, как гласит молва, даже Папа прокомментировал свое решение таким образом: «Сутана сковывала способности Фра Филиппо, и я думаю, что, уйдя в мир [из монастыря], он станет только ближе к Богу». Насколько ближе к Богу он стал, мы не знаем, но талант его развивался, и это очевидно.

8 Madonna-pod-vualyu.-1460-1465.-Дерево 92 x 63 см. Galereya-Uffitsi-Florentsiya (476x700, 130Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна под вуалью. 1460-1465 гг.
Дерево, темпера. 95 х 62 см. Галерея Уффици, Флоренция.

И во всех своих произведениях, а естественно, Липпи много писал мадонн, моделью для его мадонн, для картин и фресок, стала его жена, горячо им любимая Лукреция. Вот, например, самое знаменитое, наверное, произведение Филиппо Липпи — это «Мадонна под вуалью», где в виде ангела изображен Филиппино, а поддерживает он маленького Иисуса, который написан с его второго сына, родившегося уже в браке, потому что брак был потом венчан, и вот оба сына здесь присутствуют.

1459 Поклонение младенцу127 x 116 см. Карт. гал, Берлин (623x700, 244Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Поклонение Младенцу со святым Иоанном Крестителем
и святым Бернардом. Ок.1459 г. Дерево, темпера. 129,5 х 118,5 см. Образ создан по заказу
Козимо Медичи для его домовой церкви в палаццо во Флоренции.
Сейчас в Картинной галерее Берлина.

ФРЕСКИ В СОБОРЕ СВЯТОГО СТЕФАНА, ПРАТО

10 Sobor-Svyatogo-Stefana-yuzhnyj-fasad.-XII-XIV-vv.-Prato (700x429, 124Kb)
Прато. Собор Святого Стефана, южный-фасад. XII-XIV вв. Проторенессанс.

В Прато Филиппо Липпи продолжает жить и расписывает кафедральный собор (дуомо), кстати, довольно интересное архитектурное сооружение. Церковь на этом месте существовала с V века, с X по XV она неоднократно перестраивалась, но ее основная структура относится к XII веку, то есть это такое классическое романское сооружение, с романской кампаниллой. В XIV веке церковь расширили из-за возросшего потока паломников, а святыней этого храма является пояс Богородицы. Мы помним, несколько лет назад у нас стояли к поясу Богородицы. Вот какой-то небольшой кусок, наверное, этого пояса, часть которого находится на Афоне, часть находится в городе Прато. Интересно, что главный фасад выполнен зодчим Джованни ди Амброджио и Никколо Пьеро Ламберти, такими известными местными архитекторами, а в люнетах майоликовые образы Андреа делла Роббиа.

9 Sobor-Svyatogo-Stefana.-XII-XIV-vv.-Prato (700x525, 134Kb)
Прато. Собор Святого Стефана. XII-XIV вв.

Вот очень интересный фасад, действительно, необычный, с выносной внешней кафедрой, потому что в это время очень часто проповеди произносились прямо на площади. Савонарола, так он, в основном, на площади проповедовал. И вот здесь такая интересная кафедра на углу этого собора – Собор Святого Стефана.
Здесь сохранились фрески Филиппо Липпи, «Жизнь Святого Стефана», история, известная по Деяниям, и другие сцены. Очень интересно вписанные в архитектуру фигуры, где архитектура дописывается: арки в виде обманок, то есть они живописные, но вы их воспринимаете как архитектурный элемент, и в них вписаны фигуры, как в ниши.

11 Istorii-svyatogo-Stefana-i-svyatogo-Ioanna-Krestitelya.-1452-1465.-TSikl-fresok. Filippo-Lippi-1406-1469-i-ego-masterskaya.-Sobor-S (700x525, 172Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) и его мастерская. Истории Святого Стефана и Святого Иоанна Крестителя.
Цикл фресок. 1452-1465 гг. Собор Святого Стефана, Прато.

Пир Ирода, 1452-65 (700x372, 136Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Пир Ирода. Фреска. 1452-1465 гг. Собор Святого Стефана, Прато.

