-–убрики

 -я - фотограф

јнатоми€ духовности. Alex Grey

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в light2811

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.08.2010
«аписей: 25416
 омментариев: 34079
Ќаписано: 60332


÷≈Ќј »ЋЋё«»…: ќчарованные нарциссом

¬оскресенье, 29 јпрел€ 2018 г. 11:26 + в цитатник

÷≈Ќј »ЋЋё«»…: ќчарованные нарциссом

÷≈Ќј »ЋЋё«»…: ќчарованные нарциссом
√еннадий ћалейчук

”йти от другого можно лишь тогда,

когда возвратишь ему все то,

что ему предназначалось...

 

¬ статье описываетс€ феномен психологического насили€ в семье на примере отношений с нарциссом. “ермин «нарцисс» здесь используетс€ не в клиническом понимании, а скорее как партнер, который в отношени€х склонен к манипул€ции и использовании другого – его жертвы. ќтношени€ в статье представлены с позиции жертвы.

 

 

я буду в своем тексте рассматривать данный феномен (такие отношени€), использу€ дл€ этого пон€тие психологической игры как стереотипной, автоматической, неосознаваемой формы жизни человека с определенной структурой и четкой последовательностью этапов.

 

“ака€ «игра» не осознаетс€ и не распознаетс€ ее участниками как игра, а воспринимаетс€ ими как обычна€ жизнь.

 

Ќазову «актеров» этой игры Ќарциссом и ∆ертвой и далее попробую описать ее сценарий с позиции ∆ертвы, попутно ответив на следующие вопросы:

 

  •  акие приманки использует Ќарцисс, чтобы привлечь ∆ертву?
  •  то €вл€етс€ жертвой Ќарцисса?
  • ¬ какой ловушке оказываетс€ в итоге ∆ертва?
  •  акую цену ∆ертва платит за эти отношени€?
  •  ак освободитьс€ из нарциссической ловушки?
  • Ќачну с описани€ механизма игры.

 

ѕриманка. Ќарцисс «распускает свой павлиний хвост». ќн демонстрирует свое изобилие и щедрость либо намекает на них.

 

ќн как будто всем своим видом и поступками говорит вам: «я стою больше, чем есть. я особый. я могу дать вам что-то неверо€тное (внимание, чувствительность, включенность, любовь)». ќн выгл€дит, знающим, уверенным, самодостаточным, щедрым…

 

ƒефицит. ∆ертва нарцисса имеет какой-то дефицит: внимани€, любви, чувствительности, заботы, любви.

 

Ётот дефицит св€зан с опытом ее предыдущих контактов со значимыми людьми, в которых она оставалась «голодной».

 

Ёто дефицит человеческих потребностей, формирующий эмоциональную зависимость от другого и ведущий к формированию следующей установки:  «” ƒругого есть то, чего у мен€ нет!»

 

ѕрелюди€ или «танец Ќарцисса». » тут в окружении ∆ертвы по€вл€етс€ человек, который всем своим видом и  поведением показывает, что у него есть с избытком то, чего не хватает ∆ертве.

 

÷≈Ќј »ЋЋё«»…: ќчарованные нарциссом
 

” Ќарцисса есть два варианта демонстрации ∆ертве избытка ее дефицита:

 

ѕервый – он реально демонстрирует свои возможности: про€вл€ет максимум внимани€, заботы, чувствительности, поддержки, одобрени€, прин€ти€, безусловности…

 

«ѕартнер демонстрировал тотальное слушание, максимальную включенность, тем самым создава€ ощущение, насколько € дл€ него важна, что весь мир дл€ него во мне!»

 

¬торой – он создает ощущение, видимость наличи€ у него перечисленных выше достоинств. ¬ этом случае ему даже нет необходимости что-либо показывать, демонстрировать. ¬ажно вести себ€ так, чтобы у ∆ертвы сложилось убеждение, что у Ќарцисса есть с избытком то, чего ей не хватает.

 

«Ќаконец-то € встретила такого человека!». «ћне так повезло в жизни!».

 

Ќарцисс попадает под проективный образ идеального спутника жизни, сложившийс€ у ∆ертвы. Ётот образ далек от реального я Ќарцисса, но идеально совпадает с  его тщательно создаваемым фальшивым я, с которым он идентифицируетс€.

 

¬ итоге: «ћуж на пьедестале», «Ќа него нужно молитьс€!»

 

Ћовушки жертвы

 

»ллюзи€ 1. ” другого есть то, что нужно мне!

 

∆ертва в случае как первого, так и второго варианта поведени€ Ќарцисса верит, что нечто (то, что ей нужно) у него есть с избытком и что это нечто можно легко и беспреп€тственно получать от этого человека – то, чего ей так не хватало в ее жизни!

 

Ќарцисс прикармливает ∆ертву.  Ќо как только у ∆ертвы возникает перва€ иллюзи€ – он отнимает у нее то, что вначале давал с избытком, либо намекал на это. «» вдруг – хлоп – и этого больше нет! „то € делаю не так?»

 

»ллюзи€ 2. ≈сли € с ним, то и € тоже уникальна€!

 

∆ертва сливаетс€ с Ќарциссом, ее самооценка от этого возрастает. ¬озникает переживание своей избранности, уникальности. «я с ним себ€ чувствовала увереннее, сильнее».

 

ѕохоже, такого рода переживани€ и €вл€ютс€ тем психологическим выигрышем, ради чего ∆ертва терпит эти разрушительные дл€ себ€ отношени€.

 

»ллюзи€ 3. ≈сли сильно старатьс€, то можно получить то, что мне нужно!

 

«адача Ќарцисса – поддерживать иллюзии ∆ертвы.  ¬ажно, чтобы ∆ертва не разочаровалась в них.

 

ƒл€ этого Ќарцисс периодически должен подтверждать миф о том, что у него действительно есть то, что ∆ертве не хватает, и что ей нужно только лучше старатьс€ и тогда она получит то, в чем так нуждаетс€.

 

«ћне казалось, что нужно еще чуть-чуть постаратьс€, и € получу его признание и любовь...» 

 

¬ итоге, Ќарцисс создает зависимость от себ€. ќн уникальный и единственный – другого такого в мире нет.

 

ƒелать Ќарциссу это несложно, ему не нужно что-то разыгрывать и притвор€тьс€: он сам в это искренне верит,  это и есть его образ себ€.

 

ќдновременно он посто€нно подчеркивает, что другой ничтожный, никчемный. «десь мы встречаемс€ с внутренней расщепленностью нарцисса на пол€рности «грандиозный – ничтожный».

 

»дентифициру€сь с образом грандиозного себ€, Ќарцисс проецирует  непринимаемый образ ничтожного себ€ на своего партнера дл€ того, чтобы не встречатьс€ со своей тенью.

 

¬се, что Ќарцисс не принимает в себе, он «обнаруживает» у своего партнера. » начинает это активно обесценивать. ƒл€ этого Ќарцисс использует газлайтинг.

 

√азлайтинг – форма психологического насили€, в которой один человек посредством психологических манипул€ций заставл€ет другого человека сомневатьс€ в адекватности своего воспри€ти€ реальности, считать себ€ неполноценным, дефектным, ненормальным, неадекватным…

 

»спользовать газлайтинг Ќарциссу несложно, так как ∆ертва Ќарцисса полностью заземлена на нем, зависима от него. ќпиратьс€ на себ€ к этому времени ∆ертве оказываетс€ уже невозможно, а найти понимание и поддержку от других сложно.

 

ƒругие, даже близкие люди ∆ертвы, могут также попадать под очарование Ќарцисса.

 

Ќарцисс дл€ других поддерживает свой красивый, безупречный образ.

 

ƒаже если ∆ертва начинает искать поддержки со стороны других, указыва€ на «обратную сторону луны», другие в итоге могут искренне удивл€тьс€: «Ќе может такого быть!» «я его знаю. ќн не такой!», «ќн прекрасный, милый человек», «“ебе так повезло с ним!». «“ы его недооцениваешь!» «“ы с жиру бесишьс€, чего тебе не хватает?».

 

¬ результате такой «поддержки» ∆ертва лишь подтверждает идею собственной неадекватности.

 

Ќарцисс умеет ввести в заблуждение других относительно себ€, предъ€вл€€ им на обозрение свой €ркий «павлиний хвост».

 

÷ена иллюзий – упавша€ ниже плинтуса самооценка и полна€ зависимость партнера от Ќарцисса. Ёто отношени€, которые  лишают силы, забирают энергию.

 

„ем больше стаж таких отношений, тем сложнее ∆ертве освободитьс€, вырватьс€ из них.

 

«Ќет сил что-либо изменить, мо€ самооценка резко упала вниз», «я чувствую себ€ слабой, ни на что не годной!»

 

„еловек оказываетс€ в ловушке Ќарцисса: он не может больше опиратьс€ на себ€ и становитс€ зависимым от партнера.

 

≈сли отношени€ все же прекращаютс€…

 

«–еанимаци€ души»

 

¬ результате разрыва отношений у ∆ертвы возникает цела€ гамма сильных чувств – злость, ненависть, обида, отвращение…

 

Ёто те чувства, которые человек регул€рно подавл€л в себе в этих отношени€х, сделавшись в итоге нечувствительным к ним.

 

Ќесмотр€ на боль, котора€ их сопровождает, – по€вление и проживание всех вышеназванных чувств €вл€етс€ важным целительным процессом, в результате которого происходит возвращение чувствительности и возрождение души, ее реанимаци€.

 

ѕопытка проскочить этот этап и перейти сразу к прин€тию и прощению, безусловно, преждевременна.

 

Ќевозможно что-то прин€ть в себ€, если место зан€то негативом.

 

ƒл€ начала нужно освободить это место, очистить от скопившихс€ там залежей удержанных негативных чувств, отдать другому то, что ему предназначалось, но оказалось удержанным.

 

Ћишь тогда по€вл€етс€ возможность уйти. ”йти не физически, а эмоционально. ”йти к себе.  

 

Ќо это лишь первый шаг на пути к себе. Ќазову его «реанимаци€ души».

 

«–еанимаци€ я»

 

—ледующим шагом будет работа по «реанимации я».

 

»з описанных выше токсичных отношений я выходит слабым, зависимым, нечувствительным к себе.

 

Ќиже предлагаетс€ описание этапов работы по уточнению и осознанию идентичности: «я как человек». Ќамечу здесь основные направлени€ такой работы.

 

  • ¬озвращение чувствительности к собственным границам. Ќа первом этапе происходит распознавание и прин€тие таких важных дл€ этого чувств как агресси€ и отвращение. ¬ышеназванные чувства, как никакие другие, €вл€ютс€ опознавательными маркерами нарушени€ личных границ.

 

Ќа втором этапе важно научитьс€ экологично обращатьс€ с этими чувствами. Ёто вопрос выбора оптимальной формы их предъ€влени€ в зависимости от складывающейс€ ситуации. Ёто работа в модальности я – чувства. 

 

  • ¬осстановление и укрепление других модальностей я – мыслей, желаний, возможностей. ¬ажным здесь €вл€етс€ поиск и прин€тие своих я-желаний – чего € хочу? ƒл€ этого возможно придетс€ совершить путешествие в свое прошлое – вспомнить себ€ таким, когда вопрос «„его € хочу?» не казалс€ еще сложным, когда в я еще жило «’очу», а не только одно лишь «Ќадо».

 

Ёто также касаетс€ работы по «поиску своих мыслей» – «„то € думаю?». Ќо это должны быть мои собственные мысли – то что действительно думаю я! ƒаже если они идут вразрез с общественным мнением, вразрез с мнением авторитетов.

Ќу и отдельно по поводу модальности – возможности – „то € могу? «десь, как нигде, важным €вл€етс€ процесс экспериментировани€, совершение волевых действий-поступков, в результате которого по€вл€етс€ новый опыт и переживание «я могу» – это тот строительный материал дл€ я, на который можно опиратьс€.

 

–абота над модальностью «я могу» производитс€ после проработки модальностей «„увствую», «’очу», «ƒумаю».

 

  • –абота над идентичностью «я – ∆енщина».

 

¬ыше описываемые отношени€ с Ќарциссом крайне пагубно сказываютс€ на женской идентичности. —ледовательно, важной €вл€етс€ работа над открытием, уточнением и построением образа «я – ∆енщина».

 

ѕрорабатываютс€ все те же модальности (хочу, чувствую, думаю, могу), как и в случае работы над предыдущим образом себ€ «я – „еловек».

 

ќсновными рефлексивными вопросами здесь €вл€ютс€ следующие:

 

  •  ака€ € ∆енщина?
  • „то € хочу как ∆енщина?
  • „то € чувствую как ∆енщина?
  •  „то € думаю как ∆енщина?
  • „то € могу как ∆енщина?

 

¬озвращатьс€ к себе не поздно никогда.

***************************************************************************

«апись на индивидуальные сессии  и консультации

–убрики:  ѕсихологи€, психотерапи€


ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку