-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_sergeytsvetkov

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




Истории от историка - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://sergeytsvetkov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??75e8ed00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Голышом в Крыму

Понедельник, 13 Июня 2022 г. 20:03 + в цитатник

СССР, середина 1920-х годов.

Гора Кошка между Симеизом и Кацивели. Снято со стороны Кацивели. Там и в 90-е с нулевыми были нудистские места, правда, где-то под самой Кошкой.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2049082.html


Метки:  

Жизнь и анекдоты Надежды Тэффи

Понедельник, 13 Июня 2022 г. 19:03 + в цитатник

Смех есть радость, а потому сам по себе благо.

Надежда Тэффи

Отзывы

Надежда Тэффи (урожденная Лохвицкая, по мужу — Бучинская) свой путь в литературу начала в тринадцать лет, и притом с весьма решительными намерениями, — поехав к Льву Толстому с просьбой внести изменения в «Войну и мир», так как ей хотелось, чтобы Андрей Болконский не умирал. Но увидев писателя в его доме, она от волнения смогла только протянуть ему фотографию для автографа.

Ещё до революции она стала всеобщей любимицей. Ее называли «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей смеха ради смеха, но всегда соединяла юмор с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. Ее читали во всех слоях русского общества — от мелких конторских служащих до самого государя императора. К 300-летию царствования дома Романовых у Николая II спросили, кого бы из русских писателей он хотел бы видеть в юбилейном сборнике. Ни минуты не задумываясь, государь изрек: «Одну Тэффи!»

Ее талант ценили Керенский и Ленин, а Распутин пытался сделать своей любовницей, правда, безуспешно.

Воскресные газеты с ее фельетонами зачитывались до дыр. Анекдоты «от Тэффи» были столь же популярны, как и духи, названные в ее честь.

Ремизов, сам кропотливо работающий над языком и придирчивый к собратьям по перу, в случае с Тэффи разводил руками: «Птичка. Птичка Божья. Голос, поставленный от природы, не требующий обработки».

Куприн сокрушался, что смех Тэффи заслоняет от читателя настоящее лицо ее таланта, мешает разглядеть великолепный русский язык («Как яркий фейерверк на празднике рвется цветными огнями и не видать от них ни неба, ни звезд»).

Бунин, называвший Тэффи «сестрицей», в откровенном разговоре с их общим другом Борисом Пантелеймоновым аттестовал ее с грубоватой нежностью: «Это такая, скажу вам, баба, — в ней что-то такое есть, что еще никто как следует не понял, не раскусил. Большой человек, большой талант. Что-то, может, только потом люди выудят. Крупная фигура».

Фото из Бахметевского архива (Колумбийский университет, Нью-Йорк)

Возраст

В биографии Тэффи вообще много темных мест, не только с датой рождения. Надежда Александровна была большим мистификатором. В эмиграции Тэффи попросту скостила себе целых тринадцать лет: на ее удостоверениях 1928 и 1935 годов в графе «дата рождения» проставлено «26 апреля 1885». Даже в сопроводительных документах в Бахметевском архиве еще сравнительно недавно годом ее рождения был назван 1875-й, а ведь передавала архив Тэффи туда ее родная дочь! Однако благодаря серьезным биографам (в частности, Тамаре Алексеевне Александровой) точная дата рождения Тэффи уже несколько лет как установлена. В Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранится подлинник метрической записи о рождении Надежды Александровны Лохвицкой 26 апреля 1872 года. То есть 8 мая по новому стилю.

«Французское» происхождение

Этому растиражированному мифу мы обязаны самой Тэффи. В эмиграции она утверждала, что ее мать француженка с девичьей фамилией de Hoyer. Возможно, она присочинила это еще во время Первой мировой войны, когда о своем немецком происхождении многие в России предпочли забыть. Документы, касающиеся родословной Тэффи, отыскала в Национальном историческом архиве Белоруссии Вера Данииловна Мицкевич. Восстановив одну из ветвей генеалогического древа Тэффи, она выяснила, что дедом Тэффи по матери был уроженец Дрездена Адольф Готтфрид фон Гойер, ставший в России Александром Николаевичем, вписанный в родословную книгу дворян Могилевской губернии, а бабушка Надежда Фелициановна, в честь которой была названа наша писательница, принадлежала к стародавнему польско-белорусскому роду Ланевских-Волков. В 1850 году семья фон Гойеров переехала в Одессу, где Александр Николаевич работал чиновником поручений Новороссийского генерал-губернатора. Там-то, по убедительному предположению Веры Мицкевич, Варвара Александровна фон Гойер, мать будущей Тэффи, и познакомилась с Александром Владимировичем Лохвицким, который преподавал в Ришельевском лицее, читал лекции по истории русского права и славился исключительным чувством юмора. Происходил же он из купеческого рода (Тамара Александрова обнаружила в деле студента юридического факультета Московского университета Александра Лохвицкого метрики, из которых следовало, что он является сыном «умершего 3-й гильдии купца, выкрещенного из евреев»).

Фото из Бахметевского архива (Колумбийский университет, Нью-Йорк)

Псевдоним «Тэффи»

Под дебютной публикацией в августовском номере журнала «Север» за 1901 год, — это было такое наивное на сегодняшний слух стихотворение, которого Тэффи потом немножко стыдилась, уверяя, что оно оказалось в печати помимо ее желания, через настойчивое посредничество знакомых, — стояла подпись «Н. Лохвицкая». Девичья фамилия объяснялась тем, что ко времени вхождения в официальную литературу Надежда навсегда покинула дом своего мужа Владислава Бучинского. Драматизм ситуации усугублялся тем, что по тогдашним российским законам трое малолетних детей остались с отцом (отголоски тягостного брака с чужим по духу человеком отчетливо проступят потом в рассказах «Чудеса!», «Волчья ночь», «Фея Карабос», «Оборотень» и др.).

Однако и фамилия Лохвицкая в литературе была уже «занята». Ею подписывалась старшая сестра Надежды Мария. Мирра Лохвицкая, как назвала себя Мария, изысканная поэтесса, «русская Сафо», лауреат Пушкинской премии, была невероятно популярна в России. Не желая быть Лохвицкой-второй (отношения сестер, судя по всему, были непростыми), Надежда взяла псевдоним. По одной из изложенных самой Тэффи версий, она впервые подписалась так в 1907 году, при создании пьесы «Женский вопрос». Якобы, опасаясь провала и руководствуясь суеверным соображением «дуракам счастье», она взяла имя «знакомого дурака» Стэффи и «из деликатности» отбросила первую букву. (Однако, как установил Дмитрий Дмитриевич Николаев, Тэффи пользовалась этим псевдонимом и за шесть лет до «Женского вопроса». Именно так в журнале «Театр и искусство» в 1901 году была подписана ее стихотворная пародия «Покаянный день. Драматическая сцена в одном акте».) Впрочем, Тэффи не возражала и против догадки журналиста, интервьюировавшего ее после сценического триумфа «Женского вопроса», — мол, псевдоним ее заимствован из сказки Киплинга про маленькую дикарку с длинным именем Тэффимай Метталумай (что означало — «маленькая девочка без всяких манер, которую следует хорошенько высечь»), для удобства сокращенным до Тэффи. А в довершение ко всему, окончательно запутав своих почитателей, писательница упомянула в фельетоне «Псевдоним» роман Жоржа дю Морье «Трильби», одно из самых популярных произведений конца девятнадцатого века о богемном Париже, среди персонажей которого был английский студент-искусствовед Тэффи.

Однако даже этим противоречивым набором версий толкования псевдонима не исчерпываются. В американском архиве хранится рукописное завещание на французском языке, начинающееся с подобающей торжественностью: «Я, нижеподписавшаяся Надежда Тэффи, вдова Дмитрия Тэффи...». По всей вероятности, Тэффи приписывает здесь свой псевдоним Дмитрию Щербакову. В скороспелых биографических заметках, говоря о муже Тэффи, как правило, называют единственное имя — Владислава Бучинского, отца ее детей. Но в одном из сохранившихся писем конца 1940-х годов Тэффи поправляет своего адресата Бориса Пантелеймонова: «И почему я Бучинская? Я была таковою только 6 лет, а потом была еще Щербаковой». О трагической судьбе второго мужа писательницы рассказывается в недавно вышедшей в русском переводе книге «Смеющаяся вопреки. Жизнь и творчество Тэффи», которую написала Эдит Хэйбер, профессор Массачусетского университета, более полувека посвятившая изучению Тэффи. Офицер Белой армии, курьер Врангеля, Дмитрий Щербаков был убит в парижской гостинице в 1919 году. Когда после долгих беженских скитаний Тэффи доберется до Франции, русский консул вручит ей оставшееся после него кольцо с черным опалом — когда-то они с Дмитрием приобрели эти парные кольца у художника Александра Яковлева...

Автопортрет Тэффи. Фото из Бахметевского архива (Колумбийский университет, Нью-Йорк)

Королева русского смеха

У ранней Тэффи был фельетон с названием «Смех», где она констатировала: «Русские смеются мало и относятся к этому занятию презрительно. Русский потребитель пользуется чаще всего заграничным смехом: смехопроизводство в России на самой низкой степени развития». «Заграничный» смех отвечал определению популярного в начале прошлого века французского философа Анри Бергсона: «Смех — это прежде всего исправление. Способный унижать, он должен всегда производить на того, кто является его предметом, тяжелое впечатление». С появлением в литературе Тэффи комическое обрело качественно иное содержание. Она считала, что анекдоты смешны, когда их рассказывают, а когда их переживают, это трагедия. Тэффи сместила фокус читательского восприятия комического, заострив внимание на чувствах вызывающего смех персонажа. Холодок «анестезии» сердца, по Бергсону непременно сопутствующей смеху, у Тэффи сменился сердечной теплотой и сочувственной жалостью к смешному, нелепому человечку (сравним с пресловутым горьковским «жалость унижает»).

«Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий; смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь, чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови, — определяла русский смех его королева. — Только при этих условиях запрыгает русская диафрагма». Приуготовленный щекочущим именем автора (той Тэффи, чье имя с первых ее фельетонов стало для обывателя синонимом легкого, искрометного юмора), читатель привычно собирался развлечься, завороженно втянутый в эту бездумную чепуху, но вдруг сквозь нее проступала беспокойная тревожащая нота, от которой не получалось отмахнуться. И вот уже незаметно для себя из зрительного зала он оказывался на сцене, где становился участником этого действа — шекспировской прежалостной комедии.

Причислять Гоголя к литературным предшественникам Тэффи вряд ли справедливо. Они расходились в главном — отношении к своим героям. В статье к столетнему юбилею Гоголя Тэффи укорит сатирика в отсутствии любви к его созданиям, которые он превращал, по ее словам, в водевильные бездушные куклы. «Все они люди, настоящие живые люди, обыкновенные, пошлые и плоские, — протестовала она, призывая: — Надо им простить их смешные пошлые маски».

Вот оно, ключевое слово Тэффи — простить. Понять, пожалеть, полюбить. Она смущенно признавалась: «Надо мною посмеиваются, что я в каждом человеке непременно должна найти какую-то скрытую нежность». Отшучивалась: «Да, да. И Каин был для мамаши Евы Каинушечка». За внешней карикатурностью большинства образов Тэффи скрывалось материнское сочувствие автора к своим созданиям. «Самый горький и самый подвижнический лик любви — любовь к возлюбленному материнская, — как скажет она в своем „Авантюрном романе“. — В форму, создаваемую ею, свободно вливаются и отъявленные негодяи — их остро жаль, как заблудших, — и люди глупые — глупость умиляет, — и ничтожные — ничтожные особенно любимы потому, что жалки и беспомощны, как дети... Любовь материнская простит все, все примет и все благословит».

Герои Тэффи отнюдь не герои, а самые простые, «невыразительные», маленькие люди. «Есть натуры героические, с радостью и вдохновением идущие через кровь и огонь — трам-та-ра-рам! — к новой жизни, — замечала она. — И есть нежные, которые могут с тою же радостью и тем же вдохновением отдать жизнь за прекрасное и единое, но только без трам-та-ра-рам. Молитвенно, а не барабанно. От криков и крови весь душевный пигмент их обесцвечивается, гаснет энергия и теряются возможности <...> И еще есть люди быта, ни плохие, ни хорошие, самые средние, настоящие люди, составляющие ядро так называемого человечества... Не герои и не прохвосты — словом, люди». Именно эти «люди быта» и составляют вселенную Тэффи.

Тэффи со старшей дочерью. Фото из Бахметевсеого архива (Колумбийский университет, Нью-Йорк)

Творческая лаборатория

О своем творческом процессе лучше всего говорила она сама: «Собственно говоря, когда я сажусь за стол, рассказ мой готов весь целиком от первой до последней буквы. Если хоть одна мысль, одна фраза неясна для меня, я не могу взяться за перо. Словом, самый яркий и напряженный процесс творчества проходит до того, как я села за стол. Это — игра. Это — радость. Потом начинается работа. Скучная. Я очень ленива, и почерк у меня отвратительный. Рассеянна. Пропускаю буквы, слога, слова. Иногда начну перечитывать и сама не пойму, в чем дело. Вдобавок все время рисую пером всякие физиономии».

Надо сказать, рисовала она хорошо с детства, одно время даже мечтала стать художницей. Возможно, отсюда у нее такой цепкий взгляд и внимание к деталям. В автобиографии 1911 года Тэффи признавалась в преобладании «элемента наблюдательности над фантазией» в своем творчестве. В одном из ранних рассказов уверяла, что все, что воспринимается ее читателем как вымысел, на самом деле лишь уловленное зорким зрением: «Я лично давно уже убедилась, что, как бы ни были нелепы написанные мною выдумки, жизнь, если захочет, напишет куда нелепее! И почти каждый раз, когда меня упрекали в невероятности описанных событий, — события эти бывали взяты мною целиком из жизни» («Жизнь и темы»).

Беглый взгляд на незнакомца в метро — и вот уже готов сюжет для рассказа «Счастье». Выразительные детали вроде «зеленого пятна от медной запонки» так же лаконичны и живописны, как тригоринские/чеховские приемы описания лунной ночи. Вспомним знаменитое «горлышко разбитой бутылки», одновременно прозвучавшее в «Чайке», чеховском рассказе «Волк» и в письме Антона Павловича брату Александру, начинающему сочинителю: «У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки». Чехов советовал брату «бросать общие места» и «хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина». При экономии языковых средств Тэффи удавалось с помощью таких вот «мелких частностей» создавать необычайно достоверные, «жизненные» картины. Неслучайно, отвечая незадолго до кончины на вопрос о себе и своих пристрастиях в литературе, она призналась: «Принадлежу я к чеховской школе, а своим идеалом считаю Мопассана».

В жизни

Припомним, слегка переиначив, характеристику Наташи Ростовой из «Войны и мира» Толстого: «Она не удостоивает быть красивой — она обворожительна». «Тэффи пользовалась огромным успехом у мужчин и всегда была окружена толпою поклонников, — свидетельствовал уже цитируемый Григорий Алексинский. — Это было естественно, ибо Надежда Александровна была на редкость обаятельна. Но опасна для поклонников, потому что была на редкость умна». «Личный шарм Тэффи невероятен», — восхищенно констатировал Борис Пантелеймонов. Недаром Федор Сологуб однажды сказал, что ее метафизический возраст всегда тринадцать лет. «Хочу нравиться всем, всегда», — упрямо повторяла она даже в глубоко преклонном возрасте. «Делание приятного другим было едва ли не самой основной чертой ее характера», — вспоминала близкая знакомая Тэффи по эмиграции Валентина Васютинская.

Тэффи было сорок два, когда оставленный ею поклонник пытался застрелить своего счастливого соперника. Ревнивым стрелком был популярный критик Леонид Галич (приват-доцент Петроградского университета Леонид Евгеньевич Габрилович). Даже утративший сердечное расположение Тэффи, он навсегда останется поклонником ее таланта, находя для него точные, хотя порой и колкие определения. Уже в эмиграции в рецензии на ее сборник стихов «Passiflora» Галич заметит: «Тэффи — глубоко русская, и ритм души ее глубоко русский — колеблющийся двойной ритм монастыря и шабаша, боли отречения и муки саморастраты». Но при анализе стихотворения «Ангелика» (о юной красивой душе, скрывавшейся в уродливом старом теле горбатой странницы) Галич будет не в силах сдержать восторженное восклицание: «Какая ясная, чистая, детская, невинная и счастливая душа написала эти строки!»

Ей было сорок три, когда в пестрой компании знакомой литературной братии она оказалась в одном из домов, куда был приглашен скандально знаменитый Григорий Распутин. Из всех собравшихся Распутин выделяет ее одну — яркую, остроумную, равнодушную к его гипнотическому воздействию. Он судорожно домогается ее внимания, вручая клочок бумаги с коряво выписанной индульгенцией: «Надежде. Бог есть любовь. Ты люби. Бог простит. Григорий».

Собственно говоря, совет Распутина был лишним. Этой библейской истине Тэффи и без него следовала всю свою жизнь.

***

Как-то раз Бунин обратился к ней, уже немолодой женщине, с каламбуром:

— Надежда Александровна! Целую ваши ручки и прочие штучки.

— Ах, спасибо, Иван Алексеевич, спасибо! Спасибо за штучки. Их давно уже никто не целовал! — не задумываясь, ответила польщенная Тэффи.

***

Другой анекдот «от Тэффи» сохранил Георгий Адамович: «Тэффи, чуть-чуть смеясь глазами, но с самым деловитым и серьёзным видом рассказывает:

— Сижу я вчера вечером в кафе, против монпарнасского вокзала. Вдруг вижу, из бокового зала выходят много пожилых евреев, говорят по-русски. Я заинтересовалась, остановила одного и спрашиваю, что это было такое… А это, оказывается, было собрание молодых русских поэтов».

***

После эмиграции сатира и юмор постепенно перестали доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобрели философский характер. Символический картинкой эмигрантской жизни стала сцена из рассказа «Ке фер?» («Что делать?») — о герое, русском генерале-беженце, который, выйдя на Плас де ла Конкорд, «посмотрел по сторонам, глянул на небо, на площадь, на дома, на пёструю говорливую толпу, почесал переносицу и сказал с чувством:

— Всё это, конечно, хорошо, господа! Очень даже всё хорошо. А вот… ке фер? Фер-то ке?»

Она умерла в 1952 году и была похоронена во Франции на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Использованы материалы

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2048934.html


Метки:  

Книга "Изнанка революции". (вооружённое восстание 1905 года на японские деньги)

Понедельник, 13 Июня 2022 г. 12:03 + в цитатник

Метки:  

Закатный сонет

Понедельник, 13 Июня 2022 г. 10:03 + в цитатник

Закат. В лугах стоцветье трав
к земле нагретой стебли клонит.
Зарницы гаснут, отблистав,
меж тёмных туч на небосклоне.
Стихает ветер, пролистав
страницы бытия к концу ещё немного…
Зажёгся Млечный Путь — предвечная дорога
в святой Иерусалим. Луна
взошла, румяна, полнотела,
и над лугами тишина
однообразно зазвенела,
ночными звуками полна…


Незримый ангел, рея горними путями,
сбивает звёзды с неба лёгкими крылами.

Моя книга стихов "Жизнь со смертью визави"


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2048486.html


Метки:  

Имя Владимир

Понедельник, 13 Июня 2022 г. 09:03 + в цитатник

Метки:  

"Не танцевал, но осуждаю"

Воскресенье, 12 Июня 2022 г. 20:03 + в цитатник

Дейнека Александр Александрович. «Рок-н-ролл». 1965


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2047962.html


Метки:  

Пять душ народа манси

Воскресенье, 12 Июня 2022 г. 19:03 + в цитатник

Самоназвание этого народа — мяньчи, маньси — означает «человек». В научной литературе манси объединяют с хантами под общим названием обских угров.

Манси, Чердынский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Русские называли их югра (т.е. угры), а потом — вогулы, от названия реки Вогулки — левого притока Оби.

Орудия труда и оружие древних манси: 1- копье; 2 — кочедык; 3,4 — ножи; 5 — топор; 6 -топор-тесло; 7 — рыболовный крючок; 8-10 — рукояти ножей; 11 — ложка; 12 — кресало; 1. 3-7, 12 — железо; 2 — кость; 8-11 — бронза.

В старину манси были воинственным народом. В XIV–XVI веках земли Перми Великой подвергались их систематическим набегам. Центром и основной базой этих походов было Пелымское княжество (крупное объединение манси на реке Пелым). Дошло до того, что в 1483 году великий государь Иван III Васильевич должен был снарядить большое войско, которое прошло огнём и мечом по землям пелымских манси.

Восточная часть карты Московии С. Герберштейна. Югра — в верхнем правом углу

Однако пелымские князья ещё долго оставались непокорёнными.

Это — не Ленин, это — мансийский князь или воин.

Почти столетие спустя, в 1572–73 годах, пелымский князь Бехбелей вёл настоящую войну с владетелями Верхнего Прикамья купцами Строгановыми, осаждал Чердынь и другие русские городки, но был разбит и умер в плену. Затем манси-вогулы участвовали в походах на Чусовую войск сибирского хана Маметкула. Даже после похода по мансийским землям Ермака пелымский князь предпринял последнюю отчаянную попытку сопротивления. В 1581 году он осадил приуральские городки, но был разбит, пленён и вынужден принести присягу на верность московскому царю. Вхождение мансийских земель за Уралом в состав Российского государства было окончательно закреплено основанием в конце XVI в городов Тобольска, Пелыма, Берёзова и Сургута.

Гравюра XVII в. с видом Тобольска

С прекращением войн военная племенная верхушка манси постепенно теряла свою власть. Память о «богатырском» времени осталась лишь в фольклоре.

К концу XVII века численность местных русских уже превышала численность коренного населения. В следующем столетии манси были обращены в христианство.

Советская власть проявила внимание к национально-культурным проблемам манси. В 1940 году на территории Тюменьской области был образован Ханты-Мансийский национальный (а впоследствии — автономный) округ.

За последнее столетие общая численность манси увеличилась с семи тысяч до восьми тысяч трехсот человек. Однако, несмотря на это, процесс ассимиляции принял угрожающий характер: сегодня родным мансийский язык признает лишь 3037 человек.

***

Традиционная культура манси сочетает в себе культуру таёжных охотников и рыболовов с культурой степных кочевников-скотоводов. Наиболее ярко это проявляется в культе коня и небесного всадника — Мир сусне хума.

И все же, манси в своем большинстве являются в подлинном смысле слова «речным народом».

Вся их жизнь протекает в ритме дыхания Оби и ее притоков, подчиняясь подъемам и спадам воды, замерзанию и освобождению рек и озер ото льда, ходу рыбы и прилету птиц. Календарь манси выглядит следующим образом: «Месяц вскрытия Оби», «месяц половодья», «месяц прилета гусей и уток», «месяц нереста рыбы», «месяц отметавшего икру осетра», «месяц налима» и т. д. Согласно поверьям манси, сама Земля появилась среди первичного океана из ила, который достала гагара, трижды нырявшая за ним.

Семья манси

Приемы и орудия рыбного лова были различными. Манси с низовьев рек выезжали на Обь для сезонной ловли. В период лова жили в летних жилищах, добывая рыбу и заготовляя её впрок. Перед ледоставом возвращались на зимнее место жительства. Запасы рыбы далеко превосходили нужды личного потребления, и большая часть рыбы уходила на продажу.

И русские, и зарубежные путешественники заслуженно именовали манси «рыбоядцами». Один из них подсчитал, что во время летнего хода рыбы взрослый мужчина «может съедать в день не меньше полпуда, или 8 кг, рыбы только в сыром виде, без костей и головы».

Особой популярностью у манси пользуется сосьвинская сельдь — рыбка тугун из семейства лососевых, вылавливаемая в реке Сосьве (приток Оби). Из внутренностей вытапливают жир, который употребляют в чистом виде или смешивают с ягодами. Мясо едят в варёном, сыром, мороженом виде, а также сушат, вялят и коптят.

Свежее мясо и кровь домашних оленей манси потребляют в основном по праздникам. Грибы раньше считались нечистой пищей, но теперь этого запрета придерживаются нестрого. Хлеб распространён уже достаточно давно, из муки делают густую болтушку — соломат. Основной напиток манси — чай, который заваривают очень крепко.

Стойбище Суеватпауль. Весна 1958 г.

Правда, наесться и напиться от души манси довольно трудно. Ведь по их представлениям, мужчина имеет целых пять душ, а женщина — четыре.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney https://donate.stream/ya41001947922532

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2047538.html


Метки:  

Нудисты нудят

Воскресенье, 12 Июня 2022 г. 11:03 + в цитатник

Говард Чандлер Кристи. Обнаженные на пляже. 1930 г.


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2047349.html


Метки:  

Зачем нам праздник бывших колоний?

Воскресенье, 12 Июня 2022 г. 10:03 + в цитатник

Как ни называй этот день — День независимости России, День России или как-нибудь еще, — он всё равно останется днем потери Россией своих исторических территорий и предательства 25 миллионов русских людей, в один момент оказавшихся гражданами (и «негражданами») других стран, видящих свое будущее в противостоянии (в том числе военном) России.

И нам упорно, из года в год, предлагают весело отпраздновать на государственном уровне этот радостный денек — фактически День исторического поражения и расчленения России в интересах кучки бывших партократов. День, который завершил для нас трагическую историю ХХ века — историю гибели исторической России.

В вопросе национально-государственного строительства мы отброшены лет на 350-400 назад, к тем временам, когда значительная часть русского населения пребывала вне границ Московского государства, в чужеземном подданстве, и вся политика центральной власти была направлена на включение этих бывших русских территорий в состав страны. Эта титаническая историческая работа была завершена Екатериной II после разделов Польши и победоносных войн с Турцией.

Возвращение исторических территорий и титульного населения — единственно возможная политика суверенного государства. Тем более, если оно претендует на звание Державы. Пример послевоенной Германии не даст соврать. Пример Китая — тоже.

И не забудем, что праздновать День независимости — это традиции бывших колоний: США и др.

Собственно, если так уж необходимо иметь в национальном праздничном календаре День России (в чем я совсем не уверен), то я бы предложил две даты:

1. 11 ноября — в этот день в 1480 г. завершилось стояние на Угре. Россия обрела полный суверенитет, который с тех пор уже никогда не теряла.

2. 2 ноября 1721 года — день провозглашения Российской империи — единственной формы существования России — той России, которую мы знаем и в которой хотим жить: великой европейской (по культуре) и мировой (по влиянию) Державы.


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2047168.html


Метки:  

Съёмки расстрела большевиков в 1919 году

Воскресенье, 12 Июня 2022 г. 09:03 + в цитатник

Кого-то этот видеоролик огорчит, кого-то несомненно, порадует...

Поздним вечером 26 мая 1919 года на поле в тридцати милях за Ригой отделение из девяти немецких солдат казнило 18 латвийских большевиков. Заключённые были расстреляны группами по три человека, каждый получил по пуле в грудь и по две в голову, а затем сброшен в свежевыкопанную могилу. «Это был образец немецкой аккуратности», - писал капитан армии США Ховелл Форман (Howell Foreman), свидетель казни.

Кинокамера лейтенанта Фрэнка Джонсона (Frank Johnson) запечатлела сцену на века: зачитывают приговор, заключённых разувают, а затем немецкие солдаты деловито выполняют свою задачу. Лента Джонсона в то время была одной из наиболее сенсационных сцен, снятых кем-либо раньше. Даже сегодня, сцена казни восемнадцати большевиков является леденящим душу зрелищем. Эта плёнка хранится сегодня в архиве института Гувера, как часть коллекции фильмов Германа Аксельбанка (Herman Axelbank Motion Picture Film Collection).

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2046879.html


Метки:  

Москва, спалённая пожаром

Суббота, 11 Июня 2022 г. 20:03 + в цитатник

Сотрудник Переславского музея–заповедника Владимир Иванович Панфилов на фоне декораций Москвы 1812 года, Переславль–Залесский, 1964 год.

Весной 1964 г. отдельная команда съёмочной группы под руководством художника М. Семёнова и оператора Г. Айзенберга выехала в Переславль–Залесский для проведения комбинированных съёмок пожара Москвы для фильма «Война и Мир». Чтобы заснять горящую Москву, ещё летом 1963 г. в Переславле–Залесском на пологом холме над Плещеевым озером начали возводить специальную декорацию, воспроизводящую Москву 1812 года.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2046545.html


Метки:  

Вандалы и славяне: родня или соседи?

Суббота, 11 Июня 2022 г. 19:03 + в цитатник

Племя вандалов, отнесенное историками XVIII–XIX вв. к мифическим «восточным германцам», в эпоху средневековья традиционно причислялось к славянам. Немецкий историк Адам Бременский (ок. 1075 г.) пишет: «Славия — это очень обширная область Германии, населенная винулами, которые некогда назывались вандалами».

Его соотечественник, писатель XII в. Гельмольд в полном согласии с ним говорит, что славян в древности называли вандалами, а в его время — винитами, или винулами.

Польский аноним XV в. приводит любопытное сопоставление названий балтийских славян у разных народов: древние римляне, галлы и итальянцы, пишет он, называли их «вандалы», немцы — «венды», славяне — «галмаци». Последнее название соотносимо со славянским племенем гломачей или делемичей, заселивших Далмацию.

Фламандский монах Рубрук писал в 1253 г., что «язык русинов, поляков, богемов (чехов. — С. Ц.) и славян тот же, что и у вандалов».

Также и уроженец словенской Каринтии Сигизмунд Герберштейн (первая половина XVI в.) утверждает, что в период своего могущества вандалы «употребляли… русский язык и имели русские обычаи и религию». Далее он поясняет, что немцы именуют всех славян «виндами, вюндами и виндитами, производя их имена от одних только вандалов».

Об этом же пишет, ссылаясь на не дошедшую до нас «Историю вандалов» Альберта Кранция, хорватский просветитель из Далмации Мавро Орбини (XVII в.): «Вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне и, наконец, валы». Для подкрепления своего утверждения о тождестве вандалов и славян он приводит выдержки из вандало-славянского словаря Карла Вагрийского, свидетельствующие о языковой близости этих двух народов.

Схожее наблюдение принадлежит географу XVI в. Меркатору, который заметил о языке населения острова Рюген, что у них в ходу «славянский да виндальский» языки.

Этно-языковое родство вандалов и славян утверждается также во многих средневековых русских источниках и славянском фольклоре — в частности, об этом говорит легенда о старейшине Словене и его сыне Вандале.

Столь единодушное причисление вандалов к славянскому этносу объясняется тем, что вандалы были потомками венето-поморских племен, заселивших Висло-Одерское междуречье и ко времени своего выступления на историческую сцену в значительной степени ославяненных. Так вандалы-силинги сделались в средневековых хрониках поморскими слензянами и вообще «прародителями» славян.

Племя вандалов-силингов, населявшее первоначально полуостров Ютландию, в I веке до н. э. передвинулось южнее — в славянскую область между Одером, Вислой, Судетами и Карпатами, а в IV веке после Р.Х. обосновалось в Паннонии. Здесь они приняли участие в создании Готской державы; Прокопий Кесарийский упоминает об их расселении в Приазовье.

Вандалы славились как отличные солдаты, и римские императоры и военачальники охотно пополняли ими свои редеющие легионы. Особенно прославился на римской службе вандал Стилихон (365-408 гг.), ставший опекуном малолетнего императора Гонория и одним из последних великих полководцев Римской империи. При помощи вандалов Стилихон отразил нашествие везеготов, разбил франков, а затем, чтобы избавиться от ненадежных союзников, направил их в пределы Пиренейского полуострова.

В 406 г. король Гунтерих повел вандалов, к которым присоединились свевы и аланы, в Испанию. За несколько лет страна была завоевана и поделена между пришельцами. Гунтериху достались провинции Галисия и Бетика, где он безраздельно господствовал 18 лет. В память о королевстве вандалов область Бетика стала называться Андалусией (Вандалусией) и название это сохранилась до наших дней.

Раздел Иберии между варварами в 411 году согласно хронике епископа Идация

Но под давлением везеготов вандалы должны были покинуть обжитые места. К ним вновь присоединились аланы. В 429 г. вандало-аланская орда высадилась в Северной Африке. Исидор Севильский (ок. 570-636 г.) сообщает, что через Гибралтар переправилось около 80 000 варваров. В течение десяти лет вандалы и аланы захватили все североафриканское побережье от Гибралтара до Карфагена, образовав первое варварское королевство на территории Западной Римской империи. Их новый король Гейзерих (428-477 гг.), наследовавший Гунтериху, был арианец и человек строгих нравов. Ему внушал отвращение утопавший в роскоши и излишествах Карфаген. Разрушив «африканский Рим», Гейзерих основал рядом новый город, главными достопримечательностями которого стали не цирки и бани, а церкви и гимназии. Местное население по его требованию должно было креститься; непокорным Гейзерих нес «не мир, но меч». Таким образом, этого короля можно считать первым крестоносцем.

Вандалы создали мощный флот, при помощи которого захватили Корсику, Сардинию и Сицилию. В июне 455 году войско Гейзериха высадилось в Италии и осадило Рим. О сопротивлении не было и речи. В городе началась паника. Императора Петрония Максима сами римляне побили камнями, а труп бросили в Тибр. Навстречу грозному врагу вышел один лишь папа Лев I, но он не смог убедить Гейзериха не трогать вечный город. Гейзерих дал своим воинам 14 дней на разграбление Рима. Вандалы тащили из храмов, дворцов и домов все, чтобы могли унести. С храма Юпитера Капитолийского сняли даже крышу. По свидетельству Прокопий Кесарийский, «это была замечательная и великолепная крыша из лучшей меди и вся густо вызолоченная». Уходя, вандалы угнали в Африку тысячи римлян, обратив их в рабов. Беспощадно разграбленный Рим запустел на несколько столетий.

К.Брюллов. Нашествие Гензериха на Рим Разграбление вандалами Рима.

Этот сомнительный подвиг позволил Гейзериху занять в варварском мире место «Божьего Бича», опустевшее после смерти Аттилы в 453 г.

Впрочем, королевство вандалов в Северной Африке просуществовало недолго. В 533-534 гг. византийский полководец Велизарий вновь присоединил карфагенские земли к империи, после чего вандалы исчезли как историческая народность. Возможно, они вместе с аланами стали предками североафриканских берберов (так по-арабски звучит римское «варвар»). Арабский писатель Аль-Бекри отметил, что свадебные обычаи берберов подобны «славянским». Готовясь к походу в везеготскую Испанию, арабский полководец Муса набрал в свое войско от 12 до 30 тысяч берберских юношей. С их помощью арабы в 711 г. разгромили на равнине у Херес-де-ла-Фронтеры войско последнего везеготского короля Родриго и завоевали Испанию.

Вандальский всадник. Мозаика из Туниса

Но почему античные писатели причисляли вандалов к «германцам», а не к «венетам»? Вероятно, дело в том, что вандалы, в пору их проживания в Висло-Одерском междуречье, тесно соприкасались не только со славянами, но и с этническими германцами. Видимо, замечание Тацита о том, что венеты «обезображивают» себя смешанными браками, относится именно к вандалам, занимавшим самую западную часть «венетского» ареала. Кроме того, под именем вандалов, как это обыкновенно бывает в античной литературе, несомненно скрывался обширный племенной союз, куда входили и этнические германцы.

Плиний подразделял «германцев» на пять групп, одну из которых составляли племена «вандилов» (вандалов), объединявшие бургундионов, варинов, харинов и гутонов. Варины (варны) в средневековье известны как славянское племя. Гутоны — это, очевидно, готы, которые во времена Плиния все еще проживали в южнобалтийской «Готискандзе». Об этнической принадлежности харинов нет никаких достоверных сведений (может быть, это те самые «хирры», которых Плиний упоминает в другом месте, среди населяющих Энингию народов — сарматов, венетов и скиров). Таким образом, в качестве стопроцентных германцев остаются бургундионы, то есть бургунды — творцы и действующие лица знаменитого германского эпоса о Нибелунгах. Конечно, в долгих скитаниях вандалов по Европе к ним могли присодиниться и другие германские племена, — источники называют, например, свевов, которые, в свою очередь, были чрезвычайно обширной племенной группировкой. Позднее какая-то часть вандалов подверглась полной германизации. Прокопий Кесарийский засвидетельствовал, что вандалы, жившие у Азовского моря, «под давлением голода ушли к реке Рейну, к германцам, которых сейчас называют франками…»

Неприятное следствие из всего этого заключается в том, что славяне, увы, по всей видимости, до некоторой степени должны разделить с германцами позорные исторические права на термин «вандализм».

Для тех, кто хочет удивить меня своей щедростью

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney https://donate.stream/ya41001947922532

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2046437.html


Метки:  

Третья Отечественная война была объявлена русскому народу большевиками и вчистую народом проиграна

Суббота, 11 Июня 2022 г. 09:03 + в цитатник

Аборты были разрешены в Советской России сразу по окончании Гражданской войны — в ноябре 1920 г. И их влияние на демографию и главное моральный климат в советском обществе трудно переоценить.

Согласно данным абортных комиссий, в 1924 году в Москве было зарегистрировано 14 тыс. абортов, а через три года, в 1927 году, — уже почти 46 тыс., рост более чем в 3 раз. В 1927 году число прерванных беременностей в Москве и в Ленинграде приблизилось к годовому числу родов, а к 1934 в Москве на одно рождение приходилось уже около 3 абортов. 6—8 абортов стало нормой для горожанки в возрасте от 30 до 35 лет.

По выражению А. Попова (научный сотрудник Центра демографии и экологии человека РАН), в середине 1920-х годов в рамках советской системы здравоохранения была создана настоящая «индустрия аборта».

Причем Паевский В.В. (крупнейший советский статистик и демограф, один из создателей Демографического института в Академии наук СССР) прямо противопоставлял ситуацию в городах Советской России Европе где все было иначе — ставка делалась на контрацепцию, а не на детоубийство.

После запрета абортов в 1936 году (неполного) число рождений в Москве увеличилось с 70 тыс. в 1935 году до 136 тыс. в 1937-м.

В период правления Хрущева с абортов были сняты любые ограничения (1955 г.) и они скакнули в РСФСР в конце 1950-х до чудовищных цифр в 5,6 миллиона в год в РСФСР и 7 миллионов во всём Советском Союзе. В 1970-х и 1980-х годах число абортов составляло соответственно около 4,5 и 6—6,5 миллионов в год.

Легализация абортов вкупе со страшными демографическими потерями от гражданской войны, большевистского террора, массовых голодовок и ВОВ, привели к тому, что к 1965 году русский народ перестал воспроизводить себя и с тех пор обреченно вымирает, под сладкие грёзы об «империях», неосоветских или неоимперских.

По материалам

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2046163.html


Метки:  

Можем повторить?

Суббота, 11 Июня 2022 г. 08:03 + в цитатник

Без веры в скорое прекращение переживаемой ныне Россиею смуты и наступление для неё прежних светлых дней жить нельзя. Русскому обществу, призываемому ныне к участию в трудах государственного строительства, следует уже теперь готовиться к совместной с правительством, дружной работе по восстановлению храмины нашего международного положения, расшатанной и чужими, и своими руками: в воспоминаниях о деянiях и подвигах прежних созидателей, в добросовестном уяснении собственных ошибок, оно может почерпнуть необходимые для такой работы осведомленность и энергию.

Таковы соображения, которые побуждают меня, не откладывая, внести свою скромную лепту в дело подготовления к предстоящему отныне всем русским людям труду.

Барон А.А.Гирс (1850—1923) — дипломат, действительный статский советник; литератор и историк.

С.-Петербург

Декабрь, 1905 г

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2045761.html


Метки:  

Уэйн Гретцки в гостях у Владислава Третьяка

Пятница, 10 Июня 2022 г. 20:03 + в цитатник

Москва, 1983 год. Пельмешками, наверное, угостит.


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2045526.html


Метки:  

Удивительные прозрения Эммануила Сведенборга

Пятница, 10 Июня 2022 г. 19:03 + в цитатник

Вольтер как-то заметил, что самым необычным человеком в истории был Карл XII. Но, возможно, великий писатель ошибся и на самом деле самым необыкновенным человеком был не шведский король-бродяга, а его скромный подданный Эммануил Сведенборг.

Интересы Сведенборга были разносторонними, можно сказать, энциклопедическими. От него осталось 50 томов сочинений, половина из которых посвящена математике, геометрии, астрономии, анатомии, географии, минералогии. Однако оставшиеся 25 толкуют совсем о других предметах.

Главное событие в его жизни произошло 6 апреля 1744 года в Лондоне, когда Сведенборгу было уже 56 лет. Судя по его собственным словам, однажды какой-то незнакомец шел за ним по улице и, войдя в его дом, назвал себя Иисусом Христом. Он возложил на Сведенборга миссию — открыть человечеству утраченную веру, пообещав, что душа Сведенборга обойдет небеса Рая и бездны Ада и будет говорить с умершими, демонами и ангелами. Как записал сам Сведенборг впоследствии: «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом».

С этого времени Сведенборга стали посещать удивительные видения о потустороннем мире, которые он старательно записывал. Сразу надо оговориться, что он ни разу не дал повода усомниться в ясности своего рассудка.

Среди прочих прозрений взору Сведенборга открылись две удивительные вещи, мимо которых прошли все мировые религии. Первая состоит в том, что человек выбирает ад добровольно. Бог никого не приговаривает к аду, желая, чтобы спаслись все люди. И потому грешники, избравшие ад, чувствуют себя там вполне счастливыми. Конечно, счастливыми на свой лад, ибо они полны ненависти и с наслаждением враждуют друг с другом.

Второе прозрение Сведенборга заключается в том, что рай не является вознаграждением. Это тоже добровольный выбор: если у человека есть любовь к людям, он будет жить в раю. Однако у сведенборговского рая есть важная особенность: его обитателям присуща высокая степень интеллекта. Сведенборг утверждает, что человек должен спастись не только верой, но и разумом. Дурак недостоин неба.

Позже Уильям Блейк добавит, что есть еще и третье спасение — посредством искусства. А Достоевский скажет, что мир спасет красота. И сдается, что если человечество не прислушается к голосам и этих пророков, то оно действительно обречено, как стадо безнадежных болванов.

Что касается Сведенборга, то он прожил чистую, праведную жизнь. Он привык обходиться малым, обыкновенную его пищу составляли кофе, молоко и хлеб. Ежедневно слуги слышали, как он ходит взад-вперед по комнате и беседует с ангелами.

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Звякнуть пиастрами в знак одобрения и поддержки можно через

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney 41001947922532

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2045311.html


Метки:  

Об учёбе на примерах великих

Пятница, 10 Июня 2022 г. 10:03 + в цитатник

Пример гениев порой ободряет, но чаще лишает остатков мужества.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2045159.html


Метки:  

Буряты и их обычаи

Пятница, 10 Июня 2022 г. 09:03 + в цитатник

Буряты — древнейший народ Байкальского региона. Согласно последним генетическим исследованиям, их ближайшие родственники — корейцы.

Название «буряты» произошло от монгольского корня «бул», что означает «лесной человек», «охотник». Так монголы называли многочисленные племена, жившие по обоим берегам Байкала. Буряты стали одними из первых жертв монгольских завоеваний и долгих четыре с половиной столетия платили дань монгольским ханам. Через Монголию же в бурятские земли проникла тибетская форма буддизма — ламаизм.

В начале XVII века, перед приходом русских в Восточную Сибирь, бурятские племена по обе стороны Байкала все еще не составляли единой народности. Однако казакам не скоро удалось покорить их. Официально Забайкалье, где проживала основная часть бурятских племен, было присоединено к России в 1689 году в соответствии с Нерчинским договором, заключенным с Китаем. Но фактически процесс присоединения завершился только в 1727 году, когда была проведена русско-монгольская границ.

Еще ранее указом Петра I для компактного проживания бурят были выделены «коренные кочевья» — территории по рекам Керулен, Онон, Селенга. Установление государственной границы привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира и началу их формирования в единый народ. В 1741 году русское правительство поставило для бурят верховного ламу.

Не случайно, буряты питали живейшую привязанность к русскому государю. Например, когда в 1812 году они узнали о пожаре Москвы, то их с трудом можно было удержать от похода против французов.

В годы Гражданской войны Бурятию оккупировали американские войска, сменившие здесь японцев. После изгнания интервентов в Забайкалье была создана Бурят-Монгольская Автономная Республика с центром в городе Верхнеудинске, впоследствии переименованном в Улан-Удэ.

В 1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразовалась в Бурятскую АССР, а после распада Союза — в Республику Бурятия.

Буряты — одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. На сегодняшний день их численность в России составляет больше 250 тысяч. Однако в 2002 году решением ЮНЕСКО бурятский язык был занесен в «Красную книгу» как вымирающий — печальный итог эпохи глобализации.

***

Дореволюционные русские этнографы отмечали, что телосложение у бурят крепкое, но вообще они расположены к тучности.

Убийство среди них — почти неслыханное преступление. Однако же они отличные охотники, на медведя бурят смело идет в сопровождении только своей собаки.

Во взаимном обхождении буряты учтивы: здороваясь, подают друг другу правую руку, а левой захватывают ее повыше кисти. Подобно калмыкам, они не целуют своих возлюбленных, но обнюхивают их.

У бурят существовал древний обычай почитания белого цвета, который в их представлении, олицетворял чистое, священное, благородное. Посадить человека на белый войлок, значило пожелать ему благополучия. Лица знатного происхождения считали себя белокостными, а бедняков — чернокостными. В знак принадлежности к белой кости богачи устанавливали юрты из белого войлока.

Многие, наверное, удивятся, когда узнают, что у бурят только один праздник в году. Но зато длится он долго, почему и называется «белый месяц». По европейскому календарю его начало выпадает на сырную неделю.

У бурят с давних пор сложилась система экологических принципов, в которой природа рассматривалась как коренное условие всякого благополучия и богатства, радости и здоровья. Согласно местным законам, осквернение и разрушение природы влекло за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.

Издревле у бурят почитались святые места, которые были ни чем иным, как заповедниками в современном смысле слова. Они находились под защитой вековых религий — буддизма и шаманизма. Именно эти святые места помогли сохранить и спасти от неминуемого уничтожения целый ряд представителей сибирской флоры и фауны, природные богатства экологических систем и ландшафтов.

Особо бережное и трогательное отношение у бурят к Байкалу: испокон веков его считали священным и великим морем (Ехэ далай). Упаси Боже на его берегах произнести грубое слово, не говоря уже о брани и ссоре. Возможно, в XXI веке до нас, наконец, дойдет, что именно это отношение к природе и должно называться цивилизацией.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney https://donate.stream/ya41001947922532

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2044761.html


Метки:  

Царицыно как Подмосковье

Четверг, 09 Июня 2022 г. 20:03 + в цитатник

Еще сто лет назад Москва была милым городком в пределах Садового кольца, откуда москвичи ездили на дачу в район Динамо или Царицино. Причём не создавая пробок.
На фото: 1909-1917 гг. Дача Виллеров в дачном посёлке Царицыно.


https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2044617.html


Метки:  

Европейские мыслители и авантюристы в России. Часть 4. Граф Калиостро

Четверг, 09 Июня 2022 г. 19:03 + в цитатник

Калиостро нельзя назвать типичным представителем авантюристов того времени, напротив, он не типичный, он самый яркий.

27. Палермо

Этот гениальный шарлатан родился в 1743 году на Сицилии, в Палермо. Его настоящее имя было Джузеппе Бальзамо. Родители его были набожными католиками, мелкими торговцами сукном и шёлком.

В молодые годы, совершив на родине ряд мелких преступлений, он бежал из Сицилии, много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку и, вернувшись на родину, объявил себя знатоком всех тайн восточной и европейской мудрости. С этим можно спорить. Но вот глубину человеческой глупости Бальзамо безусловно изведал до самого дна.

28. Портрет Калиостро в молодости

Вернувшись на родину, он стал продавать воду красоты, превращать серебро в золото, увеличивать бриллианты и указывать счастливые номера в лотереях. Но скоро он убедился, что это шарлатанство не приносит большой выгоды, а главное, не помогает войти в круг высшего общества, куда Бальзамо всеми силами стремился попасть. Поэтому в 1776 году он принял титул графа (иногда он также представлялся маркизом) Калиостро, а в следующем году вступил в масонскую ложу розенкрейцеров.

29. На этой сатирической картинке, изображающей масонский пир, слева, у стола, сам граф Калиостро.

Изучив систему этой ложи и начитавшись масонских сочинений, он в скором времени провозгласил себя основателем новой масонской системы — египетской. Калиостро утверждал, что колыбелью мистического знания является Древний Египет, а сам он получил тайное знание от древнеегипетских жрецов — причем не их книг, а, так сказать, посредством очного обучения. Египет тогда вообще был на острие общественного интереса: иероглифы пока не переведены, каждый пытается сделать это сам (как, к примеру, фаворит Екатерины Платон Зубов), ходит множество мистических теорий, а египетскую символику используют масоны. Так что Калиостро шёл в ногу со временем.

30. Калиостро в рост

Приняв титул Великого Копта, он ввёл в своей системе целых 90 ступеней посвящения, за прохождение которых требовал денег.

Калиостро сулил новообращённым полное духовное и физическое совершенство — здоровье, долгожительство и высшую душевную красоту. Членом общества мог стать кавалер не моложе 50 лет или дама старше 35 лет. Великий копт не хотел привлекать легкомысленную молодёжь.

Кандидат в блаженные прежде всего должен был выдержать строгий пост и уединение и пройти множество мелких обрядов. Во время поста обращаемый принимал эликсиры, пилюли и капли, данные ему кудесником. Пост надо было начинать непременно с весеннего полнолуния. В известный день поста новичок подвергался кровопусканию и принимал ванну с весьма крепким металлическим ядом, после чего у него появлялись признаки настоящего отравления: судороги, лихорадка, дурнота и сверх того выпадали волосы и зубы, — что характерно для отравления ртутью. Калиостро, как показало расследование его врачебной деятельности, вообще не церемонился с сильнодействующими средствами. Выдержавшим полный курс и повторившим его через полстолетия после посвящения Калиостро гарантировал 5557 лет жизни.

Свой мистико-теософский арсенал Калиостро составил из уже в изобилии имевшихся к тому времени сочинений подобного рода, но очень умело пользовался им, так что с успехом поддерживал мнение о себе, как об обладателе небывалой мудрости. Нет нужды добавлять, что он обладал и философским камнем, и волшебным зеркалом, мог перевоплощаться и жил на свете уже не одну сотню лет... На вопрос о его возрасте, задаваемый ему тысячи раз, Калиостро спокойно отвечал: «Я родился через двести лет после всемирного потопа». После чего подробно рассказывал, как встречался с Моисеем, участвовал в оргиях Нерона и брал Иерусалим с рыцарями Готфрида Буйонского.

На него обратили внимание иллюминаты — масонский орден, поставивший своей целью бороться с монархиями и христианской церковью. Глава иллюминатов, Вейсгаупт, обязался оказывать Калиостро финансовую поддержку взамен на обещание пропагандировать идеи этого тайного общества. С этого времени дела Калиостро пошли в гору. Чтобы замаскировать источник своих средств, он ежемесячно запирался в своём кабинете, давая понять, что в это время изготовляет золото.

31. Бюст работы Гудона

В своём новом амплуа Калиостро побывал в Голландии, в Германии, в России, но особенный успех он имел во Франции — родине философов и вольнодумцев. Ученики называли его «обожаемым отцом»; в знатных парижских домах стояли бюсты «Божественного Калиостро». Даже Гёте признавал, что «Калиостро во всяком случае замечательный человек». Во время своего путешествия на Сицилию он потратил много сил и времени, собирая сведения о Калиостро на его родине. Впоследствии на основе этих многочисленных записей создатель «Фауста» написал свою пьесу «Великий Копт».

Словом, Калиостро гениально удовлетворял потребность в демонических героях, которых так любила романтическая литература того времени.

Разъезжая по городам и весям, Калиостро в 1779 году объявился в Митаве. Здесь его встретила одна из наивнейших и преданнейших его поклонниц Элиза фон-дер-Рекке, урождённая графиня Медем. Позже эта дама опубликовала брошюру «Известие о пребывании славного Калиостро в Митаве в 1779 г». К приверженцам Калиостро принадлежали также масоны и алхимики графы Медемы.

Госпожа Рекке познакомила итальянского графа с местной знатью. Поведение его было безукоризненным: он не предавался ни обжорству, ни пьянству, ни другим излишествам; он проповедовал воздержание и чистоту нравов. Калиостро не скрывал, что мечтает распространить египетское масонство на северо-востоке Европы и с этой целью намерен основать в России масонскую ложу, в которую будут приниматься и женщины. Первая ложа образовалась в Митаве, куда вошло немало знатных людей города.

По вечерам он музицировал на клавесинах, взглядом зажигал и гасил свечи, выводил тени из графина с водой, а ещё рассказывал о житье в Египте и Медине, случайно обмолвившись, что поспорил однажды с самим пророком Мухаммедом.

32. Калиостро дает сеанс магии

Все ждали от графа чудес. Итальянец устроил для своих почитателей сеанс магии. Мальчик из семейства Медем, с которым предварительно была проведена беседа, вдруг обрёл дар ясновидения. В другой раз он вызвался найти клад, состоявший из сокровищ духовных книг и рукописей магического содержания, зарытых будто бы 600 лет тому назад на земле графа Медем. Клад, естественно, стерегли злые духи, и Калиостро предупредил, что предприятие сопряжено с ужасными опасностями, однако он готов рискнуть, ибо нельзя допустить, чтобы клад достался чёрной магии. Чародей указал место, где следует искать клад. Но прежде надо было победить злого духа; эта борьба продолжалась несколько дней. Наконец он объявил, что враг побеждён и что можно откапывать клад. Но дело было отложено ещё на некоторое время, а потом кудесник умчался в Петербург.

В Петербург он прибыл с дипломом испанского полковника графа Феникса. Двери аристократических салонов открылись перед ним не без помощи братьев-«каменщиков», русских масонов. Великий магистр Елагин, обер-гофмейстер, действительный тайный советник и статс-секретарь, встретил его с распростёртыми объятиями. К магическим упражнениям он относился с прохладцей, а то и вовсе с осуждением, но в возможность трансмутации посредством философского камня верил. Калиостро обещал открыть свой секрет и поделиться имеющимися у него запасами.

Неизвестно, сколь успешны были российские розенкрейцеры в своих изысканиях. Судя по сохранившимся рукописям, «высшее знание» дальше так называемого теоретического градуса не продвинулось.

В Петербурге Калиостро выдавал себя за искусного целителя, торговал эликсиром молодости, принимал больных, но денег не брал, напротив, даже раздавал их беднякам. Вскоре в свете заговорили о недавно прибывшем в Петербург чудотворце и его прекрасной супруге, Лоренце Феличиани, выдававшей себя за итальянскую принцессу Серафиму.

33. Лоренца

У последней появились многочисленные поклонники, в том числе и сам всесильный фаворит царицы, князь Потёмкин. «Принцесса» же, которой было двадцать пять, утверждала, что ей шестьдесят лет и что она владеет секретом вечной молодости и красоты. Знатные дамы и их почтенные мужья осаждали дом Калиостро и за огромные деньги получали «волшебную» настойку из обычных трав.

В некоторых источниках говорится о том, что Калиостро владел новомодным учением о животном магнетизме, то есть предшественником гипноза. Это предположение не лишено оснований, тем более, что свои «магические» сеансы Калиостро проводил, как правило, с детьми, которых отбирал сам, по-видимому, по уровню внушаемости.

35. Сенс с детьми

Императрица Екатерина Алексеевна весьма благосклонно относилась к Калиостро и его очаровательной супруге. Не прибегая сама к его услугам, она рекомендовала придворным общаться с графом для «пользы во всяком отношении».

В Санкт-Петербурге Калиостро «изгнал дьявола» из бесноватого Василия Желугина, которого родственники давно посадили на цепь, так как он, объявив себя Богом Сафаофом, бил всех смертным боем и при этом рычал. Лечение состояло в следующем: Калиостро подошёл к больному и со словами «Я — Марс» надавал ему оплеух. А затем велел связать, укутать в бараний тулуп и везти на Неву. Там бесноватого погрузили в лодку, а посреди реки выбросили в ледяную воду. А когда через минуту выловили баграми и откачали, рассудок к больному вернулся.

Он также предложил Потёмкину утроить его золотую наличность с тем условием, что одну треть золота возьмёт себе. Григорий Александрович, будучи богатейшим человеком Европы, согласился на это исключительно для развлечения. Две недели спустя золото было взвешено и подвергнуто анализу. Говорили, что золотых монет действительно стало больше ровно в три раза, и за это Калиостро якобы получил треть золота. Но, судя по тому, что из России Калиостро уехал гол как сокол, это неправда.

У масона, князя Гавриила Гагарина неизлечимо заболел десятимесячный сын. Медицина была бессильна. Князь как за последнюю надежду ухватился за Калиостро. Тот согласился лечить, но при условии, что ребёнка отдадут к нему в дом и навещать не будут. Родители согласились — и через месяц получили младенца здоровым.

Кто-то из недоброжелателей пустил слух о подмене, но поклонники Феникса уверяли, будто князь на радостях прослезился и выложил на стол мешочек, туго набитый золотыми империалами. Калиостро по обыкновению от денег отказался. Не уставая благодарить, Гагарин удалился в прихожую и, словно по забывчивости, оставил золото на подзеркальной консоли. Возврата не последовало.

Не исключено, что это ещё одна басня, но уж совсем ни в какие ворота не лезет утверждение, что Калиостро сжёг труп бедной крошки, желая произвести "палингенезис" то бишь возрождение.

Дальше подобного рода исцелений дело не пошло. Простой народ предпочли заморскому магу другого целителя — кривенького, с бельмом на глазу — Василия Ерофеича Воронова, за целковый изгонявшего все хвори особой водкой, настоянной на травах (эта водка получила в народе название «ерофеич»). А мимо дома, где снимал квартиру Калиостро, мужички проходили, крестясь и ускоряя шаг.

Сеансы общения с духами шли со скрипом. Публика реагировала без мистического восторга. Калиостро явно держали не за великого мага, а за артиста или фокусника.

36. Калиостро

К сожалению, до сих пор полностью не опубликован дневник шевалье де Корберона, поверенного в делах Франции в России, который принимал Калиостро у себя в Петербурге, оттуда можно было бы почерпнуть гораздо больше сведений о его пребывании у нас.

Чрезвычайно неблагоприятно на положении Калиостро в Петербурге сказался клеветнический слух о том, будто тогдашний испанский резидент напечатал в русских газетах заявление, что никакой граф Феникс на испанской службе никогда не состоял. Узнав о разоблачении фальшивого диплома, многие посчитали, что это рассердило императрицу, отдавшую приказ о высылке неугодного Калиостро. Однако никакой высылки на самом деле не было. Граф уехал добровольно, не найдя того, что искал.

Действительно, в единственной в то время газете «С.-Петербургские ведомости» никакого заявления испанского посланника нет. Зато есть объявление об отъезде Калиостро.

Согласно существовавшим правилам всякий убывающий за границу обязан был опубликовать троекратное уведомление о своём отъезде.

Калиостро так и поступил. Первая публикация появилась в номере 79 "Прибавлений" к "Ведомостям" от 1 октября 1779 года, посередине между извещениями мясника Готлиба Бунта и башмачника Габриэля Шмита. В номерах 80 и 81 было повторено в точности: «Г. граф Калиостро, гишпанский полковник, живущий на Дворцовой набережной, в доме г. генерал-поручика Виллера...»

Следовательно, никакого скандала вокруг «гишпанского полковника» не было. Его многочисленные псевдонимы были известны и не вызывали особых недоразумений.

Другая версия гласит, что императрица весьма ревниво отнеслась к увлечению Потемкина женой Калиостро, в связи с чем заезжей чете было предписано покинуть Россию «елико возможно поспешнее».

Но скорее всего подобные «занимательные истории» родились уже задним числом. Чего стоит напугавшая столичную полицию весть, будто бы означенный иностранец одновременно выехал с четырёх разных застав, везде оставив запись о своём отъезде!

«Он приехал сюда, называя себя полковником испанской службы и испанцем по происхождению, давая понять, что он колдун, вызывающий духов и приказывающий им. Когда я услыхала это, я сказала: человек этот совершенно напрасно приехал сюда; нигде ему не испытать большей неудачи, чем в России», — писала Екатерина в письме барону Мельхиору Гримму.

Пять лет спустя просвещённая государыня вывела Калиостро под трудно произносимым именем Калифалкжерстон в комедиях «Обманщик» и «Обольщённые», где крепко досталось и мартинистам, по созвучию именовавшимся мартышками.

37. Театр при Екатерине II

Премьера "Обманщика" состоялась 4 января 1786 года в Эрмитажном театре. Главное действующее лицо, по словам самой императрицы, «весьма живо представляет Калиостро».

Мошенник Калифалкжерстон обделывает свои дела в Петербурге, заявляя: «Я малые алмазы переделываю большими иногда для своей забавы. Например, безделушка, которая у тебя на руке, перстень, буде мне отдашь, я тебе его возвращу величиною в один камень, втрое противу того, как он теперь, лишь прибавь на сто червонных чистого золота». Вот, например, один его рассказ, пародирующий известные истории Калиостро: «Приходил ко мне на час Александр Великий… Я его знал, когда он завоевал Персию; он тогда прошёл с войском сквозь мои маетности; я ему поднёс анкерок вина моего винограда, который ему столько понравился, что на три дни остановился в моём доме со своими генералами, пил и ел со мною вместе, и последний вечер пьянёхонько встал из-за стола». Разумеется, все обещания Калифалкжерстона оказываются ложными, обманутый, плача, рассказывает, как граф «желая мне помочь в стеснённых моих обстоятельствах, варил для меня богатства много; но в один день котёл... котёл один лопнул, а другой... другой полетел на воздух!» Естественно, чтобы «сварить» богатство, выманивались золото и алмазы.

Как и положено в комедии, порок наказан: при попытке тайно уехать шарлатан схвачен, и при этом «нашли у него в карманах не токмо складень ваш, но ещё множество драгоценных вещей, принадлежащих прочим его знакомым, к кому был вхож, и кои, так как вы, сим бездельником обмануты нашлися…».

После возвращения в Европу Калиостро оказался помимо своей воли втянут в скандал с ожерельем королевы Марии-Антуанетты (мошенники выманили его у ювелиров от имени королевы), и его карьера закатилась.

Наш герой не учёл, что обострённый интерес к демонам во плоти испытывала также папская инквизиция. Против него свидетельствовала его жена Лоренца, и никакие магические знания на этот раз графу не помогли. Его арестовали и приговорили к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение. Последние 6 лет жизни Калиостро провёл, кочуя по тюрьмам инквизиции, в одной из которых и умер в 1795 году. Дверь в этой камере из соображений безопасности располагалась на потолке.

38.Скамья, на которой он скончался

На смену ему в конце XVIII века, во Францию из Австрии приедет Франц Месмер, который будет утверждать, что сверху идёт сильное излучение энергии и задача — правильно поймать эту энергию, перераспределить между своими последователями, а затем исцелять людей с ее помощью. Месмер станет заряжает воду: люди, чтобы исцелиться, должны пить её либо в неё окунаться…

Но это, как говорится, совсем другая история. История 90-х годов в нашей стране, если вам что-нибудь говорят фамилии Кашпировский, Чумак и Глоба.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney https://donate.stream/ya41001947922532

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2044339.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_sergeytsvetkov
Страницы: 371 ... 337 336 [335] 334 333 ..
.. 1 Календарь