На картине «Пир Ирода» изображена танцующая Саломея, а справа она же подает Ироду на блюде голову Иоанна Крестителя. Как раз во время работы над фресками в соборе Прато Фра Филиппо Липпи похитил из монастыря святой Маргариты монашку, Лукрецию Бути. Считается, что лицо Иродиады - первый из многочисленных портретов возлюбленной художника.

1452-1465 Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком, (700x469, 134Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Рождение Святого Стефана и подмена его другим ребенком. Фреска.
1452-1465 гг. Собор Святого Стефана, Прато.

1452-1465 Диспут в синагоге (700x405, 88Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Диспут в синагоге. Фреска. 1452-1465 гг. Собор Святого Стефана, Прато.

1460 Погребение св. Стефана. Фреска. Музей Прато, Италия (700x403, 144Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Погребение Святого Стефана. Фреска. 1460 г. Музей Прато, Италия.

1452-1465 Св. Иоанн прощается с родителями» собор Святого Стефана (Дуомо ди Прато) (700x445, 100Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Святой Иоанн прощается с родителями. Фреска. 1452-1465 гг.
Собор Святого Стефана, Прато.

1452-1465 madonna della Cintola. 191 х 187 cm. Город. музей, ПРато (675x700, 91Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) Мадонна с поясом (Madonna della Cintola). 1452-1465 гг. 191 х 187 см.
Городской музей, Прато

На этой картине изображена Мадонна, отдающая свой пояс святому Томасу, а также святые Маргарита, Григорий, Августин, Рафаэль и Товий. Есть дарственный портрет коленопреклоненной монахини, вероятно, настоятельницы Санта-Маргериты, небольшого августинского женского монастыря в Прато, где фра Филиппо был удостоен звания капеллана в 1456 году.

14 Evangelist-Luka.-1452-1465.-Freska.-Filippo-Lippi -i-ego-masterskaya.-Sobor-Svyatogo-Stefana-Prato (559x700, 218Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) и его мастерская. Евангелист Лука. 1452-1465 гг.
Собор Святого Стефана, Прато.

13 Useknovenie-glavy-Ioanna-Krestitelya.-1452-1465.-Freska. Filippo-Lippi i-ego-masterskaya.-Sobor-Svyatogo-Stefana-Prato (581x700, 164Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) и его мастерская. Усекновение главы Иоанна Крестителя.
Фреска. 1452-1465 гг. Собор Святого Стефана, Прато.

Здесь действительно Филиппо Липпи выступает - и это ощущается очень остро - наследником Мазаччо. Некоторые композиции очень сильно перекликаются, и некоторые лики даже чуть-чуть похожи на лики Мазаччо.
Но его вот такое мягко-лирическое отношение, конечно, тоже чувствуется, потому что Мазаччо помонументальнее и пожестче. Но тем не менее Филиппо Липпи был прекрасным мастером не только станковых вещей, но и монументальных, это видно в этом соборе Прато.

12 Albert-deli-Abati.-1452-1465.-Фреска Filippo-Lippi i-ego-masterskaya.-Sobor-Svyatogo-Stefana-Prato (431x700, 141Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) и его мастерская. Альберт дельи Абати. Фреска.
1452-1465 гг. Собор Святого Стефана, Прато.

ФРЕСКИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ, СПОЛЕТО

15 Sobor-Uspeniya-Devy-Marii.-XII-XVIII-vv.-Spoleto (700x525, 128Kb)
Сполето. Собор Успения Девы Марии. XII-XIII вв.

В Соборе в Сполето тоже сохранились фрески Филиппо Липпи, которым уже более 500 лет. Сполето - это последний город, пристанище Филиппо Липпи, хотя он и во Флоренции, и в Падуе писал. Собор Сполето - тоже очень интересный романский собор.

16 Koronovanie-Devy-Marii.-1467-1469.-Freska.-Filippo-Lippi-i-ego-masterskaya.-Sobor-Uspeniya-Devy-Marii-Spoleto 2 (583x700, 112Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) и его мастерская. Коронование Девы Марии. Фреска.
1467-1469 гг. Собор Успения Девы Марии, Сполето.

16 Koronovanie-Devy-Marii.-1467-1469.-Freska.-Filippo-Lippi-i-ego-masterskaya.-Sobor-Uspeniya-Devy-Marii-Spoleto (700x488, 203Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469) и его мастерская. Коронование Девы Марии. Фрагмент фрески. 1467-1469 гг.
Собор Успения Девы Марии, Сполето.

Здесь в алтарной части очень интересная фреска – тоже «Коронование Богородицы». И здесь мы также видим его версию этой композиции, когда Богородицу коронует сам Бог-Отец. Нет Троицы, а только Бог-Отец. Вообще вот это очень интересно было бы проследить, как от запрета изображения Бога-Отца, который действовал как на Западе, так и на Востоке в Средние века, постепенно фигура Бога материализуется и даже оттесняет образ Христа, потому что повторяю, что раньше коронование, конечно, внутри Троицы происходило, даже больше Христос коронует, а Отец благословляет.

17 Avtoportret-v-tsentre.-Fragment-freski-Uspenie-Bogoroditsy-.-1467-1469. Filippo-Lippi i-ego-masterskaya.-Sobor-Uspeniya-D (500x700, 164Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Автопортрет (в центре). Фрагмент фрески
«Успение Богородицы» (Похороны Богородицы). 1467-1469 гг.
Собор Успения Девы Марии, Сполето.

И здесь Липпи снова изобразил себя. Мы можем еще раз посмотреть на автопортрет Филиппо Липпи, тоже в монашеском одеянии, хотя уже он к этому времени отец семейства с двумя детьми. Вот фрагмент фрески «Коронование Богородицы», где с такой вот уже постаревшей физиономией, можно сказать, он сам себя изобразил. Красавцем он не был, он был невысокого роста, но тем не менее это был такой очень креативный человек.

1467 Смерть Марии 2 (700x557, 212Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Сцены из жизни Богородицы – Похороны Богородицы. 1467-1469 гг.
Собор Успения Девы Марии, Сполето.

1467 Смерть Марии 3 (700x525, 113Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Сцены из жизни Богородицы – Похороны Богородицы. Фрагмент.
1467-1469 гг. Собор Успения Девы Марии, Сполето.

В Сполето Фра Филиппо Липпи и умер 8 октября 1469 года. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, которые так и не могли смириться с позором, хотя позор был, в общем, прощен, искуплен и как бы преображен вот такими прекрасными детьми, которые в конце концов у них выросли. Филиппо похоронили в соборе Сполето, который, собственно, он и расписывал. Флорентийцы очень хотели забрать себе останки художника, но жители Сполето воспротивились и оставили гробницу у себя. Лоренцо Медичи поручил сыну художника, Филиппино, воздвигнуть памятник отцу, потому что он очень ценил Филиппо как художника, как живописца и даже покрывал все его приключения.

18 Nadgrobnyj-pamyatnik-Filippo-Lippi.-Ok.-1490.-Sobor-Uspeniya-Devy-Marii-Spoleto (700x549, 169Kb)
Надгробный памятник Филиппо Липпи. Ок.1490 г. Собор Успения Девы Марии, Сполето.

18 Nadgrobnyj-pamyatnik-Filippo-Lippi.-Ok.-1490.-Sobor-Uspeniya-Devy-Marii-Spoleto 2 (700x473, 172Kb)
На могиле Филиппо Липпи сохранилась эпитафия в соборе Успения Девы Марии, Сполето.
Она есть у нас в переложении Александра Блока:

19 Epitafiya-Fra-Filippo-Lippi.-Perevod-A.-Bloka (700x697, 62Kb)

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел — голосом Бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись создания,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий [то есть Лоренцо]
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.
Именно Лоренцо как наследник Козимо Медичи позаботился о его погребении.

ЗАВЕРШАЯ КВАТРОЧЕНТО

20 Madonna-s-Mladentsem.-1440-1445.-Natsionalnaya-galereya-iskusstva-Vashington (461x700, 130Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна с Младенцем. 1440-1445 гг.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Филиппо Липпи интересен тем, что он действительно одна из таких заключительных фигур Кватроченто. По его живописи видно, как продвинулась живопись по пути натурализма с начала до конца этого века, что его Богородицы - они абсолютно земные женщины. Это такие молодые матери, полнокровные, очень любящие, очень нежные, но в них практически уже нет какого-то мистического оттенка. Его дети тоже такие – с перевязочками, милые младенцы, которых хочется потискать. Тоже, так сказать, божественное куда-то уходит на второй план. Но зато искусство, искусство изображения тонких тканей, красивых украшений, изящной искусной мебели, красивых интерьеров, тонких пейзажей - все это налицо. Вот художник стал маэстро, художник изображает мир прекрасным, человека изображает прекрасным, нежным и живым.

21 Madonna-s-mladentsem-i-stseny-iz-zhizni-svyatoj-Anny.-Ok.-1452.-Galereya-Palatina-Palatstso-Pitti-Florents2 (700x700, 256Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна с Младенцем и сцены из жизни Святой Анны. Ок.1452 г.
Дерево, масло. D=125 см. Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция.

Интересно, что в Галерее Питти во Флоренции есть одно замечательное произведение Филиппо Липпи. Он изобрел, ему по крайней мере приписывается изобретение круглой картины, тондо. До этого все-таки картина шла от иконы. Это всегда квадрат, вот некое окно, хотя в это время уже и круглые окна, конечно, появляются, но все равно мы привыкли: икона - окно в невидимый мир. Иконы, как правило, квадратные или прямоугольные. И картины до этого времени были квадратные или прямоугольные. Он изобретает тондо. Во-первых, круг - это символ вечности. Понятно, откуда он взялся. И это гармония. Круг - это одна из гармоничных форм. Но вот интересно, что потом просто возникает мода на круглые изображения, мы это будем видеть у того же Боттичелли.

1460-е Мадонна с младенцем (491x700, 134Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Мадонна с младенцем. 1460-е гг.
Дерево, темпера. 76,3 х 54,2 см. Пинакотека Старых Мастеров, Мюнхен.

23 Videnie-blazhennogo-Avgustina.-Ok.-1460.-Гос. Эрмитаж (700x370, 123Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Видение блаженного Августина. Ок.1460 г. Дерево, темпера. 28 х 51,45 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Говоря о Филиппо Липпи, нельзя не вспомнить, что одно из его произведений есть в Эрмитаже, неожиданная такая интересная картина. Это «Видение Блаженного Августина». Известна легенда, что когда Блаженный Августин, великий богослов и отец церкви, учитель церкви, писал свой труд «О Троице», ему было видение то ли ангела, то ли маленького Иисуса, который вычерпывает море ложечкой, и когда Августин спрашивает: «Дитя, что ты делаешь?», он говорит, что постигнуть тайну Святой Троицы так же невозможно, как невозможно вычерпать ложечкой море.
Интересно, что это первое обращение к этому сюжету. Августина писали, конечно, и будут писать еще, но вот этот эпизод он вводит, мне кажется, первый, и он его тоже так немножечко заземляет, потому что здесь маленький то ли Иисус, то ли ангел, маленькое дитя вычерпывает ложечкой не море, а ручеек. Вот этот кусочек пейзажа он явно подсмотрел где-то, так сказать, рядом со своим имением в Прато или в Сполето, где он работал.

1460 Обрезание. 188 x 164 cm Архиепископский храм и приход Эспириту-Санто,  (613x700, 169Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Обрезание. 1460-1465 гг. Дерево, темпера. 188 x 164 см.
Церковь Эспириту Санто, Прато.
В то время по прошествии восьми дней было совершено обрезание Ребенка: его назвали Иисусом,
которое было наречено Ангелом до того, как Он был зачат в утробе матери.

Fra_diamante_e_filippino_lippi,_predella_da_monastero_di_s._margherita,_1470-72_01 (700x470, 141Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469), Фра Диаманти (1430-1492). Представление Иисуса в храме, Поклонение волхвов
и Обрезание. 1470-1472 гг. Городской музей Прато.

24 Avtoportret.-Ok.-1485.-Galereya-Uffitsi-Florentsiya (485x700, 152Kb)
Филиппино Липпи (1457-1504). Автопортрет. Ок.1485 г. Галерея Уффици, Флоренция.

25 Tri-arhangela-i-Toviya.-Ok.-1485.-Galereya-Sabauda-Turin (700x515, 171Kb)
Филиппино Липпи (1457-1504). Три архангела и юный Товий. Ок.1485 г. Холст, масло. 100 х 127 см.
Галерея Сабауда, Турин.
На фоне скалистого пейзажа на картине изображены три архангела: Михаил слева, Рафаэль в центре и Гавриил, держащий лилию, вместе с юным Товием. Сцена явно вдохновлена «Путешествием Тобия» Франческо Боттичини, когда-то во флорентийской церкви Флоренции, а теперь в Уффици.

Франческо Боттичини (1446-1498)(Three_Archangels_with_Tobias. 1471 г._(135x154cm)_УФФИЦИ (700x602, 200Kb)
Франческо Боттичини (1446-1498). Три архангела и Товий. 1471 г. Дерево, темпера. 135 x 154 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Филиппо Липпи был, как известно, учителем Сандро Боттичелли, тоже великого итальянского художника, а в свою очередь его сын Филиппино был учеником Боттичелли, и вот так эти две замечательные фигуры связаны между собой. Да, и если говорить о его сыне, то можно просто показать (он тоже был неплохим художником) его графический автопортрет и его замечательную картину «Товий и ангел» и сопровождающие его еще два ангела. Очень нежный и замечательный художник, унаследовавший талант своего отца и кое-чему научившийся и у Боттичелли.

288254 (508x700, 227Kb)
Филиппино Липпи (1457-1504). Автопортрет, фрагмент фрески «Мученичество апостола Петра»
в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине, Флоренция. 1481-1482 гг.

1470 Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем, святым Георгием и донатором(centre), Saint John the Baptist (left) Saint George or Saint Ansanus (right). Фицуильям Музей (670x700, 201Kb)
Филиппо Липпи (1406-1469). Триптих. Мадонна с младенцем (центр, 42,3 × 27 см.), Иоанн Креститель
(слева, 41,9 × 12 см.), Святой Георгий или Святой Ансанус (справа, 42,3 × 11,6 см.).
Дерево, темпера, натуральное золото. Музей Фицуильяма, Кембриджский университет, Англия.
Дата создания точно не установлена и варьируется от 1420 до 1470 года.

Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469 году, не успев завершить начатую работу. Липпи оказал влияние не только на современную ему живописную традицию: четыре века спустя его творчество стало объектом поклонения английских прерафаэлитов второй волны.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Бернсон, 1965 (405x520, 96Kb)ФОТО  Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том  II. М, Искусство, 1965, стр.317-330 (400x520, 82Kb)
1. Бернард Бернсон. Живописцы итальянского Возрождения. Пep. с aнгл. Н.А. Белоусовой и Н.П. Тепляковой. Пpедисл. B.Н. Лазаpeвa, вступ. ст. Н.А. Белoусовoй. Москва, Издательство «Искуccтвo», 1965 г. - 212 стр., 16 цв. и 226 ч/б ил. 2. Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Под ред. А.Г. Габричевского. Том II. Москва, Издательство «Искуccтвo», 1965 г., стр.317-330.

ФОТО История искусств. Раннее возрождение. Москва, 1980 г  (395x550, 83Kb)ФОТО Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. (389x550, 139Kb)
3. История искусств. Раннее возрождение. Коллектив авторов. Ответ. ред. Е.И. Ротенберг. Москва, 1980 г. – 528 стр., илл. 4. Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. – 222 стр., илл.
ФОТО Стефано Дзуффи - Возрождение ХУ век. Кватроченто. Москва, 2008 (494x700, 109Kb)
Стефано Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. Пер. с итал.
Москва, Издательство «Омега», 2008 г. – 384 стр. илл.

Magisteria.ru – Филиппо Липпи. Лекция




Рубрики:  Художники Европы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку