-Рубрики

 -Я - фотограф

Анатомия духовности. Alex Grey

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в light2811

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2010
Записей: 26507
Комментариев: 34325
Написано: 61675


Эпоха мастера

Четверг, 28 Июня 2012 г. 11:57 + в цитатник

Эпоха мастераepoha-mastera-mal 
коктейль счастья из четырёх ингредиентов

Я хочу поговорить о человеческом счастье с точки зрения психологии. Ведь не секрет, что именно психология занимается вплотную человеческим счастьем во всей полноте этого вопроса, этой проблемы, а другие области знаний и умений только претендуют на эту полноту, хоть и решая, но лишь некоторые - частные задачи.

Задача же психолога - сделать клиента счастливым, как задача парикмахера - сделать клиента хорошо постриженным.

Но не всё тут так просто. Иначе для того, чтобы стать психологом, потребовались бы только курсы при УПК.

Но ведь и быть счастливым - намного труднее, чем быть постриженным. Не так ли?

Психология - это наука гуманитарная. Поэтому у неё общая проблематика с философией, культурологией и многими другими гуманитарными дисциплинами.

Всем, кто интересуется психологией, и особенно проблемой человеческого счастья (конкретно для себя), я рекомендую плотное знакомство с личностью, идеями и трудами современного (живого, молодого и страшно популярного) философа и властителя дум молодёжи - Александра Куприяновича Секацкого.

Не так давно он ввёл в научный обиход такое понятие (претендующее почти на термин) как

ЭПОХА МАСТЕРА

И я, столкнувшись с его рассуждениями на эту тему, поняла - вот чему должны учить психологи-практики своих клиентов, когда те спрашивают их о счастье!

Кстати, идею (которую я сейчас буду излагать) придумал не Секацкий. Психология тоже знает подобные вещи. Но... Как-то вышло так, что знать-то она - знает, да вот конкретный психотерапевтический совет дал почему-то философ, а не психотерапевт.

Как Александр Секацкий объясняет, что такое «Эпоха мастера»?

И как это связано со счастьем?

Начались все эти его мысли: («Где секрет человеческого счастья?») с созерцания одной коллекции старинных швейцарских часов, что лежит в Эрмитаже.

Часы лежали под стеклом и были специально открыты, разобраны - так чтобы зрителю был виден весь механизм. И вот, что поразило нашего зрителя-философа: мельчайшие шестерёнки, которые глаз тогдашнего «потребителя» никогда бы и не увидел, были покрыты тончайшей декоративной... резьбой. Такой же сложной, какой был покрыт и внешний фасадный корпус...

Думающий человек сразу задастся вопросом: это какую же надо иметь такую философию жизни, чтобы заниматься кропотливейшим трудом там, где это (с точки зрения современного человека) «никому не нужно»?

Это в какую надо жить эпоху?

Секацкий назвал эту эпоху и эту философию жизни - «Эпоха мастера»...

А ведь действительно, давайте займёмся исторической реконструкцией и попытаемся представить себе человека, который работал ТАК... Какое у него было лицо, когда он всё это кропотливо творил?

Секацкий (и не только он) делают однозначный вывод: как бы мы ни назвали этот стиль жизни, этот стиль однозначно приводил к тому, что люди, придерживающиеся его, имели-таки СЧАСТЬЕ.

А вот мы (живущие в как бы «противоположную» эпоху) как раз-таки бегаем за счастьем к психотерапевтам и на разные другие «курсы». И не обретаем.

Приведу другой пример.

Мой любимый Пётр Вайль, в своей книжке-путеводителе «Гений места» описывает знаменитый памятник мировой архитектуры - Миланский Собор.

И Вайль приводит слова английского поэта Шелли, что, мол, крыша Миланского собора - это единственное место на земле, где можно и нужно - стоять и читать Данте...

А почему? А есть нюанс у этой самой крыши Миланского собора.

На крыше собора - 3400 статуй и разных других химер. Лес, парк из скульптур... По крыше гуляют, как у нас гуляют по Арбату. Но по крыше гуляли не всегда. В ту эпоху, когда собор строили - точно никто не гулял.

Так вот, на высоте 80 метров, полуспрятанная за какой-то громоздкой колонной, в тридцати метрах от глаза любого гуляющего по крыше (ближе просто никому не подобраться!) стоит маленькая прекрасная статуя - тщательнейшей выделки!

Пётр Вайль говорит: «Какова же сила художественного бескорыстия!»

Вайль называет это художественным бескорыстием... Запомним это выражение.

Ведь это название «лекарства» для «рецепта» человеческого счастья, который мы с вами выпишем сейчас самим себе.

Можно возразить на всё это: те времена прошли. Давно уже ушли те швейцарские мастера, которые наносили резьбу в стиле барокко на шестерёнки часов... давно ушли мастера, вырезывающие скульптуры, что видны только голубям да современным туристам с супер-камерой...

И Господу Богу, хочется добавить...

Вот почему они так старались! Ну как? Мы с Вами раскрыли секрет «Эпохи мастера»?

Ведь не для начальника, не для «приёмки», не для «комиссии по контролю качества» делали они свою тщательнейшую «никому не нужную» кропотливую работу.

Они это делали - для вящей Славы Господней, эти люди ушедших времён.

Они верили «во что-то такое», что увидит, углядит своим Оком их труд и ... оценит.

И когда они трудились в эту свою «славу Божию», они, вероятно, испытывали самое настоящее ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ.

И психологи с этим согласны, что - да, именно так вырабатывается счастье.

Они (психологи) давно знают, какой труд приносит высочайший экстаз, а какой - депрессию.

Когда человек выполняет свою работу из-под палки, для начальника-самодура, ещё для непонятно кого... вот тогда он несчастен, вот тогда он подобен рабочему скоту, пашущему весь свой век в каменоломнях...

Сравните труд человека, который живёт в «эпоху мастера» и труд человека, который изготовил ну, скажем, стул, на котором Вы сейчас сидите...

И скажите мне, как психолог психологу: кто из этих двоих тружеников был счастлив?

Я отвечу Вам - подлинное счастье (не имеющее ничего общего с дешёвеньким «оптимизмом») увидит даже слепой - в работе швейцарца-часовщика, в работе скульптора-резчика Миланского собора...

Ну разве будет несчастливый, суетливый недовольный всем, ненавидящий мир и свои условия труда человек - вырезать изысканнейший орнамент на рабочей шестерёнке? А?

А разве будет счастливый человек делать вот этот топорный стул, который ломается под Вами, едва Вы его купили?

Получается, что мы живём в самую настоящую «эпоху Не счастливых людей». Потому что нас окружают предметы, которые сделаны для начальника, для непонятного «среднего потребителя», обсчитанного и выведенного на бумаге идиотами-маркетологами. А ещё мы работаем для зарплаты...

А главный лозунг нашей эпохи: «Ну пипл же хавает»...

И вот что у нас получается. Оглянитесь на предметы своего быта и выгляните в окно - на архитектурку. Впечатляет?

Археологов будущего будет просто тошнить, когда они начнут раскапывать архитекторов настоящего и наш культурный слой, состоящий из обломков икеи.

Вы можете сказать, что те времена счастья ушли...

А я Вам скажу и убедительно докажу, что это - не так!

И в этом заключается главный-преглавный ПОЗИТИВНЫЙ, жизнеутверждающий и ПСИХОТЕРАПЕВТИЧНЫЙ месседж моих рассуждений.

Начнём с Лукино Висконти. Он - наш с Вами современник. И он жил как раз-таки в разгар эпохи ширпотреба. Но вот, почитайте, как он снимал свои фильмы!

Даю слово Петру Вайлю.

«Висконти требовал на съёмках фильма «Леопард», чтобы платки в комоде были высочайшего качества и с монограммами князя Фабрицио ди Салина. Зачем? Когда по сюжету герой лишь выдвигает ящик, но ничего оттуда не достаёт? Миланский аристократ Висконти ответил нью-йоркскому плебею Берту Ланкастеру - «На платки с монограммами Вы будете смотреть по-другому».

Запомним эту фразу, она тоже войдёт в наш «мезотерапевтический коктейль счастья».

Ну а дальше Вайль пишет вот что: «Разумеется, Висконти не укладывался в сметы, сроки, размеры... Он снял всего за всю свою жизнь 14 полнометражных фильмов. Они идут 33 с половиной часа. Вот, на что была потрачена жизнь. Одна шестерёнка ...

Зато разговор о его фильмах всегда выводится за рамки только кино - к миланской опере, к миланской архитектуре.

Вы поняли рецепт счастья?

Он в том - как нужно работать.
1.художественное бескорыстие,
2.работа не для начальника, а во славу Божию,
3.и наконец, на платки с монограммами Вы будете смотреть по-другому.

Когда-то немецкого поэта Рильке спросили, для кого он пишет свои стихи. И тот ответил: «Для себя и для гипотетического Альтер Эго».

Это сказал человек, который не любил разбрасываться такими словами как: Бог, Божественное...

Я тоже не люблю. И понимаю Рильке. Человек, который не любит говорить вслух о Боге, всегда будет замещать понятие Бога более... сдержанным, что ли, понятием - «альтер Эго» или в переводе: «моё воображаемое идеальное второе Я».

Вот и нужно нам с вами работать - как завещал Рильке: для себя и для воображаемого альтер эго.

Это рецепт счастья, если Вы помните.

Вы можете возразить: при чём здесь аристократы, когда мы не аристократы?

Но мой психотерапевтический и оптимистичный сказ не боится никакой критики. У меня есть ещё один аргумент - наверное, самый главный!

Да. век мастеров-часовщиков давно отгремел. (Что однако отнюдь не означает, что он никогда не вернётся!)

Да. Не все из нас родились в семье аристократов по фамилии Висконти.

Но вот, что заметил всё тот же философ нашей современности - Александр Секацкий.

Как-то будучи в одном из музеев Америки, он попал на выставку первых компьютеров, которые так же, как и часы в Эрмитаже, лежали в разобранном виде.

(Эта история очень напоминает первую и до смешного перекликается с ней).

И Секацкий обратил там внимание на ... пайку схем. Это была пайка, которая уж точно не была адресована НИКОМУ ибо была упрятана вглубь компьютера.

И пайкой этой занимались отнюдь не аристократы духа и рода - а простые парни.

Однако паяльщики первых компьютеров, вместо того, чтобы паять машинально, механистично и ... тупо, оказывается паяли - художественно.

Ну, художества их были отнюдь не барочные, признаюсь сразу. Они паяли в форме цветочков, забавных рожиц, имён, а также непристойных слов...

Но вот каким вопросом задаётся Александр Секацкий...

А для чего?..

А для чего они так паяли?

И делает вывод, вспоминая знаменитое высказывание Будды:

В любом Пути, самое главное - это оглядываться по сторонам. Даже если это Путь-к-Совершенству

Обязательно считать ворон! (Добавляет Секацкий) Обязательно оглядываться по сторонам!

Секацкий делает вывод: работать ТАК - это вообще насущная биологическая (или экзистенциальная, скорее) потребность любого живого человека!

В какую бы эпоху он ни жил и к какому сословию бы ни принадлежал.

Вот нам и четвёртый ингредиент для «мезотерапевтического коктейля счастья».
1.художественное бескорыстие,
2.работа не для начальника, а во славу Божию,
3.на платки с монограммами Вы будете смотреть по-другому,
4.и, наконец: в любом Пути, самое главное - это оглядываться по сторонам, даже если это Путь к совершенству.

Для тех, кто не понял точно смысл выражения Петра Вайля «художественное бескорыстие»...

Для тех, кто не понял смысл выражения «художественное бескорыстие», я напомню, что это - когда ты вырезаешь статую до мельчайшей детали, зная, что эту статую никто не увидит. Никто, кроме Господа Бога и ... Петра Вайля через 500 лет...

Художественное бескорыстие это работа и отношение к жизни «не тяп-ляп».

Это работа над теми мелочами, которые никто никогда не увидит.

Например, это ухоженные пятки - зимой, когда мы ходим в шубе и сапогах. Это красивое и дорогое бельё, которое никто не увидит, потому что мы идём отнюдь не на свидание...

Это привычка всё делать:
медленно,
тщательно,
с любовью,
с оглядкой на Всевидящее Око.

Только так можно повысить качество своей жизни и испытывать счастье - ежедневно.

Конечно, Вы не будете укладываться в схемы, в сроки, в бюджет. Конечно, Вы не будете успевать сделать половину дел. Но зато оставшаяся половина будет сделана так, как надо.

Кстати, именно так лечится суетливость и мелкотравчатость нашего бытия.

Не успели сделать половину своих дел? Ах! Да нужно, чтобы Вы не успели сделать 75% из того, чем Вы обычно заняты! Как корабль, облепленный ракушками, Вы облеплены псевдо-хлопотами, и каждое «дело» выполняется нами на твёрдое «два»...

Если захотите, Вы будете не укладываться в схемы, расписание и бюджет, как не укладывался в них Лукино Висконти. Вы Выпрыгнете из прокрустова ложа серости, и пойдёте спать на воздух.

И тогда у Вас будет шанс стать таким же умницей, каким был Висконти, или... просто прожить свою жизнь с гордо поднятой головой человека, который никуда не торопится, человека, который счастлив каждую секунду своего вдумчивого и неторопливого бытия...

Но у Вас всегда есть выбор, как жить. И этот выбор - за Вами. Вы можете фыркнуть и пожать плечами и забыть всю эту чушь, которую нагородили я, Пётр Вайль и Александр Секацкий.

И также Вы всегда можете «сделать ручкой» этой эпохе, чтобы отправиться жить в свою отдельно взятую «Эпоху Мастера»...

Ибо только там живёт счастье. Вот, в чём секрет.

По затронутой теме Вы можете также прочитать мою статью «Жизнь как чудо».

Елена Назаренко

Рубрики:  Психология, психотерапия
эзотерика, духовный путь, просветление, мистика


Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

smotruivijuvich   обратиться по имени Пятница, 29 Июня 2012 г. 06:33 (ссылка)
Вы какие-то неправильные психологи и философы, - даже не удосужились разобраться в том, что такое счастье само по себе.
Вон, немцы, они тоже щепетильные и привыкли всё делать скрупулезно:
медленно,
тщательно,
с любовью,
с оглядкой на Всевидящее Око.
Они мастера многих дел, и при этом их, таких счастливых мозговых паразитов, смог обмануть и организовать против всего мира какой-то Гитлер и его насильственная нацистская идеология. Также щепетильно и "с оглазкой на всевидящее око" эсесовцы потрошили евреев, цыган и просто кучу ни в чем не повинного народу. Думаю, они были более чем с-частливы.
Ваша "эпоха мастера" - это просто проекция вашего ума. Есть и сейчас люди добросовестно относящиеся к своей работе они и знать не знают ни о какой "эпохе мастера". Просто делают и радуются, а вы ерунду придумали какую-то от безделья.
И эта скрупулезность - далеко не единственный способ повысить качество своей жизни и испытывать счастье. Вы заблуждаетесь.
С-частью - ответ в самом слове: это зависимость человека от какой-то части - не важно, что это именно (работа, человек, хобби, насилие), важно, что счастье не позволяет человеку быть радостным самому по себе, без всех этих частей. Поэтому счастье - это не предел, это лишь промежуточное звено на пути человека к сознательности. Немцы со всеми своими пытками дальше счастья в своем развитии не пошли - они были рабы своего счастливого ума. Только сознательный человек может пойти дальше счастья.
Кажется очевидным, что есть нечто большее, чем счастье. Оно не подпадает под зависимость, оно независимо ни от чего. В таком состоянии были Будда, Христос, Ошо, еще куча всяких мастеров, которые также ничего не знали ни про какую "эпоху мастеров" и её окончании или еще какие придуманные бредни. Эпоха мастеров продолжается вечно для единиц, она никогда не заканчивается, а все остальные (большинство) настолько ленивы, что ищут только счастья и никогда его не находят, так как не делают того, что им нравится.
И, пожалуй, воспользовавшись вашим советом, Я фыркну, пожму плечами и забуду всю эту чушь, которую нагородили Вы, Пётр Вайль и Александр Секацкий. Вы однозначно заблуждаетесь и придумали что-то про мастеров, и хотите остальным голову запудрить. Нет никакой "эпохи мастеров", она только в ваших головах. Есть удо-вольствие, есть с-частье, и есть блаженство. - для тела, для ума и для души соответственно.
Большинство несчастливо (страдает от своей головы), немногие счастливы и единицы блаженны - и это происходит прямо сейчас.
С-частье - это всего лишь придуманная умом категория для тех, кто не в силах дотянуться до блаженства, а блаженство ни от чего не зависит - оно божественно. Я знаю много людей, находящихся в состоянии блаженства, они среди нас и быстро портятся, присмотритесь к детям.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку